2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
112
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
14
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
28
28
Лабораторные
14
14
28
28
42
42
Практические
14
14
28
28
42
42
Итого ауд.
42
42
70
70
112
112
Кoнтактная рабoта
42
42
70
70
112
112
Сам. работа
30
30
38
38
68
68
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Павлова Наиля Ахатовна; _________________
 
 
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в подготовке квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными компетенциями в образовательной области: «Технология» и «Изобразительное искусство».
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
знакомство с современными образовательными технологиями, осмысление концептуальных положений, лежащих в основе различных технологий, изучение возможностей их применения в педагогическом процессе в начальной школе;
1.4
выявлять методические приемы развития у обучающихся технологической и изобразительной грамотности;
1.5
определять эффективность применения методических приемов с целью развития технологической и изобразительной грамотности у младших школьников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дизайнерская обработка материалов
2.1.2
Конструкторская деятельность младших школьников
2.1.3
Педагогическая практика
2.1.4
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.1.5
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.6
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.7
Методика обучения татарскому языку
2.1.8
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.9
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.10
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.11
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.12
Научно-исследовательская работа
2.1.13
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.14
Теория начального литературного образования
2.1.15
Технологии начального математического образования
2.1.16
Технологии начального языкового образования
2.1.17
Формирование УУД у младших школьников
2.1.18
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.19
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.20
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.21
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.22
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.23
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.24
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.25
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.26
Геометрические фигуры на плоскости в начальном курсе математики
2.1.27
Педагогика раннего возраста
2.1.28
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.29
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.30
Теория начального математического образования
2.1.31
Теория начального языкового образования
2.1.32
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.33
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.34
Детская психология
2.1.35
Теория обучения
2.1.36
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.37
2.1.38
Актуальные проблемы современного языкознания
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.1.39
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.1.40
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.1.41
Основы психодидактики и развивающего образования
2.1.42
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.43
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.44
Современное русское словоизменение
2.1.45
Технологии начального литературного образования
2.1.46
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.47
Аналитическое чтение
2.1.48
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.1.49
Курсовая работа по методике обучения иностранному языку
2.1.50
Методика обучения иностранному языку
2.1.51
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.52
Язык прессы
2.1.53
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.54
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.55
Психология педагогической деятельности
2.1.56
Теория начального литературного образования
2.1.57
Технологии начального математического образования
2.1.58
Технологии начального языкового образования
2.1.59
Вариативные учебники по русскому языку
2.1.60
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.61
История и культура страны изучаемого языка
2.1.62
Краеведение в начальной школе
2.1.63
Методика обучения татарскому языку
2.1.64
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.65
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.66
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.67
Страноведение и лингвострановедение
2.1.68
Экологическое образование младших школьников
2.1.69
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.70
Практическая грамматика иностранного языка
2.1.71
Теория начального математического образования
2.1.72
Теория начального языкового образования
2.1.73
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.74
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.75
Практическая фонетика иностранного языка
2.1.76
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.77
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.78
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.79
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.80
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Графическая деятельность младших школьников
2.2.3
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.6
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.7
Организация дошкольного образования
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.8
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
2.2.12
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.13
Графическая деятельность младших школьников
2.2.14
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.15
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.16
Производственная преддипломная практика
2.2.17
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.18
Графическая деятельность младших школьников
2.2.19
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.20
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предметаОрганизация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 

критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО

 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предметаОрганизация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 

опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Организация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО

 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предметаОрганизация младших школьников за занятиях по технологии и ИЗО
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание примерной программы по технологии и ИЗО искусству требования к результатам освоения дисциплины с учетом возрастных особенностей и профиля образовательного учреждения;
3.1.2
современные методы и технологии обучения и диагностики преподаваемого курса по «Организация младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО»
3.1.3
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Организация младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО»
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
на основании образовательной программы разрабатывать (проектировать) сценарии учебных занятий
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов;
3.2.3
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики преподаваемого курса по «Организация младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО»
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок  «Технология» "Изобразительное искусство" в соответствии с требованиями ФГОС;
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.3.2
использования современные методы и технологии обучения и диагностики преподаваемого курса по «Организация младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО»
3.3.3
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета «Организация младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО»;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы организации деятельности младших школьников на занятиях по технологии

 
1.1
Технологическое образование основные тенденция развития.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
1.2
Изучение типов, структура уроков  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
1.3
Анализ учебных программ по технологии и ИЗО /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
1.4
Концептуальные основы разработки технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образовании /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 2. Технология обработка бумаги и картона

 
2.1
Изучения классификации и виды бумаги и картона /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
2.2
Свойства бумаги и картона: толщина и плотность, прочность, гладкость, цвет, эластичность /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.3
Коллекция видов бумаги и картона  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
2.4
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 3. Технология обработка ткани и волокна

 
3.1
Основы технологии художественной обработки ткани и история формирования текстиля в народном, профессиональном декоративно- прикладном искусстве и текстильной промышленности.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
3.2
Деление натуральных волокнистых материалов на материалы: растительного (хлопок, лен, конопля, джут, кенаф, кендырь

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
3.3
Изучение волокнистых материалов животного происхождения (шерсть, натуральный шелк); минерального происхождения (асбест); искусственное волокно – вискоза; синтетическое волокно – капрон, нейлон, лавсан, хлорин, нитрон и др.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 4. Технология обработки разных материалов

 
4.1
Значение обучения основам художественной обработки различных материалов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
4.2
Основной материал для лепки. Инструменты и приспособления, применяемые при лепке с гипсом, пластилином.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
4.3
Разработка технологическую карту по технологии. Урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-колнференция (на выбор обучающегося) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 5. Технология проектной деятельности

 
5.1
Метод проектов.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
5.2
Сущность технологии проекта как специально организованного развивающего пространства, позволяющего участникам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
5.3
Разработать свой собственный проект.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
5.4
Проаналировать технологии проектной деятельности, творческого проекта, творческие задачи. Технологическая карта одного урока по разделу /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 6. Теоретические основы организации деятельности младших школьников на занятиях по  ИЗО. Графика 

 
6.1
Теоретические основы обучению рисунку. Понятия о графике. Выразительные средства графики как вида искусства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
6.2
Школа рисунка. Методика работы над рисованием отдельных предметов

Методика работы над рисованием орнамента

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.3
Пратическая работа. Методика работы над рисованием натюрморта

Методика работы над рисованием фигуры человека

Методика работы над рисованием природы /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
6.4
Разработка технологическую карту по изобразительному искусству. Урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-колнференция (на выбор обучающегося) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 7. Выразительные средства живописи как вида искусства

 
7.1
Теоретические основы обучению живописи. Понятия о живописи. Выразительные средства живописи как вида искусства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
7.2
Практические советы (о живописных материалах)

Методика работы над живописным изображением отдельных предметов

Методика работы над живописным изображением орнамента

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
7.3
Практически задания. Методика работы над живописным изображением натюрморта из бытовых предметов

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
7.4
Методика работы над живописным изображением фигуры человека

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
7.5
Методика работы над живописным изображением пейзажа /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
7.6
Методика работы над живописным изображением фигуры человека /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 8. Выразительные средства ДПИ как вида искусства

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
8.1
Понятия о декоративно-прикладном искусстве. Основные выразительные средства ДПИ. Народные художественные промыслы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
8.2
Школа народного и декоративно-прикладного искусства.Методика освоения декоративной росписи

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
8.3
Методика рисования над тематической декоративной композиции

Методика освоения декоративной росписи

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
8.4
Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек

Методика рисования над тематической декоративной композиции /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
8.5
Основные выразительные средства ДПИ. Народные художественные промыслы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 9. Выразительные средства скульптуры как вида искусства

 
9.1
Виды скульптуры. По признаку трехмерного обьема. По содержанию. По степени приближения к реальным обьектам окружающей действительности. По признаку формы. Жанры скульптуры. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
9.2
Разработка технологическую карту по изобразительному искусству. Урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-колнференция (на выбор обучающегося) /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
9.3
Основные выразительные средства скуптуры.Силуэт. Моделировка форм. Пластика и пластичность. Фактура. Светотень. Цвет. Композиция. Пропорция. Динамика и статика. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
9.4
Анализ психолого-пеждагогической и специальной литературы по разделу /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 10. Выразительные средства архитектуры как вида искусства

 
10.1
Выразителные средства архитектуры как вида искусства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
10.2
Разработка технологическую карту по изобразительному искусству. Урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-колнференция (на выбор обучающегося) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
10.3
Виды произведений архитектуры. По целевому назначению. По характеру исполнения масштабных форм. По степени духовно-эстетической ценности. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э9 Э11

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
10.4
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по разделу /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э9 Э11

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
10.5
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

36
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль успеваемости

Вопросы и задания.

1.Анализ учебных программ по технологии и изобразительному искусству.

2.В чем сходство и различия заданий на доконструирование, перекон-струирование и конструирование по условиям? Раскройте основные особенности каждого из этих видов конструирования. Приведите примеры заданий.

3.Возрастные особенности рисунков дошкольников и младших школьников.

4.Дайте характеристику конструирования - копирования образца репродуктивным способом. Обоснуйте, в чем заключается образовательный и развивающий смысл данного вида конструирования.

5.Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?

6.Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей.

7.Как вы думаете, в какой последовательности должны включаться в учебный процесс разные виды конструирования: от копирования образца к проектированию или как-то иначе? Аргументируйте свой ответ.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
8.Как вы можете объяснить смысл соблюдения культуры труда и ее образовательное и воспитательное значение? Назовите основные компонен¬ты, которые включает культура уроков ручного труда.

9.Как вы понимаете смысл проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?

10.Какие классификации видов учебного конструирования вам известны?

11.Какие социально-исторические причины привели к занижению роли практического труда в образовании подрастающего поколения?

12.Какие требования к оборудованию рабочего кабинета для уроков труда, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны? Имеет ли смысл однозначно предписывать учителю, какие шкафы и ка¬кие приспособления следует использовать для хранения тех или иных материалов, инструментов и проч.? Объясните свой ответ.

13.Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках технологии.

14.Каково значение работ с бумагой трудовой подготовки учащихся в начальных классах? Виды бумаги. Основные свойства, строение бумаги. Значение ознакомления учащихся со свойствами бумаги.

15.Какую деятельность можно назвать конструированием? Каковы особенности учебного конструирования?

16.Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства.

17.Методика обучения рисования натюрморта.

18.Методика преподавания основ рисунка.

19.Методика преподавания основ цветоведения.

20.Методика проведения занятий по декоративному рисованию в начальной школе.

21.Методика проведения занятий по пейзажу.

22.Методика проведения занятий по тематическому рисованию  в начальной школе.

23.Методика проведения рисования с натуры  в начальной школе.

24.Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.

25.Методы и приёмы обучения работе акварелью на уроках ИЗО.

26.Методы и приёмы обучения работе гуашью на уроках ИЗО.

27.Методы и приемы формирования художественного восприятия школьников.

28.Нетрадиционные художественные материалы и техники как средство повышения творческой активности школьников на уроках ИЗО.

29.Объясните смысл обучения детей экономному расходованию материалов с дидактической и воспитательной точек зрения.

30.Охарактеризуйте роль и место предмета «Технология» в образовании, воспитании и развитии младших школьников.

31.Перечислите основные виды учебно-творческих работ по курсу «Технология» младших школьник.

32.Перечислите основные этапы подготовки учителя к уроку технология.

33.Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

34.По каким критериям оцениваются учебно-творческие работы младших школьников, выполняемые на уроках технологии.

35.Подумайте, каким образом в отдельных видах учебного конструирования можно развивать у учащихся такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, приведите примеры?

36.Почему не следует постоянно предлагать ученикам в качестве основы (фона) для выполнения художественной аппликации бумагу белого цвета? В каких случаях ее использование может быть уместным?

37.Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.

38.Приведите примеры проектных заданий для любого класса начальной школы.

39.Расскажите о значении и особенностях организации коллективных форм деятельности младших школьников на уроках технологии.

40.Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока. Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?

41.Рисование в младшем школьном возрасте.

42.Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.

43.Роль народного искусства в художественном образовании школьников.

44.Содержание художественного образования. Виды опыта, компоненты художественного образования.

45.Способности к изобразительной деятельности и их структура.

46.Сравните формулировки «методы обучения на уроках труда» и «методы трудового обучения».

47.Сущность художественного образования, зависимость его содержания от конкретно-исторических условий.

48.Урок как основная форма работы по изобразительному искусству в школе.

49.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

50.Что является наиболее существенным в проектной деятельности?

Задание 1. Изучение представление о труде взрослых.

Задание 2. Изучение отношения к трудовым поручениям.

Задание 3. Изучение взаимосвязи между характером цели в труде и его успешности.

Задание 4. Изучение влияния коллективной организации труда на его результат.

Задание 5. Изучение проявления трудолюбия.

Задание 6. Изучение осознания зависимости друг от друга в совместной работе.

Задание 7. Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности.

Задание 8. Изучение  умения планировать трудовую деятельность.

Задание 9. Проанализировать взгляды одного из исследователей детского творчества (на выбор), составить эссе с обоснованием основных позиций автора, указанием значения его работ в развитии методики, соответствия современным подходам к проблеме художественного развития младших школьников.

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Задание 10. Выразительные средства живописи ка вида искусства. Понятие о живописи. Цвет как основное выразительное средство живописи.

Задание 11. Выразительные средства графики ка вида искусства. Понятие о графике. Рисунок как основное выразительное средство живописи.

Задание 12. Выразительные средства скульптуры ка вида искусства. Понятие о скульптуре. Основное выразительное средство живописи.

Задание 13. Выразительные средства архитектуры ка вида искусства. Понятие архитектуры. Основное выразительное средство архитектуры. Архитектурные формы. Виды архитектурных форм.

Задание 14. Выразительные средства ДПИ ка вида искусства. Понятие декоративно-прикладного искусства. Основные выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства.

Задание 15. Методика анализа детских рисунков. Индивидуальная коллекция детских рисунков. «Эмоциональный центр» детского рисунка. Творческая активность учеников на занятиях изобразительным искусством.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Развитие творческих способностей и воображения младшего школьника на уроках рисования с натуры.

2. Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.

3. Особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.

4. Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.

5. Развитие художественной культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства (в условиях преемственности).

6. Интегрированные уроки изобразительного искусства и технологии.

7. Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства и технологии.

8. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа).

9. Формирование нравственных качеств личности на уроках-беседах по технологии и изобразительному искусству.

10. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания школьников на уроках-беседах об изобразительном искусстве.

11. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства в формировании нравственных качеств личности младших школьников.

12. Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в национальном и эстетическом воспитании младшего школьника на уроках изобразительного искусства.

13. Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства и технологии  в начальной школе (на примере ДПИ татарского, русского народов).

14. Формирование национального самосознания младшего школьника на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ татарского народа).

15. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента).

16. Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно-прикладного искусства татарского народа)

17. Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в начальной школе (на примере декоративно-прикладного искусства татарского, русского народов).

18. Декоративно-прикладное искусство в структуре этнокультурного образования и воспитания младших школьников.

19. Использование декоративно-прикладного искусства  в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

20. Национальное воспитание младших школьников средствами татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.

21. Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

22. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

23. Использование декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей младших школьников.

24. Формирование художественных и практических умений, навыков начальных классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого-либо  видов росписи)

25. Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на примере декоративного искусства русского народа).

26. Использование устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на уроках иллюстрирования литературных произведений).

27. Теоретические основы обучения младших школьников рисованию с натуры.

28. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках конструирования из бумаги.

29. Новые тенденции в развитии творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Серебренников, Л. Н. 
Методика обучения технологии : Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 226 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06302-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Москва : Издательство Юрайт, 2019. , 2019
 
Л1.2
Дубровин, В. М. 
Основы изобразительного искусства : Основы изобразительного искусства : учебное пособие для вузов / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ ; Москва : МГПУ. — 360 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11429-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00364-3 (МГПУ). — ISBN 978-5-243-00460-2 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Павлова Н.А. 
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусству  методические рекомендации по работе с различными видами бумаги и картона (наблюдения и опыты): Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусству [Электронный ресурс]: методические рекомендации по работе с различными видами бумаги и картона (наблюдения и опыты)/ Павлова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016.— 75 c.— 
ЭБС «IPRbooks», 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова, Л. В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
Л2.2
Воронова, И. В. 
Основы композиции : Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : изд-во КемГИК. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11106-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0375-8 (изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
Л2.3
Беляева, О. А. 
Композиция : Композиция : практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
Л2.4
Скакова, А. Г. 
Рисунок и живопись : Рисунок и живопись : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
 
Л3.2
Кривцун, О. А
Психология искусства : Психология искусства : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 16
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э1
УМК «Планета знаний» [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru/ (Дата обращения 23.03.2019).
 
Э2
Учебно-методический комплекс "Школа России" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru (Дата обращения 23.03.2019).
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://n-shkola.ru/   (Дата обращения 29.03.2019).

 
Э4
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223  (Дата обращения 29.03.2019).

 
Э5
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].  - Режим доступа:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva (Дата обращения 23.03.2019).

 
Э6
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа».  [Электронный ресурс].  URL:http://www.akademkniga.ru
 
Э7
Система учебников «Начальная школа XXI века».  [Электронный ресурс].  URL:  http://www.vgf.ru/tabid/113/Default.aspx
 
Э8
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. URL:  http://nsc.1september.ru/
 
Э9
Официальный сайт журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ».  [Электронный ресурс]. URL:  http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/   
 
Э10
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
 
Э11
Образовательная система «Школа 2100».  [Электронный ресурс].  URL:

http://school2100.com/

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

 
стр. 17
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность 

 
стр. 18
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающимся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 19
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.