2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Возрастная анатомия_ физиология и гигиена_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать обучающимся необходимые знания о функциях организма человека в развитии для правильной организации учебного и воспитательного процесса и повышения его эффективности и качества.
1.2
Задачи освоения дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
1.3
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
1.4
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
1.5
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
1.6
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
1.7
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Теория и технология обучения
2.2.4
Теория и технология  воспитания   
2.2.5
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.2.6
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.2.7
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.2.8
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.9
Валеология
2.2.10
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.11
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.12
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.2.15
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.16
Система гражданской защиты населения
2.2.17
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.18
Лечебная физическая культура
2.2.19
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.20
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.21
Пожарная безопасность
2.2.22
Спортивная медицина
2.2.23
Спортивная морфология
2.2.24
Физиология спорта
2.2.25
История физической культуры
2.2.26
Международное олимпийское движение
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.29
Система гражданской защиты населения
2.2.30
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.31
Спортивная медицина
2.2.32
Спортивная морфология
2.2.33
История физической культуры
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;
3.1.2
о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.
3.1.3
о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;
3.1.4
об особенностях эмоций у детей;
3.1.5
о доминанте и динамическом стереотипе;
3.1.6
о первой и второй сигнальных системах;
3.1.7
о роли учителя в воспитании здорового школьника;
3.1.8
о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;
3.1.9
о создании рациональных условий для учебных занятий;
3.1.10
о методах оптимизации учебных занятий;
3.1.11
о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;
3.1.12
о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;
3.1.13
о физиологических основах режима дня;
3.1.14
о причинах и профилактике нарушений осанки;
3.1.15
о нарушениях зрения и профилактике близорукости;
3.1.16
о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;
3.1.17
о значении и принципах закаливания;
3.1.18
об основных принципах сбалансированного и рационального питания.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;
3.2.2
способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;
3.2.3
учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;
3.2.4
способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;
3.2.5
учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;
3.2.6
создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;
3.2.7
составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;
3.2.8
правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоро-вья;
3.2.9
осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;
3.2.10
проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;
3.2.11
прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;
3.2.12
способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа результатов своей профессиональной деятельности с целью дальнейшего его совершенствования;
3.3.2
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3.3.3
методами изучения умственной работоспособности школьника;
3.3.4
навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;
3.3.5
методами изучения и оценке режима дня школьника;
3.3.6
методами определения физического развития школьника.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Общие вопросы ВАФиГ

 
1.1
Общие вопросы возрастной  анатомии,физиологии и гигиены /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.2
Методы определения биологического развития  на разных этапах онтогенеза /Лаб/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.3
История развития анатомии, физиологии и гигиены /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.4
Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2.  Регуляторные системы организма

 
2.1
Регуляторные системы организма   /Лек/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
2.2
Изучение функционального значения центральной нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
2.3
Строение и функции эндокринной системы. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3.  Моторные функции

 
3.1
Моторные функции   /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
3.2
Онтогенез. Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
3.3
Скелет человека   /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
3.4
Основные группы мышц   /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4.  Сенсорные функции

 
4.1
Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
4.2
Методы определения естественной и искусственной освещенности школьных помещений  /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
4.3
Строение и функции зрительной и слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения и слуха /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
4.4
Обонятельная, вкусовая, двигательная и соматосенсорная системы /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 5.  Висцеральные функции

 
5.1
Строение и функции сердечно-сосудистой системы /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.2
Строение и функции дыхательной системы /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.3
Методы исследования функционального состояния сердечно- сосудистой системы  /Лаб/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.4
Внутренняя среда организма. Кровь. Обмен веществ и энергии  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
5.5
Структурно-функциональная характеристика пищеварительной системы  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.6
Строение, функции и возрастные особенности выделительной системы  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.7
Репродуктивная система организма /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 6.  Психофизиология

 
6.1
Психофизиологические аспекты поведения ребенка  /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.2
Методы определения индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков  /Ср/
Л1.1Л2.2

6
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.3
Основы физиологии высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.4
Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Роль в педагогической деятельности.

2.Рост и развитие. Общие закономерности роста и развития. Возрастная периодизация.

3.Нейрогуморальная регуляция функций в организме. Гомеостаз и определяющие его факторы.

4.Понятие «гуморальная регуляция». Особенности деятельности желез внутренней секреции. Понятие о гормонах.

5.Железы внутренней секреции (поджелудочная, половые, эпифиз). Гормоны, их назначение. Гипо- и гиперфункция.

6.Железы внутренней секреции (гипофиз и околощитовидные). Гормоны, их назначение. Гипо- и гиперфункция.

7.Взаимодействие желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.

8.Значение нервной системы. Морфофункциональная характеристика нервной системы. Понятие о нервном центре.

9.Морфофункциональная организация спинного мозга. Возрастные особенности развития.

10.Онтогенез и морфофункциональные особенности различных отделов нервной системы.

11.Морфофункциональная организация коры больших полушарий.

12.Понятия о высшей нервной деятельности. Характеристика условных и безусловных рефлексов. Механизм и условия образования условных рефлексов.

13.Торможение условных рефлексов. Особенности условного торможения у детей.

14.Свойства нервных процессов и типы ВНД у детей. Педагогические подходы к детям с разными типами.

15.Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора.

16.Возрастные особенности строения и функционирования слухового анализатора.

17.Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора.

18.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

19.Кровь, ее функции. Плазма крови. Возрастные особенности.

20.Форменные элементы крови. Возрастные особенности.

21.Возрастные особенности дыхательной системы детей. Профилактика заболеваний органов дыхания.

22.Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы у детей.

23.Возрстные особенности обмена веществ и энергии. Возрастные особенности органов выделения.

24.Возрастные особенности терморегуляции организма человека.

25.Физиологическая готовность детей к обучению в школе.

26.Гигиенические основы построения режима дня детей.

27.Гигиенические принципы режима и организации питания организованных детских коллективов.

28.Гигиенические требования к учебной мебели, оборудованию и их расположению в помещениях.

29.Гигиенические требования к микроклимату и освещенности образовательных учреждений.

30.Гигиенические требования к условиям и режиму обучения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Кейс-задачи:

Кейс 1 подзадача 1

Демонстрируя во время лекции малоберцовую кость, обработанную специальным способом (кислотой), лектор показал ее гибкость, сделав из кости узел. Функцию передвижения человека в пространстве выполняет опорно-двигательный аппарат. Это система костей и мышц, а также их соединений, которые образуют единый в функциональном отношении 

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
двигательный аппарат. В зависимости от функциональной значимости в нем различают пассивную и активную части. К пассивной относятся кости и их соединения, к активной – мышцы. Лектор хотел продемонстрировать, что гибкость костей зависит от наличия в них …

1. органических веществ

2. неорганических веществ

3. желтого костного мозга

4. красного костного мозга

Кейс 1 подзадача 2

Демонстрируя во время лекции малоберцовую кость, обработанную специальным способом (кислотой), лектор показал ее гибкость, сделав из кости узел. Функцию передвижения человека в пространстве выполняет опорно-двигательный аппарат. Это система костей и мышц, а также их соединений, которые образуют единый в функциональном отношении двигательный аппарат. В зависимости от функциональной значимости в нем различают пассивную и активную части. К пассивной относятся кости и их соединения, к активной – мышцы.

Установите соответствие между формами костей и их примерами:

1) трубчатая кость

2) губчатая кость

3) плоская кость

а). бедренная кость

б). грудина

в). затылочная кость

г). кости основания черепа

Кейс 1 подзадача 3

Демонстрируя во время лекции малоберцовую кость, обработанную специальным способом (кислотой), лектор показал ее гибкость, сделав из кости узел. Функцию передвижения человека в пространстве выполняет опорно-двигательный аппарат. Это система костей и мышц, а также их соединений, которые образуют единый в функциональном отношении двигательный аппарат. В зависимости от функциональной значимости в нем различают пассивную и активную части. К пассивной относятся кости и их соединения, к активной – мышцы.  Рассказывая про позвоночный столб, лектор перечислил его отделы.

Установите последовательность отделов позвоночного столба, начиная с шейного:

1. грудной

2. поясничный

3. крестцовый

4. копчиковый

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лысова, Н. Ф.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 398 c. — ISBN 978-5-379-02027-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65272.html 
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Федоровская Н. И. 
Школьная гигиена: учебное пособие / составители Н. И. Федоровская. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 141 c. — ISBN 978-5-4497-0153-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86462.html
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л2.2
Григорьева, Е. В.
Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11443-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494027
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Э1
Российский образовательный портал.-  URL:http:// www. Shool.edu.ru 
 
Э2
Сайт Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук. Режим доступа.- URL: http://www.benran.ru
 
Э3
Сайт Российской государственной библиотеки.- URL: http://diss.rsl.ru
 
Э4
Атлас анатомии человека URL: http://www.booksmed.com/anatomiya/2794-atlas-anatomii-cheloveka-bilich-tom-1.html 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе лабораторного занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа собучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.