2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Антропология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Антропология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 4 зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
78
аудиторные занятия
102
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
34
34
Практические
36
36
32
32
68
68
Итого ауд.
54
54
48
48
102
102
Кoнтактная рабoта
54
54
48
48
102
102
Сам. работа
54
54
24
24
78
78
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Асратян Н.М. _________________
 
 
Антропология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о человеке как природном и социальном феномене, о происхождении и становлении человека и человечества как целостной и развивающейся живой системы, развитие активности, инициативности и самостоятельности, творческих способностей и готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладеть основными понятиями и теоретическими знаниями антропологии;
1.4
получить представления о методологии и методах исследования в культурной и физической (биологической) антропологии;
1.5
получить представления о применении знаний и методов антропологии в прикладных целях и в смежных научных дисциплинах;
1.6
осмыслить культурные и биологические факторы психического развития в онтогенезе и филогенезе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археология
2.1.2
Археология Вятско-Камского региона
2.1.3
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.4
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.5
Историческая хронология
2.1.6
Коммуникативный практикум
2.1.7
Учебная археологическая практика
2.1.8
Археология
2.1.9
Археология Вятско-Камского региона
2.1.10
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.11
Учебная археологическая практика
2.1.12
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.13
Историческая хронология
2.1.14
Коммуникативный практикум
2.1.15
Археология Вятско-Камского региона
2.1.16
Историческая хронология
2.1.17
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура татарского народа
2.2.2
История Татарстана
2.2.3
Образовательное право
2.2.4
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.5
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.6
Политология
2.2.7
Всеобщая история государства и права
2.2.8
История государственного управления России
2.2.9
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
2.2.10
История и государства и права России
2.2.11
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.12
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
История и культура татарского народа
2.2.16
История Татарстана
2.2.17
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.18
Новейшая история стран Европы и Америки
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.2.19
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.20
Политология
2.2.21
Всеобщая история государства и права
2.2.22
История  государства и права России
2.2.23
История государственного управления России
2.2.24
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
2.2.25
Производственная преддипломная практика
2.2.26
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.27
История и культура татарского народа
2.2.28
История государственного управления России
2.2.29
История  государства и права России
2.2.30
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия
 
навыками проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний антропологии для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей
 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия антропологии, ее место в системе наук и практики;
3.1.2
историю становления и развития антропологии и о ее теоретическом и прикладном значении в свете современного процесса взаимопроникновения гуманитарных и естественнонаучных знаний;
3.1.3
основы происхождения и эволюции человека;
3.1.4
индивидные, субъектные и личностные особенности человека;
3.1.5
природу психофизических и социальных феноменов;
3.1.6
биологические основы поведения человека, антропологические основы психолого-педагогической работы.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
свободно ориентироваться в антропологической проблематике и интерпретировать феномены антропологического измерения;
3.2.2
оперировать основными терминами и понятиями антропологии;
3.2.3
работать с научной литературой и анализировать полученную информацию;
3.2.4
делать выбор своей антропофилософской позиции по проблеме человека, отстаивать сделанный им выбор;
3.2.5
последовательно критиковать противоположные его убеждениям взгляды;
3.2.6
извлекать поучительные уроки из противоположных и собственных взглядов;
3.2.7
находить связь, актуальность настоящего с прошлым и будущим, обогащать идеи прошлого с точки зрения настоящего.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
в учебно-образовательной, аналитической,научно-исследовательской, практической и организационной деятельности;
3.3.2
представлять результаты своей поисковой деятельности в устном и письменном виде, в том числе с помощью современных электронных средств;
3.3.3
навыками социально-антропологического консультирования по различным проблемам социальной жизни человека;
3.3.4
концептуальным и терминологическим аппаратом современного научного знания о человеке.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Антропология как исследовательская и учебная дисциплина

 
1.1
Методологические основы и методы, используемые в антропологии  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э4

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
1.2
Антропосоциогенез.Теории происхождения человека. Цивилизация как социокультурная общность в истории человечества /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э4

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
1.3
Массовая культура и культура потребления /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
1.4
Современное общество и субкультуры  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
1.5
Теории антропогенеза. Современная концепция неодарвинизма, ее значение для определения основных этапов и механизмов формирования вида Homo sapiens /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-6 ПК-7
3
0
 
 
Раздел 2. Человек в эволюционной теории

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.1
Человек как продукт эволюции, творец общества, культуры цивилизации. Человек как конкретно - еденичный индивид, его общественная сущность /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.2
Язык как основа понимания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.3
Реклама в современном мире /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.4
Коммуникативные сферы культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.5
Филогенетическое развитие человека. Основные этапы эволюции приматов.

Время и место выделения человеческой линии эволюции: важнейшие гипотезы.

Древние формы современного человека.

Предпосылки очеловечивания человекообразных обезьян.

Миграционная и эволюционная гипотезы сапиенизации /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.6
Расы и этоносы. Расизм и ксенофобия. Жизненная среда и экология человека. Общество как субъективная реальность (жизненные миры человека) /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э4

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.7
Развлечения в советской и современной культуре /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.8
Образы успешного человека советского общества и современного общества.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.9
Понятие о функциональной конституции и биохимической индивидуальности человека.

Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация онтогенеза /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.10
Изменение образов родного города.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
2.11
Социальная динамика культурных процессов (сравнение советского и российского общества) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
 
Раздел 3. Онтология (бытие) человека. Властные отношения в обществе

 
3.1
Виртуализация и глобализация форм социокультурного пространства и бытия человека /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
3.2
Особенности проявления властных отношений в доиндустриальных обществах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
3
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.3
Социальное неравенство и справедливость /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
3.4
Антропологическое понимание власти /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
3
0
 
3.5
Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения.

Миграции, смещение и генный поток как формообразующие факторы у современного человека.Социогенез, его факторы и значение.

Факторы и критерии гоминизации /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-6 ПК-7
3
0
 
 
Раздел 4. Жизнедеятельность в сфере человеческих ценностей

 
4.1
Главные стимулы проявления жизнедеятельности человека в сфере человеческих ценностей. Социальное пространство и социальное время /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
4.2
Личностно-индивидуальная характеристика человека /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
4.3
Тело человека и его техники как презентанты истории и социальности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
4.4
Поведение человека /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
4.5
Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека. Эпохальные изменения темпов развития.Закономерности протекания онтогенеза у человека.Феномен акселерации. Гипотезы акселерации. Социальная адаптация человека. Понятие о биологическом возрасте. Видовая продолжительность жизни человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-6 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 5. Духовная взаимосвязь человека и общества

 
5.1
Духовность человека и ее круговорот в общественной жизни. Человек в сфере социальных отношений. Проблемы идентификации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.2
Регулятивные образования в культуре, нормы и ценности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.3
Основания и формы социальных объединений людей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.4
Классификации Э.Кречмера и У.Шелдона.  Психологические аспекты конституции. Психологические портреты основных морфотипов по Э.Кречмеру и У.Шелдону. Происхождение полиморфизма и политипии у современного человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
5.5
Социально-исторический характер взаимосвязи человека и общества. Темперамент и характер человека, особенности и проявления в обществе.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.6
Повседневность как проблема социальной антропологии  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.7
Человек и собственность /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.8
Генетико-полуляционные, демографические и экологические механизмы в развитии человека современного вида. Адаптация и антропологические особенности.Популяционный полиморфизм и механизмы его поддержания. Популяции и расы, определение, характеристики основных рас /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.9
Семья и брак, система родства /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.10
Производство, обмен и потребление /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.11
Пол и взаимоотношения в обществе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.12
Биологические и социальные термины описания человеческих общностей, «раса» и «нация».Современные количественные методы классификации «больших» рас и антропологических типов, их сопоставление с традиционными методами. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ПК-6 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

3 семестр

Вопросы и задание к зачету:

1.Типология лингвистических структур.

2.Этнографический подход в социолингвистике: Д. Хаймс.

3.Этнография речи. Произнесенное слово и его интерпретация.

4.Виды массовой культуры.

5.Общество масс как социальное явление (формы проявления).

6.Общественная элита. Концепция элитарной и популярной культуры П. Бурдье.

7.Общество как массовый потребитель.

8.Символы городов – фантазия или реальность.

9.Городская культура и образ города. Взаимодействие и/или противоборство.

10.Город как пространство социомакро- и микромира человека.

11.Социальная и культурная антропология (понятие «антропология», «социальная антропология».

12.Место антропологии в системе других наук о человеке

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
13.Основные направления и школы антропологии:

- американская антропологическая школа (эволюционизм);

- культурно-историческая школа (культурный релятивизм);

14.Основные направления и школы антропологии:

- культурно-эволюционная школа (основа эволюции – культура);

- расово-антропологическая школа (методология).

15.Основные причины социального неравенства и их значение в современном обществе.

16.Механизм территориальности и его значение в определении неравенства.

17.Основные теории происхождения человека (антропосоциогенез, креационизм, эволюционизм, теория биологической эволюции (Ч. Дарвин), синтетическая теория эволюции, трудовая теория Ф. Энгельса, теория двух скачков, космизм, теория полицентризма/моноцентризма).

18.Цивилизация как культурная и социальная форма совместной жизнедеятельности людей.

19.Цивилизационный и формационный подходы к анализу цивилизации.

20.Факторы влияющие на развитие (образование) и крушение цивилизаций. Российская цивилиза-ция  как социокультурная реальность.

21.Многомерность, многокачественность человека, его бытия, жизнедеятельности, созидания.

22.Культура как система в существовании человечества.

23.Сигматическая целостность, интериоризация культуры и общественно-культурное творчество человека.

24.Рассмотрите способы саморепрезентации человека.

25.Идеи виртуальности у А. Бергсона, Ч. Тарта, А. Арто, А.Н. Леонтьева.

Задание: Рассмотрите способы саморепрезентации человека.

4 семестр

Вопросы и задание к экзамену:

1.Портрет «успешного» человека в советском обществе и в российском обществе. В чем общее и отличное.

2.Причины стирания и/или конструирования новых различий между «успехом» мужчин и женщин в современном обществе.

3.Человек как конкретно единичное существо и многомерность его рассмотрения.

4.Сложная взаимосвязь общества и конкретно-единичного человека, его формирование: первичная социализация, множественность, хаотичность и жесткость влияния различных элементов социума, передача социальной энергии, вооружение сложившимися программами культуры.

5.Основные этапы антропогенеза и развитие человеческого общества (австралопитеки, Homo habilis (ч. умелый), Homo erectus (ч. прямоходящий), Homo sapiens (кроманьонский ч.).

6.Понятие о расах и отличительные признаки рас (расоведение, термин раса, факторы расообразования).

7.Расизм как крайняя форма различия рас.

8.Раса, этнос, нация, народ (классификация человеческих групп, самоидентификация).

9.Понятие среды и структура жизненной среды человека.

10.Экологическая культура жизнедеятельности человека (проблемы загрязнения окружающей среды).

11.Пространство и время окружающей жизненной среды.

12.Виртуализация современного общества: плюсы и минусы.

13.Динамика коммуникативной сферы (советское общество и российское общество).

14.«Информационное общество» как социальное явление.

15.Опыт человека в повседневной жизнедеятельности (типизация, седиментация).

16.Понятие «Жизненные миры человека» (пространство, время, работа, дом, улица и т.д.).

17.Смысловой универсум (самоидентификация).

18.Язык как «символическое руководство к пониманию культуры».

19.Язык, мышление и нормы поведения.

20.«Американский структурализм» Л. Блумфильда: принцип сциентизма и фонологический метод.

21.Понятия глубинной и поверхностной структур языка; универсального грамматического ядра; трансформационных правил; порождающей грамматики.

22.Понятие реальности и виртуальной реальности, специфические свойства виртуальной реальности.

23.Сознание человека как основной фактор виртуализации (разделение реальности).

24.Позитивные и негативные воздействия виртуальных миров на человека (зависимость, быстродоступность и т.д.).

25.Глобализация и информационное общество.

Задание: На конкретном примере покажите уникальность учителя обществознания.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

3 семестр

1.Концепт культуры в антропологии; основные концепции культуры.

2.Антропология современного человека: своеобразие и характерные черты.

3.Гипотеза культурно-лингвистической относительности Сепира - Уорфа. Этносемантика.

4.Этнография речи. Понятие речевых жанров.

5.Философская антропология о сущности человека.

6.Экзитенциалы бытия человека (любовь, творчество, счастье, труд, игра, вера).

7.Экзистенциалы бытия человека (жизнь, смерть, горе).

8.Проблема смерти и бессмертия в разных культурах.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
9.Идеал совершенного человека в конфуцианстве и даосизме.

10.Человек и Бог в христианстве.

11.Образ человека в культуре арабско-мусульманского Востока.

12.Общественные институты социализации.

13.Особенности первичной и вторичной социализации.

14.Понятие преференциального брака. Кросс-кузенный брак.

15.Социокультуроное развитие человечества.

16.Субкультура как тенденция современности.

17.Альянсы родственных групп. Системы брачных союзов.

18.Психологическая антропология: структуры эмоций, психиатрические классификации.

19.Концепции «Я» в кросс-культурной перспективе.

20.Проблема человека в поздней античности.

21.Проблема человека в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

22.Человек разумный в теориях Нового времени (Локк, Гоббс, Спиноза).

23.Игра как культурный феномен и «человек играющий».

24.Психоаналитические концепции человека (Фрейд, Юнг, Фромм).

25.Идея «сверхчеловека» в учении Ф. Ницше.

4 семестр

1.Влияние эндогенных и экзогенных факторов на развитие организма;

2.Гипотезы, объясняющие причины акселерации;

3.Механизмы старения и научные подходы к увеличению продолжительности жизни человека;

4.Типы конституций человека;

5.Физиологические и биохимические аспекты конституции;

6.Признаки с непрерывной изменчивостью;

7.Происхождение рас, научная критика расизма.

8.Факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека. Показатель Хольцингера.

9.Кривая роста человека.

10.Общие закономерности процесса роста организма.

11.Тенденции эволюционных изменений онтогенеза приматов и человека.

12.Периодизация онтогенеза, привести примеры периодизаций.

13.Биологический возраст человека: определение, перечислить критерии.

14.Морфологические критерии биологического возраста.

15.Физиологический и биохимический критерии биологического возраста.

16.Характеристика препубертатного периода.

17.Акселерация. Координаты телосложения.

18.Половые и возрастные вариации конституции.

19.Связь конституции и функциональных особенностей организма, медицинские аспекты конституции.

20.Конституция и психофизиологические особенности организма.

21.Экологические градиенты и адаптивные типы.

22.Классификации конституциональных типов человека.

23.Координаты телосложения.

24.Признаки с непрерывной изменчивостью.

25.Расы: классификация, расовые признаки.

Темы эссе:

3 семестр

1.Типология культур. Культурные нормы: традиции и современность.

2.Функции и дисфункции культуры в процессе социогенеза.

3.Образ жизни как культурно-антропологическая категория.

4.Жизненный мир в изучении социальных антропологов.

5.Познавательные функции понятия «образ жизни» и «жизненного мира».

6.Социокультурные сферы реализации и содержание образа жизни людей.

7.Миры опыта (жизненного опыта). Концепция повседневности А. Шюца.

8.Особенности повседневного времени.

9.Трудовое время, динамика его изменений.

10.Социальное время и социальное пространство как основные структуры жизненного мира.

11.XXI век – возникновение новых форм социо-культурного взаимодействия.

12.Язык и общение в повседневном мире. Особенности исследования повседневного языка.

13.Правила и нормы, классификация правил повседневности. Их функции и значение в обществе и культуре.

14.Формирование повседневной культуры в различных обществах (запада, востока, России и пр.).

15.Социальная коммуникация – социальные встречи в мире.

16.Гендерные аспекты культуры повседневности.

17.Понятие гендерной идентичности.

18.Разные способы освоения пространства, поведения, коммуникации.

19.Институциолизация жизненного опыта человека (семья, образование, работа и пр.).

20.Семиотические системы повседневности (архитектура, костюмы, приметы, гадания, музыка, живопись, хореография и пр.).

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
21.Особенности повседневной жизни современной молодежи. Современная ситуация при выборе жизненного пути.

22.Антропология детства, воспитания и семьи. Материнские и отцовские роли. Инициации.

23.Воспитание в разных типах культуры.

24.Время как субстанция в жизни человека.

25.Человек и его потребности, способности и возможности.

4 семестр

1.Человек как биосоциальное существо. Единство индивидуальных, типичных и уникальных свойств.

2.Человек: индивид, личность, индивидуальность.

3.Понятие «потребности», их характеристика.

4.Теории формирования и реализации потребностей.

5.Интересы, их природа и типология, условия формирования.

6.Ценности человека, их особенности. Ценности и бытие.

7.Переоценка ценностей на разных этапах существования человека.

8.Бытие человека как жизнь, смерть, бессмертие.

9.Образы человека в истории.

10.Человек и капиталистические отношения в теориях К. Маркса и М. Вебера.

11.Спиритуалистическая модель человека.

12.Социологизаторская модель человека. Теория габитуса П. Бурдье.

13.Культурологическая модель человека.

14.Натуралистическая модель человека.

15.Негативистская модель человека.

16.Диалогическая модель человека.

17.Терапевтическая модель человека.

18.Комплексные модели человека.

19.Проблемы человека в антропологии XX столетия.

20.Структурализм и постструктурализм в антропологии.

21.Постмодернистские стратегии в современной антропологии.

22.Маргинальная антропология.

23.Образы феминности и маскулинности в теории и культуре.

24.Принцип антропологизма (антропный принцип), его сущность, развитие.

25.Принцип природосообразности, его возникновение, развитие в отечественных и зарубежных теориях социальной работы. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Козлова, М.А.
Антропология: учебник и практикум для вузов / М. А. Козлова, А. И. Козлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-05121-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434031
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Елисеев, О.П.
Культурно-историческая антропология: учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Елисеев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 469 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07163-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/43749
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Лебедев, С.А.
Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие студентов вузов / С. А. Лебедев, И. А. Бирич, В. Д. Губин [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. — Электрон. текстовые данные. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 351 c. — 978-5-238-01852-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81712.html 
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Краснова, И. А. 
Историческая антропология: учебное пособие / И. А. Краснова, О. Ю. Орехова. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 194 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/63093.html 
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Антропология, история человека [электронный ресурс]. - URL: http://www.antropology-ant.ru/
 
Э2
Философская библиотека [электронный ресурс]. -  URL: http://www.symboldrama.ru/lyb/Statyi/Spisok.htm
 
Э3
Библиотека Института философии РАН  [электронный ресурс]. - URL:http://iph.ras.ru/catalog/1162306159/1162476667.htm
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и 

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.