Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1
Э1 Э3 Э4
Э1
Э1
Э1
Э2
Э4
Э2
Э1
Э3
Э1
Э3
Вопросы к экзамену:
1.Предмет, цели и задачи невропатологии. Связь с другими науками. Значение для специальной педагогики.
2.Краткая история развития невропатологии.
3.Развитие невропатологии в России. Значение работ отечественных невропатологов по организации специальной помощи детям с поражением нервной системы.
4.Физиологические закономерности филогенеза нервной системы.
5.Основные этапы развития головного мозга человека во внутриутробном и постнатальном периоде.
6.Основные этапы развития спинного мозга человека во внутриутробном и постнатальном периоде.
7.Особенности развития сенсомоторных функций у человека.
8.Функциональная анатомия заднего мозга. Связь с другими структурами мозга.
9.Функциональная анатомия среднего мозга. Связь с другими структурами мозга.
10.Функциональная анатомия промежуточного мозга. Связь с другими структурами мозга.
11.Функциональная анатомия конечного мозга. Связь с другими структурами мозга.
12.Лимбическая система.
13.Полушария головного мозга. Доли мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга.
14.Строение и функции мозговых оболочек. Ликвор: образование, значение.
15.Функциональная анатомия спинного мозга (сегментарное строение, мозговые оболочки).
16.Функциональная анатомия спинного мозга (серое и белое вещество).
17.Симптомы поражения серого и белого вещества спинного мозга.
18.Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Динамика нервных процессов.
19.Классификация рефлексов. Глубокие и поверхностные рефлексы. Методы исследования. Изменения рефлексов.
20.Функциональная анатомия спинномозговых и черепно-мозговых нервов. Нервные сплетения. Исследование функций периферической нервной системы.
21.Поверхностная и глубокая чувствительность. Методы исследования чувствительности.
22.Кора головного мозга как синтез анализаторов. Корковый анализатор.
23.Функциональная асимметрия мозга.
24.Высшие корковые функции.
25.Три блока в структуре нервной системы
26.Учение о высшей нервной деятельности.
27.Физиологическая основа сознания, бодрствования, сна.
28.Первый год жизни ребенка ( от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев). Двигательные реакции. Речевые реакции. Психика.
29.Второй и третий год жизни ребенка. Сенсорные реакции. Двигательные реакции. Речевое развитие. Психика.
30.Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Сенсорные реакции. Двигательные реакции. Речевое развитие. Психика.
31.Общие представления о болезнях нервной системы.
32.Детский церебральный паралич. Определение, причины, синдромы двигательных нарушений.
33.Детский церебральный паралич, синдромы речевых нарушений.
35.Детский церебральный паралич, синдромы нарушений высших корковых функций.
36.Синдромы двигательных нарушений.
37.Синдромы нарушений чувствительности. Типы нарушений чувствительности. Тактильные агнозии.
38.Синдромы зрительных и слуховых расстройств: причины возникновения, особенности проявления. Агнозии.
39.Синдромы поражения вегетативной нервной системы.
40.Синдромы нарушений высших корковых функций. Агнозии. Апраксии. Афазии.
41.Мышечные дистрофии. Определение, причины возникновения, механизм развития, клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика.
42.Хромосомные и наследственные заболевания нервной системы.
43.Врожденные заболевания с поражением нервной системы.
44.Инфекционные заболевания нервной системы. Менингиты. Причины возникновения. Первичные и вторичные менингиты. Клиника. Течение болезни, остаточные явления. Диагностика, лечение, профилактика. Медико-педагогическая коррекция остаточных явлений.
45.Инфекционные заболевания нервной системы. Энцефалиты. Причины возникновения. Первичные и вторичные энцефалиты. Клиника. Диагностика, лечение, профилактика. Медико-педагогическая коррекция.
46.Первичные и вторичные энцефалиты. Клиника. Диагностика, лечение, профилактика. Медико-педагогическая коррекция.
47.Инфекционные заболевания нервной системы. Полиомиелит. Причины возникновения. Клинические проявления, диагностика, лечение. Остаточные явления перенесенного паралича.
48.Общая характеристика заболеваний периферической нервной системы.
49.Родовые черепно-мозговые травмы, их влияние на состояние нервной системы ребенка.
50.Травмы головного мозга. Определение, закрытая и открытая травма. Клиника, диагностика, лечение. Медико-педагогическая коррекция остаточных явлений.
51.Травма спинного мозга. Формы травматических нарушений. Клиника, диагностика, лечение.
52.Эпилепсия. Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.
53.Формы эпилепсии (детская абсанс-эпилепсия, юношеская абсанс-эпилепсия, эпилепсия с изолированными генерализованными судорожными приступами). Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.
54.Юношеская миоклоническая эпилепсия, доброкачественная детская эпилепсия. Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.
55.Генерализованный тонико-клонический припадок при эпилепсии, психомоторные припадки. Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.
56.Психогенные шоковые реакции. Определение. Клиника. Профилактика.
57.Неврастения. Определение. Клиника. Профилактика.
58.Невроз страха. Определение. Клиника. Профилактика.
59.Невроз навязчивых состояний. Определение. Клиника. Профилактика.
60.Ночное недержание мочи. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика.
61.Нервная анорексия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика.
62.Речевые неврозы. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика.
63.Гидроцефалия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Психический статус. Диагностика. Лечение. Профилактика.
64.Микроцефалия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Психический статус. Диагностика. Лечение. Профилактика.
65.Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислекии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикание.
66.Невропатология и дефектология.
67.Деонтология в невропатологии.
Темы рефератов с презентацией:
1. Роль биологических и социальных факторов в развитии нервной системы человека.
2. Строение и значение вегетативной нервной системы. Нарушение функций вегетативной нервной системы.
3. Строение и значение ствола мозга
4. Функциональные блоки головного мозга в работах А. Р. Лурия.
5. Изучение рефлекторной деятельности в работах И.М.Сеченова и И.П. Павлова
6. Проблема функциональной ассиметрии мозга.
7. Работы П. К. Анохина для понимания становления функциональных систем.
8. Критические периоды психомоторного и речевого развития ребенка.
9. Синдромы нарушения высших корковых функций: их особенности и значение для дальнейшего развития ребенка.
10. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
11. Эмоционально-поведенческие пароксизмы при эпилепсии.
12. Специфические расстройства развития школьных навыков
13. Возможности и ограничения педагогической коррекции при нервных заболеваниях детей.
14. Невротические расстройства у детей.
15. Специфические особенности личности больного эпилепсией.
16. Медико-педагогическая коррекция при остаточных явлениях перенесенного инфекционного заболевания нервной системы.
18. Специфика психического развития ребенка при минимальной мозговой дисфункции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.