2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Обеспечение безопасности на транспорте_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Обеспечение безопасности на транспорте
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Обеспечение безопасности на транспорте
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование теоретических знаний и умений в области транспортной безопасности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение практическими умениями в области транспортной безопасности;
1.4
формирование ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
1.5
приобретение умений сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных ситуациях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.3
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.4
Безопасность жизнедеятельности
2.1.5
Физиология человека
2.1.6
Анатомия человека
2.1.7
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.8
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.9
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.11
История (история России, всеобщая история)
2.1.12
Концепции современного естествознания
2.1.13
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.14
Общая и социальная психология
2.1.15
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.16
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.17
Учебная ознакомительная практика
2.1.18
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.19
Психолого-педагогический практикум
2.1.20
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.21
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.22
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.23
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.24
Педагогика и психология физической культуры
2.1.25
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.26
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.27
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.28
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.29
Теория и методика физической культуры и спорта
2.1.30
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.31
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.32
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.33
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.34
Методика обучения  физической культуры  
2.1.35
Производственная педагогическая практика
2.1.36
Пожарная безопасность
2.1.37
Охрана труда на производстве и ОО
2.1.38
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.1.39
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.1.40
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.1.41
Спортивная медицина
2.1.42
Спортивная морфология
2.1.43
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.1.44
Физиология высшей нервной деятельности
2.1.45
Физиология спорта
2.1.46
Международное олимпийское движение
2.1.47
Система гражданской защиты населения
2.1.48
Валеология
2.1.49
История физической культуры
2.1.50
Лечебная физическая культура
2.1.51
Международное олимпийское движение
2.1.52
Спортивная медицина
2.1.53
Спортивная морфология
2.1.54
Физиология высшей нервной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные требования нормативных правовых актов о защите населения от опасных ситуаций на дорогах и транспорте;
3.1.2
правила безопасности на объектах общественного транспорта и дорогах;
3.1.3
учебные программы и учебники в объёме, необходимом для решения задач профессиональной деятельности;
3.1.4
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов; средства обучения и их дидактические возможности;
3.1.5
основные виды и перспективы развития средств безопасности на транспорте;
3.1.6
общие закономерности, признаки, причины и последствия опасностей на транспорте, движущие силы, механизмы и факторы развития опасностей, способы защиты от опасных ситуаций на дорогах и транспорте;
3.1.7
основы организации и деятельности службы ГИБДД и аналогичных структур на других видах транспорта;
3.1.8
формы и методы организации мониторинга опасностей окружающей транспортной среды. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять признаки, причины и условия возникновения опасных ситуаций на дороге и на транспорте;
3.2.2
давать вероятностную оценку, прогнозировать возникновение опасной или чрезвычайной ситуации на дороге или на иных объектах транспорта;
3.2.3
применять полученные умения и навыки в целях обеспечения безопасности обучающихся на объектах транспорта;
3.2.4
организовывать и методически правильно проводить занятия с учащимися по транспортной безопасности, использовать различные методы и средства обучения с учетом специфики темы;
3.2.5
выполнять правила и нормы безопасности на объектах транспорта, обеспечивать безопасность образовательной организации, охрану жизни и здоровья учащихся при перевозках и на пешеходных маршрутах. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными способами, средствами и методами индивидуальной и коллективной защиты на дороге и в общественном транспорте;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.3.2
навыками и умениями психологической диагностики в случаях мошенничества, террора и шантажа;
3.3.3
методикой преподавания правил дорожного движения в школах, спортивных секциях, учреждениях дошкольного образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Концепция безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Система безопасности "природа-человек-общество" /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
1.2
Опасности в системе "природа-человек-общество" /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
1.3
Влияние производствееных факторов на безопасность жизнедеятельности и меры по ее повышению /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
1.4
Влияние производствееных факторов на безопасность жизнедеятельности и меры по ее повышению /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
 
Раздел 2. Дорожное движение и опасности на дороге

 
2.1
Законодательство РФ о безопасности дорожного движения.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.2
Дорожное движение. Участники дорожного движения и их безопасность. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.3
Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.4
Опасности на дороге. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. Методы предотвращения ДТП. /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.5
Основные права и обязанности участников дорожного движения. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.6
Человеческий фактор и культура транспортной безопасности.            /Ср/
Л1.1Л2.1

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.7
Правила дорожного движения /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.8
Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях. /Ср/
Л1.1Л2.1

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.9
История создания дорожной разметки. /Ср/
Л1.1Л2.1

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.10
Автоматизированная система управления дорожным движением. /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.11
Психофизиологические  качества  водителя как фактор безопасности на дороге.           /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
2.12
Психофизиологические особенности детей и подростков и их поведение на дорогах и в транспорте.            /Ср/
Л1.1Л2.1

8
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
 
Раздел 3. Безопасность на общественном транспорте

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.1
Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
3.2
Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
3.3
Правила безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте при аварийных ситуациях /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
3.4
Поведение водителя и пассажиров в ДТП. /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
3.5
Статиски ДТП. /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
3.6
Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения их при возникновении. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4.  Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

 
4.1
Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
4.2
История развития видов транспорта и мер безопасности на нем. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
4.3
Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном транспорте. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
4.4
Опасные ситуации и правила поведения на воздушном транспорте. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
4.5
Опасные ситуации и правила поведения на водном транспорте. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
4.6
Статистика аварий на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. /Ср/
Л1.1Л2.1

6
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
4.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

36
УК-8.2 УК-8.3 ОПК-8.1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

2.Программы обеспечения безопасности дорожного движения.

3.Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

4.Права и обязанности участников дорожного движения.

5.Условия получения водительских прав.

6.Основания прекращения действия права на управление транспортным средством.

7.Обучение граждан правилам безопасного дорожного движения.

8.Основные принципы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

9.Правила дорожного движения Российской Федерации.

10.Участники дорожного движения.

11.Общие обязанности водителя.

12.Условия, когда водителю запрещено пользоваться транспортным средством.

13.Технические неисправности, запрещающие использование транспортного средства.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
14.Обязанности пассажиров.

15.Правила пользования сотовой связью при управлении автомобилем.

16.Дорожные знаки: предупреждающие знаки.

17.Дорожные знаки: запрещающие знаки.

18.Дорожные знаки: предписывающие знаки.

19.Дорожные знаки: информационно-указательные знаки.

20.Дорожные знаки: знаки дополнительной информации.

21.Виды транспортных светофоров и их сигналы.

22.Сигналы регулировщика.

23.Пешеходы как участники дорожного движения.

24.Обязанности пешеходов.

25.Правила передвижения организованных пеших колонн и групп детей.

26.Правила пересечения проезжей части.

27.Правила ожидания маршрутного транспортного средства.

28.Велосипедисты как участники дорожного движения.

29.Мотоциклисты как участники дорожного движения.

30.Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения.

31.Причины опасных ситуаций на дорогах и дорожно-транспортных происшествий.

32.Последствия дорожно-транспортных происшествий.

33.Уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения.

34.Этика водителей как мера повышения безопасности движения.

35.Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков.

36.Правила безопасного поведения при пользовании роликовыми коньками и досками, при играх на снежных горках.

37.Рекомендации родителям по снижению риска детского травматизма на дорогах.

38.Правила поведения воспитателей и учителей при выходе в город с группой детей.

39.Поведение водителей и пассажиров в опасных ситуациях.

40.Меры предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

41.Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии.

42.Ответственность сторон-участников дорожно-транспортного происшествия.

43.Правила личной безопасности при пользовании автобусом.

44.Правила личной безопасности при пользовании троллейбусом.

45.Правила личной безопасности при пользовании трамваем.

46.Правила личной безопасности при поездках в метро.

47.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на городском общественном транспорте.

48.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях в метрополитене.

49.Правила безопасного пользования железнодорожным, водным и воздушным транспортом.

50.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.

51.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на водном транспорте.

52.Правила поведения пассажиров при опасных и аварийных ситуациях на воздушном транспорте.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1. Дорожно-транспортные условия на маршрутах ежедневных поездок или пешеходного движения обучающихся в ОО и обратно.

2. Проведение на уроках определения длины тормозного пути идущего, бегущего человека, велосипедиста, роллера, мотоциклиста, автомобиля, автобуса на сухой и скользкой дороге практическим путем (наблюдения и замеров), а также по формулам или справочным данным.

3. Рекомендации по безопасному поведению для юных роллеров, скейтбордистов, велосипедистов, пешеходов.

4. Эскизный проект детского автогородка.

5. Памятки для обучающихся, перевозимых к месту отдыха автобусным, железнодорожным, водным или иным транспортом (по выбору).

6. Способы отработки умений и навыков применения средств эвакуации, спасения и за-щиты на транспортных объектах при возникновении опасных ситуаций.

7. Защита обучающихся и воспитанников от криминальных и биологических опасностей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте.

8. Методы морально-психической и физической подготовки человека к действиям в опасных ситуациях на транспорте.

9. Психологические и медицинские аспекты помощи при получении травм в опасных ситуациях на транспорте.

10. Методы и формы обучения прогнозированию опасных ситуаций на транспорте и действиям по защите от их неблагоприятных последствий

11. Виды, причины и последствия аварий на железнодорожном транспорте.

12. Аварийные ситуации на водном транспорте, их причины и последствие. Коллективные и индивидуальные спасательные средства и правила пользования ими.

13. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Приемы, способы и средства спасения авиапассажиров.

14. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.

15. Значение и роль морально-психологической подготовки человека для действий в чрезвычайной ситуации техногенного 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
характера

16. Организация, формы и методы проведения занятий по подготовке обучаемых к действиям по защите от опасных ситуаций техногенного характера.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Обеспечение безопасности на транспорте"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Евсеев В.О.
Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 453 c. — ISBN 978-5-394-03216-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85210.html 
Дашков и К, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Правила дорожного движения URL:https://pdd-russia.com/pdd-russia/pdd/pdd/russia.html
 
Э2
Дорожные условия движения автотранспортных средств URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259171&sr=1
 
Э3
Показатели состояния безопасности дорожного движения URL: http://stat.gibdd.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

       Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.