2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Современные педагогические технологии дошкольного образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные педагогические технологии дошкольного образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Гарнышева Т.В.;к.пед.наук, Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Современные педагогические технологии дошкольного образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В. 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины «Современные педагогичесакие технологии дошкольного образования» является формирование у обучающихся знаний об особенностях современных педагогических технологий дошкольного образования и умений реализовывать их.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- выработать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий;
1.4
- овладение технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;
1.5
- владеть навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития дошкольников;
1.6
- вооружить знаниями в области проектирования, конструирования и диагностирования педагогических технологий;
1.7
- формировать общие представления об авторских технологиях;
1.8
- формирование навыков исследовательской деятельности и самостоятельной работы с педагогической литературой;
1.9
- выработка умений по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий;
1.10
- развивать мотивацию к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию; вооружить средствами самообразования, самовоспитания, саморазвития.
1.11
1.12
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.2
Теория обучения
2.1.3
Педагогика раннего возраста
2.1.4
Технология обучения компьютерной грамотности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.2
Производственная  практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.3
Психолого-педагогический практикум
2.2.4
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.5
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.7
Профессиональная этика
2.2.8
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.9
Методика обучения татарскому языку
2.2.10
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.11
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.12
Технологии начального литературного образования
2.2.13
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.14
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.15
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.16
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.17
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.20
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.21
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.22
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.23
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.24
Основы психодидактики и развивающего образования
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.25
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.26
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.29
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.30
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.31
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.32
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.33
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.34
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.35
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.36
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики детей дошкольного возраста
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач 
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной образовательной ситуации на занятии
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития дошкольников
 
навыками проектирования образовательной  ситуации на занятии с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1.1
− научные основы педагогических технологий;
3.1.2
- содержание процессов самоорганизации и самообразования при овладении педагогическими технологиями в области дошкольного образования;
3.1.3
- основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики детей дошкольного возраста;
3.1.4
− инновационные процессы в образовании;
3.1.5
− модели организации обучения дошкольников;
3.1.6
− соотношение и взаимосвязь теории, методики и технологии образовательного процесса;
3.1.7
− структуру, основные свойства и классификации современных педагогических технологий дошкольного образования;
3.1.8
3.1.9
− методы стимулирования, организации и контроля учебно-воспитательного процесса;
3.1.10
− традиционные и новые организационные формы учебного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- свободно ориентироваться в многообразии современных педагогических технологий дошкольного образования;
3.2.2
− применять элементы современных педагогических технологий на практике;
3.2.3
− анализировать и решать педагогические задачи в области самоорганизации и самообразования;
3.2.4
− ставить цели (прогнозировать);
3.2.5
− применять элементы современных педагогических технологий на практике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
− навыками анализа педагогических задач при организации педагогического процесса с применением современных педагогических технологий дошкольного образования;
3.3.2
− навыками коммуникативного общения с детьми дошкольного возраста;
3.3.3
− навыками самообразования, саморазвития, самовоспитания;
3.3.4
- навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития дошкольников.
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий

 
1.1
Теоретические характеристики современных педагогических технологий.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э5

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
1.2
Общая характеристика научной технологии.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
1.3
Понятие «Педагогические  технологии». Классификация современных педагогических  технологий. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 2. Технологии решения профессионально-педагогических задач.

 
2.1
Педагогические технологии: задачный подход.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
2.2
Целеполагание как структурный компонент педагогической технологии.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
2.3
Педагогическая задача и педагогическая ситуация. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 3. Сущность и особенности основных педагогических технологий дошкольного образования

 
3.1
Технология конструирования педагогического процесса.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2
Технология осуществления педагогического процесса.  /Ср/
Л1.1

Э1 Э3

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.3
Иговые технологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.4
Технологии личностно – ориентированного обучения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.5
Технология развивающего обучения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.6
Технология проектной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.7
Игровые технологии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.8
Здоровьесберегающие технологии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.9
Технология исследовательской деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.10
Информационно-коммуникативные технологии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.11
Технология "портфолио" дошкольника /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.12
Технология "ТРИЗ" /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.13
Характеристика игровых технологий. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.14
Педагогические технологии взаимодействия, применяемые в инклюзивном образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.15
Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.16
Понятие и технология осуществления педагогического процесса /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.17
Технология организации различных видов деятельности дошкольников. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.18
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ОК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий

2. Классификация современных педагогических технологий

3. Технологии решения профессионально-педагогических задач

4. Педагогические технологии в дошкольном образовании

5. Технология конструирования педагогического процесса

6. Технология осуществления педагогического процесса

7. Принципы развивающего обучения и построения развивающей среды в ДОО

8. Сущность технологии личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников

9. Понятие о валеологии и здоровьесберегающих технологиях. Их виды. Необходимость их использования.

10. Современные компьютерные обучающие и развивающие программы для детей

11. Метод проектов как инновационная технология обучения и развития дошкольников:

12. возможности и особенности использования

13. Экспериментирование и моделирование в детском саду

14. Технология исследовательской деятельности

15. Основы проблемного обучения. Значение использования для развития детей

16. ТРИЗ-технологии: история развития, основные положения. Использование ТРИЗ в работе с дошкольниками

17. Игровые технологии в ДОО

18. Технология Портфолио» дошкольника

19. Педагогические технологии взаимодействия, применяемые в инклюзивном образовании

20. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
21. Технология организации различных видов деятельности дошкольников

22. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов дошкольников

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Общая характеристика технологии проблемного обучения.

2. Общая логика организации проектной деятельности дошкольников

3. Характеристики и эффективность игровых технологий.

4. Информационные технологии обучения как дидактический процесс.

5. Классификации информационных технологий обучения.

6. Дидактические принципы информационной технологии обучения.

7. Мультимедиа - современная компьютерная информационная технология: описание.

8. Использование компьютерных учебных средств в образовательном процессе

9. Технология проблемно-модульного обучения, ее сущность, структура и возможности.

10. Современные технологии работы по физическому развитию детей дошкольного возраста:

11. Современные технологии работы по экологическому развитию детей дошкольного возраста.

12. Современные технологии работы по речевому развитию детей дошкольного возраста. 16. Современные технологии работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.

13. Современные технологии работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

14. Источники развития современных технологий дошкольного образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД Фонд оценочных средств по учебной дисциплине.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суртаева, Н. Н.
Педагогические технологии /учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429978: Высшее образование
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Батколина В.В. 
Теории и технологии дошкольного образования : учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва: Российский новый университет, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ) Режим доступа: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ  Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС)  Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. 

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx