2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцента, Павлова  Наиля Ахатовна _________________
 
 
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоение дисциплины заключается формировании  у обучающихся компетенции в области организации деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания изобразительного искусства поиску новых технологий, связанных с организацией урока изобразительного искусства, анализом  художественных произведений различных видов и жанров искусства, научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов хдожественного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении графики, живописи, ДПИ, скульптуры , дизайна.
1.2
Задачи освоение дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного художественно-эстетическом развития ребенка;
1.4
обучить современным технологиям формирования изобразительной деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО;
1.5
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания изобразительного искусства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии дошкольного образования"
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Социология
2.1.4
Теория  и технологии литературного развития детей
2.1.5
Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.6
Теория и технологии  физического развития детей
2.1.7
Теория и технологии  экологического развития детей
2.1.8
Учебная практика (теория и технологии дошкольного образования)
2.1.9
Иностранный язык
2.1.10
Методика обучения  и воспитания в области дошкольного образования
2.1.11
Образовательное право
2.1.12
Общая и социальная психология
2.1.13
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.14
Психолого-педагогический практикум
2.1.15
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.16
Теория и технологии  музыкального развития детей
2.1.17
Теория и технологии  развития речи детей
2.1.18
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.19
История (история России, всеобщая история)
2.1.20
Концепции современного естествознания
2.1.21
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.22
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.23
Русский язык и культура речи
2.1.24
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.2: Осуществляет отбор диагностических средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
ОПК-4.3: Применяет способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
закономерности разработки планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.1.2
основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ;
3.1.3
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" в соответствии с ФГОС;
3.1.4
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету  "Изобразительное искусство" в соответствии с ФГОС;
3.1.5
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Изобразительное искусство" в соответствии с ФГОС;
3.1.6
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.7
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.8
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
3.1.9
специфику использования ИКТ в педагогической деятельности;
3.1.10
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать образовательную программу по "Изобразительное искусство" в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.2
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Изобразительное искусство" в соответствии с ФГОС;
3.2.3
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Изобразительное искусство";
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.2.4
средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;
3.2.5
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.6
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации образовательного процесса на уроках изобразительного искусства и во внеурочной работе, направленного на формирование художественно-эстетического развития младших школьников, универсальных учебных действий;
3.3.2
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" в соответствии с ФГОС с учетом специфики начального образования;
3.3.3
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Изобразительное искусство";
3.3.4
методикой отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Изобразительное искусство";
3.3.5
методикой и технологиями выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Изобразительное искусство";
3.3.6
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.7
дидактическими и методическими приемами разработки и технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ и приемами использования ИКТ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические и практические основы обучения изобразительному искусству.

 
1.1
Теоретические основы обучению рисунку. Графическая деятельность в младших классах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.2
Понятия о графике. Выразительные средства графики как вида искусства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.3
Школа рисунка. Практические советы (о графических материалах)

Методика работы над рисованием отдельных предметов

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
1.4
Методика работы над рисованием орнамента. Графика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.5
Методика работы над рисованием натюрморта. Графика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.6
Методика работы над рисованием фигуры человека. Графика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.7
Методика работы над рисованием природы. Графика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.8
Ознакомление младших школьников 1-4 с поизведениями искусства. Графика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.9
Особенности восприятия детьми произведения искусства графики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
1.10
Особенности ознакомления младших школьников с произведениями графики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
1.11
Диагностика общего и художественного развитие детей по их рисункам /Ср/

2
4
0
 
1.12
Тврческая, самрстоятельна работа /Ср/

2
4
0
 
 
Раздел 2. Теоретические основы обучения живописи

 
2.1
Теоретические основы обучению живописи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.2
Понятия о живописи. Выразительные средства живописи как вида искусства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.3
Практические советы (о живописных материалах)

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.4
Методика работы над живописным изображением орнамента. Живопись /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.5
Методика работы над живописным изображением натюрморта из бытовых предметов. Живопись

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.6
Методика работы над живописным изображением фигуры человека. Живопись /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.7
Методика работы над живописным изображением пейзажа. Живопись /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.8
Ознакомление младших школьников 1-4 с поизведениями искусства. Живопись /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.9
Особенности восприятия детьми произведения искусства живописи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.10
Особенности ознакомления с произведениями живописи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.11
Анализ картины выдающихся художников-живописцев /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
2.12
Перспектиный анализ картин художников (на выбор обучающихся) /Ср/

2
4
0
 
 
Раздел 3. Теоретические основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству

 
3.1
Понятия о декоративно-прикладном искусстве. Основные выразительные средства ДПИ. Народные художественные промыслы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.2
Школа народного и декоративно-прикладного искусства.Методика освоения декоративной росписи

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.3
Методика рисования над тематической декоративной композиции

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.4
Методика освоения декоративной росписи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.5
Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.6
Методика рисования над тематической декоративной композиции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.7
Основные выразительные средства ДПИ. Народные художественные промыслы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.8
Разработка технологической карты "Урок-игра" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.9
Разработка технологической карты "Проблемный урок" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.10
Разработка технологической карты "Урок-восхождение" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.11
Разработка технологической карты  "Урок-образ" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
3.12
Разработка технологической карты "Урок-вернисаж" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
 
Раздел 4. Выразительные средства скульптуры как вида искусства

 
4.1
Виды скульптуры. По признаку трехмерного обьема. По содержанию. По степени приближения к реальным обьектам окружающей действительности. По признаку формы. Жанры скульптуры. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
4.2
Разработка технологическую карту по скульптуре /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
4.3
Основные выразительные средства скуптуры.Силуэт. Моделировка форм. Пластика и пластичность. Фактура. Светотень. Цвет. Композиция. Пропорция. Динамика и статика. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
 
Раздел 5. Выразительные средства архитектуры как вида искусства

 
стр. 12
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
5.1
Выразителные средства архитектуры как вида искусства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
5.2
Виды произведений архитектуры. По целевому назначению. По характеру исполнения масштабных форм. По степени духовно-эстетической ценности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
5.3
Разработка технологической карты "Урок-праздник искусств" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
5.4
Разработка технологической карты "Урок-диспут" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
5.5
Разработка технологической карты "Урок-конференция" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-2.5 УК-5.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-2.5
4
0
 
5.6
/Зачёт/

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный аттестация

Вопросы и задания.

1.Анализ программ по изобразительному искусству.

2.Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?

3.Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей.

4.Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках ИЗО.

5.Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства.

6.Методика обучения рисования натюрморта.

 
стр. 13
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
7.Методика преподавания основ рисунка.

8.Методика преподавания основ цветоведения.

9.Методика проведения занятий по декоративному рисованию в общеобразовательной школе.

10.Методика проведения занятий по пейзажу.

11.Методиика проведения занятий по тематическому рисованию в    общеобразовательной школе.

12.Методика проведения рисования с натуры в общеобразовательной школе.

13.Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.

14.Методы и приёмы обучения работе акварелью на уроках ИЗО.

15.Методы и приёмы обучения работе гуашью на уроках ИЗО.

16.Объясните смысл обучения детей экономному расходованию материалов с дидактической и воспитательной точек зрения.

17.По каким критериям оцениваются учебно-творческие работы младших школьников, выполняемые на уроках ИЗО.

18.Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.

19.Расскажите о значении и особенностях организации коллективных форм деятельности младших школьников на уроках ИЗО.

20.Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока. Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?

21.Рисование в младшем школьном возрасте.

22.Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.

23.Роль народного искусства в художественном образовании школьников.

24.Содержание художественного образования. Виды опыта, компоненты художественного образования.

25.Способности к изобразительной деятельности и их структура.

26.Урок как основная форма работы по изобразительному искусству в школе.

27.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задание: Подготовить письменную работу. По материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

1. Развитие творческих способностей и воображения младшего школьника на уроках рисования с натуры.

2. Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.

3. Особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.

4. Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.

5. Развитие художественной культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства (в условиях преемственности).

6. Интегрированные уроки изобразительного искусства и развития речи.

7. Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

8. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа).

9. Формирование нравственных качеств личности на уроках-беседах по изобразительному искусству.

10. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания школьников на уроках-беседах об изобразительном искусстве.

11. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства в формировании нравственных качеств личности школьников.

12. Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в национальном и эстетическом воспитании младшего школьника на уроках изобразительного искусства.

13. Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере ДПИ татарского, русского народов).

14. Формирование национального самосознания младшего школьника на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ татарского народа).

15. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента).

16. Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно- прикладного искусства татарского народа)

17. Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в начальной щколе (на примере декоративно-прикладного искусства татарского, русского народов).

18. Декоративно-прикладное искусство в структуре этнокультурного образования и воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

19. Использование декоративно-прикладного искусства  в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

20. Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.

21. Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения школьников изобразительному искусству.

22. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

23. Использование декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей младшего школьника.

24. Формирование художественных и практических умений, навыков учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого–либо  видов росписи)

25. Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на 

 
стр. 14
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
примере декоративного искусства русского народа).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дубровин, В. М. 
Основы изобразительного искусства : Основы изобразительного искусства : учебное пособие для вузов / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ ; Москва : МГПУ. — 360 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11429-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00364-3 (МГПУ). — ISBN 978-5-243-00460-2 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Павлова Н.А. 
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусству  методические рекомендации по работе с различными видами бумаги и картона (наблюдения и опыты): Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусству [Электронный ресурс]: методические рекомендации по работе с различными видами бумаги и картона (наблюдения и опыты)/ Павлова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016.— 75 c.— 
ЭБС «IPRbooks», 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова, Л. В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441332 (дата обращения: 20.10.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Соколов М.В. 
Декоративно-прикладное искусство : Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Соколов М.В., Соколова М.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 467 c
ЭБС «IPRbooks», 2017
 
Л2.3
Барышников, А. П. 
Основы композиции : Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
Л2.4
Заварихин, С.П.
Архитектура: композиция и форма : Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02924-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
Л2.5
Скакова, А. Г. 
Рисунок и живопись : Рисунок и живопись : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 15
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Петрушин, В. И. 
Развитие творческих способностей : учеб. пособие / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04905-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-415975: учеб. пособие 
Москва : Издательство Юрайт,, 2018
 
Л3.2
Петрушин, В. И. 
Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08179-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437239 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л3.3
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
УМК «Планета знаний» [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru/ (Дата обращения 23.03.2019).
 
Э2
Учебно-методический комплекс "Школа России" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru (Дата обращения 23.03.2019).
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://n-shkola.ru/   (Дата обращения 29.03.2019).

 
Э4
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223  (Дата обращения 29.03.2019).

 
Э5
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].  - Режим доступа:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva (Дата обращения 23.03.2019).

 
Э6
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. URL:  http://nsc.1september.ru/
 
Э7
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 16
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-115 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 17
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 18
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающимся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 19
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Обучающиеся  с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.