(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.
ции
Э4
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5
Вопросы и задания к экзамену
5 семестр
1.Россия накануне Первой мировой войны.
2.Внешняя политика России в 1907-1914 гг.
3.Начало Первой мировой войны. Кампания 1914 г.
4.Военные операции на Восточном фронте. Кампания 1915 г.
5.Военные операции на Восточном фронте. Кампания 1916 г.
6.Военные операции на Восточном фронте. Кампания 1917 г.
7.Февральские события в Петрограде. Образование и деятельность Временного правительства первого состава.
8.Политические партии в 1917 г.
9.Апрельский кризис, создание и деятельность коалиционного правительства.
10.Июльский кризис. Второе коалиционное правительство.
11.Нарастание общенационального кризиса. Октябрьские события в Петрограде в 1917 г.
12.Повседневная жизнь в условиях революции.
13.Установление власти большевиков в стране. Строительство Советского государства.
14.Первые экономические преобразования большевиков.
15.Периодизация гражданской войны в России.
16.Причины гражданской войны и иностранной интервенции.
17.Расстановка социально-политических сил.
18.Наступление войск Колчака и их разгром.
19.Наступление войск Деникина и их разгром.
20.Советско-польская война. Разгром П.А. Врангеля.
21.Белый и красный террор.
22.Итоги и уроки гражданской войны. Причины победы большевиков.
23.Политика «военного коммунизма»: сущность, основные мероприятия, итоги.
24.Брестский мир. Внешняя политика в годы гражданской войны.
25.Новая экономическая политика: сущность, этапы, основные мероприятия, итоги.
26.Образование СССР. Конституция 1924 г.
27.Внутрипартийная борьба в РКП(б) в 1920-е гг.
28.Внешняя политика в период НЭПа.
29.Культурная жизнь и повседневность в 1920-е гг.
30.Индустриализация в СССР: замыслы, основные черты, итоги.
31.Сплошная коллективизация в СССР: причины, цели, итоги.
33.Политическая система СССР в 1930-е гг. Сталинская Конституция (1936 г.).
34.Политические репрессии 1930-х гг.
35.Внешняя политика СССР и проблема коллективной безопасности в 1930-е гг.
36.«Культурная революция» в 1930-е гг.
37.Международное положение СССР накануне второй мировой войны: Пакт «Молотов-Риббентроп» и секретные соглашения.
38.Внешнеполитическая деятельность СССР накануне Великой Отечественной войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.). Советско-финская война.
39.Соотношение сил и планы сторон накануне Великой Отечественной войны. Начало войны и приграничные сражения.
40.Боевые действия летом-осенью 1941 г. Московская битва и ее значение.
41.Планы сторон и боевые действия весной-летом 1942 г. Сталинградская битва и ее значение.
42.Планы сторон на летнюю кампанию 1943 г. Курская битва и битва за Днепр.
43.Планы сторон на 1944 г. Основные операции советских войск в 1944-1945 гг. Капитуляция Германии.
44.Этапы создания антигитлеровской коалиции. Тегеран, Ялта, Потсдам.
45.Советский тыл в годы войны. Тоталитарный режим.
46.Война СССР с Японией. Итоги и уроки Второй мировой войны.
Задание: работа с исторической картой и источниками.
Вопросы и задания к экзамену
6 семестр
1.Экономика СССР в первые послевоенные годы (1945 – начало 1950-х гг.).
2.Советская деревня и сельское хозяйство в первые послевоенные годы.
3.Социальная политика СССР в первые послевоенные годы.
4.Основные направления политического развития СССР в послевоенный период.
5.Идеологические кампании и репрессии в годы т.н. «апогея сталинизма» (1946-1953 гг.).
6.Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы. Зарождение «холодной вой-ны» и ее причины.
7.Наука, культура и повседневность в 1945-1953 гг.
8.Противоречия среди лидеров партии и государства и борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Перестановки в верхах и сохранение баланса сил. Усиление позиций Н.С. Хрущева. Пленум ЦК КПСС июня 1957 г.
9.ХХ съезд КПСС и процесс десталинизации советского общества, партийно-государственной системы власти.
10.Курс экономических преобразований нового политического руководства (Н.С. Хрущев, Маленков). Реорганизация промышленности.
11.Преобразования в сельском хозяйстве и в колхозно-совхозной деревне в 1950-е – начале 1960-х гг. «Сверхпрограммы» Н.С. Хрущева.
12.Социальная политика в годы хрущевских преобразований: достижения и просчеты.
13.Хрущевская доктрина внешней политики, ее новизна и противоречия.
14.Проблема взаимоотношений со странами «социалистического лагеря» в 1950 – начале 1960-х гг. События в Польше и Венгрии в 1956 г.
15.Углубление противоречий между СССР и Китаем в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Дальневосточная политика СССР.
16.Обострение конфронтации. СССР и США в начале 1960-х гг. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. и его уроки.
17.Духовная жизнь советского общества в период хрущевской «оттепели». Проблема взаимоотношений власти и интеллигенции.
18.Смещение Н.С. Хрущева. Необходимость выработки нового курса и новые лидеры.
19.Попытки реформирования советской экономики в 1965-1970-е гг. Н.А. Косыгин.
20.Аграрный сектор экономики СССР в 1964-1982 гг.
21.Нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии СССР на рубеже 1970-1980-х гг.
22.Разработка и принятие Конституции 1977 г. Определение политической системы и ее составных элементов.
23.Политика «разрядки» в отношениях со странами Запада.
24.Брежневская доктрина взаимоотношений СССР со странами социалистического со-дружества.
25.Ухудшение советско-американских взаимоотношений в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Сужение сферы влияния СССР в мире.
26.Диссидентство в СССР как историческое явление.
27.Наука, культура и повседневная жизнь в эпоху «застоя» (1964-1985 гг.).
28.СССР в первой половине 1980-х гг. Противоречия в политическом курсе страны при Ю.В. Андропове и К.У. Черненко.
29.Приход М.С. Горбачева к власти. Выработка концепции «перестройки» в 1985-1986 гг., ее социальные, политические и экономические аспекты. XXVII съезд КПСС.
30.Экономические проблемы и проблемы их разрешения в период «перестройки». 1985-1991 гг.
31.Основные направления политического развития СССР в 1985-1991 гг. Съезды народных депутатов СССР. Реорганизация государственной власти. Введение института президентства.
32.Межнациональные конфликты в СССР в годы горбачевской перестройки.
33.Внешнеполитическая концепция «нового мышления». Успехи советско-американского сотрудничества.
34.Сокращение вооружений и начало вывода советских войск из Восточной Европы. Нормализация отношений с Китаем. Вывод войск из Афганистана.
35.Распад СССР: причины, основные этапы дезинтеграции союзного государства.
36.Образование, наука и культура в годы горбачевской перестройки.
37.Новая геополитическая реальность после распада СССР и основные направления внешней политики России в 1990-е гг.
39.Рыночные реформы и социально-экономическая политика в Российской Федерации в 1990-е гг.
40.Внутриполитический кризис РФ на территории Кавказского региона. РФ и борьба с международным терроризмом.
41.Основные направления социально-экономической политики РФ в начале XXI в.
42.Усиление позиций России на международной арене в начале XXI в. В.В. Путин.
Задание: работа с исторической картой и источниками.
Темы контрольных работ
5 семестр
Вариант 1:
1. Проблема выбора пути цивилизационного развития России в 1917 г.: западный, буржуазно-демократический путь развития.
2. Сущность двоевластия.
Вариант 2:
1. Проблема выбора пути цивилизационного развития России в 1917 г.: самобытный, советский, социалистический путь развития.
2. Корниловский мятеж.
6 семестр
Вариант 1:
1.Основные достижения внешнеполитической стратегии СССР в послевоенное время.
2.Негативные тенденции социально-экономического развития СССР в рамках административной системы в послевоенный период.
Вариант 2:
1.Какие эпизоды послевоенной внешней политики СССР можно отнести к неудачам?
2.Положительные изменения в экономическом и социальном развитии СССР в рамках административной системы в послевоенный период.
2. Общее и особенное в политической жизни стран буржуазно-парламентской демократии в межвоенный период
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.