(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1 семестр
Вопросы и задания к зачету
1.Предмет, источники, задачи и методы региональной археологии.
2.Основные археологические понятия.
3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.
4.Полевые археологические исследования. Методы раскопок.
5.Исторические и археологическая периодизации.
6.История зарубежной археологии.
7.История отечественной археологии.
8.Антропоген и Великое оледенение Европы.
9.Эпоха мустье в Прикамье.
10.Верхний палеолит Нижнего Прикамья.
11.Мезолит Нижней Камы.
12.Неолит и «неолитическая революция».
13.Неолитические культуры Среднего Поволжья.
14.Неолитические культуры Нижнего Прикамья.
15.Памятники неолита Среднего Прикамья.
16.Памятники неолита Верхнего Прикамья.
17.Уральский неолит.
18.Верхний палеолит Урала.
19.Палеолитическое искусство из памятников Урала.
20.Территории Предкамья и Закамья в эпоху мезолита.
21.Территории Предкамья и Закамья в эпоху неолита.
22.Неолитическая керамика из памятников Прикамья.
23.Культурогенез Нижнего Прикамья в эпоху неолита.
24.Ашельские памятники Прикамья и Приуралья.
25.История исследования мезолитических и неолитических памятников Прикамья.
26.Хозяйства и быт населения Прикамья в эпоху палеолита.
27.Хозяйства и быт населения Прикамья в эпоху мезолита.
28.Хозяйства и быт населения Среднего и Нижнего Прикамья в эпоху неолита.
29.Ранние скотоводы и земледельцы на территории Нижнего Прикамья.
30.Культурогенез древнего населения Прикамья.
2 семестр
Вопросы и задание к экзамену
1.Предмет, задачи, источники и методы археологии.
2.Археологические понятия.
3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.
4.История отечественной археологии.
5.Археологическая периодизация.
6.Антропогенез и Великое оледенение Восточной Европы.
7.Эпоха Ашель.
8.Эпоха Мустье.
9.Верхний палеолит и его достижения.
10.Мезолит и его открытие.
12.Неолитические культуры Волго-Камского региона.
13.Энеолит и его открытия.
14.Энеолитические культуры Татарстана.
15.Бронзовый век и его достижения.
16.Бронзовый век Волго-Камского региона.
17.Бронзовый век Татарстана.
18.Ранний железный век Волго-Камского региона: хронология, этапы и открытия.
19.Керамика Волжской Болгарии.
20.Ананьинская и пьяноборская культуры на территории Среднего Поволжья и Прикамья.
21.Культуры I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья.
22.Культуры угров на территории Прикамья.
23.Классификация болгарских городищ и типология городов Волжской Болгарии.
24.Археология золотоордынских городов Нижнего Прикамья.
25.Археология памятников Нижнего Прикамья «ханского» периода.
26.История исследования Елабужского археологического комплекса.
27.Венгерские памятники на территории Нижнего Прикамья.
28.Древнерусские изделия на территории Прикамья.
29.Средневековые памятники Верхнего Прикамья: хронология и интерпретация.
30.Русские крепости в Прикамье во второй половине XVI-XVII вв.
Задание: разработать проект полевого археологического лагеря.
Тематика рефератов
1 семестр
1.Место археологии в современной науке.
2.Полевые методы исследования прошлого (археологические, палеонтологические и др.)
3.Роль археологии в школьном историческом краеведении.
4.Археологические экспонаты в школьных музеях.
5.Участие школьников в археологических экспедициях.
6.Полевой археологический лагерь.
7.Антропогенез: от habilis до Homo sapiens.
8.Теории происхождения человека и его прародины.
9.Ранние Homo: памятники, техника и технология.
10.Сунгирь: техника и технология верхнего палеолита.
11.Шульганташ-Каповая пещера.
12.Палеолитическое искусство.
13.Мустьерские памятники юга Франции.
14.Мальчик из пещеры Тешик-Таш.
15.Верхнепалеолитические памятники Волго-Камского региона.
16.Мезолитические стоянки Нижнего Прикамья.
17.Мезолитическая флора и фауна в Волго-Камском регионе.
18.Неолитические стоянки Нижнего Прикамья.
19.Неолитическая техника.
20.Одежда неолитического населения Нижнего Прикамья.
21.Волго-Уральская неолитическая культура.
22.Балахнинская неолитическая культура.
23.Истоки неолитической гребенчато-штампованной керамики.
24.Неолитические стоянки бассейна реки Тойма.
25.Ветлужско-Агидельские культурные контакты в эпоху неолита.
26.Население Нижней Вятки в эпоху неолита.
27.Костяной инвентарь с неолитический поселений Прикамья.
28.Орудия рыболовства из памятников Нижнего и Верхнего Прикамья: сравнительная характеристика.
29.Микролитическая и пластинчатая техника с мезолитических памятников Прикамья.
30.Останки мегофауны бассейна Нижней Камы.
2 семестр
1.Первые металлурги в Прикамье.
2.Прикамская медно-металлургическая зона.
3.Загадки Аркаима.
4.Волосовская культура: генезис, памятники.
5.Аржан.
6.Сокровища сарматских вождей.
7.Поселения гаринско-борской культуры на Нижнем Прикамье.
8.Памятники типа Русский Азибей и Татарский Азибей.
9.Перещепинский клад.
10.Гнездово уникальный памятник средневековья.
12.Древний Псков и Изборск.
13.Средневековая Москва по данным археологии.
14.Архитектурные памятники домонгольской Руси.
15.Хозяйство волжских болгар по археологическим материалам.
16.Биляр-Великий город.
17.Город Болгар на Волге.
18.Древняя Казань.
19.Древняя Алабуга и ее округа.
20.Языческие некрополи волжских болгар в Нижнем Прикамье.
21.Угорские элементы в материальной культуре волжских болгар.
22.Археологические памятники Тукаевского района: перспективы изучения.
23.Археологические памятники Мензелинского района: перспективы изучения.
24.Археологические памятники Нижнекамского района: перспективы изучения.
25.Балановская археологическая культура: генезис, памятники.
26.Феномен сейминско-турбинской культуры.
27.Срубная и абашевская общности: сравнительная характеристика.
28.Современные взгляды на приказанскую историко-культурную общность.
29.Ранний железный век Прикамья и ананьинская культура.
30.Археологические следы древних венгров в Прикамье.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источ¬ников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнитель¬ные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.