2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Декоративно-прикладное искусство в начальных классах_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Павлова Наиля Ахатовна _________________
 
 
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины : сформировать у обучающихся профессиональные компетенции в образовательной области декоративно-прикладного искусства; теоретически и практически подготовить к созданию творческих работ с использованием различных способов обработки художественных материалов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вариативные учебники по русскому языку
2.1.2
Литературное развитие детей
2.1.3
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.4
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.5
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.1.6
Технологии начального литературного  образования
2.1.7
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.8
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.9
Формирование УУД у младших школьников
2.1.10
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.11
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.12
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.1.13
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.14
Теория начального литературного образования
2.1.15
Технологии начального математического образования
2.1.16
Технологии начального языкового образования
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.19
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.20
Теория начального математического образования
2.1.21
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.22
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.23
Теория начального языкового образования
2.1.24
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.1.25
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.26
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.27
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.28
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.29
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.30
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Декоративно-прикладное искусство в начальных классах;
3.1.2
преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Декоративно-прикладное искусство в начальных классах;
3.2.2
проектировать образовательный процесс с использованием  технологий,  направленных на получение требуемого образовательного результата
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Декоративно-прикладное искусство в начальных классах;
3.3.2
инструментами и оборудованием, применяемыми при изготовлении изделий ДПИ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы обучения ДПИ

 
1.1
Народное и ДПИ в системе ценностей культуры. Понятие декоративно- прикладного искусства.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
1.2
Виды произведений народного декоративно-прикладного искусства  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
1.3
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по ДПИ  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 2. Народные художественные промыслы

 
2.1
Форма, материал, декор. Приемы исполнения: традиционность народного искусства, орнамент. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.2
Наброски. Творческие работы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
2.3
Роспись по дереву  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 3. Народный костюм

 
3.1
Татарские костюмы, Русские костюмы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2
Народный костюм (русский, татарский, костюма народов Поволжья и др.)   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
3.3
Эскизы ансамблей женского и мужского татарского и русского народного костюма для северных и южных территорий России, изучив его символический и образный смысл.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 4. Методика освоения декоративной росписи

 
4.1
Хохломская роспись, Городецкая роспись, Полхов-Майданская роспись, Мезенская роспись, Жостовская роспись, Гжельская роспись.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
4.2
Формирование умений свободного владения инструментом, регуляции рисовальных движений  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
4.3
Освоение графических образов, графических элементов хохломской, городецкой, жостовской росписи: листьев, цветов, птиц, рыб, ягод и т.д. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
4.4
Мезенская роспись, Жостовская роспись, Гжельская роспись.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 5. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек

 
5.1
Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
5.2
Сведения об организации трудового процесса в мастерской глиняных игрушек  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
10
0
 
5.3
Выполнить эскиз, лепку и роспись глиняной игрушки (каргопольская, филимоновская, дымковская).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 6. Методика работы над тематической декоративной композицией

 
6.1
Композиция на создание равновесия с использованием схем членения плоскости на части по принципу статики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
6.2
Основные принципы организации декоративной композиции, способах размещения изображаемых объектов на формате, плоскости, их взаимосвязи с учетом оптических иллюзий, возникающих при восприятии.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
10
0
 
6.3
Разработка технологической карты. Урок-игра, проблемный урок, урок- восхождение, урок-образ, урок- вернисаж, урок-праздник искусств, урок -путешествие, урок-экскурсия, урок- диспут, урок-конференция (на выбор обучающегося)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания на зачет

1. Дайте определение понятием «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство», «народный промысел», «традиция», «народный мастер».

2. Почему нежелательно переселение мастера из места бытования того или иного промысла?

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции произведений ДПИ.

4. Дайте характеристику орнамента как способа  художественного проектирования и жанра ДПИ.

5. Дайте определения понятиям: «узор», «орнамент», «орнаментальный мотив»,  «стилизация».

6. Какие мотивы преобладали в орнаментальных композициях?

7. Каковы региональные особенности гжельской и скопинской художественной керамики?

8. Какие изобразительные мотивы использовались в гжельской росписи?

9. Сделайте сравнительный анализ произведений дымковской и филимоновскаой игрушки.

10. Назовите характерные особенности каргопольской народной игрушки.

11. Расскажите об истории изразцового дела?

12. Кто создал первые фабрики изготовления лаковых шкатулок?

13. Какие промыслы лаковой миниатюры находятся в Ивановской области?

14. Расскажите о технологии выполнения лаковых миниатюр. Есть ли разница ее осуществления в центрах Палеха, Холуя, Федоскина и Мстеры?

15. Чем отличается миниатюра Мстеры от Палеха и Федоскино?

16. Как мстерские мастера выстраивают композиции в своих произведениях?

17. Какую роль играет пейзаж в миниатюрах Мстёры?

18. Какой из промыслов – Жостово или Нижний Тагил – является родоначальником лаковой живописи по металлу в России?

19. Из какого материала изготавливались первые жостовские подносы?

20. Назовите этапы выполнения жостовской росписи?

21. Выделите основные технологические различия в нижнетагильской и жостовской росписи?

Задание

1. Составьте словарь центров народных художественных промыслов (название, место расположения, время возникновения, краткая характеристика художественных особенностей промысла).

2. Дайте эстетический анализ художественных росписей по дереву.

3. Дайте таблицу сравнительной характеристики народной глиняной игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская).

4. Составьте таблицу сравнительной характеристики лаковой миниатюрной живописи (палехской, мстёрской, федоскинской и холуйской).

5. Составьте таблицу «Символика древнего искусства», применяемых в разных видах народных художественных промыслов.

6. Подберите мифы, загадки, сказки, пословицы, поговорки, в которых явления природы наделены чудодейственной силой.

7. Срисуйте знаковые символы мотивов с произведений народных мастеров.

8. Составьте словарь из 10 мифологических образов, которые трансформируются в декоре предметов народного быта.

9. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика русских кружев»

10. Выполните зарисовки орнамента с народной вышивки.

11. Подберите иллюстрации или сделайте зарисовки к одному из видов народного и декоративно-прикладного искусства.

12. Составьте таблицу «Семантика основных образов народного искусства».

13. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика особенностей русской матрешки».

14. Выполните зарисовки лоскутной техники.

15. Подберите иллюстрации или сделайте зарисовки мотивов дагестанских ковров.

16. Выполните зарисовки мотивов федоскинской лаковой миниатюры.

17. Выполните зарисовки мотивов мстёрской и палехской лаковой миниатюр.

18. Выполните зарисовки мотивов Жостовского и Нижнетагильского промыслов росписи по металлу.

19. Выполните зарисовки мотивов с художественных изделий ростовской финифти.

20. Выполните зарисовки мотивов с великоустюжских гравюр.

21. Выполните зарисовки орнамента древних традиций русской скани с произведений Красносельского ювелирного промысла.

22. Выполните зарисовки с произведений художников тобольской резьбы по кости.

23. Выполните зарисовки с произведений художников холмогорской резьбы по кости.

24. Выполните эскизы орнаментальной композиции для украшения долганской женской парки.

25. Выполните эскизы орнаментальной композиции подарочной вазы в стиле традиционной техники Гусь-Хрустального завода.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Подготовить письменное сообщение, по  материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

1. Происхождение и символика образов домовой резьбы Поволжья в XIX в.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2. Развитие традиций русской деревянной игрушки в Сергиев-Посадском и Богородском промысле.

3. Нижегородская деревянная игрушка.

4. Художественное своеобразие городецкой росписи по дереву и отражение в ней древних иконописных традиций.

5. Многообразие видов хохломской росписи по дереву и их художественные особенности.

6. Образы росписей Северной Двины: их происхождение и художественное своеобразие.

7. Художественная эволюция русских изразцов.

8. Образный строй гжельской росписи.

9. Скопинская керамика – традиции и современность.

10. Современные тенденции развития промыслов русской глиняной игрушки.

11. Каргопольская и филимоновская глиняная игрушка (сравнительный анализ).

12. Вологодское и вятское кружево (сравнительный анализ).

13. Крестецкая строчка и традиции строчевой вышивки Русского Севера.

14. Лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства.

15. Основные центры ковроткачества в России.

16. Федоскинская лаковая миниатюра как явление взаимодействия крестьянского искусства с городской народной художественной культурой.

17. Мстёрская и Палехская лаковая миниатюра (сравнительный анализ).

18. Жостовский и нижнегагильский промыслы росписи по металлу (сравнительный анализ).

19. Технологические особенности художественных изделий с ростовской финифтью (перегородчатая, выемчатая, по скани, по рельефу, расписная (живописная миниатюра), витражная, «гильоше», транспарантная).

20. Художественно-стилевые особенности эмалей Ростова Великого.

21. Великоустюжский черневой промысел и его связь с  гравюры XVIII – XIX вв.

22. Проявление древних традиций русской скани в произведениях Красносельского ювелирного промысла.

23. Ростовская финифть и традиция эмальерного дела на Руси.

24. Тобольский промысел резьбы по кости.

25. Холмогорский промысел резьбы по кости и Шемогодский промысел резьбы по бересте: взаимовлияния и специфика.

26. Региональные особенности художественной обработки кожи Севера и в Центральной России.

27. Становление и развитие стеклоделия в России.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.; ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шокорова, Л. В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
Л1.2
Бухарова, И. С.  
Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08212-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454019 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Хворостов, А. С. 
Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства: работы по дереву : Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства: работы по дереву : практическое пособие для среднего профессионального образования / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 152 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11449-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Соколова, М. В.  
Музейная педагогика : учебное пособие для вузов: Музейная педагогика : учебное пособие для вузов / М. В. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09635-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428261
Издательство Юрайт, , 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
ответственный редактор Л. В. Байбородова
Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08189-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452317
Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. 
 
Э2
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» 
 
Э3
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.2
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.7
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.8
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.9
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.10
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.11
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающуюся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную

позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к

ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.

Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с  ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут

использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с ОВЗ  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  «Декоративно-прикладное искусство в начальных классах» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.