2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История философии_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История философии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Асратян Н.М. _________________
 
 
История философии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний и представлений о специфике истории философской мысли, понимани ее места и роли в выработке  познавательных,  мировоззренческих  и  профессиональных ориентиров с целью формирования целостного научного мировоззрения и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить основные исторические периоды философии как системы знания, вида теоретической деятельности и основы современного мировоззрения, формирование  представления  об основных разделах  современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
1.4
овладеть  базовым  категориальным  аппаратом, принципами  и  приемами философского познания;
1.5
овладеть начальными представлениями о месте и функциях философии в системе научного знания, общества и культуры в целом;
1.6
сформировать умения применять полученные знания для решения конкретных задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся;
1.7
введение  в  круг  философских  проблем,  связанных  с  областью  будущей профессиональной деятельности;
1.8
выработать  навыки  работы  с  оригинальными  и  адаптированными философскими текстами
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.3
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.4
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.5
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.6
Религиоведение
2.1.7
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.8
Археология
2.1.9
Археология Вятско-Камского региона
2.1.10
Общая психология
2.1.11
Противодействие коррупции
2.1.12
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.13
Социология
2.1.14
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.15
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.16
Религиоведение
2.1.17
Археология
2.1.18
Противодействие коррупции
2.1.19
Археология Вятско-Камского региона
2.1.20
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.21
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы экологической культуры
2.2.2
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.3
Культурология
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.6
Философия
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.11
Культурология
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.13
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук
 
основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения
 
понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
выделять основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук
 
выделять и характеризовать основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук, использовать основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения
 
выделять и характеризовать понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук, владения основными приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения
 
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области философии и социогуманитарных наук, приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории философии
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы развития европейской философии;
3.1.2
Структуру философского знания;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.3
учение о бытии и развитии мира;
3.1.4
Главные проблемы теории познания, аксиологии и философской антропологии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социальные проблемы современной эпохи;
3.2.2
сопоставлять различные типы мировоззрений;
3.2.3
характеризовать природу человека и смысл его существования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализировать социальные проблемы современной эпохи;
3.3.2
навыками сопоставлять различные типы мировоззрений, характеризовать природу человека и смысл его существования;
3.3.3
навыками применения полученных знаний в учебной и внеучебной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения

 
1.1
Философия Древней Индии и Китая /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.2
Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии. Даосизм и конфуцианство в древнем Китае /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.3
Особенности мировоззрения Запада и Востока /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.4
Основные школы и течения античной философии /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.5
Ранняя греческая философия: Милетская школа, пифагореизм и Гераклит /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.6
Специфика культуры и мировоззрения античности /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.7
Ранняя греческая философия: элеаты и софисты /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.8
Понятие бытия у Парменида. Протагор о человеке /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.9
Греческая мифология и философия. Античная философия и ее роль в развитии мировой культуры /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.10
Философская классика античности: Сократ, Платон, Аристотель /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.11
Майевтика как метод и этический рационализм Сократа /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.12
Античная философия и ее роль в развитии мировой культуры /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.13
Учение Платона о душе, эйдосах и государстве. Основные разделы философии Аристотеля

/Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.14
Поздняя античная философия и ее основные школы: эпикуреизм и стоицизм /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.15
Неоплатонизм как ведущая философская система поздней античности и предпосылка философского мировоззрения Средних веков и христианства /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.16
Основные черты философии европейского Средневековья  /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.17
Проблема соотношения веры и разума: теория двойственной истины и  учение Фомы Аквинского /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.18
Августин Аврелий о греховности человека и его спасении /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.19
Основные черты философии эпохи Возрождения /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.20
Антропоцентризм и гуманизм  в философии Ренессанса /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
1.21
Соотношение божественного и человеческого в философии Возрождения. Пантеизм, свободомыслие и активность индивида /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
 
Раздел 2. Философия Нового и Новейшего времени 

 
2.1
Содержание и основные черты философии Нового времени /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.2
Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Дуализм и пантеизм Б. Спинозы /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.3
Этапы и направления развития европейской просветительской мысли /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.4
Проблемы познания в философии XVIII в. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.5
Сенсуализм Дж. Локка и Т. Гоббса, рационалистическая монадология Лейбница /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.6
Скептицизм Д. Юма и солипсизм Д. Беркли /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.7
Немецкая классическая философия (XVIII - XIX вв.) /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.8
Априоризм и агностицизм И. Канта /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.9
Наукоучение И.Г. Фихте /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.10
Диалектика и идеализм Г. Гегеля /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.11
Л. Фейербах о сущности человека /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.12
Философия Ф. Шеллинга /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.13
Марксизм как материалистическая диалектика /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.14
Материалистическое понимание истории. Формационная концепция марксизма /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.15
Основные проблемы и достижения немецкой классической философии /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.16
Иррационалистические теории XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.17
Понимание воли в учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.18
С. Кьеркегор как предшественник экзистенциализма /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.19
Становление неклассической философии. Основные школы и направления современной западной философии /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.20
Три этапа позитивизма /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.21
Аналитическая философия и проблема языка /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.22
Иррационалистические теории XX в. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.23
Человек и культура в психоанализе З. Фрейда /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.24
К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.25
Экзистенциализм в ХХ в.: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.26
Философская герменевтика. Г. Гадамер и П. Рикер /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.27
Особенности и главные идеи философии постмодернизма /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.28
Основные черты и судьба русской философии /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.29
Историософия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философия всеединства В.С. Соловьева /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.30
Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.31
Русская философия ХХ в. в эмиграции /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4

Э1

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.32
Философия в СССР /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.33
Судьба русской философии и многообразие философских школ /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3
5
0
 
2.34
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОК-1 ПК-3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Наука как социальный институт.

2. Наука как система дисциплинарных знаний.

3. Наука как общественное учреждение.

4. Наука как производительная и социальная сила.

5. Компоненты науки как социального института.

6. Научная школа как основной компонент науки.

7. Формы взаимоотношений ученых.

8. Наука и власть.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
9. Наука и бизнес

10. Научная дисциплина как отрасль науки.

11. «Передний край» науки и научные дисциплины.

12.Цели дисциплинарной организации науки.

13. Основные формы знаний. Язык науки.

14. Классификация и демаркация наук.

15. Наука как фактор развития образования, ее роль в формировании личности.

16. Классификация наук как процедура расположения наук по группам.

17. Основные типы классификации наук.

18. Основания классификаций науки.

19.  Проблема демаркации науки

20. Наука и школа как социальные институты.

22. Воздействие науки на компоненты образования.

23. Основные закономерности развития науки.

24. Уровни влияния науки на образование.

25. Ученый как преподаватель.

26. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

27. Объект, предмет и функции социально-гуманитарных наук.

28. Научная картина общества как системное знание об обществе.

29. Компоненты научной картины общества.

30. Основные ее функции.

31. Модели научной картины общества.

32. Характеристика моделей научной картины общества.

33. Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук.

34. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук.

35. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук.

36. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость.

37. Функции социально-гуманитарных наук.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

1.Дайте оценку книги Сарвепалли Радхакришнана «Индийская философия».

2.Дайте подробную характеристику китайской «Книге перемен».

3.Дайте характеристику конфуцианству как философии.

4.Проанализируйте, чем даосизм как философия отличается от даосизма как религии.

5.Оцените два принципа бытия, берущих начало в древности.  В чём Вы видите истинность и ограниченность каждого из этих принципов?  Возможно ли их единство? – Гомер: «Да исчезнет вражда среди богов и людей». Гераклит: «Борьба – отец всего и всему царь…  Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что всё рождается через распрю и по необходимости».

6.Раскройте смысл афоризма Сократа:  «Я знаю только то, что ничего не знаю»

7.Дайте критический анализ философии Платона.

8.Дайте критический анализ философии Аристотеля.

9.Проанализируйте с помощью категорий Аристотеля какую-либо конкретную вещь.

10.Проанализируйте с помощью категорий Аристотеля «государство».

11.Проанализируйте с помощью учения об идеях Платона (с позиций идеализма Платона)  «человека».

12.Опишите основные этапы развития и характерные черты средневековой философии.

13.Проанализируйте реализм как направление средневековой схоластики, его основные идеи.

14.Раскройте принципы доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского.

15.Проанализируйте номинализм как направление средневековой схоластики, его основные идеи и крупнейшие представители.

16.Раскройте смысл утверждения крайних реалистов: «Одно имя – одна вещь».  Дайте ему оценку.

17.Опишите основные направления философии эпохи Возрождения.

18.Раскройте единство и различие натурфилософских идей Коперника и Дж. Бруно.

19.Объясните, почему Макиавелли столь критически воспринимал политику.

20.Философские взгляды Ф.М. Достоевского.

21.Философские взгляды Л.Н. Толстого.

22.Философия всеединства В.С. Соловьева.

23.Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Колесников, А. С.
История философии в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05563-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438091
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Колесников, А. С.
История философии в 2 т. Том 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 301 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05564-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438285
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Гриненко, Г. В.
История философии: учебник для бакалавров / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 706 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3453-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/378223
Москва : Издательство Юрайт, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Светлов, В. А. 
История философии в схемах и комментариях: учебное пособие / В. А. Светлов. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 202 c. — ISBN 978-5-4486-0415-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79785.html 
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
Л2.2
Баллаев, А. Б.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв.: учебник для вузов / А. Б. Баллаев, М. Н. Громов, В. М. Богуславский [и др.] ; под редакцией Н. В. Мотрошилова. — Москва : Академический Проект, 2017. — 495 c. — ISBN 978-5-8291-2548-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36372.html
Москва : Академический Проект, 2017
 
Л2.3
Грязнов, А. Ф.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX-ХХ вв.: учебник для вузов / А. Ф. Грязнов, А. Ф. Зотов, М. С. Козлова [и др.] ; под редакцией Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич. — Москва : Академический Проект, 2017. — 447 c. — ISBN 978-5-8291-2549-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36374.html
Москва : Академический Проект, 2017
 
Л2.4
Мотрошилова, Н. В.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга четвертая. Философия ХХ в.: учебник для вузов / Н. В. Мотрошилова, И. С. Вдовина, А. Ф. Грязнов [и др.] ; под редакцией Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич. — Москва : Академический Проект, 2017. — 431 c. — ISBN 978-5-8291-2550-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36375.html
Москва : Академический Проект, 2017
 
Л2.5
Мотрошилова, Н. В.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и Средневековья : учебник для вузов / Н. В. Мотрошилова, В. П. Гайденко, М. Н. Громов [и др.] ; под редакцией Н. В. Мотрошилова. — Москва : Академический Проект, 2017. — 447 c. — ISBN 978-5-8291-2547-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36373.html
Москва : Академический Проек, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Куклина, Е. Н., . 
Организация самостоятельной работы студента:: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437654
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Цифровая библиотека по философии. - URL: http://filosof.historic.ru/ 
 
Э4
Библиотека философского факультета Московского государственного университета. - URL: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.