2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Дизайнерская обработка материалов_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дизайнерская обработка материалов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Павлова Наиля Ахатовна _________________
 
 
Дизайнерская обработка материалов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М. Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается формировании у обучающихся профессиональных компетенции в образовательной области дизайнеская обработка мматериалов, а также теоретическая и практическая подготовка обучапющихся к созданию дизайнерских работ с использованием различных способов обработки художественных материалов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
владеть теоретическими основами изобразительного искусства и дизайна;
1.4
владеть инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в дизайне (по видам);
1.5
готовность реализовывать дизайнерские умения и навыки в обработке материалов;
1.6
готовность к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области дизайна.Знать основные выразительные средства дизайна как вида искусства, виды дизайна: по функциональному назначению, по характеру участия человека в процессе изготовления изделий, по степени отношения ко времени.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы современного языкознания
2.1.2
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.1.3
Основы психодидактики и развивающего образования
2.1.4
Современное русское словоизменение
2.1.5
Технологии начального литературного образования
2.1.6
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.7
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.1.8
Методика обучения иностранному языку
2.1.9
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.10
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.11
Теория начального литературного образования
2.1.12
Технологии начального математического образования
2.1.13
Технологии начального языкового образования
2.1.14
Вариативные учебники по русскому языку
2.1.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.16
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.17
Краеведение в начальной школе
2.1.18
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.19
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.20
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.21
Экологическое образование младших школьников
2.1.22
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.23
Теория начального математического образования
2.1.24
Теория начального языкового образования
2.1.25
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.26
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.27
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.28
Экологическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Графическая деятельность младших школьников
2.2.2
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов;
3.1.2
основные требования и идеи ФГОС к  уроку с художественной направленностью;
3.1.3
преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов начального образования;
3.1.4
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать проектные задания; организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в области дизайна; выделять особенности стилей;
3.2.2
проектировать и выполнять изделия с применением различных материалов;
3.2.3
применять закономерности и приемы конструирование при выполнении учебных и творческих работ;
3.2.4
использовать традиции дизайнерской деятельности и художественный опыт народных мастеров при выполнении работ на практикуме в мастерских;
3.2.5
использовать современные материалы и технологии обработки при создании дизайнерских изделий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Дизайнерская обработка материалов;
3.3.2
навыками оценки результатов дизайнерской деятельности; приемами дизайнерских решений;
3.3.3
демонстрировать способность и готовность: применять полученные знания на практике.
3.3.4
способами художественной обработки материалов.
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы дизайна. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды

 
1.1
Понятие дизайн, его цель, функции и задачи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
1.2
Дизайн по функциональному назначению: индустриальный дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн архитектурной среды, дизайн выставочных экспозиции, дизайн одежды и  аксессуаров, арт-дизайн /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
1.3
Дизайноведение. Структура содержания дизайноведения. Понятие дизайн. Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Связь дизайна с другими отраслями наук.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
1.4
Объекты дизайна. Области дизайн-деятельности. Метод дизайна. Назначение дизайна. Цель дизайна. Функции дизайна. Задачи дизайна. Принципы дизайна /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
1.5
Типология дизайнерской деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
1.6
Дизайн по характеру участия человека в процессе изготовления изделий: автоматизированный дизайн, частично-автоматизированный дизайн, ручной дизайн. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
1.7
Анализ прихолого-педагогической и специльной литературы  дизайнерской обработке материалов. Графический дизайн и его разновидности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
1.8
Промышленный дизайн и его разновидности. Средовой дизайн и его разновидности. Перспективные направления дизайна. Биодизайн. Футуродизайн. Экологический дизайн. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
1.9
Дизайн по степени отношения ко времени  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.10
Дизайн по степени отношения ко времени:  архаический дизайн, актуальный дизайн, футуристический дизайн /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
1.11
Понятие дизайн-проектирования. Стадии дизайн-проектирования. Задание на проектирование. Предпроектные исследования. Фор-эскиз и дизайн-концепция. ческий стиль. Космический стиль. Минимализм. Хай-тек. Постиндустриализм. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
1.12
Эскизное проектирование. Художественно-констркуторский проект. Рабочий проект.Движение «Искусств и ремесел». Эстетическое движение. Японизм. Ар нуво. Модерн.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
1.13
Боз-арт. Футуризм. Ар деко. Югендстиль. Баухауз. Конструткивизм. Рационализм. Сюрреализм. Поп-арт. Органический стиль. Космический стиль. Минимализм. Хай-тек. Постиндустриализм. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-4
5
0
 
 
Раздел 2. Основные выразительные средства дизайна как вида искусства

 
2.1
Формообразование в дизайне /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
2.2
Дизайн по степени отношения ко времени:  архаический дизайн, актуальный дизайн, футуристический дизайн /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
2.3
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по формообразованию в дизайне /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-4
5
0
 
2.4
Цвет в дизайне. Композиция в дизайне /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4
5
0
 
2.5
Таблица ахроматических и хроматических цветов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
2.6
Разработка технологическую карту по дизайнерской обработке материалов. Урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, (на выбор обучающегося). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.7
Разработка технологическую карту по дизайнерской обработке материалов. Урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-колнференция (на выбор обучающегося). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4
5
0
 
2.8
/Зачёт/

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания на зачет

1. Как восприятие цвета зависит от освещения? Как изменяются цвета на расстоянии?

2. Как различаются между собой результаты оптического и механического смешения основных цветов? Приведите примеры смешения цветов в полиграфии.

3. Как учитывают основы цветоведения при создании обьектов промышленного дизайна? Приведите примеры

4. Какие основные концепции развития дизайна вы знаете? Что такое "Баухауз"? Какие задачи обучения решали во ВХУТЕМАСе?

5. Какие цвета называют выступающими, а какие — отступающими? Расскажите о том, какую роль играет символика цвета для раскрытия идейно-образного содержания произведения изобразительного искусства. Приведите примеры.

6. Каким образом можно создать новые формы? Что такое эргономика? Расскажите об основных этапах эволюции формы писчего пера.

7. На чем основано оптическое смешение цветов? Приведите примеры оптического смешения цветов.

8. На что влияет цветовая среда нашего окружения? Приведите примеры?

9. Назовите ведущих зарубежных и российских модельеров, занимающихся дизайном одежды? Коротко охарактизировать их творчество.

10. Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их. Расскажите о применении светлотного и цветового тона в живом. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры основ и характеристик цвета.

11. Перечислите ахроматические цвета. Какие цвета входят в группу хроматических цветов? Где есть все цветовые волны? Какие цвета называют теплыми и холодными? Приведите примеры живописных произведений, написанных в определенной цветовой гамме.

12. Проведите эксперимент - подберите кусочки материалов с различной фактурой и покройте их краской  одного цвета. Расскажите о влиянии разной фактуры на восприятие цвета.

13. Расскажите о художественно-выразительных средствах дизайна. В чем заключается особенности дизайнерского подхода к проектированию вещей? В каком году и в какой стране возникло искусство дизайна?

14. Расскажите об особенностях творческого метода художников-пуантилистов.

15. Расскажите об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приведите примеры из собственного опыта. Расскажите о символическом значении различных цветов. Как можно развить восприятие цвета?

16. Скажите, могут ли краски художника точно передать силу света и яр¬кость цветов, объектов природы. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры механическо¬го смешения основных и дополнительных цветов с серым, черным и белым. Найдите интересную образную форму для этой таблицы.

17. Чем заняты художники, работающие в области графического дизайна? Что такое визаж? Что такое макиаж? С какими материалами работает визажист?

18. Что необходимо учитывать в цветовом решении интерьера?

19. Что необходимо учитывать дизайнеру в процессе создания новой формы предмета? Что общего и какие и различия есть в творческом методе дизайнера и инженера?

20. Что такое дизайн? Дайте определение. Кто работает нал созданием промышленных изделий. Какие виды дизайна вы знаете? Что входит в понятие "промышленный дизайн"?

21. Что такое фитодизайн? С каким материалом работают художники в этой области? Расскажите о возможностях дизайна среды и экологического дизайна

Задание

Восприятие и символика цвета

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Расскажите об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приве¬дите примеры из собственного опыта.

2. Расскажите о символическом значении различных цветов.

3. Как можно развить восприятие цвета?

4. Как восприятие цвета зависит от освещения?

5. Как изменяются цвета на расстоянии?

6. Какие цвета называют выступающими, а какие — отступающими?

7. Расскажите о том, какую роль играет символика цвета для раскрытия идейно-образного содержания произведения изобразительного искусства. Приведите примеры.

О природе цвета

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Расскажите о природе цвета. Назовите спектральные цвета и дайте ml характеристику.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2. Перечислите ахроматические цвета.

3. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

4. Где есть все цветовые волны?

5. Какие цвета называют теплыми и холодными? Приведите примеры живописных произведений, написанных в определенной цветовой гамме.

Основные, составные и дополнительные цвета

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Перечислите основные цвета.

2. Какие цвета называют составными или производными цветами?

3. Что представляет собой цветовой круг? Как можно получить цветовые круги из 6, 12, 24 и более цветов?

4. Какие цвета называют дополнительными? Как можно определить пары

дополнительных цветов? Приведите примеры.

5. Выполните таблицу по цветоведению: составьте цветовой круг из 24 цветовых оттенков, придумайте для него оригинальную форму.

6. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры определения и применения дополнительных цветов.

Основные характеристики цвета

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их.

2. Расскажите о применении светлотного и цветового тона в живом

3. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры основи характеристик цвета.

Локальный цвет

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Что такое локальный цвет предмета? Как он изменяется при различном освещении?

2. Может ли локальный цвет предмета состоять из разных оттенков?

3. Проанализируйте любую репродукцию живописного полотна К.Брюл¬лова с точки зрения изменения локальных цветов.

Цветовые контрасты

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Как проявляет себя одновременный цветовой контраст?

2. Расскажите о явлении последовательного цветового контраста.

3. Приведите примеры пограничного цветового контраста.

4. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры одновремен¬ного, последовательного и пограничного цветового контраста.

Смешение цветов

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Как различаются между собой результаты оптического и механическо¬го смешения основных цветов?

2. Приведите примеры смешения цветов в полиграфии.

3. На чем основано оптическое смешение цветов? Приведите примеры оптического смешения цветов.

4. Расскажите об особенностях творческого метода художников-пуантили¬стов.

5. Скажите, могут ли краски художника точно передать силу света и яр¬кость цветов, объектов природы.

6. Выполните таблицу по цветоведению: составьте примеры механическо¬го смешения основных и дополнительных цветов с серым, черным и белым. Найдите интересную образную форму для этой таблицы.

Колорит

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Что такое колорит?

2. Что можно выразить на картине с помощью колорита?

3. Приведите примеры различного колористического решения живопис¬ных полотен.

4. Каково значение тональных отношений в достижении колористичес¬кого единства полотна?

5. Расскажите о значении колорита в передаче идейно-образного содер¬жания картины. Сделайте сравнительный анализ нескольких картин разных художников.

Типы цветовых гармоний

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Приведите примеры двухцветной гармонии.

2. Приведите примеры контрастов двух основных цветов или двух груш цветов.

3. Как можно определить гармоничное сочетание четырех цветов?

4. Приведите примеры гармоничного сочетания трех цветов. Как их мож¬но найти в цветовом круге?

5. Можно ли достигнуть гармоничных цветовых сочетаний с помощью цветовой гаммы, ограниченной пределами малого интервала в цветовом круге?

6. Является ли гармоничной гамма, в которой все цвета подчинены одно¬му главному цвету?

7.Могут ли гармонично сочетаться между собой шесть цветов? Как ю; найти в цветовом круге?

8. Могут ли гармонично сочетаться цвета ахроматической гаммы?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Подготовить письменное сообщение, по  материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

1. Графический дизайн и его разновидности.

2. Промышленный дизайн и его разновидности.

3. Средовой дизайн и его разновидности.

4. Перспективные направления дизайна.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
5. Биодизайн.

6. Футуродизайн.

7. Экологический дизайн.

История техники, открытий и изобретений как предыстория дизайна

1. Изобретение книгопечатания.

2. Изобретение очков и компаса.

3. Изобретения Леонардо да Винчи.

4. Паровой двигатель Джеймса Уатта.

5. Использование парового двигателя в других изобретениях.

6. Изобретение фотографии.

7. Летательные аппараты Фердинанта Цеппелина.

8. Изобретения Томаса Эдисона.

9. Изобретение телефона.

10. Изобретение радио.

Зарождение и развитие дизайна в XIX--ХХ веках

1. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона.

2. Эйфелева башня.

3. Первая американская машина Чарльза Дьюри.

4. Готфрид Земпер – пионер дизайна.

5. Идеи Джона Рескина.

6. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде.

7. Башня Шухова Владимира Григорьевича.

8. Баухауз.

9. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.

10. Энди Уорхол

Особенности развития дизайна в XXI веке

1. «Манифест творческого роста» Брюса Мау.

2. Марим Рашид.

3. Токуджин Йошиока.

4. Матали Крассе.

5. Фабио Новембре.

6. Анне Куинн.

7. Фернандо и Умберто Кампана.

8. Хелла Йонгериус.

9. Антонио Читтерио.

10. Маартен Баас.

Стили в дизайне, искусстве и архитектуре

1. Движение «Искусств и ремесел».

2. Эстетическое движение.

3. Японизм.

4. Ар нуво.

5. Модерн.

6. Боз-арт.

7. Футуризм.

8. Ар деко.

9. Югендстиль.

10. Баухауз.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложение РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кривцун, О. А.  
Психология искусства : Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450639
Юрайт, 2020
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Бухарова, И. С.  
Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08212-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454019 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. П. Барышников, И. В. Лямин
Основы композиции: Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431508 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
под редакцией Е. В. Слизковой
Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированного педагога : Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированного педагога : практическое пособие / Е. В. Слизкова [и др.] ; под редакцией Е. В. Слизковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 138 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08089-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454424 
Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Жданов, Н. В. 
Промышленный дизайн: Промышленный дизайн: бионика : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, В. В. Павлюк, А. В. Скворцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 121 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-08019-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
УМК «Планета знаний» [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru/
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://n-shkola.ru/
 
Э3
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
 
Э4
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].  - Режим доступа:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

 
Э5
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа».  [Электронный ресурс]. URL:http://www.akademkniga.ru
 
Э6
Система учебников «Начальная школа XXI века».  [Электронный ресурс].  URL: http://www.vgf.ru/tabid/113/Default.aspx
 
Э7
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. URL:  http://nsc.1september.ru/
 
Э8
Официальный сайт журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ».  [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/
 
Э9
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
 
Э10
Образовательная система «Школа 2100». [Электронный ресурс].  URL:http://school2100.com/
 
Э11
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks - URL:  https://www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную 

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с  ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.