2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Невропатология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Невропатология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Невропатология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - получение общих представлений о болезнях нервной системы у детей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение строения и функций отделов нервной системы,
1.4
овладение методами проведения неврологического исследования психомоторных функций,
1.5
изучение общих неврологических синдромов и болезней нервной системы у детей
1.6
знакомство с принципами абилитации и реабилитации у детей с неврологической патологией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.4
Логопедия (Дислалия)
2.1.5
Математика и информатика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Концепции современного естествознания
2.2.3
Курсовая работа по модулю 6
2.2.4
Логопедическая ритмика
2.2.5
Логопедия (Ринолалия)
2.2.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.7
Оногенез речевой деятельности
2.2.8
Основы генетики
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.10
Психопатология
2.2.11
Курсовая работа по модулю 7
2.2.12
Логопедия (Алалия)
2.2.13
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.14
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.15
Политология
2.2.16
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.19
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.20
Психолингвистика
2.2.21
Речевые игры
2.2.22
Социология
2.2.23
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.24
Философия
2.2.25
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.26
Онтогенез речевой деятельности
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Онтогенез речевой деятельности
2.2.30
Основы генетики
2.2.31
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.32
Речевые игры
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные  естественнонаучные   понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
знает источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
основные средства   поиска и отбора естественнонаучных , необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных  знаний.  
 
устанавливать междисциплинарные  связи  для ориентирования в современном информационном пространств
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации  
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
навыками представления  естественнонаучной  информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями,  естественнонаучными знаниями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
основы  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать  возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
особенности лиц с ОВЗ 
 
синдромы различных заболеваний нервной системы;
 
причины возникновения поражений нервной системы
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
определять заболевания нервной системы
 
выявлять синдромы заболеваний нервной системы
 
анализировать причины возникновения поражения нервной системы
 
 
Владеть:
 
методами определения функционального состояния нервной системы
 
методами диагностики заболеваний нервной системы
 
методами коррекции заболеваний нервной системы
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принцип строения головного и спинного мозга;
3.1.2
основные отделы головного мозга и его структурно-функциональные образования;
3.1.3
основные синдромы чувствительных, двигательных и вегетативных расстройств;
3.1.4
синдромы нарушений высших корковых функций;
3.1.5
причины возникновения, клинические проявления и исходы пре– и перинатальных поражений центральной нервной системы;
3.1.6
наиболее часто встречающиеся  пороки развития головного мозга;
3.1.7
виды, клинические проявления и возможные исходы травматических, инфекционных и сосудистых поражений нервной системы;
3.1.8
основные наследственные болезни нервной системы, проявляющиеся в детском возрасте.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить синдромный анализ различных заболеваний нервной системы, с выделением чувствительных, двигательных, вегетативных расстройств и нарушений высших корковых функций;
3.2.2
определять возможный очаг поражения на основе клинической симптоматики;
3.2.3
дифференцировать различные болезни нервной системы по этиологическому, патогенетическому и клинико-неврологическому принципу;
3.2.4
выявлять чувствительные, двигательные и вегетативные расстройства;
3.2.5
выявлять патологию (или недостаточность) черепно-мозговой иннервации;
3.2.6
проводить клиническое неврологическое обследование детей по общепринятой схеме;
3.2.7
сочетать при выборе методов коррекционной работы лечебные и педагогические мероприятия.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными диагностическими пробами для определения функционального состояния нервной системы, как центральных так и периферических отделов;
3.3.2
методикой проведения расспроса жалоб и сбора анамнеза у неврологического больного;
3.3.3
методами медико-психологической помощи детям с неврологической патологией.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Невропатология и дефектология

 
1.1
Введение в дисциплину. Основы невропатологии и дефектологии. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОПК-3
2
0
 
1.2
Эволюция нервной системы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3 ОК-1
2
0
 
1.3
Филогенез нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
2
0
 
1.4
Онтогенез нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ОПК-3
2
0
 
1.5
Возрастная эволюция мозга /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ОПК-3
2
0
 
1.6
Учение о системогенезе /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 2. Функциональная анатомия нервной системы

 
2.1
Высшие корковые функции /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3 ОК-1
2
0
 
2.3
Динамика нервных процессов /Ср/
Л1.1Л2.1

3
ОПК-3
2
0
 
2.4
Сознание, бодрствование и сон /Ср/
Л1.1Л2.1

3
ОПК-3
2
0
 
2.5
Общий обзор анатомии нервной системы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
 
Раздел 3. Основные неврологические симптомы и синдромы

 
3.1
Понятие и симптоме и синдроме /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
3.2
Анамнез /Ср/
Л1.1

2
ОПК-3
2
0
 
3.3
Исследование рефлекторно-двигательных функций /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
3.4
Исследование чувствительности /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
2
0
 
3.5
Ислледование функций черепных нервов /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3
2
0
 
3.6
Исследование вегетативной нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-3
2
0
 
3.7
Исследование высших корковых функций /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3
2
0
 
3.8
Дополнительные методы исследования /Ср/
Л1.1

2
ОПК-3
2
0
 
3.9
Симптомы и синдромы в невропатологии /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
3.10
Синдромы двигательных нарушений /Ср/
Л1.1

2
ОПК-3
2
0
 
3.11
Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств /Ср/
Л1.1

4
ОПК-3
2
0
 
3.12
Синдромы поражений вегетативной нервной системы /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3
2
0
 
3.13
Синдромы нарушений высших корковых функций /Ср/
Л1.1

4
ОПК-3
2
0
 
3.14
Инфекционные, травматические и функциональные болезни. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

4
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
2
0
 
3.15
Схема нормального психомоторного развития детей /Ср/
Л1.1Л2.2

Э4

4
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
2
0
 
 
Раздел 4. Современные методы лечения заболеваний нервной системы. 

 
4.1
Болезни нервной системы у детей. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2

2
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
4.2
Наследственные  нервные болезни /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОПК-3
2
0
 
4.3
Врожденные заболевания с поражением нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.2

3
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
2
0
 
4.4
Хромосомные болезни /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3
2
0
 
4.5
Детские церебральные параличи /Ср/
Л1.1

2
ОПК-3
2
0
 
4.6
Факоматозы /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3
2
0
 
4.7
Инфекционные болезни нервной системы /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 5. Современные методы лечения заболеваний нервной системы. 

 
5.1
Организация лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
5.2
Абилитация и реабилитация /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОПК-3
2
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.3
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы /Ср/
Л1.1

4
ОПК-3
2
0
 
5.4
Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей /Ср/
Л1.1

4
ОПК-3
2
0
 
5.5
Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей /Ср/
Л1.1

4
ОПК-3
2
0
 
5.6
Принципы абилитации и реабилитации детей с ДЦП /Ср/
Л1.1

4
ОПК-3
2
0
 
5.7
Принципы абилитации и реабилитации детей с задержкой речевого развития /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3
2
0
 
5.8
Деонтология в невропатологии.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
5.9
Больной ребенок в семье /Ср/
Л1.1Л2.2

3
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
5.10
Медико-педагогический персонал - ребенок /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
5.11
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога /Ср/
Л1.1

3
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
5.12
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

9
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к  экзамену:

1.Предмет, цели и задачи невропатологии. Связь с другими науками. Значение для специальной педагогики.

2.Краткая история развития невропатологии.

3.Развитие невропатологии в России. Значение работ отечественных невропатологов по организации специальной помощи детям с поражением нервной системы.

4.Физиологические закономерности филогенеза нервной системы.

5.Основные этапы развития головного мозга человека во внутриутробном и постнатальном периоде.

6.Основные этапы развития спинного мозга человека во внутриутробном и постнатальном периоде.

7.Особенности развития сенсомоторных функций у человека.

8.Функциональная анатомия заднего мозга. Связь с другими структурами мозга.

9.Функциональная анатомия среднего мозга. Связь с другими структурами мозга.

10.Функциональная анатомия промежуточного мозга. Связь с другими структурами мозга.

11.Функциональная анатомия конечного мозга. Связь с другими структурами мозга.

12.Лимбическая система.

13.Полушария головного мозга. Доли мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга.

14.Строение и функции мозговых оболочек. Ликвор: образование, значение.

15.Функциональная анатомия спинного мозга (сегментарное строение, мозговые оболочки).

16.Функциональная анатомия спинного мозга (серое и белое вещество).

17.Симптомы поражения серого  и белого вещества спинного мозга.

18.Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Динамика нервных процессов.

19.Классификация рефлексов. Глубокие и поверхностные рефлексы. Методы исследования. Изменения рефлексов.

20.Функциональная анатомия спинномозговых и черепно-мозговых нервов. Нервные сплетения. Исследование функций периферической нервной системы.

21.Поверхностная и глубокая чувствительность. Методы исследования чувствительности.

22.Кора головного мозга как синтез анализаторов. Корковый анализатор.

23.Функциональная асимметрия мозга.

24.Высшие корковые функции.

25.Три блока в структуре нервной системы

26.Учение о высшей нервной деятельности.

27.Физиологическая основа сознания,  бодрствования, сна.

28.Первый год жизни ребенка ( от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев). Двигательные реакции. Речевые реакции. Психика.

29.Второй и третий год жизни ребенка. Сенсорные реакции. Двигательные реакции. Речевое развитие. Психика.

30.Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Сенсорные реакции. Двигательные реакции. Речевое развитие. Психика.

31.Общие представления о болезнях нервной системы.

32.Детский церебральный паралич. Определение, причины, синдромы двигательных нарушений.

33.Детский церебральный паралич, синдромы речевых нарушений.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
34.Детский церебральный паралич, сенсорные нарушения.

35.Детский церебральный паралич, синдромы нарушений высших корковых функций.

36.Синдромы двигательных нарушений.

37.Синдромы нарушений чувствительности. Типы нарушений чувствительности. Тактильные агнозии.

38.Синдромы зрительных и слуховых расстройств: причины возникновения, особенности проявления. Агнозии.

39.Синдромы поражения вегетативной нервной системы.

40.Синдромы нарушений высших корковых функций. Агнозии. Апраксии. Афазии.

41.Мышечные дистрофии. Определение, причины возникновения, механизм развития, клинические проявления, диагностика, лечение, профилактика.

42.Хромосомные и наследственные заболевания нервной системы.

43.Врожденные заболевания с поражением нервной системы.

44.Инфекционные заболевания нервной системы. Менингиты. Причины возникновения. Первичные и вторичные менингиты.  Клиника. Течение болезни, остаточные явления. Диагностика, лечение, профилактика. Медико-педагогическая коррекция остаточных явлений.

45.Инфекционные заболевания нервной системы. Энцефалиты. Причины возникновения. Первичные и вторичные энцефалиты. Клиника. Диагностика, лечение, профилактика. Медико-педагогическая коррекция.

46.Первичные и вторичные энцефалиты.  Клиника. Диагностика, лечение, профилактика. Медико-педагогическая коррекция.

47.Инфекционные заболевания нервной системы. Полиомиелит. Причины возникновения. Клинические проявления, диагностика, лечение. Остаточные явления перенесенного паралича.

48.Общая характеристика заболеваний периферической нервной системы.

49.Родовые черепно-мозговые травмы, их влияние на состояние нервной системы ребенка.

50.Травмы головного мозга. Определение, закрытая и открытая травма. Клиника, диагностика, лечение. Медико-педагогическая коррекция остаточных явлений.

51.Травма спинного мозга. Формы травматических нарушений. Клиника, диагностика, лечение.

52.Эпилепсия. Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

53.Формы эпилепсии (детская абсанс-эпилепсия, юношеская абсанс-эпилепсия, эпилепсия с изолированными генерализованными судорожными приступами).  Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

54.Юношеская миоклоническая эпилепсия, доброкачественная детская эпилепсия. Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

55.Генерализованный тонико-клонический припадок при эпилепсии, психомоторные припадки. Определение. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

56.Психогенные шоковые реакции. Определение. Клиника. Профилактика.

57.Неврастения. Определение. Клиника. Профилактика.

58.Невроз страха. Определение. Клиника. Профилактика.

59.Невроз навязчивых состояний. Определение. Клиника. Профилактика.

60.Ночное недержание мочи. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика.

61.Нервная анорексия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика.

62.Речевые неврозы. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика.

63.Гидроцефалия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Психический статус. Диагностика. Лечение. Профилактика.

64.Микроцефалия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Психический статус. Диагностика. Лечение. Профилактика.

65.Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислекии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикание.

66.Невропатология и дефектология.

67.Деонтология в невропатологии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1.  Роль биологических и социальных факторов в развитии нервной системы человека.

2. Строение и значение вегетативной нервной системы. Нарушение функций вегетативной нервной системы.

3. Строение и значение ствола мозга

4. Функциональные блоки головного мозга в работах А. Р. Лурия.

5. Изучение рефлекторной деятельности в работах И.М.Сеченова и И.П. Павлова

6. Проблема функциональной ассиметрии мозга.

7. Работы П. К. Анохина для понимания становления функциональных систем.

8. Критические периоды психомоторного и речевого развития ребенка.

9. Синдромы нарушения высших корковых функций: их особенности и значение для дальнейшего развития ребенка.

10. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом

11. Эмоционально-поведенческие пароксизмы при эпилепсии.

12. Специфические расстройства развития школьных навыков

13. Возможности и ограничения педагогической коррекции при нервных заболеваниях детей.

14. Невротические расстройства у детей.

15. Специфические особенности личности больного эпилепсией.

16. Медико-педагогическая коррекция при остаточных явлениях перенесенного инфекционного заболевания нервной системы.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
17. Медико-педагогическая коррекция при перенесенной черепно-мозговой травме.

18. Специфика психического развития ребенка при минимальной мозговой дисфункции.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Невропатология"

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Скяева Е.А
Невропатология: учебно-методическое пособие / Е. А. Скяева. — Электрон. текстовые данные. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016. — 146 c. — 978-5-98935-193-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73809.html 
Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Смирнова, А. В.
Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Смирнова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70487.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
Л2.2
Астапов, В. М.
Нейропсихология. Строение и нарушения центральной нервной системы. Атлас:  учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — 9-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 57 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10813-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431564
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
«Педагогическая библиотека» www.pedlib.ru   
 
Э2
Неврологический журнал www.medlit.ru/journal/73 
 
Э3
Неврологический портал http://neurology.com.ua/professionalnye-nevrologicheskie-internet-resursy/  
 
Э4
Сайт Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН http://ihna.ru/

 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.