2022-2023_z49_03_01_СТвИВС_plx_Методика обучения самообороне на основе спортивной борьбы
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения самообороне на основе спортивной борьбы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преп. , Валинуров Р.Р. _________________
 
 
Методика обучения самообороне на основе спортивной борьбы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование представления о сущности процесса самообороны, психологической, теоретической и структурной ее основы, освоение приемов самообороны; формирование чувства личной коллективной безопасности, привитие навыков безопасного поведения на улице и при чрезвычайных ситуациях.
1.2
Задачи изучаемой дисциплины:
1.3
- показать применение теоретических представлений о единоборствах;
1.4
- использовать методы нормирования и контроля физической нагрузки в процессе занятий по единоборствам;
1.5
- привить студентам навык пользования способами предупреждения травматизма на занятиях единоборствами;
1.6
- сформировать у студентов двигательный навык владения основными приёмами борьбы, самозащиты;
1.7
- сформировать у студентов навык специально-подготовительных упражнений самбиста.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Национальные виды спорта
2.1.2
Организация физкультурно-массовой работы
2.1.3
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
2.1.4
Новые физкультурно-спортивные виды
2.1.5
Основы медицинских знаний
2.1.6
История физической культуры и спорта
2.1.7
Физическая культура и спорт
2.1.8
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.2
Производственная практика. Тренерская практика
2.2.3
Профилактика травматизма и заболеваний в процессе занятий спортом
2.2.4
Спортивная морфология
2.2.5
Безопасность жизнедеятельности
2.2.6
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта
2.2.7
Лечебная физическая культура
2.2.8
Массаж
2.2.9
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.10
Методика проведения НИР по физической культуре и спорту
2.2.11
Организация внеучебной деятельности
2.2.12
Особенности организации и проведение спортивных соревнований по видам спорта
2.2.13
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.14
Спортивная метрология
2.2.15
Спортивная физиология
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.20
Спортивная медицина
2.2.21
Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях спортивного лагеря
2.2.22
Производственная тренерская практика
2.2.23
Организация и проведение комплексных спортивных мероприятий
2.2.24
Производственная педагогическая практика
2.2.25
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Умеет использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно - педагогической деятельности
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности методик составления комплекса упражнений с учетом влияния физических нагрузок.
3.1.2
особенности физического развития учащихся и особенности последствий воздействия опасностей социального характера на их организм.
3.1.3
Основы травматологии в ситуациях связанных с рукопашной схваткой, тренировкой
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
объяснять происхождение тех или иных физических упражнений, способность оценивать эффективность физических мероприятий.
3.2.2
использовать приемы самообороны при опасностях социального характера.
3.2.3
Оказывать первую помощь пострадавшему в схватке.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
профессиональной и рациональной организацией по подготовки и проведению занятий по основам самообороны.
3.3.2
умениями и навыками физического воспитания подростков с учетом возрастных особенностей.
3.3.3
Навыками применения доврачебной помощи и самоконтроля в ситуациях связанных с травматизмом.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовые основы применения приёмов самозащиты. Техника безопасности на занятиях самбо

 
1.1
Техника безопасности на занятиях самбо /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
1.2
Основы техники безопасности при изучении техники приёмов и проведении учебных поединков. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
1.3
Характеристика и основы законодательства РФ в отношении защиты от противоправных действий, понятие «превышение самозащиты».  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 2. Специально-подготовительные упражнения самбиста.

 
2.1
Освоение двигательного навыка упражнений и подготовка студентов к выполнению приёмов самозащиты средствами самбо. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
2.2
Передвижения, стойки, упражнения на воспитание гибкости, специальной ловкости, быстроты, подготовка мышц шеи и ног.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 3. Защитные действия против ударов руками и ногами.

 
стр. 5
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
3.1
Защиты от ударов руками: локтём, сбоку, прямого, с подшагиванием, снизу, наотмаш. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
3.2
Передвижения, стойки, упражнения на воспитание гибкости, специальной ловкости, быстроты, подготовка мышц шеи и ног.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 4. Психологическая подготовка самбиста

 
4.1
Теория и методика психологической подготовки самбиста /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
4.2
Методические приёмы подготовки, упражнения для формирования психологической готовности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 5. Анатомия и физиология слабых мест организма человека, переломов и удушений.

 
5.1
Особенности строения человека для нанесения увечий и ограничения подвижности. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
5.2
Физиология процессов удушения при удушающих захватах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
5.3
Биомеханика болевых приёмов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 6. Ограничение подвижности нападающего в частовстречающихся ситуациях.

 
6.1
Досмотр и изъятие предметов. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
6.2
Защита от нападений средствами самбо с последующим ограничением подвижности конвоированием и связыванием /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 7. Самозащита от нападающего с различными предметами

 
7.1
Защита от нападений средствами самбо с последующим ограничением подвижности конвоированием и связыванием. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
7.2
Досмотр и изъятие предметов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
 
Раздел 8. Элементы техники бросков и Освобождения от захватов

 
8.1
Техника частовстречающихся бросков /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
8.2
Освобождения от захватов за туловище, за руки, за ногу, за волосы и голову. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.3 УК-7.1 УК-2.5
2
0
 
8.3
/Зачёт/

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Сущность и значение самообороны

2. Понятие о самообороне, ее сущность и значение

 
стр. 6
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
3. История самообороны и рукопашного боя

4. Требования безопасности на занятиях по рукопашному бою

5. Психологическая готовность к рукопашному бою

6. Психологические состояния обороняющегося

7. Психологическая готовность и ее компоненты

8. Практические основы рукопашного боя

9. Самооборона без контакта

10. Основные понятия рукопашного боя и самообороны

11. Основные приемы рукопашного боя

12. Защита от нападения собак

13. Доврачебная помощь при травмах

14. Доврачебная помощь

15. Доврачебная помощь при кровотечениях

16. Доврачебная помощь при переломах (комплексные травмы)  

17. Самооборона в особых условиях

18. Самооборона в условиях чрезвычайных ситуаций

19. Самооборона в условиях военного положения (отряды самообороны)

20. Правовые основы самообороны

21. Нормативно-правовые документы, регламентирующие законность самообороны

22. Необходимая оборона

23. Ответственность граждан за превышение пределов необходимой обороны

24. Оружие самообороны

25. Основные понятия

26. Гражданское оружие

27. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

28. Оружие самообороны  

29. Требования безопасности при обращении с оружием

30. Правила выполнения стрельб в тире

31. Основы обучения стрельбе

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика работ

1. Сущность и значение самообороны

2. Понятие о самообороне, ее сущность и значение

3. История самообороны и рукопашного боя

4. Требования безопасности на занятиях по рукопашному бою

5. Психологическая готовность к рукопашному бою

6. Психологические состояния обороняющегося

7. Психологическая готовность и ее компоненты

8. Практические основы рукопашного боя

9. Самооборона без контакта

10. Основные понятия рукопашного боя и самообороны

11. Основные приемы рукопашного боя

12. Защита от нападения собак

13. Доврачебная помощь при травмах

14. Доврачебная помощь

15. Доврачебная помощь при кровотечениях

16. Доврачебная помощь при переломах (комплексные травмы)  

17. Самооборона в особых условиях

18. Самооборона в условиях чрезвычайных ситуаций

19. Самооборона в условиях военного положения (отряды самообороны)

20. Правовые основы самообороны

21. Нормативно-правовые документы, регламентирующие законность самообороны

22. Необходимая оборона

23. Ответственность граждан за превышение пределов необходимой обороны

24. Оружие самообороны

25. Основные понятия

26. Гражданское оружие

27. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

28. Оружие самообороны  

29. Требования безопасности при обращении с оружием

30. Правила выполнения стрельб в тире

31. Основы обучения стрельбе 

 
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
 
 
стр. 7
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Письменский, И. А.
Теория и методика избранного вида спорта. Спортивная борьба: учебник для вузов / И. А. Письменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05910-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473711
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Литвинов, С. А.  
Методика обучения физической культуре. Календарно-тематическое планирование: учебное пособие для вузов / С. А. Литвинов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11125-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474835
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. http://lib.sportedu.ru/
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий. http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры». http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-236  Малый спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: коврики для фитнеса, фитболы, скакалки, гимнастические палки, гантели, степ-платформы, обручи, музыкальный центр, силовые тренажеры, штанги, гири, кардиотренажеры, гантели, велотренажер, весы, беговая дорожка.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-

методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

 
стр. 9
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся получает навыки профессиональной работы с первоисточниками, их поиска и критического осмысления. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей 

 
стр. 10
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.