(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
закрытого типа /Пр/
Э1
бассейнов /Ср/
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Вопросы к зачету:
1. Развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.
2. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.
3. Определение гигиены как науки. Цели и задачи гигиены.
4. Предмет изучения гигиены как науки. Основные методы гигиенических исследований.
5. Определение гигиены физического воспитания и спорта как науки. Основные цели и задачи гигиены физического воспитания и спорта.
6. Основные гигиенические принципы физической культуры и спорта.
7. Гигиеническое значение физических свойств воздуха.
8. Основные механические примеси воздуха и их гигиеническое значение при занятиях физической культурой и спортом.
9. Основные гигиенические требования к питьевой воде. Нормы потребления воды.
10.Жесткость воды. Эпидемиологическое значение воды.
11.Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях.
12.Понятие «почва». Гигиеническое значение состава и свойств почвы.
13.Эпидемиологическое значение почвы.
14.Гигиенические требования к почве при планировании и строительстве спортивных сооружений.
15.Понятие «закаливание». Физиологические основы закаливания.
16.Гигиенические принципы закаливания.
17.Гигиенические нормы закаливания воздухом.
18.Гигиенические нормы закаливания водой.
19.Гигиенические нормы закаливания солнечными лучами.
20.Основные гигиенические требования к пище.
21.Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Основные гигиенические принципы построения рациона питания.
22.Физиологическая роль белков и их гигиеническое значение.
23.Физиологическая роль жиров и их гигиеническое значение.
24.Физиологическая роль углеводов и их гигиеническое значение.
25.Физиологическая роль витаминов и их гигиеническое значение.
26.Физиологическая роль минеральных веществ и их гигиеническое значение.
27.Основные функции питания при занятиях физкультурой и спортом.
28.Особенности питания спортсменов.
29.Особенности питания спортсменов на тренировочных сборах.
30.Особенности питания спортсменов во время соревнований.
31.Особенности питания спортсмена перед стартом.
32.Особенности питания спортсмена на дистанции.
33.Особенности питания спортсмена в восстановительном периоде.
34.Особенности питания юных спортсменов.
35.Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям.
36.Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений.
37.Основные гигиенические требования к освещению спортивных сооружений.
38.Гигиенические требования к естественному освещению спортивных сооружений.
39.Гигиенические требования к искусственному освещению спортивных сооружений.
40.Основные гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений.
41.Основные гигиенические требования к открытым водоемам.
42.Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам.
43.Понятие «двигательная активность». Влияние двигательной активности на здоровье школьников.
44.Методы изучения и оценки двигательной активности.
45.Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников.
46.Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста.
47.Основные гигиенические требования к уроку физической культуры
48.Классификация физических нагрузок при физическом воспитании школьников.
49.Гигиеническая характеристика вводной части урока.
50.Гигиеническая характеристика основной части урока.
51.Гигиеническая характеристика заключительной части урока.
52.Определение достаточности физической нагрузки школьников на уроке физической культуры.
53.Активный двигательный режим пожилых людей.
54.Средства физической культуры в пожилом возрасте.
55.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
57.Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.
58.Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой.
59.Гигиеническое обеспечение занятий лыжами.
60.Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.
61.Гигиеническое обеспечение занятий плаванием.
62.Гигиеническое обеспечение занятий борьбой, боксом, тяжелой атлетикой.
63.Основные педагогические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.
64.Основные медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.
65.Основные психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.
Темы рефератов с презентацией:
1. Эпидемиология и профилактика острых респираторных инфекций
2. Наиболее распространенные кишечные инфекции – клиника и профилактика
3. Профилактика дерматомикозов у спортсменов.
4. Значение и физиологические механизмы сна. Гигиена сна и спортивная работоспособность
5. «Совы» и «жаворонки» в спорте
6. Режим дня юного спортсмена
7. Современная спортивная одежда и обувь и успешность спортивной деятельности
8. Уход за кожей при занятиях водными видами спорта
9. Влияние компонентов табачного дыма на организм человека
10. Алкоголь и подросток
11. Тяжелые последствия употребления «легких» наркотиков
12. Профилактика гиповитаминозов у спортсменов
13. Оценка биологического возраста у детей и подростков
14. Методы оценки двигательной активности у детей дошкольного и школьного возраста
15. Гигиенические требования к школьным спортивным сооружениям
16. Гигиена оздоровительного бега
17. Гигиенические требования к организации фитнес-центра
18. Гигиенические основы массовой физической культуры на производстве
19. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в жарком климате
20. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в холодном климате
21. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в горных условиях
22. Гигиенические требования к проведению физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства
23. Гигиенические требования к спортивной одежде, обуви и защитным приспособлениям
24. Гигиенические особенности применения ландшафтных зон в подготовке спортсменов
25. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.