2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв__История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
80
80
80
80
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о развитии исторического процесса на Востоке в позднее средневековье (раннее новое время) и его закономерностей, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, опираясь на опыт и знания истории стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
1.4
рассмотрение общеметодологических проблем истории позднего средневековья на Востоке;
1.5
показать формирование и этапы развития государств на территориях данных стран на фоне политической истории региона;
1.6
показать особенности формирования социально-экономических отношений, государственности и социальной структуры государств Востока, выявить присущую им специфику;
1.7
показать место и роль государств Востока в мировой истории и истории мировой цивилизации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Религиоведение
2.1.2
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.3
Археология
2.1.4
Археология Вятско-Камского региона
2.1.5
Противодействие коррупции
2.1.6
Религиоведение
2.1.7
Археология
2.1.8
Археология Вятско-Камского региона
2.1.9
Противодействие коррупции
2.1.10
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура татарского народа
2.2.2
История России новейшего времени
2.2.3
История Татарстана
2.2.4
История философии
2.2.5
Новая история стран Европы и Америки
2.2.6
Теория и методика обучения истории
2.2.7
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.8
Культурология
2.2.9
Производственная  практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.10
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.11
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
История и культура татарского народа
2.2.14
История России новейшего времени
2.2.15
История Татарстана
2.2.16
История философии
2.2.17
Новая история стран Европы и Америки
2.2.18
Теория и методика обучения истории
2.2.19
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.20
Культурология
2.2.21
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.2.22
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.23
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.24
История и культура татарского народа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
навыками разработки программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.3
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.4
сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений позднесредневекового Востокана локальном, национальном и глобальном уровне;
3.1.5
динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов позднесредневекового Востока;
3.1.6
основные характеристики моделей общественного развития позднесредневекового Востока, динамику их изменений;
3.1.7
особенности использования методов исторической науки при анализе исторических документов и фактов позднесредневекового Востока;
3.1.8
особенности комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории позднесредневекового Востока;
3.1.9
теоретико-методологические основы исследований позднесредневекового восточного общества;
3.1.10
специфику предмета, историю его становления и основные этапы формирования;
3.1.11
понятийный и категориальный аппарат;
3.1.12
основные концепции и направления исследований позднего средневековья на Востоке;
3.1.13
основные направления в зарубежной и отечественной историографии Востока позднего средневековья;
3.1.14
хронологические рамки и основные периоды истории Востока в позднее средневековье;
3.1.15
сущность феодальной общественной системы на Востоке;
3.1.16
особенности формирования собственности и иерархической структуры восточного общества.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.2
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.2.3
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.4
давать сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений позднесредневекового Востока на локальном, национальном и глобальном уровне;
3.2.5
выявлять динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов позднесредневекового Востока;
3.2.6
характеризовать модели общественного развития в позднесредневековом Востоке;
3.2.7
применять приемы и навыки критики исторического источника позднесредневекового Востока;
3.2.8
осуществлять комплексное применение общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории позднесредневекового Востока;
3.2.9
выделять и интерпретировать существенные явления и процессы истории Востока в позднее средневековье;
3.2.10
анализировать корпус базовых источников по истории Востока в позднее средневековье;
3.2.11
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.2
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.3
навыками разработки программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.4
навыками сравнительной характеристики пространственных рамок исторических процессов и явлений позднесредневекового Востока на локальном, национальном и глобальном уровне;
3.3.5
навыками выявления динамики, направленности, тенденций и закономерностей изменений основных событий, явлений и процессов позднесредневекового Востока;
3.3.6
навыками анализа моделей общественного развития в позднем средневье на Востоке;
3.3.7
навыками работы и анализа исторических источников позднесредневекового Востока;
3.3.8
навыками осуществления комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории позднесредневекового Востока;
3.3.9
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Востока в позднее средневековье.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные проблемы развития стран Востока в позднем средневековье

 
1.1
Основные проблемы развития стран Востока в позднем средневековье.

Значение учебной дисциплины в подготовке учителя истории и обществознания. /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-3
4
0
 
1.2
Природа и общество на Востоке в позднее средневековье /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
1.3
Культура стран Востока в позднее средневековье. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
1.4
Основные проблемы развития стран Востока в позднем средневековье /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 2. Османская империя в XVI - первой половине XVII в.

 
2.1
Османская империя в XVI - первой половине XVII в. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-3
4
0
 
2.2
Образование Османского султаната и его политико-правовое оформление в XIII-XVI вв.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.3
Турецкая экспансия в Европе, Азии и Африке. Завоевание Египта и провозглашение турецкого султана халифом. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
2.4
Экономическое положение Османской империи в XVII-XVIII вв.: становление и развитие военно-ленной системы, ее кризис. Реформы Кепрюлю. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
2.5
Международное положение Османской империи в XVII-XVIII вв. Союз с Францией и превращение Османской империи в субъекта международных отношений в Европе.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
2.6
Поражение турок под Веной в 1683 г. и прекращение османских завоеваний в Европе. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
2.7
Османская империя в XVI - первой половине XVII в. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Государство Сефевидов.

 
3.1
Государство Сефевидов. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3
4
0
 
3.2
Реформы Аббаса I. Восстановление престижа гражданской службы. Центральные и местные органы власти: области дивана и хассе. Появление регулярных войск /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
3.3
Экономическая политика Сефевидов: монетная реформа, поддержка городской и сельской экономики. Формы землевладения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
3.4
Государство Сефевидов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 4. Китай в XVI - первой половине XVII в. Эпоха Мин и завоевание Китая манчжурами. 

 
4.1
Китай в XVI - первой половине XVII в. Эпоха Мин и завоевание Китая манчжурами.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-3
4
0
 
4.2
Социально-политическая характеристика Маньчжурии.

2. Основание Маньчжурского государства. Деятельность Нурхаци /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
4.3
Становление маньчжурской военной организации – знаменных войск. Взаимоотношения маньчжуров и китайцев /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
4.4
Китай в XVI - первой половине XVII в. Эпоха Мин и завоевание Китая манчжурами /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 5. Япония в XVI  в.

 
5.1
Япония в XVI  в. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3
4
0
 
5.2
Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в начале ХVI в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
5.3
Проникновение европейцев. Христианство в Японии. «Закрытие» Японии – его причины и исторические результаты /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
5.4
Япония в XVI  в. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 6. Индия в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов.

 
6.1
Индия в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3
4
0
 
6.2
Характеристика государственного строя Могольской империи. Социальная структура Индии в XVI–XVIII в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
6.3
Основные тенденции экономического развития. Товарное производство и товарные отношения в Индии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
6.4
Индия в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 7. Тропическая и Южная Африка в позднее средневековье.

 
7.1
Тропическая и Южная Африка в позднее средневековье. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-3
4
0
 
7.2
Влияние природно-географического фактора на цивилизации средневековой Африки. Африка: дороги средневековой работорговли /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
7.3
Тропическая и Южная Африка в позднее средневековье /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Проблема Восток – Запад в позднее средневековье.

2.Природа и общество на Востоке в позднее средневековье.

3.Специфика развития Востока в позднее средневековье.

4.Политическая история Османской империи в XVI -первой половине XVII в.

5.Государственное устройство Османской империи в XVI -первой половине XVII в.

6.Социально-экономическое развитие Османской империи в XVI -первой половине XVII в.

7.Внешняя политика Османской империи в XVI - первой половине XVII в.

8.Политическая история Ирана в позднее средневековье.

9.Государственное устройство Ирана в позднее средневековье.

10.Социально-экономическое развитие Ирана в позднее средневековье.

11.Внешняя политика Ирана в позднее средневековье.

12.Политическая история Китая в XVI – первой половине XVII в.

13.Государственное устройство Китая в XVI – первой половине XVII в.

14.Социально-экономическое развитие Китая в XVI – первой половине XVII в.

15.Внешняя политика Китая в XVI – первой половине XVII в.

16.Эпоха Мин и завоевание Китая манчжурами.

17.Политическая история Японии в XVI в.

18.Государственное устройство Японии в XVI в.

19.Социально-экономическое развитие Японии в XVI в.

20.Внешняя политика Японии в XVI в.

21.Христианство в Японии.

22.Политическая история Индии в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов.

23.Государственное устройство Индии в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов.

24.Социально-экономическое развитие Индии в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов.

25.Внешняя политика Индии в XVI - XVII вв. Государство Великих Моголов.

26.Основные тенденции развития тропической Африки в позднее средневековье.

27.Влияние природно-географического фактора на цивилизации средневековой Африки

28.Специфические черты культуры Востока в позднее средневековье.

29.Традиционное восточное общество.

30.Феномен восточного средневековья - кочевники.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Темы рефератов:

1.Современные концепции «восточного феодализма».

2.Понятие «азиатский способ производства» в исторической науке.

3.Проблема своеобразия Востока в европейской мысли от Аристотеля до Гегеля.

4.Социокультурные аспекты развития китайского общества в позднее средневековье.

5.Особенности развития Китайской государственности в позднее средневековье.

6.Развитие японского общества в позднесредневековый период.

7.Кастовая система в позднесредневековой Индии.

8.Власть и собственность в Могольской Индии.

9.Реформы Аббаса I и их влияние на иранское общество.

10.Система взглядов на власть в Османском обществе: теория и практика.

11.Чжу Юаньчжан – первый крестьянский император

12.Маньчжурское завоевание Китая («Новая Цинь»)

13.Ренессанс в средневековом Китае

14.Культура Турции в XVI-XVII вв.

15.Самурайство: сословие и его менталитет Ислам в Османской Империи

16.Городская культура средневекового Ирана

17.Африка: дороги средневековой работорговли

18.Аграрные отношения в Делийском султанате.

19.Империя Великих Моголов при Аурангзебе.

20.Япония и европейцы (2-я половина ХVI – нач. ХVII вв.).

21.Культура Османской империи в XVI - первой половине XVII в.

22.Культура государства Сефевидов.

23.Культура Китая в XVI – первой половине XVII в. Эпоха Мин и завоевание Китая манчжурами.

24.Культура Японии в XVI в.

25.Культура Индии в XVI - XVII вв.

26.Специфика культуры Востока в позднее средневековье.

27.Влияние природно-географического фактора на цивилизации средневековья.

28.Исламская государственность.

29.Значение учебной дисциплины в подготовке учителя истории и обществознания.

30.Использование темы (на выбор) в решении задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Васильев, Л. С. 
История востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00069-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438132 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Поляк, Г.Б. и др.
Всемирная история: учебник для студентов вузов;/ Поляк Г.Б., Маркова А.Н., Андреева И.А., Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская Н.О., Квасов А.С., Кривцова Н.С., Мурашова Е.М., Носов В.Е., Носова Г.В., Скворцова Е.М., Топалова Ю.И., Черноскулов В.И. - 3-е издание. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 888с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71211.html
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Томсинов, В.А.
История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) : учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В. А. Томсинов. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Москва : Зерцало-М, 2018. — 128 c. — 978-5-94373-412-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78890.html
Москва: Зерцало-М, 2018
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Куклина, Е. Н., . 
Организация самостоятельной работы студента:: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437654
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Канал истории. - URL: http://www.historychannel.com
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.