2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Историография отечественной истории_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Историография отечественной истории
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
114
аудиторные занятия
138
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
15 4/6
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
32
32
62
62
Практические
44
44
32
32
76
76
Итого ауд.
74
74
64
64
138
138
Кoнтактная рабoта
74
74
64
64
138
138
Сам. работа
70
70
44
44
114
114
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
Историография отечественной истории
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании и использовании систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области историографии отечественной истории, вскрытии закономерностей и особенностей в развитии исторической науки, показа ее социальных и познавательных функций, связи с общественной мыслью, с социально-политическим состоянием общества.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение в хронологической последовательности развития исторической науки в России;
1.4
изучение процесса развития научной критики исторических источников и приемов источниковедческих исследований;
1.5
изучение вклада отдельных историков, "исторических школ" и направлений в разработку принципиальных проблем истории;
1.6
выработка навыков работы с историческими источниками и научной литературой;
1.7
формирование навыков работы с методикой историографического анализа для успешного руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по истории России
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Архивоведение
2.1.4
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.5
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.6
Источниковедение истории России
2.1.7
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.1.9
Методика и методология научного исследования по истории и обществознанию
2.1.10
Курсовая работа по истории России
2.1.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.12
Архивоведение
2.1.13
Источниковедение истории России
2.1.14
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.15
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.16
Методика и методология научного исследования по истории и обществознанию
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по обществознанию
2.2.2
Мировая экономика
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Курсовая работа по обществознанию
2.2.6
Мировая экономика
2.2.7
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
навыками разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
Знать:
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики в области истории и обществознания
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы в области истории и обществознания
 
методику организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования в области истории и обществознания
 
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся в области истории и обществознания
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области истории и обществознания
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в области истории и обществознания
 
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области истории и обществознания
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся по заданным критериям в области истории и обществознания
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области истории и обществознания
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
периодизацию и основные этапы изучения истории России;
3.1.2
труды выдающихся историков России и их вклад в отечественную историографию;
3.1.3
основные этапы развития российской историографии;
3.1.4
основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием историографических знаний
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать смысл и значение исторических понятий;
3.2.2
выявлять причинно-следственную связь в развитии историографии;
3.2.3
анализировать исторические исследования на основе научной методологии и методов историографического анализа;
3.2.4
систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;
3.2.5
уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных исторических концепций и школ в историографии;
3.2.6
на основе комплексного анализа эволюции исторической науки и общественно-политического развития России определять значимость исторической концепции того или иного историка;
3.2.7
на основе комплексного анализа эволюции исторической науки уметь проектировать сопровождение учебно-воспитательного процесса с использованием современных технологий организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельного историографического научного анализа исторической литературы;
3.3.2
навыками выявления как общих тенденций, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков;
3.3.3
навыками историографического анализа исторических текстов;
3.3.4
иметь опыт ведения научной дискуссии;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.3.5
современными методами и технологиями организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся с использованием историографических знаний
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Становление исторической науки в России

 
1.1
Предмет, задачи, основные принципы историографии /Лек/
Л1.1Л2.9 Л2.10

Э3

4
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.2
Предмет, задачи, основные принципы историографии /Ср/
Л1.1Л2.9 Л2.10

Э3 Э4

10
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.3
Русское летописание в период Древней Руси и феодальной раздробленности /Лек/
Л1.1Л2.10

Э3

8
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.4
Начало древнерусского летописания. «Повесть временных лет». /Пр/
Л1.1Л2.10

Э3 Э4

10
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.5
Русское летописание в период Древней Руси и феодальной раздробленности /Ср/
Л1.1Л2.10

Э3 Э4

20
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.6
Развитие исторических знаний в XVI – XVII вв. /Лек/
Л1.1Л2.10

Э3

8
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.7
Развитие исторических знаний в XVI в. Новые формы исторического повествования. /Пр/
Л1.1Л2.10

Э3 Э4

10
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.8
Развитие исторических знаний в XVI – XVII вв. /Ср/
Л1.1Л2.10

Э3 Э4

20
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.9
Становление и развитие профессиональной исторической науки

в России  в XVIII -начале XIX вв. /Лек/

Л1.1Л2.7 Л2.10

Э3

10
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.10
Вклад ученых Петербургской академии наук в разработку истории России /Пр/
Л1.1Л2.7 Л2.10

Э3 Э4

8
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.11
Российская историческая наука в эпоху просвещенного абсолютизма (вторая половина XVIII в.) /Пр/
Л1.1Л2.10

Э3 Э4

8
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.12
Великие русские историки XIX в. Н.М. Карамзин. /Пр/
Л1.1Л2.5 Л2.10

Э2 Э3 Э4

8
ПК-11 ПК-12
7
0
 
1.13
Становление и развитие профессиональной исторической науки

в России  в XVIII - начало XIX вв.

/Ср/

Л1.1Л2.5 Л2.10

Э2 Э3 Э4

20
ПК-11 ПК-12
7
0
 
 
Раздел 2. Развитие российской и советской исторической науки в XIX - ХХ вв.

 
2.1
Развитие профессиональной исторической науки в России в XIX в. /Лек/
Л1.1Л2.10

Э3

6
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.2
Развитие профессиональной исторической науки во второй четверти – середине XIX в. /Пр/
Л1.1Л2.10

Э2 Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.3
Великие русские историки XIX в. С.М. Соловьев. /Пр/
Л1.1Л2.8 Л2.10

Э2 Э3 Э4

2
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.4
Развитие профессиональной исторической науки в России в XIX в. /Ср/
Л1.1Л2.10

Э2 Э3 Э4

8
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.5
Особенности развития российской исторической науки на рубеже XIX - XX вв. /Лек/
Л1.1Л2.10

Э3

6
ПК-11 ПК-12
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.6
Великие русские историки XIX - начала ХХ в. В.О. Ключевский. /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.9 Л2.10

Э2 Э3 Э4

2
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.7
Российская историческая наука на рубеже XIX - ХХ вв. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.6 Л2.9 Л2.10

Э2 Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.8
Особенности развития российской исторической науки на рубеже XIX - XX вв. /Ср/
Л1.1Л2.6 Л2.9 Л2.10

Э2 Э3

8
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.9
Становление и развитие советской исторической науки в конце 1917 – начале 1950-х гг. /Лек/
Л1.1Л2.9 Л2.10

Э1 Э3

8
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.10
Становление советской и развитие русской эмигрантской исторической науки /Пр/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.9 Л2.10

Э1 Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.11
Становление и развитие советской исторической науки в конце 1917 – начале 1950-х гг. /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.9

Э1 Э3 Э4

10
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.12
Советская историография в 1950 – начале 1980-х гг. /Лек/
Л1.1Л2.9

Э3

6
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.13
Проблемы средневековой отечественной истории в трудах советских историков середины – второй половины ХХ в. /Пр/
Л1.1Л2.9

Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.14
Проблемы отечественной истории XIX – начала ХХ в. в трудах советских историков середины – второй половины ХХ в. /Пр/
Л1.1Л2.9

Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.15
Теоретико-методологические аспекты развития советской исторической науки в 1960 – 70-е гг. /Пр/
Л1.1Л2.9

Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.16
Советская историография в 1950 – начале 1980-х гг. /Ср/
Л1.1Л2.9

Э3 Э4

10
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.17
От советской к современной российской историографии (конец ХХ в.) /Лек/
Л1.1Л2.9

Э3

6
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.18
Развитие современной отечественной исторической науки /Пр/
Л1.1Л2.9

Э3 Э4

4
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.19
От советской к современной российской историографии (конец ХХ в.) /Ср/
Л1.1Л2.9

Э3 Э4

8
ПК-11 ПК-12
8
0
 
2.20
/Экзамен/
Л1.1Л2.9

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-11 ПК-12
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

7 семестр

1.Первые письменные исторические произведения Древней Руси.

2.Общая характеристика древнерусских летописей.

3.Мировоззренческая система русских летописцев.

4.«Повесть временных лет».

5.Анализ особенностей летописания середины XII-XIII вв.

6.Характеристика исторических произведений в XIV-XV вв.

7.Развитие исторической мысли в XVI в.

8.Летописание XVI в. Лицевой летописный свод.

9.«Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича».

10.Житийная литература. Патерики, прологи. «Великие Четьи Минеи»

11.«Степенная книга царского родословия».

12.Хронографы.

13.«История о Казанском царстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
14.Осмысление прошлого в в публицистической литературе. "История о великом князе Московском" кн. А.М. Курбского, переписка Курбского и Ивана IV.

15.Особенности создания исторических произведений в XVII в.

16.Влияние петровских реформ на формирование исторической науки.

17.Вклад В.Н. Татищева в формирование исторической науки.

18.Роль ученых Академии наук в разработке российской истории. М.В. Ломоносов.

19.Организация исследовательских работ по истории в Академии наук в XVIII в.

20.Г.З. Байер и его вклад в изучение российской истории.

21.Г.Ф. Миллер и его вклад в изучение российской истории.

22.Деятельность А.Л. Шлёцера в России.

23.Исторические работы М.В. Ломоносова.

24.Собирание русских источников. А.И. Мусин-Пушкин.

25.Издательская деятельность Н.И. Новикова.

26.Консервативное направление в историографии. М.М. Щербатов.

27.Вклад И.Н. Болтина в развитие исторической науки.

28.Просветительская историография (С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.И. Радищев).

29.Новое направление в историографии (В.В. Крестинин, М.Д. Чулков, И.И. Голиков).

30.Н.М. Карамзин как деятель культуры и идеолог раннего русского консерватизма.

31.Источниковая база и приемы работы Н.М. Карамзина над источниками.

32.Общая концепция истории России в работах Н.М. Карамзина. Периодизация русской истории и характеристика ее этапов.

33.Рассмотрение отдельных периодов истории России в работах Н.М. Карамзина.

34.Влияние «Истории государства Российского» на дальнейшее развитие исторической науки.

Задание: подготовить доклад-презентацию на основе прочитанного исторического произведения (на выбор), выделив его основное содержание и показав новаторские подходы автора исторического произведения.

Вопросы и задание к экзамену:

8 семестр

1.Общая характеристика критического направления в отечественной историографии 1820 – 40-х гг.

2.М.Т. Каченовский и скептическая школа.

3.Анализ исторических взглядов Г. Эверса.

4.Анализ исторических взглядов Н.А. Полевого.

5.Выявление основных черт консервативно-охранительного направления второй четверти XIX в. М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов.

6.Выявление основных черт исторической концепции славянофилов.

7.Выявление основных черт радикально-демократического направления в русской историографии середины XIX в. (Белинский, Герцен, Чернышевский, Щапов).

8.Общая характеристика государственной школы в русской историографии середины XIX в.

9.Исторические взгляды К.Д. Кавелина.

10.Выявление основных черт исторической концепции Б.Н. Чичерина.

11.Вклад в отечественную историческую науку С.М. Соловьева

12.Анализ исторических взглядов Н.И. Костомарова.

13.Характеристика новых теоретических идей в исторической науке России в 1860 – 80-х гг. Позитивизм.

14.Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

15.Выявление условий и характерных черт развития отечественной исторической науки на рубеже XIX-ХХ вв.

16.Теоретико-методологические проблемы отечественной исторической науки рубежа XIX – XX вв.

17.Анализ исторической концепции В.О. Ключевского.

18.Анализ исторических взглядов П.Н. Милюкова.

19.Анализ исторических взглядов А.А. Кизеветтера.

20.Анализ исторических взглядов С.Ф. Платонова.

21.Анализ исторических взглядов Н.П. Павлова-Сильванского.

22.Анализ исторических взглядов и его «Методологии истории».

23.Развитие источниковедения в трудах А.А. Шахматова.

24.Особенности народнической историографии второй половины XIX – начала XX вв.

25.Становление марксистской историографии на рубеже XIX – XX вв.

26.Выявление основных черт консервативно-патриотического направления в русской историографии второй половины XIX – начала XX вв. Д.И. Иловайский, Л.А. Тихомиров.

27.Организационное развитие исторической науки в конце 1917 – начале 1930-х гг.

28.Формирование марксистской историографии и ее борьба с традиционными направлениями исторической науки

29.Русская историческая наука за рубежом в 1920-1930-х гг.

30.Советская историография в 1930-х гг.

31.Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

32.Историческая наука в послевоенные годы (1945 – середина 1950-х гг.).

33.Развитие исторической науки в годы «оттепели» (середина 1950-х –1960-е гг.).

34.Советская историческая наука в годы «застоя» (конец 1960 – начало 1980-х гг.)

35.Историческая наука в годы «перестройки» (середина 1980 - начало 1990 гг.)

36.Российская историческая наука в 1990-е – начале 2000-х гг.

Задание: подготовить доклад-презентацию на основе прочитанного исторического произведения (на выбор), выделив его 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
основное содержание и показав новаторские подходы автора исторического произведения.
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

Прочитать монографию из списка и написать эссе, в котором должны быть представлены ответы на следующие вопросы (на вопросы 3-7 предполагают развернутые ответы):

1.Автор, название произведения с полными выходными данными.

2.К какому направлению (течению, школе, ее поколению) относятся произведения данного автора.

3.Чем характеризуется данное направление (течение, школа, ее поколение).

4.Каков предмет исследования данной монографии, какие вопросы в ней рассматриваются. Изложите основные положения монографии.

5.В чем заключается методология рассмотрения поднятой автором проблемы, какие новые методические приемы были использованы.

6.Что нового работа данного автора вносит в понимание рассматриваемой проблематики.

7.Насколько обоснованы выводы автора/авторов исследования. Со всеми ли выводами вы согласны. Аргументируйте свою позицию.

7 семестр

1. Ломоносов, М. В. Об истории и литературе. Избранное / М. В. Ломоносов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06402-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411662

2. Карамзин, Н. М. Мнение русского гражданина. Избранная публицистика / Н. М. Карамзин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05688-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441691

4. Соловьев, С. М. Учебная книга русской истории : учебное пособие для вузов / С. М. Соловьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-12131-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446862

8 семестр

1.Милюков, П. Н. Главные течения русской исторической мысли / П. Н. Милюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06141-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441894

2. Тарле, Е. В. Нашествие Наполеона на Россию / Е. В. Тарле. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05622-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441614.

3. Платонов, С. Ф. Иван Грозный. Борис Годунов. Смутное время / С. Ф. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06685-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442110

4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории / Д. И. Иловайский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-08950-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438100

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Репина, Л. П. 
История исторического знания: учебник для бакалавров / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 288 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2343-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/382874
Москва : Издательство Юрайт, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Милюков, П.Н. 
Главные течения русской исторчиеской мысли: / П. Н. Милюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06141-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441894
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Ключевский, В.О.
Сказания иностранцев о Московском государстве: / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08735-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426336
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Тарле, Е.В.
Нашествие Наполеона в Россию: / Е. В. Тарле. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05622-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441614
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.4
Платонов, С.Ф.
Иван Грозный. Борис Годунов. Смутное время: / С. Ф. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06685-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442110
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.5
Карамзин, Н.М.
Мнение русского гражданина. Избранная публицистика: / Н. М. Карамзин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05688-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441691
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.6
Иловайский, Д.И.
Краткие очерки русской истории: / Д. И. Иловайский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-08950-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438100
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.7
Ломоносов, М.В.
Об истории и литературе. Избранное: / М. В. Ломоносов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06402-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411662
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.8
Соловьев, С.М.
Учебная книга русской истории: учебное пособие для вузов / С. М. Соловьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-9469-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437746
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.9
Чураков, Д. О.
Вопросы изучения и преподавания историографии. Новейшая отечественная история: учебное пособие / Д. О. Чураков, В. Ж. Цветков, А. М. Матвеева ; под редакцией Д. О. Чураков. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 176 c. — ISBN 978-5-4263-0266-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70111.htm
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015
 
Л2.10
Алексеев, Л. В.
Историография: западные земли домонгольской Руси в историко-археологическом осмыслении: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Алексеев, В. П. Богданов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 431 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-10628-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430947
Москва : Издательство Юрайт, 22019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Русская эмигрантская историческая наука в предшествующей историографической традиции. - URL: http://cornholio.narod.ru/history6/chapter6par1.htm
 
Э2
Классика русской историографии: электронная библиотека. -  URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-216 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.