Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М. Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Вопросы и задания на зачет
1. Как восприятие цвета зависит от освещения? Как изменяются цвета на расстоянии?
2. Как различаются между собой результаты оптического и механического смешения основных цветов? Приведите примеры смешения цветов в полиграфии.
3. Как учитывают основы цветоведения при создании обьектов промышленного дизайна? Приведите примеры
4. Какие основные концепции развития дизайна вы знаете? Что такое "Баухауз"? Какие задачи обучения решали во ВХУТЕМАСе?
5. Какие цвета называют выступающими, а какие — отступающими? Расскажите о том, какую роль играет символика цвета для раскрытия идейно-образного содержания произведения изобразительного искусства. Приведите примеры.
6. Каким образом можно создать новые формы? Что такое эргономика? Расскажите об основных этапах эволюции формы писчего пера.
7. На чем основано оптическое смешение цветов? Приведите примеры оптического смешения цветов.
8. На что влияет цветовая среда нашего окружения? Приведите примеры?
9. Назовите ведущих зарубежных и российских модельеров, занимающихся дизайном одежды? Коротко охарактизировать их творчество.
10. Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их. Расскажите о применении светлотного и цветового тона в живом. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры основ и характеристик цвета.
11. Перечислите ахроматические цвета. Какие цвета входят в группу хроматических цветов? Где есть все цветовые волны? Какие цвета называют теплыми и холодными? Приведите примеры живописных произведений, написанных в определенной цветовой гамме.
12. Проведите эксперимент - подберите кусочки материалов с различной фактурой и покройте их краской одного цвета. Расскажите о влиянии разной фактуры на восприятие цвета.
13. Расскажите о художественно-выразительных средствах дизайна. В чем заключается особенности дизайнерского подхода к проектированию вещей? В каком году и в какой стране возникло искусство дизайна?
14. Расскажите об особенностях творческого метода художников-пуантилистов.
15. Расскажите об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приведите примеры из собственного опыта. Расскажите о символическом значении различных цветов. Как можно развить восприятие цвета?
16. Скажите, могут ли краски художника точно передать силу света и яр¬кость цветов, объектов природы. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры механическо¬го смешения основных и дополнительных цветов с серым, черным и белым. Найдите интересную образную форму для этой таблицы.
17. Чем заняты художники, работающие в области графического дизайна? Что такое визаж? Что такое макиаж? С какими материалами работает визажист?
18. Что необходимо учитывать в цветовом решении интерьера?
19. Что необходимо учитывать дизайнеру в процессе создания новой формы предмета? Что общего и какие и различия есть в творческом методе дизайнера и инженера?
20. Что такое дизайн? Дайте определение. Кто работает нал созданием промышленных изделий. Какие виды дизайна вы знаете? Что входит в понятие "промышленный дизайн"?
21. Что такое фитодизайн? С каким материалом работают художники в этой области? Расскажите о возможностях дизайна среды и экологического дизайна
Задание
Восприятие и символика цвета
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Расскажите об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приве¬дите примеры из собственного опыта.
2. Расскажите о символическом значении различных цветов.
3. Как можно развить восприятие цвета?
4. Как восприятие цвета зависит от освещения?
5. Как изменяются цвета на расстоянии?
6. Какие цвета называют выступающими, а какие — отступающими?
7. Расскажите о том, какую роль играет символика цвета для раскрытия идейно-образного содержания произведения изобразительного искусства. Приведите примеры.
О природе цвета
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Расскажите о природе цвета. Назовите спектральные цвета и дайте ml характеристику.
3. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?
4. Где есть все цветовые волны?
5. Какие цвета называют теплыми и холодными? Приведите примеры живописных произведений, написанных в определенной цветовой гамме.
Основные, составные и дополнительные цвета
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Перечислите основные цвета.
2. Какие цвета называют составными или производными цветами?
3. Что представляет собой цветовой круг? Как можно получить цветовые круги из 6, 12, 24 и более цветов?
4. Какие цвета называют дополнительными? Как можно определить пары
дополнительных цветов? Приведите примеры.
5. Выполните таблицу по цветоведению: составьте цветовой круг из 24 цветовых оттенков, придумайте для него оригинальную форму.
6. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры определения и применения дополнительных цветов.
Основные характеристики цвета
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их.
2. Расскажите о применении светлотного и цветового тона в живом
3. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры основи характеристик цвета.
Локальный цвет
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Что такое локальный цвет предмета? Как он изменяется при различном освещении?
2. Может ли локальный цвет предмета состоять из разных оттенков?
3. Проанализируйте любую репродукцию живописного полотна К.Брюл¬лова с точки зрения изменения локальных цветов.
Цветовые контрасты
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Как проявляет себя одновременный цветовой контраст?
2. Расскажите о явлении последовательного цветового контраста.
3. Приведите примеры пограничного цветового контраста.
4. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры одновремен¬ного, последовательного и пограничного цветового контраста.
Смешение цветов
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Как различаются между собой результаты оптического и механическо¬го смешения основных цветов?
2. Приведите примеры смешения цветов в полиграфии.
3. На чем основано оптическое смешение цветов? Приведите примеры оптического смешения цветов.
4. Расскажите об особенностях творческого метода художников-пуантили¬стов.
5. Скажите, могут ли краски художника точно передать силу света и яр¬кость цветов, объектов природы.
6. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры механическо¬го смешения основных и дополнительных цветов с серым, черным и белым. Найдите интересную образную форму для этой таблицы.
Колорит
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Что такое колорит?
2. Что можно выразить на картине с помощью колорита?
3. Приведите примеры различного колористического решения живопис¬ных полотен.
4. Каково значение тональных отношений в достижении колористичес¬кого единства полотна?
5. Расскажите о значении колорита в передаче идейно-образного содер¬жания картины. Сделайте сравнительный анализ нескольких картин разных художников.
Типы цветовых гармоний
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Приведите примеры двухцветной гармонии.
2. Приведите примеры контрастов двух основных цветов или двух груш цветов.
3. Как можно определить гармоничное сочетание четырех цветов?
4. Приведите примеры гармоничного сочетания трех цветов. Как их мож¬но найти в цветовом круге?
5. Можно ли достигнуть гармоничных цветовых сочетаний с помощью цветовой гаммы, ограниченной пределами малого интервала в цветовом круге?
6. Является ли гармоничной гамма, в которой все цвета подчинены одно¬му главному цвету?
7.Могут ли гармонично сочетаться между собой шесть цветов? Как ю; найти в цветовом круге?
8. Могут ли гармонично сочетаться цвета ахроматической гаммы?
Подготовить письменное сообщение, по материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).
1. Графический дизайн и его разновидности.
2. Промышленный дизайн и его разновидности.
3. Средовой дизайн и его разновидности.
4. Перспективные направления дизайна.
6. Футуродизайн.
7. Экологический дизайн.
История техники, открытий и изобретений как предыстория дизайна
1. Изобретение книгопечатания.
2. Изобретение очков и компаса.
3. Изобретения Леонардо да Винчи.
4. Паровой двигатель Джеймса Уатта.
5. Использование парового двигателя в других изобретениях.
6. Изобретение фотографии.
7. Летательные аппараты Фердинанта Цеппелина.
8. Изобретения Томаса Эдисона.
9. Изобретение телефона.
10. Изобретение радио.
Зарождение и развитие дизайна в XIX--ХХ веках
1. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона.
2. Эйфелева башня.
3. Первая американская машина Чарльза Дьюри.
4. Готфрид Земпер – пионер дизайна.
5. Идеи Джона Рескина.
6. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде.
7. Башня Шухова Владимира Григорьевича.
8. Баухауз.
9. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.
10. Энди Уорхол
Особенности развития дизайна в XXI веке
1. «Манифест творческого роста» Брюса Мау.
2. Марим Рашид.
3. Токуджин Йошиока.
4. Матали Крассе.
5. Фабио Новембре.
6. Анне Куинн.
7. Фернандо и Умберто Кампана.
8. Хелла Йонгериус.
9. Антонио Читтерио.
10. Маартен Баас.
Стили в дизайне, искусстве и архитектуре
1. Движение «Искусств и ремесел».
2. Эстетическое движение.
3. Японизм.
4. Ар нуво.
5. Модерн.
6. Боз-арт.
7. Футуризм.
8. Ар деко.
9. Югендстиль.
10. Баухауз.
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с ОВЗ
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающиеся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.