2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Общая психология_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Анисимова Юлия Николаевна; _________________
 
 
Общая психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания обучающихся об общепсихологических закономерностях  и особенностях строения психики, о познавательных процессах и свойствах личности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать навыки использования общепсихологичеих знаний для формирования научного мировоззрения
1.4
развивать умения психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социальная психология
2.2.2
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.2.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.4
Психология художественного творчества
2.2.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.6
Психолого-педагогический практикум
2.2.7
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.8
Основы экологической культуры
2.2.9
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.10
Философия
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.13
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области психологии для формипрования научного мировоззрения
 
основные понятия и закономерности в области психологии, основные приемы и техники их анализа для формирования научной картины мира
 
понятия и закономерности в области психологии, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
выделять основные понятия и закономерности в области психологии в аспекте формрования научного мировоззрения
 
выделять и характеризовать основные понятия и закономерности в области психологии, использовать основные приемы и техники их анализа для формирования научной картины мира
 
выделять и характеризовать понятия и закономерности в области психологии, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области психологии в аспекте формрования научного мировоззрения
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области психологии, владения основными приемами и техниками их анализа для формирования научной картины мира
 
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области психологии, приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
базовые понятия в области психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса 
 
психолого-педагогические средства и способы по сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования
 
 
Уметь:
 
применять полученные знания в типовых ситуациях профессиональной деятельности
 
использовать знание психолого-педагогических теорий для решения отдельных практических вопросов
 
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
основными психолого-педагогическими подходами для решения практических задач при планировании учебно-воспитательного процесса
 
способами повышения мотивации обучающихся к образовательной деятельности
 
методами и технологиями осуществления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятия и закономерности в области психологии, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения;
3.1.2
основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать основные характеристики психологических особенностей человека в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.2
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области психологии, приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения;
3.3.2
методами и технологиями осуществления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая психология: цель и предмет, методы и методология

 
1.1
Предмет, задачи и отрасли психологии.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1
2
0
 
1.2
Методология и методы психологии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
1.3
Из истории психологии как науки о сознании /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1
2
0
 
1.4
Предмет, задачи и отрасли психологии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
1.5
Методы психологии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
1.6
Происхождение и развитие психики в филогенезе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4 Э5

2
ОК-1
2
0
 
1.7
Явления сознания и феноменология бессознательного /Лек/
Л1.1Л2.1

Э4 Э5

2
ОК-1
2
0
 
1.8
Основные психологические теории /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

4
ОК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Общее понятие о личности и ее структуре

 
2.1
Общее понятие о личности. Направленность личности. Способности. Характер. Темперамент. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

6
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2
Личность как предмет психологического исследования. Направленность личности. Задатки и способности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
2.3
Характер /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
2.4
Напрвленность личности. Мотив и мотивация. Задатки и способности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4 Э5

8
ОПК-3
2
0
 
2.5
Темперамент /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
2.6
Эмоции и воля. Самосознание и самооценка /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-3
2
0
 
2.7
Эмоционально-волевая сфера личности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
2.8
Эмоции и чувства. Воля /Пр/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 3. Познавательные процессы: их виды и закономерности функционирования

 
3.1
Психологические основы познания. Познавательные процессы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
ОК-1 ОПК-3
2
0
 
3.2
Ощущение, восприятие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

4
ОПК-3
2
0
 
3.3
Внимание /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
3.4
Память /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
3.5
Мышление и речь /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

6
ОПК-3
2
0
 
3.6
Познавательные процессы  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5

6
ОПК-3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Объект и предмет психологической науки. Основные принципы и задачи психологии.

2. Классификация методов психологии. Организация психологического исследования.  Этика психологического исследования.

3. Психология в системе наук. Отрасли психологии.

4. Общее понятие о психике. Функции психики.  Виды психических явлений. Возникновение психики в эволюции. Уровни развития психики.

5. Соотношение биологического и социального в психике человека.

6. Понятие о сознании. Понятие о неосознаваемых (бессознательных) процессах.

7. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Основные закономерности ощущений.

8. Общее понятие о восприятии. Свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения, фигуры и фона, частей и целого.

9. Общее понятие о мышлении. Физиологическая основа мышления. Характеристики мышления. Виды мышления.

10. Операции мыслительной деятельности. Формы мышления.

11. Общее понятие об интеллекте. Мышление и интеллект. Современные представления о видах и структуре интеллекта.

12. Общее понятие о речи. Речь и язык. Психологические особенности видов речи. Функции речи. Речь и мышление.

13. Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. Психологические особенности видов 

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
памяти. Процессы памяти и их основные характеристики.

14. Теории памяти. Свойства памяти. Закономерности памяти. Характеристики продуктивности памяти. Приёмы повышения продуктивности памяти.

15. Общее понятие о воображении. Функции воображения. Соотношение воображения и других познавательных процессов.  Психологические особенности видов воображения. Способы создания образов воображения. Формы воображения.

16. Общее понятие о внимании. Функции внимания. Физиологическая основа внимания. Виды внимания. Свойства внимания.

17. Общее понятие о деятельности. Общая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

18. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности  в отечественной и зарубежной психологии.

19. Механизмы формирования личности. Критерии сформированности личности.

20. Понятие о темпераменте в психологии. Свойства темперамента.

21. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.

22. Понятие характера в психологии. Характер и темперамент человека. Общее представление о структуре характера. Понятие акцентуации характера.

23. Понятие о способностях. Виды способностей. Теории развития способностей. Задатки и способности. Уровни развития способностей.

24. Общее понятие об эмоциях. Функции эмоций. Типы эмоциональных состояний.

25. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Свойства воли. Функции воли. Волевые качества личности.

26. Воля как высший уровень психической регуляции. Воля и формирование высших психических функций человека.

27. Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт.

28. Потребности. Процесс образования и развития потребностей. Классификация потребностей.

29. Общее понятие о мотиве и мотивации личности. Теории мотивации.

30. Общее понятие о направленности личности. Формы направленности личности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Становление психологии как науки. Научный подход к анализу психических явлений.

2. Сравнительный критический анализ теорий происхождения психики.

3. Сознание. Проблема дефиниции и выбора методологической основы анализа.

4. Развитие сознания ребенка (развитие в процессе обучения, индивидуальный путь ребенка).

5. Проявление сознания в поведении человека.

6. З. Фрейд и его представления о бессознательном.

7. Проявление бессознательного в поведении человека.

8. Проявление бессознательного в поведении человека.

9. Соотношение сознания и бессознательного.

10. Культурно-исторический подход к изучению личности.

11. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей

12. Личность: качества или типы

13. Личность и темперамент.

14. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.

15.       Современные концепции темперамента.

16. Сравнительный критический анализ различных теорий эмоций.

17. Ощущения, их классификация и свойства.

18. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

19. Проблема апперцепции, как зависимости восприятия от личности.

20. Психологический анализ обонятельных и вкусовых ощущений.

21. Общее представления о внимании. Основные свойства и методы изучения    внимания.

22. Сравнительный анализ теорий внимания.

23. Общее представления о памяти. Классификация процессов памяти.

24. Индивидуальные особенности и типы памяти.

25. Воображение как познавательный психический процесс. Виды воображения.

26. Общее представления о мышлении. Методы исследования мышления.

27. Проблема генезиса человеческого мышления.

28. Анализ мышления как деятельности. Процесс решения задач.

29. Речь, как психический процесс.

30. Проблема взаимосвязи речи и мышления.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Общая психология
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сосновский, Б. А. 
Сосновский, Б. А.  Общая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, О. Н. Молчанова, Э. Д. Телегина ; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 342 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07277-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474321 (дата обращения: 26.04.2022).: учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Макарова, И. В.
Макарова, И. В.  Общая психология : учебное пособие для вузов / И. В. Макарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01213-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488715 (дата обращения: 26.04.2022).: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022, 2022
 
Л2.2
Мищенко, Л. В. 
Мищенко, Л. В.  Общая психология. Задания для самостоятельной работы : учебное пособие для вузов / Л. В. Мищенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 215 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10833-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493928 (дата обращения: 26.04.2022): Задания для самостоятельной работы : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Как работает наша память?  - URL:  https://www.youtube.com/watch?time_continue=32&v=EGV_HnFVsws
 
Э2
Зачем нам чувство отвращения?   - URL:   https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=Ts1F3hpYxnc
 
Э3
Мария Фаликман - Когнитивная наука: откуда она взялась и куда идёт.  - URL:   https://www.youtube.com/watch?v=lKyIFhZ5rqI 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.3
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для  лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами их реабилитации (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами. В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем. Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ. Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения). Для лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.