2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Цветоведение и колористика_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Цветоведение и колористика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
50
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
38
38
38
38
Практические
56
56
56
56
Итого ауд.
94
94
94
94
Кoнтактная рабoта
94
94
94
94
Сам. работа
50
50
50
50
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.наук, старш.преп. , Батаева Л.А.;к.п.н., доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Цветоведение и колористика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины является освоение теоретических знаний в области цветоведения и колористики, применение данных знаний на практике в условиях все возрастающей роли цветовой составляющей в современном дизайне и визуальных коммуникациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выявить значение цвета как одного из основных средств выражения художественного образа в изобразительном искусстве;
1.4
проследить движение и развитие колористического идеала в истории изобразительного искусства;
1.5
исследовать теоретически и на практике колористические закономерности изображения предметного мира;
1.6
исследовать теоретически и на практике сочетание формы, цвета и фактуры предмета как изобразительных средств для создания художественного образа в изобразительном искусстве;
1.7
изучение художественных и эстетических свойств цвета, закономерностей создания цветового строя, колорита, приемов использования контрастов для дальнейшей интерпретации в соответствии с творческим замыслом;
1.8
выработка у обучающихся умения создать цветовой  колорит в соответствии с творческим замыслом;
1.9
ориентация  обучающихся на выработку и формирование необходимых качеств для будущей профессиональной деятельности.
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История визуально-пространственных искусств
2.2.2
Материаловедение и новые материалы
2.2.3
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.2.4
Дизайн
2.2.5
Прикладная механика
2.2.6
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.2.7
Методика обучения изобразительному искусству
2.2.8
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.2.9
Пластическая анатомия
2.2.10
Декоративное искусство
2.2.11
Учебная проектно-технологическая практика
2.2.12
Академический рисунок
2.2.13
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.2.14
Мультимедийные технологии в СОШ
2.2.15
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.16
Техническое творчество и основы проектирования
2.2.17
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.18
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.19
Инженерная и компьютерная графика
2.2.20
Мехатроника и робототехника
2.2.21
Передовые производственные технологии
2.2.22
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.23
Электротехника и электроника
2.2.24
3-D моделирование и прототипирование
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Скульптура
2.2.29
Академическая живопись
2.2.30
Технология обработки текстильных материалов
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы и технологии разработки объектов графики и графического дизайна интерфейса;
3.1.2
систематику цветов и правила смешения цветов;
3.1.3
двенадцатичастный цветовой круг по И. Иттену;
3.1.4
основные характеристики цвета и его восприятие;
3.1.5
виды контрастов, цветовое созвучие, гармонические сочетания цветов, несобственные качества цвета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
предельно выразительно создавать колористические сочетание в цветовой композиции,используя закономерности и принципы цветового созвучия или цветовой гармонии;
3.2.2
выполнить эскизы и цветные композиции на гармонию цветовых созвучий;
3.2.3
предельно выразительно создавать колористические сочетание в цветовой композиции,используя закономерности и принципы цветового созвучия или цветовой гармонии; выполнитьэскизы и цветные композиции на гармонию цветовых созвучий;
3.2.4
выполнить эмоционально-ассоциативные эскизы на несобственные качества цвета;
3.2.5
создавать дизайнерские проекты и композиции на задуманные виды контрастов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком в раскрытии художественно - образного решения объекта дизайна через гармонию цвета;
3.3.2
навыком составления  цветовых гармоний на основе цветового круга;
3.3.3
способами составления колориметрических схем.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 1. Введение в цветоведение

 
1.1
1.Цветовые системы, история науки о цвете.                                     2. Формообразование и цвет.                                              3.Донаучное понимание света и цвета естествоиспытателями и учёными(Платон,Аристотель,Эмпедокл,Демокрит, Леонардо да Винчи, Рене Декарт, Иоган Кеплер, Роберт Гук и др.    4.Научное понимание цвета в учениях И. Ньютона (спектральная природа цвета), М.В. Ломоносова (трёхцветная природа цвета), Т. Юнга (многообразие воспринимаемых цветов), Г. Гельмгольца (пары дополнительных цветов и их различия в закономерностях при образовании цветов путём смешения излучений и смешения), Дж.К. Максвелла (выразил спектральные цвета через количество трёх основных красок), В.Д. Райта, Дж. Гилда,  И. Гёте, Р. А. Гранит, Я.Ф. Ле Блон, Л. А. Дюко дю Орон и др. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7

2
ПК-1.1
1
0
Устный ответ. 
 
1.2
Изучение  цветовых моделей (RGB, CMYK, lab); /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
Раздел 2. 2. Наука о цвете. Физические основы цвета. 

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1
1.Цвет как феномен, выявляющий форму.

2.Спектральная природа цвета.

3.Трёхцветная природа цвета.

4.Замкнутое цветовое тело.

5.Цветовой круг.

6.Основные и дополнительные цвета.

7.Названия цветов и пигментов.

8.Основные характеристики цвета. (тон, светлота, насыщенность, чистота)

9.Закономерности смешения цветов.

10.Свет. Цвет и свет.

11.Изменение цвета при различных источниках и условиях освещения.

12.Использование освещения для корректировки цветовосприятия                   13.Ахроматический (световой) контраст

  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

6
ПК-1.1
1
0
Доклад с презентацией
 
2.2
Первичное изучение гармонических сочетаний цветов по 12-ти частному цветовому кругу /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
2.3
Контраст светлого и тёмного.

Упражнение: выстроить последовательно ряд серых тонов – 7 ступеней. От белого до чёрного. Серый нейтральный цвет должен быть посередине. Сначала красками на бумаге потом на компьютере

Сравнить цвета на бумаге и на компьютере.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

8
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
Раздел 3. 3. Цветовая гамма и цветовая композиция

 
3.1
1.Цветовая гамма (холодная, тёплая, смешанная).

2.Цветовая композиция (монохромия, полярная и трёхцветная).

3.Многоцветие, в т.ч. со сдвигом к одному цветовому тону.

4.Полухроматическая композиция.   /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Доклад с презентацией
 
3.2
Опыты с серым цветом

Опыты с коричневым цветом (с 3-мя первичными и 3-мя вторичными цветами)

Опыты с цветом – получение тональных и цветовых растяжек и  ахроматических и хроматических цветов

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

12
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
3.3
Упражнение: В кореле нарисовать по 5 красных, жёлтых, синих, чёрных и белых квадратов. Расположить их в большой квадрат 5х5.

Упражнение: Нарисовать 3 квадрата, залить каждый одним из основных цветов: ж., зел., кр. В центр каждого квадрата поместить квадрат меньшего размера среднего серого цвета.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э8 Э9 Э12

6
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
Раздел 4. 4. Типы колорита и их место в культуре и искусстве.

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.1
1.Типы колорита (насыщенный, разбеленный, зачернённый, ломаный).

2.Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.         3Цветовая символика Индии, Китая и цветовая эстетика Ислама.

4 Отношение к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке (классификация общих тенденций цвета в три группы: классически-осязаемую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую).

5.Оп-арт – искусство света и цвета.

      

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
4.2
Создание 12-ти частного цветового круга (при помощи художественных материалов и компьютера) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

6
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
4.3
Разработать цветовую композицию на основе изучения элементов и цветовой символики у различных культур народов мира (Индия, Китай, Египет, Европа и т. д.). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
Раздел 5. 5. Цветовая гармония

 
5.1
1Понятие цветовой гармонии.

2 Основные способы цветовой гармонизации.

3 Закономерности построения однотоновых гармоний.

4 Группы родственных сочетаний.

5Гармония родственно-контрастных цветов.

6 Гармония взаимодополнительных цветов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5 Э9 Э12

8
ПК-1.1
1
0
Устный ответ
 
5.2
С помощью кисочек и градиентной заливки создать две работы:      1) доминирующими должны быть два одинаковых, но не равнозначных объекта и                        2) нюанс объектов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э9 Э12

12
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
5.3
Ахроматические цветовые  композиции в различном диапазоне по яркости:

-Монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме

-Полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.

-Трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).

-Многоцветные цветовые  композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

12
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
5.4
Выполнение коллажа на гармоничное сочетание цветов с использованием контрастных, нюансовых взаимоотношений.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Раздел 6. 6. Цветовые контрасты

 
6.1
1. Виды контраста: по цвету, света и тени, тёплых, холодных, дополнительных цветов, цветовой и тональной насыщенности.

2. Одновременные (светлотный, хроматический, краевой) и последовательные контрасты.

3. Восприятие цветов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5 Э9 Э12

12
ПК-1.1
1
0
Доклад с презентацией
 
6.2
Изучение контраста светлого и тёмного:

-13-ти частный хроматический ряд первичного цвета;

- 5-ти  частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета;

- 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
6.3
1Формообразующие свойства цвета                                                2 Восприятие цвета в зависимости от свойств предмета                     3.Использование цвета в эогономике                                             4 Колорит. Колористическое решение объектов дизайна  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5 Э9 Э12

2
ПК-1.1
1
0
Устный ответ. Доклад с презентацией
 
6.4
Изучение контраста дополнительных цветов:

-5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.

Изучение контраста цветового насыщения:

-градации серого цвета в смешении с чистым цветом;

Изучение контраста цветового распространия:

-упражнения  по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э7 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
Раздел 7. 7. Психология цвета

 
7.1
Цвет и пространство. Цвет и среда. Цвет и пространство. Восприятие цвета в пространстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

2
ПК-1.1
1
0
Устный ответ. Доклад с презентацией
 
7.2
Изучение контраста холодного и тёплого:

-Переход от холодного тона к тёплому;

-Переход от тёплого тона к холодному

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
7.3
Цветовые ассоциации и синестезии. Разработать различные виды ассоциаций:

-ассоциативные цветовые образы по типам настроение, музыка, поэзия и т.д.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
 
Раздел 8. 8. Цвет в дизайне

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
8.1
Использование цвета в различных областях дизайна. Роль цвета в практике человека. Цвет в интерьере. Цвет, текстура и фактура в дизайне мебели. Цвет в рекламе. Цвет в одежде /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э9 Э12

2
ПК-1.1
1
0
Устный ответ. Доклад с презентацией
 
8.2
Оптические иллюзии и ассоциативный ряд:

-Выявление;

-Разрушение;

-Деформация;

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э9 Э12

6
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
8.3
Цветовое решение геометрической формы:

-Геометрическая форма как доминирующий элемент пространства;

-Геометрическая форма как дополнительный элемент пространства;

-Цветовая схема серии дизайн-объектов.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Практические задания.
 
8.4
Устный зачет /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э12

4
ПК-1.1
1
0
Вопросы к зачету. Промежуточная аттестация
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. На чём основываются цветовые системы Аристотеля и Платона?

2. В чём заслуга И. Ньютона в изучении природы цвета?

3. В чём заключается открытие У. Гершеля?

4. Расскажите в чём заключается физиологическое восприятие цвета человеческим глазом.

5. В чём заключаются теории М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца?

6. В чём заключается сущность систематизации цвета?

7. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовое тело Манселла.

8. В чём заключается сущность систематизации цвета?

9. Охарактеризуйте по иллюстрации цветовую модель В. Оствальда.

10. Что лежит в основе цветовой модели В. Матюшина?

11. Охарактеризуйте 3 закономерности в изменчивости  цветовых аккордов.

12. Назовите 4 основных вида гармонических цветовых сочетаний по В.М. Шугаеву. И в каких случаях их можно получить?

13. Охарактеризуйте теорию гармонических сочетаний по системе В. Козлова.

15. Дайте понятие комплиментарного цвета и третичного цвета.

16. Что такое цветовой тон и  «оттенок» цвета?

17. Что такое светлота или яркость цвета? Что представляет собой шкала светлот?

18. Каким образом получаются цвета оттенков, теней и тональностей?

19. Что такое яркость и относительная яркость с точки зрения науки цветоведения?

20. Что такое насыщенность цвета?

21. Что означает понятие чистота цвета? Каким образом получается цветность?

22. Назовите основные способы смешения цветов. Назовите три основных закона смешения цветов.

23. Чем отличается слагательный  процесс смешения цветов от вычитательного?

24. Что такое пространственное смешение цветов и где можно его наблюдать?

25. В чём состоит особенность направления «пуантилизм» с точки зрения цветоведения? Назовите фамилии художников, которые работали в данной технике.

26. На чём основано оптическое смешение цветов? Назовите основные цвета в данном виде смешения.

27. Что такое свет с точки зрения физики? Чем он характеризуется?

28. Каким образом отражается свет от идеально белой, серой и чёрной поверхностей?

29. Перечислите основные изменения цветового тона при искусственном освещении (красного, оранжевого, жёлтого, голубого, синего и фиолетового цветов).  В какую сторону меняется яркость этих цветов?

30. Что такое ахроматическая гамма, и каким качеством обладают ахроматические тона?

31. В чём состоит суть явления ахроматического или светового контраста?

32. На чём основывается гармония цветов?

33. Перечислите известные Вам комбинации гармоничных сочетаний цветов.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
34. Что составляет основу  однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов?

35. Назовите 3 типа гармонических сочетаний по Манселлу.

36. Чем характеризуется гармония родственных цветов? Приведите пример грамотного создания гармонии родственных цветов, используя цветовой круг.

37. Приведите пример создания гармоний родственно-контрастных цветов и проанализируйте суть данной гармонии.

38. В чём состоит суть гармонии взаимодополнительных цветов?

39. Что такое колорит? Колористическая композиция?

40. Как отличаются между собой поверхностный и пространственный свойства цвета?

41. Какую роль играет цвет в архитектурной композиции?

42. Цвет и среда. Чем определяется специфика пространственного ощущения цветовых характеристик (поступательное и панорамное движение)?

43. Восприятие цвета в пространстве по В. Кандинскому (цветовой расклад).

                                                  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Перечень учебно-творческих заданий

1. Создание 12-ти частного цветового круга (при помощи художественных материалов и компьютера)

2. Выполнение  гармонических сочетаний цветов по 12-ти частному цветовому кругу

3. Разработать композиции по типам колорита (насыщенный, разбеленный, зачернённый, ломаный).

4. Насыщенный (яркий) колорит в различных культурах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.      

5. Проанализировать отношение к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке (классификация общих тенденций цвета в три группы: классически-осязаемую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую).

6. Составить ахроматические цветовые  композиции в различном диапазоне по яркости: монохромные цветовые композиции в тёплой и холодной гамме

7. Выполнить полярные цветовые композиции в нейтральной, теплой и холодной гамме и трех видах колорита – разбеленном, насыщенном и зачерненном.

8. Сочинить трёхцветные цветовые композиции в нейтральной гамме и двух видах колорита – насыщенном и приглушенном (ломаном).

9. Выполнить многоцветные цветовые  композиции по определенной системе и с учетом цветовой гармонии.

10. Изучение контраста холодного и тёплого: переход от холодного тона к тёплому;  переход от тёплого тона к холодному.

11. Изучение контраста дополнительных цветов: 5-ти частный ряд 3-х пар дополнительных цветов и их смесей, получение серого тона.

12. Изучение контраста цветового насыщения: градации серого цвета в смешении с чистым цветом.

13. Изучение контраста цветового распространения: упражнения  по изучению гармоничного соотношения плоскостей, заполненных дополнительными цветами в различных пропорциях.

14. Изучение контраста светлого и тёмного: 13-ти частный хроматический ряд первичного цвета; 5-ти  частный хроматический ряд одинаковой светлоты с выбранным оттенком цвета; 5-ти частный хроматический ряд одинаковой темноты с выбранным тёмным цветом.

15. Изучение оптических  иллюзий  и ассоциативный ряд: выявление; разрушение; деформация.

16. Цветовое решение геометрической формы: геометрическая форма как доминирующий элемент пространства; геометрическая форма как дополнительный элемент пространства; цветовая схема серии дизайн-объектов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лютов, В. П. 
Цветоведение и основы колориметрии : учебник и практикум для бакалавриата / В. П. Лютов, П. А. Четверкин, Г. Ю. Головастиков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-534-06168-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434126 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Никитина, Н. П. 
Цветоведение. Колористика в композиции  :  учебное пособие / Н. П. Никитина. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2018. — 134 c. — ISBN 978-5-7996-1475-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68517.html 
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Жданов, Н.В.
Жданов, Н.В. Бионика. Формообразование : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Уваров, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08018-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442253: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Казарина, Т. Ю.
Цветоведение и колористика : практикум по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» / Т. Ю. Казарина. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 36 c. — ISBN 978-5-8154-0382-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66372.: Практикум
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1

Школа web-дизайна-URL:http://mikhalkevich.narod.ru/shkola.html

 
Э2
Основы цветоведения. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П -URL:-http://abc.vvsu.ru/Books/um_osntsvetov/default.asp 
 
Э3
Ковалёв Ф. В. Золотое сечение в живописи-URL:http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie.html
 
Э4
Школа Веб-дизайна. Сайт Михалькевича С. Студия настоящего дизайна-URL:http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main1.html
 
Э5
Основные свойства цвета  URL:-http://studopedia.net/2_35265_osnovnie-svoystva-tsveta.html
 
Э6
Creativshik – Виртуальная школа графического дизайна Б.Поташника - URL:http://creativshik.com/
 
Э7
Иттен И. Основы цвета-  URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Itten/index.php
 
Э8
Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. -  URL: https://books.google.ru
 
Э9
Основы колористики-  URL: http://www.dizayne.ru/
 
Э10
Ю. Аксенов, М. Левидов.Цвет и линия/ Практическое руководство по рисунку и живописи - URL: http://www.vangogh.ru/study/book1/
 
Э11
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э12
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,  диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. 

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.