(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э7
Э5 Э9 Э12
2.Спектральная природа цвета.
3.Трёхцветная природа цвета.
4.Замкнутое цветовое тело.
5.Цветовой круг.
6.Основные и дополнительные цвета.
7.Названия цветов и пигментов.
8.Основные характеристики цвета. (тон, светлота, насыщенность, чистота)
9.Закономерности смешения цветов.
10.Свет. Цвет и свет.
11.Изменение цвета при различных источниках и условиях освещения.
12.Использование освещения для корректировки цветовосприятия 13.Ахроматический (световой) контраст
/Лек/
Э5 Э7 Э9 Э12
Э5 Э7 Э9 Э12
Упражнение: выстроить последовательно ряд серых тонов – 7 ступеней. От белого до чёрного. Серый нейтральный цвет должен быть посередине. Сначала красками на бумаге потом на компьютере
Сравнить цвета на бумаге и на компьютере.
/Ср/
Э5 Э7 Э9 Э12
2.Цветовая композиция (монохромия, полярная и трёхцветная).
3.Многоцветие, в т.ч. со сдвигом к одному цветовому тону.
4.Полухроматическая композиция. /Лек/
Э5 Э7 Э9 Э12
Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)
Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и ахроматических и хроматических цветов
/Пр/
Э5 Э7 Э9 Э12
Упражнение: Нарисовать 3 квадрата, залить каждый одним из основных цветов: ж., зел., кр. В центр каждого квадрата поместить квадрат меньшего размера среднего серого цвета.
/Ср/
Э5 Э7 Э8 Э9 Э12
2.Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. 3Цветовая символика Индии, Китая и цветовая эстетика Ислама.
4 Отношение к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке (классификация общих тенденций цвета в три группы: классически-осязаемую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую).
5.Оп-арт – искусство света и цвета.
/Ср/
Э5 Э9 Э12
Э5 Э7 Э9 Э12
Э5 Э9 Э12
2 Основные способы цветовой гармонизации.
3 Закономерности построения однотоновых гармоний.
4 Группы родственных сочетаний.
5Гармония родственно-контрастных цветов.
6 Гармония взаимодополнительных цветов.
/Лек/
Э2 Э5 Э9 Э12
Э5 Э6 Э9 Э12
-Монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме
-Полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.
-Трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).
-Многоцветные цветовые композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.
/Пр/
Э5 Э9 Э12
/Ср/
Э5 Э9 Э10 Э12
2. Одновременные (светлотный, хроматический, краевой) и последовательные контрасты.
3. Восприятие цветов.
/Лек/
Э2 Э5 Э9 Э12
-13-ти частный хроматический ряд первичного цвета;
- 5-ти частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета;
- 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом.
/Пр/
Э5 Э9 Э12
Э2 Э5 Э9 Э12
-5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.
Изучение контраста цветового насыщения:
-градации серого цвета в смешении с чистым цветом;
Изучение контраста цветового распространия:
-упражнения по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях
/Пр/
Э5 Э7 Э9 Э12
Э5 Э9 Э12
-Переход от холодного тона к тёплому;
-Переход от тёплого тона к холодному
/Пр/
Э5 Э9 Э10 Э12
-ассоциативные цветовые образы по типам настроение, музыка, поэзия и т.д.
/Ср/
Э5 Э9 Э10 Э12
Э4 Э5 Э9 Э12
-Выявление;
-Разрушение;
-Деформация;
/Пр/
Э5 Э6 Э9 Э12
-Геометрическая форма как доминирующий элемент пространства;
-Геометрическая форма как дополнительный элемент пространства;
-Цветовая схема серии дизайн-объектов.
/Пр/
Э5 Э6 Э9 Э12
Э5 Э9 Э12
Вопросы к зачету
1. На чём основываются цветовые системы Аристотеля и Платона?
2. В чём заслуга И. Ньютона в изучении природы цвета?
3. В чём заключается открытие У. Гершеля?
4. Расскажите в чём заключается физиологическое восприятие цвета человеческим глазом.
5. В чём заключаются теории М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца?
6. В чём заключается сущность систематизации цвета?
7. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовое тело Манселла.
8. В чём заключается сущность систематизации цвета?
9. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовую модель В. Оствальда.
10. Что лежит в основе цветовой модели В. Матюшина?
11. Охарактеризуйте 3 закономерности в изменчивости цветовых аккордов.
12. Назовите 4 основных вида гармонических цветовых сочетаний по В.М. Шугаеву. И в каких случаях их можно получить?
13. Охарактеризуйте теорию гармонических сочетаний по системе В. Козлова.
15. Дайте понятие комплиментарного цвета и третичного цвета.
16. Что такое цветовой тон и «оттенок» цвета?
17. Что такое светлота или яркость цвета? Что представляет собой шкала светлот?
18. Каким образом получаются цвета оттенков, теней и тональностей?
19. Что такое яркость и относительная яркость с точки зрения науки цветоведения?
20. Что такое насыщенность цвета?
21. Что означает понятие чистота цвета? Каким образом получается цветность?
22. Назовите основные способы смешения цветов. Назовите три основных закона смешения цветов.
23. Чем отличается слагательный процесс смешения цветов от вычитательного?
24. Что такое пространственное смешение цветов и где можно его наблюдать?
25. В чём состоит особенность направления «пуантилизм» с точки зрения цветоведения? Назовите фамилии художников, которые работали в данной технике.
26. На чём основано оптическое смешение цветов? Назовите основные цвета в данном виде смешения.
27. Что такое свет с точки зрения физики? Чем он характеризуется?
28. Каким образом отражается свет от идеально белой, серой и чёрной поверхностей?
29. Перечислите основные изменения цветового тона при искусственном освещении (красного, оранжевого, жёлтого, голубого, синего и фиолетового цветов). В какую сторону меняется яркость этих цветов?
30. Что такое ахроматическая гамма, и каким качеством обладают ахроматические тона?
31. В чём состоит суть явления ахроматического или светового контраста?
32. На чём основывается гармония цветов?
33. Перечислите известные Вам комбинации гармоничных сочетаний цветов.
35. Назовите 3 типа гармонических сочетаний по Манселлу.
36. Чем характеризуется гармония родственных цветов? Приведите пример грамотного создания гармонии родственных цветов, используя цветовой круг.
37. Приведите пример создания гармоний родственно-контрастных цветов и проанализируйте суть данной гармонии.
38. В чём состоит суть гармонии взаимодополнительных цветов?
39. Что такое колорит? Колористическая композиция?
40. Как отличаются между собой поверхностный и пространственный свойства цвета?
41. Какую роль играет цвет в архитектурной композиции?
42. Цвет и среда. Чем определяется специфика пространственного ощущения цветовых характеристик (поступательное и панорамное движение)?
43. Восприятие цвета в пространстве по В. Кандинскому (цветовой расклад).
Перечень учебно-творческих заданий
1. Создание 12-ти частного цветового круга (при помощи художественных материалов и компьютера)
2. Выполнение гармонических сочетаний цветов по 12-ти частному цветовому кругу
3. Разработать композиции по типам колорита (насыщенный, разбеленный, зачернённый, ломаный).
4. Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
5. Проанализировать отношение к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке (классификация общих тенденций цвета в три группы: классически-осязаемую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую).
6. Составить ахроматические цветовые композиции в различном диапазоне по яркости: монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме
7. Выполнить полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.
8. Сочинить трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).
9. Выполнить многоцветные цветовые композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.
10. Изучение контраста холодного и тёплого: переход от холодного тона к тёплому; переход от тёплого тона к холодному.
11. Изучение контраста дополнительных цветов: 5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.
12. Изучение контраста цветового насыщения: градации серого цвета в смешении с чистым цветом.
13. Изучение контраста цветового распространения: упражнения по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях.
14. Изучение контраста светлого и тёмного: 13-ти частный хроматический ряд первичного цвета; 5-ти частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета; 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом.
15. Изучение оптических иллюзий и ассоциативный ряд: выявление; разрушение; деформация.
16. Цветовое решение геометрической формы: геометрическая форма как доминирующий элемент пространства; геометрическая форма как дополнительный элемент пространства; цветовая схема серии дизайн-объектов.
Школа web-дизайна-URL:http://mikhalkevich.narod.ru/shkola.html
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.