(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1
Э1
Э1
Э1
Вопросы к экзамену:
1.Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.
2.Программы обеспечения безопасности дорожного движения.
3.Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
4.Права и обязанности участников дорожного движения.
5.Условия получения водительских прав.
6.Основания прекращения действия права на управление транспортным средством.
7.Обучение граждан правилам безопасного дорожного движения.
8.Основные принципы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
9.Правила дорожного движения Российской Федерации.
10.Участники дорожного движения.
11.Общие обязанности водителя.
12.Условия, когда водителю запрещено пользоваться транспортным средством.
13.Технические неисправности, запрещающие использование транспортного средства.
15.Правила пользования сотовой связью при управлении автомобилем.
16.Дорожные знаки: предупреждающие знаки.
17.Дорожные знаки: запрещающие знаки.
18.Дорожные знаки: предписывающие знаки.
19.Дорожные знаки: информационно-указательные знаки.
20.Дорожные знаки: знаки дополнительной информации.
21.Виды транспортных светофоров и их сигналы.
22.Сигналы регулировщика.
23.Пешеходы как участники дорожного движения.
24.Обязанности пешеходов.
25.Правила передвижения организованных пеших колонн и групп детей.
26.Правила пересечения проезжей части.
27.Правила ожидания маршрутного транспортного средства.
28.Велосипедисты как участники дорожного движения.
29.Мотоциклисты как участники дорожного движения.
30.Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения.
31.Причины опасных ситуаций на дорогах и дорожно-транспортных происшествий.
32.Последствия дорожно-транспортных происшествий.
33.Уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения.
34.Этика водителей как мера повышения безопасности движения.
35.Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков.
36.Правила безопасного поведения при пользовании роликовыми коньками и досками, при играх на снежных горках.
37.Рекомендации родителям по снижению риска детского травматизма на дорогах.
38.Правила поведения воспитателей и учителей при выходе в город с группой детей.
39.Поведение водителей и пассажиров в опасных ситуациях.
40.Меры предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
41.Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии.
42.Ответственность сторон-участников дорожно-транспортного происшествия.
43.Правила личной безопасности при пользовании автобусом.
44.Правила личной безопасности при пользовании троллейбусом.
45.Правила личной безопасности при пользовании трамваем.
46.Правила личной безопасности при поездках в метро.
47.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на городском общественном транспорте.
48.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях в метрополитене.
49.Правила безопасного пользования железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
50.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.
51.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на водном транспорте.
52.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на воздушном транспорте.
Темы рефератов с презентацией:
1. Дорожно-транспортные условия на маршрутах ежедневных поездок или пешеходного движения обучающихся в ОО и обратно.
2. Проведение на уроках определения длины тормозного пути идущего, бегущего человека, велосипедиста, роллера, мотоциклиста, автомобиля, автобуса на сухой и скользкой дороге практическим путем (наблюдения и замеров), а также по формулам или справочным данным.
3. Рекомендации по безопасному поведению для юных роллеров, скейтбордистов, велосипедистов, пешеходов.
4. Эскизный проект детского автогородка.
5. Памятки для обучающихся, перевозимых к месту отдыха автобусным, железнодорожным, водным или иным транспортом (по выбору).
6. Способы отработки умений и навыков применения средств эвакуации, спасения и за-щиты на транспортных объектах при возникновении опасных ситуаций.
7. Защита обучающихся и воспитанников от криминальных и биологических опасностей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте.
8. Методы морально-психической и физической подготовки человека к действиям в опасных ситуациях на транспорте.
9. Психологические и медицинские аспекты помощи при получении травм в опасных ситуациях на транспорте.
10. Методы и формы обучения прогнозированию опасных ситуаций на транспорте и действиям по защите от их неблагоприятных последствий
11. Виды, причины и последствия аварий на железнодорожном транспорте.
12. Аварийные ситуации на водном транспорте, их причины и последствие. Коллективные и индивидуальные спасательные средства и правила пользования ими.
13. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Приемы, способы и средства спасения авиапассажиров.
14. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
15. Значение и роль морально-психологической подготовки человека для действий в чрезвычайной ситуации техногенного
16. Организация, формы и методы проведения занятий по подготовке обучаемых к действиям по защите от опасных ситуаций техногенного характера.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.