(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.
ции
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к зачету:
9 семестр
1.Историческое сознание на Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
2.Древнейшие памятники историографии Древнего Востока.
3.Манефон (Мер-не-Тхути), первый историк Египта, его произведения.
4.История в Ветхом завете.
5.Проблема возникновения ранних форм исторических знаний, основные подходы.
6.Миф как форма общественного сознания. Миф и прошлое, миф и история..
7.Литературная эпическая традиция и официальные хронологиче¬ские записи. Гомер. Гесиод. Старшие и младшие логографы. Гекатей Милетский.
8."История" Геродота - цель написания и структура. Источниковая база. Критика источников у Геродота. Стилистические особенности. Историческая концепция Геродота.
9.Пелопонесская война и "История" Фукидида. Его понимание целей и задач историка. Достоверность и прагматизм исторического знания. Источниковая база. Принципы и методы рациональной критики источников. Фукидид как историк
10.Аристотель и его концепция истории: противопоставление истории и поэзии.
11.Характерные черты римской историографии.
12.Управленческая мысль Древнего Рима. Колумелла, Плиний Старший.
13.Политические идеи Древнего Рима.
14.Богословская история.
15.Жанры средневековой историографии.
16.Историография «каролингского возрождения».
17.Характерные черты гуманистической историографии Италии.
18.Особенности Риторической школы.
19.Эрудитская школа итальянской гуманистической историографии. Лоренцо Валла.
20.Политическая школа итальянской гуманистической историографии. Никколо Макиавелли.
21.Влияние политических процессов на трансформацию исторической мысли в Европе. Изменения картины мира.
22.Становление науки как социокультурной традиции.
23.Критический рационализм как базовый принцип научного познания. "Рассуждение о методе" Р. Декарта.
24.Основные черты европейской историографии XVII в.
25.Развитие палеографии, хронологии, источниковедения. Публикация исторических источников.
26.Общие черты исторических воззрений просветителей.
27.Исторические взгляды Монтескье.
28.Исторические взгляды Вольтера.
29.Историческая мысль в «Энциклопедии» Дидро и Д Аламбера.
30.Исторические концепции Вико и Гердера.
Задание: подготовить доклад-презентацию на основе прочитанного исторического произведения (на выбор), выделив его основное содержание и показав новаторские подходы автора исторического произведения.
Вопросы и задание к экзамену:
10 семестр
1.Консервативное направление в романтической историографии первой половины XIX в.
2.Либеральное направление в романтической историографии первой половины XIX в.
3.Демократическое направление в романтической историографии первой половины XIX в.
4.Философское объяснение исторического развития Гегелем.
5.Марксистское материалистическое понимание истории.
6.Общие черты позитивистской историографии.
7.Позитивизм в исторической науке Франции.
8. Позитивизм в исторической науке Великобритании.
9.Позитивизм в исторической науке Германии и США.
10.Общее развитие исторической науки во второй половине XIX в.
11.Причины и характер кризиса позитивистской историографии на рубеже XIX-XX вв.
12.Критика позитивизма представителями немецкой историографии на рубеже XIX-XX вв.
13.Историческая концепция М. Вебера.
14.Критика позитивизма учеными Англии на рубеже XIX-XX вв.
15.Критика позитивизма учеными Италии на рубеже XIX-XX вв.
16.Критика позитивизма учеными США на рубеже XIX-XX вв.
17.Теория циклического развития Освальда Шпенглера.
18.Глобальные теории исторического процесса А. Тойнби и П. Сорокина.
19.Формирование школы «Анналов» в 1920 – 30-х гг.
20.Новая историческая наука в 1950 – 60- ее гг.
21.Исторические взгляды Ф. Броделя.
22.Новая историческая наука в 1970 – 80- ее гг. (третье поколение школы «Анналов»).
23.История ментальности (вторая половина ХХ в.).
24.Формирование новой научной истории во второй половине ХХ в.
25.Количественная история (клиометрия).
26.Новая экономическая история (вторая половина ХХ в.).
27.Психоистория (вторая половина ХХ в.).
28.Новая социальная история (вторая половина ХХ в.).
29.Антропологический поворот в Западной историографии конца ХХ в.
30.Микроистория (конец ХХ в.).
31.История повседневности (конец ХХ в.).
32.Устная история (конец ХХ в.).
Задание: подготовить доклад-презентацию на основе прочитанного исторического произведения (на выбор), выделив его основное содержание и показав новаторские подходы автора исторического произведения.
Темы эссе
Прочитать монографию из списка и написать эссе, в котором должны быть представлены ответы на следующие вопросы (на вопросы 3 – 7 предполагают развернутые ответы):
1.Автор, название произведения с полными выходными данными.
3.Чем характеризуется данное направление (течение, школа, ее поколение).
4.Каков предмет исследования данной монографии, какие вопросы в ней рассматриваются. Изложите основные положения монографии.
5.В чем заключается методология рассмотрения поднятой автором проблемы, какие новые методические приемы были использованы.
6.Что нового работа данного автора вносит в понимание рассматриваемой проблематики.
7.Насколько обоснованы выводы автора/авторов исследования. Со всеми ли выводами вы согласны. Аргументируйте свою позицию.
Список исторических трудов
9 семестр
1.Геродот, -. История. В 2 ч. Часть 1 / -. Геродот ; переводчик Ф. Г. Мищенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07062-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442229
2.Геродот, -. История. В 2 ч. Часть 2 / -. Геродот. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07064-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442231
3.Аристотель, -. Политика / -. Аристотель ; переводчик С. А. Жебелёв; под общей редакцией А. И. Доватура. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05007-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441529
4.Спиноза, Б. Политический трактат / Б. Спиноза ; переводчик С. М. Роговин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07488-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442281
5.Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт ; переводчик В. И. Пиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 97 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07153-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/422145
10 семестр
1.Бродель, Ф. Динамика капитализм // Хрестоматия нового обществоведения / Освальд Шпенглер, Фернан Бродель, Макс Вебер [и др.] ; составители Н. В. Никитина. — Москва : Научный эксперт, 2014. — С. 165-238.. — ISBN 978-5-91290-220-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21535.html
2.Бродель, Ф. Что такое Франция? // Хрестоматия нового обществоведения / Освальд Шпенглер, Фернан Бродель, Макс Вебер [и др.] ; составители Н. В. Никитина. — Москва : Научный эксперт, 2014. — С. 334-484. — ISBN 978-5-91290-220-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21535.html
3.Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер ; переводчик А. А. Франковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08643-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441443
4.Вебер, Макс. Власть и политика / Макс Вебер ; перевод Б. М. Скуратова, А. Ф. Филиппова. — Москва : РИПОЛ классик, 2017. — 432 c. — ISBN 978-5-386-09856-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73136.html
5.Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Хрестоматия нового обществоведения / Освальд Шпенглер, Фернан Бродель, Макс Вебер [и др.] ; составители Н. В. Никитина. — Москва : Научный эксперт, 2014. — С. 24-333. — ISBN 978-5-91290-220-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21535.html
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.