(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э4
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Время и место выделения человеческой линии эволюции: важнейшие гипотезы.
Древние формы современного человека.
Предпосылки очеловечивания человекообразных обезьян.
Миграционная и эволюционная гипотезы сапиенизации /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация онтогенеза /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Миграции, смещение и генный поток как формообразующие факторы у современного человека.Социогенез, его факторы и значение.
Факторы и критерии гоминизации /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
3 семестр
Вопросы и задание к зачету:
1.Типология лингвистических структур.
2.Этнографический подход в социолингвистике: Д. Хаймс.
3.Этнография речи. Произнесенное слово и его интерпретация.
4.Виды массовой культуры.
5.Общество масс как социальное явление (формы проявления).
6.Общественная элита. Концепция элитарной и популярной культуры П. Бурдье.
7.Общество как массовый потребитель.
8.Символы городов – фантазия или реальность.
9.Городская культура и образ города. Взаимодействие и/или противоборство.
10.Город как пространство социомакро- и микромира человека.
11.Социальная и культурная антропология (понятие «антропология», «социальная антропология».
12.Место антропологии в системе других наук о человеке
- американская антропологическая школа (эволюционизм);
- культурно-историческая школа (культурный релятивизм);
14.Основные направления и школы антропологии:
- культурно-эволюционная школа (основа эволюции – культура);
- расово-антропологическая школа (методология).
15.Основные причины социального неравенства и их значение в современном обществе.
16.Механизм территориальности и его значение в определении неравенства.
17.Основные теории происхождения человека (антропосоциогенез, креационизм, эволюционизм, теория биологической эволюции (Ч. Дарвин), синтетическая теория эволюции, трудовая теория Ф. Энгельса, теория двух скачков, космизм, теория полицентризма/моноцентризма).
18.Цивилизация как культурная и социальная форма совместной жизнедеятельности людей.
19.Цивилизационный и формационный подходы к анализу цивилизации.
20.Факторы влияющие на развитие (образование) и крушение цивилизаций. Российская цивилиза-ция как социокультурная реальность.
21.Многомерность, многокачественность человека, его бытия, жизнедеятельности, созидания.
22.Культура как система в существовании человечества.
23.Сигматическая целостность, интериоризация культуры и общественно-культурное творчество человека.
24.Рассмотрите способы саморепрезентации человека.
25.Идеи виртуальности у А. Бергсона, Ч. Тарта, А. Арто, А.Н. Леонтьева.
Задание: Рассмотрите способы саморепрезентации человека.
4 семестр
Вопросы и задание к экзамену:
1.Портрет «успешного» человека в советском обществе и в российском обществе. В чем общее и отличное.
2.Причины стирания и/или конструирования новых различий между «успехом» мужчин и женщин в современном обществе.
3.Человек как конкретно единичное существо и многомерность его рассмотрения.
4.Сложная взаимосвязь общества и конкретно-единичного человека, его формирование: первичная социализация, множественность, хаотичность и жесткость влияния различных элементов социума, передача социальной энергии, вооружение сложившимися программами культуры.
5.Основные этапы антропогенеза и развитие человеческого общества (австралопитеки, Homo habilis (ч. умелый), Homo erectus (ч. прямоходящий), Homo sapiens (кроманьонский ч.).
6.Понятие о расах и отличительные признаки рас (расоведение, термин раса, факторы расообразования).
7.Расизм как крайняя форма различия рас.
8.Раса, этнос, нация, народ (классификация человеческих групп, самоидентификация).
9.Понятие среды и структура жизненной среды человека.
10.Экологическая культура жизнедеятельности человека (проблемы загрязнения окружающей среды).
11.Пространство и время окружающей жизненной среды.
12.Виртуализация современного общества: плюсы и минусы.
13.Динамика коммуникативной сферы (советское общество и российское общество).
14.«Информационное общество» как социальное явление.
15.Опыт человека в повседневной жизнедеятельности (типизация, седиментация).
16.Понятие «Жизненные миры человека» (пространство, время, работа, дом, улица и т.д.).
17.Смысловой универсум (самоидентификация).
18.Язык как «символическое руководство к пониманию культуры».
19.Язык, мышление и нормы поведения.
20.«Американский структурализм» Л. Блумфильда: принцип сциентизма и фонологический метод.
21.Понятия глубинной и поверхностной структур языка; универсального грамматического ядра; трансформационных правил; порождающей грамматики.
22.Понятие реальности и виртуальной реальности, специфические свойства виртуальной реальности.
23.Сознание человека как основной фактор виртуализации (разделение реальности).
24.Позитивные и негативные воздействия виртуальных миров на человека (зависимость, быстродоступность и т.д.).
25.Глобализация и информационное общество.
Задание: На конкретном примере покажите уникальность учителя обществознания.
Темы рефератов:
3 семестр
1.Концепт культуры в антропологии; основные концепции культуры.
2.Антропология современного человека: своеобразие и характерные черты.
3.Гипотеза культурно-лингвистической относительности Сепира - Уорфа. Этносемантика.
4.Этнография речи. Понятие речевых жанров.
5.Философская антропология о сущности человека.
6.Экзитенциалы бытия человека (любовь, творчество, счастье, труд, игра, вера).
7.Экзистенциалы бытия человека (жизнь, смерть, горе).
8.Проблема смерти и бессмертия в разных культурах.
10.Человек и Бог в христианстве.
11.Образ человека в культуре арабско-мусульманского Востока.
12.Общественные институты социализации.
13.Особенности первичной и вторичной социализации.
14.Понятие преференциального брака. Кросс-кузенный брак.
15.Социокультуроное развитие человечества.
16.Субкультура как тенденция современности.
17.Альянсы родственных групп. Системы брачных союзов.
18.Психологическая антропология: структуры эмоций, психиатрические классификации.
19.Концепции «Я» в кросс-культурной перспективе.
20.Проблема человека в поздней античности.
21.Проблема человека в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
22.Человек разумный в теориях Нового времени (Локк, Гоббс, Спиноза).
23.Игра как культурный феномен и «человек играющий».
24.Психоаналитические концепции человека (Фрейд, Юнг, Фромм).
25.Идея «сверхчеловека» в учении Ф. Ницше.
4 семестр
1.Влияние эндогенных и экзогенных факторов на развитие организма;
2.Гипотезы, объясняющие причины акселерации;
3.Механизмы старения и научные подходы к увеличению продолжительности жизни человека;
4.Типы конституций человека;
5.Физиологические и биохимические аспекты конституции;
6.Признаки с непрерывной изменчивостью;
7.Происхождение рас, научная критика расизма.
8.Факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека. Показатель Хольцингера.
9.Кривая роста человека.
10.Общие закономерности процесса роста организма.
11.Тенденции эволюционных изменений онтогенеза приматов и человека.
12.Периодизация онтогенеза, привести примеры периодизаций.
13.Биологический возраст человека: определение, перечислить критерии.
14.Морфологические критерии биологического возраста.
15.Физиологический и биохимический критерии биологического возраста.
16.Характеристика препубертатного периода.
17.Акселерация. Координаты телосложения.
18.Половые и возрастные вариации конституции.
19.Связь конституции и функциональных особенностей организма, медицинские аспекты конституции.
20.Конституция и психофизиологические особенности организма.
21.Экологические градиенты и адаптивные типы.
22.Классификации конституциональных типов человека.
23.Координаты телосложения.
24.Признаки с непрерывной изменчивостью.
25.Расы: классификация, расовые признаки.
Темы эссе:
3 семестр
1.Типология культур. Культурные нормы: традиции и современность.
2.Функции и дисфункции культуры в процессе социогенеза.
3.Образ жизни как культурно-антропологическая категория.
4.Жизненный мир в изучении социальных антропологов.
5.Познавательные функции понятия «образ жизни» и «жизненного мира».
6.Социокультурные сферы реализации и содержание образа жизни людей.
7.Миры опыта (жизненного опыта). Концепция повседневности А. Шюца.
8.Особенности повседневного времени.
9.Трудовое время, динамика его изменений.
10.Социальное время и социальное пространство как основные структуры жизненного мира.
11.XXI век – возникновение новых форм социо-культурного взаимодействия.
12.Язык и общение в повседневном мире. Особенности исследования повседневного языка.
13.Правила и нормы, классификация правил повседневности. Их функции и значение в обществе и культуре.
14.Формирование повседневной культуры в различных обществах (запада, востока, России и пр.).
15.Социальная коммуникация – социальные встречи в мире.
16.Гендерные аспекты культуры повседневности.
17.Понятие гендерной идентичности.
18.Разные способы освоения пространства, поведения, коммуникации.
19.Институциолизация жизненного опыта человека (семья, образование, работа и пр.).
20.Семиотические системы повседневности (архитектура, костюмы, приметы, гадания, музыка, живопись, хореография и пр.).
22.Антропология детства, воспитания и семьи. Материнские и отцовские роли. Инициации.
23.Воспитание в разных типах культуры.
24.Время как субстанция в жизни человека.
25.Человек и его потребности, способности и возможности.
4 семестр
1.Человек как биосоциальное существо. Единство индивидуальных, типичных и уникальных свойств.
2.Человек: индивид, личность, индивидуальность.
3.Понятие «потребности», их характеристика.
4.Теории формирования и реализации потребностей.
5.Интересы, их природа и типология, условия формирования.
6.Ценности человека, их особенности. Ценности и бытие.
7.Переоценка ценностей на разных этапах существования человека.
8.Бытие человека как жизнь, смерть, бессмертие.
9.Образы человека в истории.
10.Человек и капиталистические отношения в теориях К. Маркса и М. Вебера.
11.Спиритуалистическая модель человека.
12.Социологизаторская модель человека. Теория габитуса П. Бурдье.
13.Культурологическая модель человека.
14.Натуралистическая модель человека.
15.Негативистская модель человека.
16.Диалогическая модель человека.
17.Терапевтическая модель человека.
18.Комплексные модели человека.
19.Проблемы человека в антропологии XX столетия.
20.Структурализм и постструктурализм в антропологии.
21.Постмодернистские стратегии в современной антропологии.
22.Маргинальная антропология.
23.Образы феминности и маскулинности в теории и культуре.
24.Принцип антропологизма (антропный принцип), его сущность, развитие.
25.Принцип природосообразности, его возникновение, развитие в отечественных и зарубежных теориях социальной работы.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.