2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет с оценкой 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
18
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
14
14
32
32
Итого ауд.
36
36
14
14
50
50
Кoнтактная рабoта
36
36
14
14
50
50
Сам. работа
36
36
22
22
58
58
Итого
72
72
36
36
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины направлена на формирование у обучающихся систематизированных знаний об основах безопасности образовательной организации; формирование знаний об
1.2
источниках угроз безопасности образовательной организации, оптимальных методах предупреждения и преодоления угроз безопасности, роли педагога и руководителя в разрешении угроз безопасности образовательной организации.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
обучать будущих учителей планированию, организации и методам комплексного обеспечения защиты обучающихся и коллектива образовательной организации в опасных и чрезвычайных ситуациях;
1.5
ознакомить обучающихся с требованиями к обеспечению пожарной безопасности образовательной организации, санитарными правилами и нормами,правилами техники безопасности;
1.6
прививать навыки по организации тренировок эвакуации и других профилактических мероприятий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
2.1.3
Основы математической обработки информации
2.1.4
Пожарная безопасность
2.1.5
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.6
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.2
Образовательное право
2.2.3
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.2.4
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.2.5
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.6
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности
2.2.7
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.8
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.2.9
Спортивная медицина
2.2.10
Национальные виды спорта
2.2.11
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.12
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.2.16
Новые физкультурно-спортивные виды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
Основы охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Критерии оценивания  здоровья обучающихся 
 
Основы проектирования системы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
 
Уметь:
 
Использовать базовые знания для  обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям 
 
Отбирать здоровьесберегающие технологии для  обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
 
Владеть:
 
Навыками  анализа здоровьесберегающих технологий 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Навыками оценивания  здоровья обучающихся по заданным критериям
 
Навыками разработки Программ здоровьесбережения 
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
Основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
Критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
Теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
Взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
Определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
Определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
Навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
Опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
Проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможные опасности присущие образовательной организации;
3.1.2
причины и последствия опасных ситуаций в образовательной организации;
3.1.3
нормативно-правовые документы по охране труда в сфере образования;
3.1.4
аттестационные критерии в области безопасности, используемые при оценке деятельности образовательной организации;
3.1.5
основные положения организации гражданской обороны в образовательной организации;
3.1.6
характеристики технических средств безопасности образовательной организации;
3.1.7
способы защиты от опасностей техногенного и социального характера в условиях образовательной организации;
3.1.8
основы техники безопасности на уроке.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать документацию по обеспечению безопасности в образовательной организации (приказы, планы, акты, должностные обязанности);
3.2.2
применять своевременные меры по ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций в условиях образовательной организации,
3.2.3
организовать безопасный учебный процесс;
3.2.4
формировать у учащихся психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
3.2.5
организовать эвакуацию учащихся из здания при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, теракта и др.).
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выявления и анализа опасных факторов (угроз) деятельности ОО, прогнозирования их развития и последствий для здоровья и безопасности учащихся и сотрудников;
3.3.2
владеть средствами индивидуальной и коллективной защиты, навыками оказания первой и психологической помощи пострадавшим учащимся и сотрудникам при возникновении опасностей в ОО;
3.3.3
методами проведения профилактической работы среди учащихся, родителей и сотрудников ОО основам безопасного поведения;
3.3.4
навыками подготовки документов для организации мероприятий по обеспечению безопасности в ОО.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину.

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.1
Предмет и содержание курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации» /Лек/
Л1.1

Э1

2
ОПК-6
4
0
 
1.2
Среда обитания. Оптимальные условия жизнедеятельности в образовательной организации /Ср/
Л1.1

Э1

8
ОПК-6
4
0
 
1.3
Безопасная и здоровьесберегающая среда образовательной организации /Ср/
Л1.1

8
ОПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности образовательной организации

 
2.1
Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций /Лек/
Л1.1

2
ОПК-6
4
0
 
2.2
Общая характеристика угроз, опасностей и рисков для образовательных организаций /Лек/
Л1.1

2
ОПК-6
4
0
 
2.3
Законодательные и нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности ОО /Пр/
Л1.1

2
ОПК-6
4
0
 
2.4
Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности ОО /Пр/
Л1.1

Э1

2
ОПК-6
4
0
 
2.5
Причины происшествий, опасных ситуаций, травматизма и заболеваний в ОО /Ср/
Л1.1

6
ОПК-6
4
0
 
2.6
Концепция приемлемого риска /Ср/
Л1.1

Э1

2
4
0
 
2.7
Система безопасности жизнедеятельности ОО и ее элементы  /Ср/
Л1.1

6
ОПК-6
4
0
 
 
Раздел 3. Деятельность администрации образовательной организации по противодействию криминальным, террористическим и пожарным угрозам и опасностям

 
3.1
Охранная деятельность в учебных заведениях /Лек/
Л1.1

Э1

4
ОПК-6
4
0
 
3.2
Организация охраны ОО. Документация /Пр/
Л1.1

Э1

4
4
0
 
3.3
Технические средства охраны в учебных заведениях /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1

2
4
0
 
3.4
Силы и средства обеспечения физической охраны образовательной организации /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-6
4
0
 
3.5
Защита ОО от терроризма и угроз социально-криминального характера /Лек/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-6
4
0
 
3.6
Организация мероприятий по противодействию терроризму в ОО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6
5
0
 
3.7
Правовая деятельность администрации и учащихся по обеспечению антитеррористической безопасности ОО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6
5
0
 
3.8
Защита образовательной организации от угроз социального характера /Пр/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-6
5
0
 
3.9
Рекомендации по предупреждению террористических актов /Ср/
Л1.1Л2.2

2
ОПК-6
5
0
 
3.10
Действия при угрозе террористических актов /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-6
5
0
 
3.11
Меры защиты при осуществлении террористических актов /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-6
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.12
Пожарная охрана в РФ, ее виды и основные задачи /Лек/
Л1.1Л2.3

4
ОПК-6
4
0
 
3.13
Основные положения законодательства о пожарной безопасности /Пр/
Л1.1Л2.3

4
ОПК-6
4
0
 
3.14
Противопожарная профилактика в образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.3

2
ОПК-6
5
0
 
3.15
Система оповещения о пожаре (пожарная сигнализация и связь) /Ср/
Л1.1Л2.3

2
ОПК-6
5
0
 
3.16
Противопожарный режим в образовательном учреждении. Действия учителя и учащихся при пожаре /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

2
ОПК-6
5
0
 
3.17
Причины электротравматизма в ОО. Первая помощь пострадавшим то электротока /Ср/
Л1.1

1
ОПК-6
5
0
 
3.18
Безопасность при эксплуатации инженерных сетей и сооружений /Лек/
Л1.1

2
ОПК-6
4
0
 
3.19
Меры безопасности при эксплуатации сетей: теплоснабжения, водопроводной, канализационной /Пр/
Л1.1

4
ОПК-6
4
0
 
3.20
Безопасность при земляных работах /Ср/
Л1.1

4
ОПК-6
4
0
 
 
Раздел 4. Информационно-пропагандистское сопровождение безопасности жизнедеятельности образовательной организации

 
4.1
Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью образова-

тельного учреждения /Пр/

Л1.1

2
ОПК-6
5
0
 
4.2
Методическое и пропагандистское обеспечение безопасности ОО /Пр/
Л1.1

2
ОПК-6
5
0
 
4.3
Памятки по безопасности: поведение в экстремальных ситуациях /Ср/
Л1.1

1
ОПК-6
5
0
 
4.4
Безопасность при перевозках учащихся /Ср/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-6
5
0
 
 
Раздел 5. Работа администрации образовательной организации по предупреждению девиантного поведения учащихся, деструктивного влияния агрессивных молодежных групп и непедагогического воздействия семей группы риска

 
5.1
Проблема обеспечения безопасности учащихся /Пр/
Л1.1

2
ОПК-6
5
0
 
5.2
Опасности, связанные с непедагогическим отношением родителей к детям /Ср/
Л1.1

1
ОПК-6 ПК-6
5
0
 
5.3
Методические направления работы администрации школы и классного руководителя с семьей по предупреждению девиантного поведения школьников /Пр/
Л1.1

2
ОПК-6 ПК-6
5
0
 
5.4
Характеристика семей, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка /Ср/
Л1.1

1
ОПК-6 ПК-6
5
0
 
5.5
Работа с родителями по повышению культуры безопасности учащихся /Ср/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-6 ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету с оценкой:

1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности образовательной организации.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2. Виды и причины опасных ситуаций в образовательной организации.

3. Оптимальные условия жизнедеятельности в образовательной организации.

4. Аттестация образовательного учреждения по критериям безопасности.

5. Организационно-правовые основы безопасности образовательной организации.

6. Охрана труда работников образования.

7. Виды ответственности за нарушение законодательства по безопасности и охране труда в образовательной организации.

8. Организация гражданской обороны в образовательной организации.

9. Должностные обязанности лиц, организующих проведение мероприятий ГО.

10. Комплекс организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений в образовательной организации.

11. Организация работы образовательного учреждения при угрозе теракта.

12. Характеристика и профилактика криминальных угроз в образовательной организации.

13. Характеристика и профилактика социально-психологических угроз в ообразовательной организации.

14. Организационно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности.

15. Действия учащихся и сотрудников образовательной организации при пожаре. Порядок эвакуация школы при пожаре.

16. Противопожарная профилактика в образовательной организации.

17. Организация охраны образовательной организации частным охранным предприятием.

18. Технические средства безопасности образовательной организации.

10. Информационные технологии в обеспечении безопасности образовательной организации. Интегрированные системы безопасности.

20. Безопасность при перевозках учащихся.

21. Трудовой коллектив как субъект управления безопасностью образовательной организации.

22. Инструктажи сотрудников по безопасности и охране труда.

23. Инструктаж учащихся по технике безопасности на уроке (физики, химии, технологии, информатики, биологии, физкультуры).

24. Организация кабинетов (уголков) безопасности. Возможности курса ОБЖ в пропаганде культуры безопасности.

25. Работа с родителями по повышению культуры безопасности учащихся.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1.Анализ мероприятий по обеспечению безопасности образовательной организации.

2.Планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательных организаций.

3. Законодательство России, другие нормативно – правовые документы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.

4.Организация безопасности.

5.Организационные основы безопасности образовательной организации.

6.Внутренние технические средства охраны.

7.Основные наружные технические средства охраны безопасности образовательной организации.

8.Ресурсное обеспечение мероприятий по безопасности образовательной организации.

9.Основные способы  ресурсного обеспечения мероприятий по безопасности образовательной организации.

10.Работа   родителей по повышению культуры безопасности.

11.Работа с персоналом по повышению культуры безопасности.

12.Работа с родителями по повышению культуры безопасности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петров С.В. 
Обеспечение безопасности образовательного учреждения:  практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / С. В. Петров. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЭНАС, 2006. — 245 c. — 5-93196-676-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76157.html 
М. : ЭНАС, 2006
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кравченко А.В.
Безопасность жизнедеятельности в детском лагере: методические рекомендации / А. В. Кравченко, С. В. Петров. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 32 c. — 978-5-4263-0513-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75799.html 
М. : Московский педагогический государственный университет , 2017
 
Л2.2
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
Л2.3
Беляков, Г. И. 
Пожарная безопасность: учебное пособие для вузов / Г. И. Беляков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 143 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-09831-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433756
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Веб - сайт Госавтоинспекции МВД России  URL:http://www.gibdd.ru/
 
Э2
Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о Безопасности Жизнедеятельности URL:http://www.bezopasnost.edu66.ru/
 
Э3
Научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» URL: http://www.russmag.ru
 
Э4
Сайт Агентства МЧС по мониторингу и прогнозированию ЧС URL:http://www.ampe.ru.
 
Э5
Официальный сайт МЧС РФ  URL:http://www.mchs.gov.ru/
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к зачету с оценкой

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет с оценкой

При подготовке к зачету с оценкой (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет с оценкой и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету с оценкой необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом с оценкой за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

       Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.