2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Археология Вятско-Камского края_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Археология Вятско-Камского края
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
30
30
48
48
Практические
18
18
30
30
48
48
Итого ауд.
36
36
60
60
96
96
Кoнтактная рабoта
36
36
60
60
96
96
Сам. работа
36
36
48
48
84
84
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
Археология Вятско-Камского края
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся на основе археологических источников системы знаний и представлений об истории заселения Волго-Камья людьми, их материальной и духовной культуры с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях «История России», «Всеобщая история», «История Татарстана» и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Изучать  историю региональной археологии, применяемые в ней методы исследования и особенности развития региона и наиболее значимые памятники;
1.4
формировать умения осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в области археологии Волго-Камья в рамках научного мировоззрения;
1.5
формировать умения применять полученные знания на практике, в том числе для проведения археологических исследований на территории Прикамья;
1.6
соблюать требования уважительного отношения к историческому наследию Волго-Камья и культурным традициям народов Поволжья и Приуралья в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний археологии; понимать  межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
1.7
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
1.8
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России XIX века
2.2.2
История средних веков
2.2.3
Источниковедение истории зарубежных стран
2.2.4
Источниковедение истории России
2.2.5
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.2.6
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.2.7
Антропология
2.2.8
История России новейшего времени
2.2.9
Новая история стран Европы и Америки
2.2.10
Социология
2.2.11
Курсовая работа по истории России
2.2.12
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.2.13
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.14
Этика и эстетика
2.2.15
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.16
Историография всеобщей истории
2.2.17
Историография отечественной истории
2.2.18
История государственности и права тюркских народов
2.2.19
История мировой культуры
2.2.20
История Татарстана
2.2.21
Культурология
2.2.22
Курсовая работа по обществознанию
2.2.23
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
2.2.24
Политология
2.2.25
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.26
История (история России, всеобщая история)
2.2.27
Учебная архивная  практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.2.28
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.29
Производственная педагогическая практика
2.2.30
Учебная культурно-просветительская  практика
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.33
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.34
Источниковедение истории России
2.2.35
Методика написания исследовательской работы по истории и иностранному языку
2.2.36
Аналитическое чтение
2.2.37
Историография отечественной истории
2.2.38
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории
2.2.39
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.40
Производственная педагогическая практика
2.2.41
Историография всеобщей истории
2.2.42
Источниковедение истории зарубежных стран
2.2.43
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.44
Методика организации исследовательской работы по истории и  иностранному языку в школе
2.2.45
Практикум по аудированию
2.2.46
Производственная преддипломная практика
2.2.47
Учебная архивная  практика
2.2.48
Учебная музейная  практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области  "История"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные направления, проблемы, концепции и методы археологических исследований;
3.1.2
основные типы и виды археологических источников;
3.1.3
культурные традиции различных национальных и социальных групп  Российской Федерации  
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать археологические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия археологических культур, а также сравниваемых археологических процессов и событий;
3.2.3
анализировать научную литературу по археологии на основе известных методологических подходов;
3.2.4
осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения путём внешней и внутренней критики источника;
3.2.5
соблюдать требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе основных этапов развития России 
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.3.1
методами археологических (полевых, лабораторных) исследований;
3.3.2
методами использования знаний по археологии в педагогической деятельности;
3.3.3
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по археологии;
3.3.4
опытом деятельности самостоятельного осуществления поиска информации в области археологии;
3.3.5
опытом работы с картографическими и информационными источниками;
3.3.6
опытом по проведению научно-исследовательских работ;
3.3.7
опытом в применении полученных знаний на практике;
3.3.8
навыками выстраивания образовательного процесса на основе уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Археология как наука

 
1.1
Предмет, источники, задачи и методы археологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.2
Археологические понятия /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.3
Полевые археологические исследования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.4
Методы разведки и раскопок /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.5
Археологическая периодизация /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
1.6
Исторические и археологические периодизации /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Археология каменного века

 
2.1
Антропоген и великое оледенение Европы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.2
Эпохи олдувай и ашель /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.3
Верхний палеолит и его достижения /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.4
Мезолит и его культуры /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.5
Неолит и "неолитическая революция" /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2
1
0
 
2.6
Неолиические культуры Волго-Камского края /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.7
/Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

36
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Археология раннего металла Волго-Камского края

 
3.1
Энеолит и его открытия /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.2
Энеолитические культуры Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.3
Бронзовый век /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.4
Бронзовый век Татарстана /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
3.5
Археология раннего металла Волго-Камского края /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
 
Раздел 4. Археология железного века Волго-Камского края

 
4.1
Ранний железный век /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
4.2
Ананьинская культурно-историческая общность /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.3
Пьяноборская культура /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.4
Культуры I тысячелетия Волго-Уральского региона /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.5
Археология Волжской Булгарии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.6
Археология древнерусских городов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.7
Археология железного века Волго-Камского края /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

24
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
4.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
УК-5.2 УК-1.2 ПК-1.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1 семестр

Вопросы и задания к зачету

1.Предмет, источники, задачи и методы региональной археологии.

2.Основные археологические понятия.

3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.

4.Полевые археологические исследования. Методы раскопок.

5.Исторические и археологическая периодизации.

6.История зарубежной археологии.

7.История отечественной археологии.

8.Антропоген и Великое оледенение Европы.

9.Эпоха мустье в Прикамье.

10.Верхний палеолит Нижнего Прикамья.

11.Мезолит Нижней Камы.

12.Неолит и «неолитическая революция».

13.Неолитические культуры Среднего Поволжья.

14.Неолитические культуры Нижнего Прикамья.

15.Памятники неолита Среднего Прикамья.

16.Памятники неолита Верхнего Прикамья.

17.Уральский неолит.

18.Верхний палеолит Урала.

19.Палеолитическое искусство из памятников Урала.

20.Территории Предкамья и Закамья в эпоху мезолита.

21.Территории Предкамья и Закамья в эпоху неолита.

22.Неолитическая керамика из памятников Прикамья.

23.Культурогенез Нижнего Прикамья в эпоху неолита.

24.Ашельские памятники Прикамья и Приуралья.

25.История исследования мезолитических и неолитических памятников Прикамья.

26.Хозяйства и быт населения Прикамья в эпоху палеолита.

27.Хозяйства и быт населения Прикамья в эпоху мезолита.

28.Хозяйства и быт населения Среднего и Нижнего Прикамья в эпоху неолита.

29.Ранние скотоводы и земледельцы на территории Нижнего Прикамья.

30.Культурогенез древнего населения Прикамья.

2 семестр

Вопросы и задание к экзамену

1.Предмет, задачи, источники и методы археологии.

2.Археологические понятия.

3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.

4.История отечественной археологии.

5.Археологическая периодизация.

6.Антропогенез и Великое оледенение Восточной Европы.

7.Эпоха Ашель.

8.Эпоха Мустье.

9.Верхний палеолит и его достижения.

10.Мезолит и его открытие.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
11.Неолит и «неолитическая революция».

12.Неолитические культуры Волго-Камского региона.

13.Энеолит и его открытия.

14.Энеолитические культуры Татарстана.

15.Бронзовый век и его достижения.

16.Бронзовый век Волго-Камского региона.

17.Бронзовый век Татарстана.

18.Ранний железный век Волго-Камского региона: хронология, этапы и открытия.

19.Керамика Волжской Болгарии.

20.Ананьинская и пьяноборская культуры на территории Среднего Поволжья и Прикамья.

21.Культуры I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья.

22.Культуры угров на территории Прикамья.

23.Классификация болгарских городищ и типология городов Волжской Болгарии.

24.Археология золотоордынских городов Нижнего Прикамья.

25.Археология памятников Нижнего Прикамья «ханского» периода.

26.История исследования Елабужского археологического комплекса.

27.Венгерские памятники на территории Нижнего Прикамья.

28.Древнерусские изделия на территории Прикамья.

29.Средневековые памятники Верхнего Прикамья: хронология и интерпретация.

30.Русские крепости в Прикамье во второй половине XVI-XVII вв.

Задание: разработать проект полевого археологического лагеря.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1 семестр

1.Место археологии в современной науке.

2.Полевые методы исследования прошлого (археологические, палеонтологические и др.)

3.Роль археологии в школьном историческом краеведении.

4.Археологические экспонаты в школьных музеях.

5.Участие школьников в археологических экспедициях.

6.Полевой археологический лагерь.

7.Антропогенез: от habilis до Homo sapiens.

8.Теории происхождения человека и его прародины.

9.Ранние Homo: памятники, техника и технология.

10.Сунгирь: техника и технология верхнего палеолита.

11.Шульганташ-Каповая пещера.

12.Палеолитическое искусство.

13.Мустьерские памятники юга Франции.

14.Мальчик из пещеры Тешик-Таш.

15.Верхнепалеолитические памятники Волго-Камского региона.

16.Мезолитические стоянки Нижнего Прикамья.

17.Мезолитическая флора и фауна в Волго-Камском регионе.

18.Неолитические стоянки Нижнего Прикамья.

19.Неолитическая техника.

20.Одежда неолитического населения Нижнего Прикамья.

21.Волго-Уральская неолитическая культура.

22.Балахнинская неолитическая культура.

23.Истоки неолитической гребенчато-штампованной керамики.

24.Неолитические стоянки бассейна реки Тойма.

25.Ветлужско-Агидельские культурные контакты в эпоху неолита.

26.Население Нижней Вятки в эпоху неолита.

27.Костяной инвентарь с неолитический поселений Прикамья.

28.Орудия рыболовства из памятников Нижнего и Верхнего Прикамья: сравнительная характеристика.

29.Микролитическая и пластинчатая техника с мезолитических памятников Прикамья.

30.Останки мегофауны бассейна Нижней Камы.

2 семестр

1.Первые металлурги в Прикамье.

2.Прикамская медно-металлургическая зона.

3.Загадки Аркаима.

4.Волосовская культура: генезис, памятники.

5.Аржан.

6.Сокровища сарматских вождей.

7.Поселения гаринско-борской культуры на Нижнем Прикамье.

8.Памятники типа Русский Азибей и Татарский Азибей.

9.Перещепинский клад.

10.Гнездово уникальный памятник средневековья.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
11.Неревский раскоп в древнем Новгороде.

12.Древний Псков и Изборск.

13.Средневековая Москва по данным археологии.

14.Архитектурные памятники домонгольской Руси.

15.Хозяйство волжских болгар по археологическим материалам.

16.Биляр-Великий город.

17.Город Болгар на Волге.

18.Древняя Казань.

19.Древняя Алабуга и ее округа.

20.Языческие некрополи волжских болгар в Нижнем Прикамье.

21.Угорские элементы в материальной культуре волжских болгар.

22.Археологические памятники Тукаевского района: перспективы изучения.

23.Археологические памятники Мензелинского района: перспективы изучения.

24.Археологические памятники Нижнекамского района: перспективы изучения.

25.Балановская археологическая культура: генезис, памятники.

26.Феномен сейминско-турбинской культуры.

27.Срубная и абашевская общности: сравнительная характеристика.

28.Современные взгляды на приказанскую историко-культурную общность.

29.Ранний железный век Прикамья и ананьинская культура.

30.Археологические следы древних венгров в Прикамье.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кудрявцев, А. А.
Археология: учебное пособие / А. А. Кудрявцев, Е. А. Кудрявцев. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 227 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83256.html
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скрипкин, А.С.
История отечественной археологии: учебное пособие для вузов / А. С. Скрипкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472204
Москва: Издательство Юрайт, 2021
 
Л2.2
Худяков, Ю. С.
Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии: учебное пособие для вузов / Ю. С. Худяков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10220-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494175
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Российский государственный гуманитарный университет(РГГУ)/ История и археология. – URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-i-arxeologiya/istoriya-i-arxeologiya/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источ¬ников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнитель¬ные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.