2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Археология_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Археология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
30
30
48
48
Практические
18
18
30
30
48
48
Итого ауд.
36
36
60
60
96
96
Кoнтактная рабoта
36
36
60
60
96
96
Сам. работа
36
36
48
48
84
84
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
Археология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся на основе археологических источников системы знаний и представлений о возникновении и развитии человечества, его материальной и духовной культуры,с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России" и "Всеобщая история" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучать основные понятия археологической науки, методы археологического исследования и особенностей развития человеческого общества и человека в различные периоды истории в археологическом аспекте;
1.4
формировать умения осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в области археологии в рамках научного мировоззрения;
1.5
формировать умения применять полученные знания на практике, в том числе для проведения археологических исследований;
1.6
соблюдать требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний археологией;
1.7
понимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
1.8
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применить системный подход для решения поставленных задач;
1.9
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Археология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования («История», «Мировая художественная культура», «Обществознание»).
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России XIX века
2.2.2
История средних веков
2.2.3
Источниковедение истории зарубежных стран
2.2.4
Источниковедение истории России
2.2.5
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.2.6
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.2.7
Учебная архивная  практика
2.2.8
Антропология
2.2.9
История России новейшего времени
2.2.10
Новая история стран Европы и Америки
2.2.11
Социология
2.2.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.13
Курсовая работа по истории России
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.16
Этика и эстетика
2.2.17
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.18
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.19
Учебная культурно-просветительская  практика
2.2.20
Историография всеобщей истории
2.2.21
Историография отечественной истории
2.2.22
История (история России, всеобщая история)
2.2.23
История государственности и права тюркских народов
2.2.24
История мировой культуры
2.2.25
История Татарстана
2.2.26
Культурология
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.2.27
Курсовая работа по обществознанию
2.2.28
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.29
Политология
2.2.30
Производственная преддипломная практика
2.2.31
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.32
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.33
Источниковедение истории России
2.2.34
Методика написания исследовательской работы по истории и иностранному языку
2.2.35
Аналитическое чтение
2.2.36
Историография отечественной истории
2.2.37
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории
2.2.38
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.39
Источниковедение истории зарубежных стран
2.2.40
Методика организации исследовательской работы по истории и  иностранному языку в школе
2.2.41
Учебная архивная  практика
2.2.42
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.43
Производственная педагогическая практика
2.2.44
Учебная музейная  практика
2.2.45
Историография всеобщей истории
2.2.46
Практикум по аудированию
2.2.47
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области  "История"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные направления, проблемы, концепции и методы археологических исследований;
3.1.2
основные типы и виды археологических источников;
3.1.3
культурные традиции различных национальных и социальных групп  Российской Федерации  
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать археологические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия археологических культур, а также сравниваемых археологических процессов и событий;
3.2.3
анализировать научную литературу по археологии на основе известных методологических подходов;
3.2.4
осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения путём внешней и внутренней критики источника;
3.2.5
соблюдать требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе основных этапов развития России 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами археологических (полевых, лабораторных) исследований;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.3.2
методами использования знаний по археологии в педагогической деятельности;
3.3.3
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по археологии;
3.3.4
опытом деятельности самостоятельного осуществления поиска информации в области археологии;
3.3.5
опытом работы с картографическими и информационными источниками;
3.3.6
опытом по проведению научно-исследовательских работ;
3.3.7
опытом в применении полученных знаний на практике;
3.3.8
навыками выстраивания образовательного процесса на основе уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Археология как наука

 
1.1
Предмет, источники, задачи и методы археологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
1.2
Археологические понятия /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.3
Полевые археологические исследования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
1.4
Методы разведки и раскопок /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.5
Археология раннего металла /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.6
Археологическая периодизация /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
1.7
Исторические и археологическая периодизации /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Археология каменного века

 
2.1
Антропоген и великое оледенение Европы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
2.2
Эпохи олдувай и ашель /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.3
Эпоха мустье /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
2.4
Верхний палеолит и его достижения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
2.5
Мезолит и его культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.6
Неолит и "неолитическая революция" /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-5.2 ПК-1.1
1
0
 
2.7
Неолитические культуры юга /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.8
Неолит Татарстана /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.9
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Археология раннего металла

 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.1
Энеолит и его открытия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-5.2 ПК-1.1
2
0
 
3.2
Энеолитические культуры степной и лесной зон /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.3
Энеолит лесной зоны /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.4
Бронзовый век /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3

6
УК-5.2 ПК-1.1
2
0
 
3.5
Бронзовый век степей и Татарстана /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.6
Бронзовый век лесной зоны /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
 
Раздел 4. Археология железного века

 
4.1
Ранний железный век /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-5.2 ПК-1.1
2
0
 
4.2
Ранний железный век степей: киммерийцы, скифы, савроматы и сарматы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.3
Ранний железный век Причерноморья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

10
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.4
Салтово-маяцкая культура и раннеболгарские памятники Среднего Поволжья /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-5.2 ПК-1.1
2
0
 
4.5
Культуры I тысячелетия Волго-Уральского региона /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.6
Памятники эпохи Великого переселения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.7
Археология Волжской Болгарии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

6
УК-5.2 ПК-1.1
2
0
 
4.8
Археология древнерусских городов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.9
Археология железного века /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1 семестр

Вопросы и задание к зачету

1.Предмет, источники, задачи и методы археологии.

2.Археологические понятия.

3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.

4.Полевые археологические исследования. Методы раскопок.

5.Археологическая периодизация.

6.Археологическая хронология.Открытые и закрытые комплексы.

7.Эволюционный типологический ряд.

8.История зарубежной археологии.

9.История отечественной археологии.

10.Антропогенез.

11.Великое оледенение Европы.

12.Эпоха олдувай.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
13.Эпоха ашель.

14.Эпоха мустье.

15.Верхний палеолит и его достижения.

16.Культура палеолита.

17.Мезолит и его особенности.

18.Культура мезолита.

19.Неолит и «неолитическая революция».

20.Неолитические зоны и культуры неолита.

22.Неолит лесной полосы и Татарстана.

23.Неолит Урала и Сибири.

24.Век ранних металлов.

25.Культура неолита.

26.Неолит Восточной Сибири и Дальнего Востока.

27.Неолитические культуры зарубежной Европы.

28.Современные археологические открытия.

29.Археология Прикамья.

30.Памятники каменного века Прикамья.

Задание: разработать квест для школьников по археологии края.

2 семестр

Вопросы и задание к экзамену

1.Предмет, задачи, источники и методы археологии.

2.Археологические понятия.

3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.

4.История зарубежной археологии.

5.История отечественной археологии.

6.Археологическая периодизация.

7.Энеолит и его открытия.

8.Энеолитические культуры степной зоны.

9.Энеолит Кавказа и Средней Азии.

10.Энеолитические культуры лесной зоны.

11.Энеолитические культуры Татарстана.

12.Энеолит и его открытия.

13.Энеолитические культуры юга и Татарстана.

14.Бронзовый век и его достижения.

15.Бронзовый век степей.

16.Бронзовый век Татарстана.

17.Ранний железный век: хронология, этапы и открытия.

18.Керамика Волжской Болгарии.

19.Культура скифов.

20.Савроматы и сарматы в степях Восточной Европы.

21.Ананьинская и пьяноборская культуры на территории Среднего Поволжья и Прикамья.

22.Культуры I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья.

23.Культуры угров на территории Прикамья.

24.Салтово-маяцкая культура и памятники.

25.Классификация болгарских городищ и типология городов Волжской Болгарии.

26.Материальная культура памятников Волжской Болгарии.

27.Археология восточных славян.

28.Археология древнерусских городов.

29.Археология Золотой Орды.

30.Русские города XIV-XV вв.

Задание: разработать проект полевого археологического лагеря.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1 семестр

1.Место археологии в современной науке.

2.Полевые методы исследования прошлого (археологические, палеонтологические и др.)

3.Роль археологии в школьном историческом краеведении.

4.Археологические экспонаты в школьных музеях.

5.Участие школьников в археологических экспедициях.

6.Полевой археологический лагерь.

7.Антропогенез: от habilis до Homo sapiens.

8.Теории происхождения человека и его прародины.

9.Ранние Homo: памятники, техника и технология.

10.Сунгирь: техника и технология верхнего палеолита.

11.Шульганташ-Каповая пещера.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
12.Палеолитическое искусство.

13.Мустьерские памятники юга Франции.

14.Мальчик из пещеры Тешик-Таш.

15.Верхнепалеолитические памятники Волго-Камского региона.

16.Мезолитические стоянки Нижнего Прикамья.

17.Мезолитическая флора и фауна в Волго-Камском регионе.

18.Неолитические стоянки Нижнего Прикамья.

19.Неолитическая техника.

20.Одежда неолитического населения Нижнего Прикамья.

21.Неолитическое население Приобья.

22.Производящие культуры Кавказа.

23.Горное дело в эпоху неолита.

24.Неолитическое население на севере Восточной Европы.

25.Рыболовство в неолите.

26.Неолитические памятники Нижнего Прикамья.

27.Хозяйство неолитического населения Прикамья.

28.Культурный обмен неолитического населения Прикамья.

29.Микролитичексие и макролитические орудия в неолите.

30.Неолитические экспонаты в музеях Прикамья.

2 семестр

1.Первые металлурги.

2.Бородинский клад.

3.Загадки Аркаима.

4.Царские курганы скифов.

5.Аржан.

6.Сокровища сарматских вождей.

7.Ольвия.

8.Древний Херсонес.

9.Перещепинский клад.

10.Гнездово уникальный памятник средневековья.

11.Неревский раскоп в древнем Новгороде.

12.Древний Псков и Изборск.

13.Средневековая Москва по данным археологии.

14.Архитектурные памятники домонгольской Руси.

15.Хозяйство волжских болгар по археологическим материалам.

16.Биляр-Великий город.

17.Город Болгар на Волге.

18.Древняя Казань.

19.Древняя Алабуга и ее округа.

20.Языческие некрополи волжских болгар в Нижнем Прикамье.

21.Угорские элементы в материальной культуре волжских болгар.

22.Археологические памятники Тукаевского района: перспективы изучения.

23.Археологические памятники Мензелинского района: перспективы изучения.

24.Археологические памятники Нижнекамского района: перспективы изучения.

25.Бородинский клад.

26.Кобанская культура и ее достижения.

27.Ананьинский могильник.

28.Перещепинский клад.

29.Археология Прикамья XIX в.

30.Краеведы древности Прикамья.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кудрявцев, А. А.
Археология: учебное пособие / А. А. Кудрявцев, Е. А. Кудрявцев. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 227 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83256.html
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скрипкин, А.С.
История отечественной археологии: учебное пособие для вузов / А. С. Скрипкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472204
Москва: Издательство Юрайт, 2021
 
Л2.2
Худяков, Ю. С.
Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии: учебное пособие для вузов / Ю. С. Худяков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10220-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494175
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Российский государственный гуманитарный университет(РГГУ)/ История и археология. – URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-i-arxeologiya/istoriya-i-arxeologiya/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стеллажи, стол компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.