2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История экономики России_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История экономики России
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 7, 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
15 4/6
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
22
22
36
36
Практические
14
14
32
32
46
46
Итого ауд.
28
28
54
54
82
82
Кoнтактная рабoта
28
28
54
54
82
82
Сам. работа
44
44
18
18
62
62
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.ист.наук, доцент, Сабиров И.Т. _________________
 
 
История экономики России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о процессе становления и развития форм экономической жизни России на разных этапах исторического развития (с древнейших времен и до наших дней), расширении понимания современных проблем экономики с учетом исторического опыта функционирования различных моделей хозяйствования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
1.4
повышение общей и экономической культуры, расширение кругозора  в  области обществознания;
1.5
усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии;
1.6
приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития России;
1.7
формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества;
1.8
формирование экономического мышления для ориентации в мире современных экономических отношений, и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность;
1.9
формирование способности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся, опираясь на опыт и знания истории экономики России.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Мировая экономика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
2.2.4
Мировая экономика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
технологии социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
 
навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие особенности и проблемы формирования государственной территории России;
3.1.2
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.3
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.4
технологии социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.5
основные этапы формирования экономического потенциала страны;
3.1.6
специфику развития отдельных регионов;
3.1.7
сравнительную эффективность различных форм взаимодействия власти и общества в процессе проведения реформ;
3.1.8
общие проблемы экономики и территориальной организации хозяйства России на разных этапах ее исторического развития;
3.1.9
важнейшие закономерности и особенности истории формирования, развития и размещения важнейших отраслей экономики России.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать экономическую политику государства, формировать собственную точку зрения на методы и значение государственного регулирования экономики;
3.2.2
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.3
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.4
подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.5
анализировать и критически оценивать современные научные публицистические работы по экономической истории России, определять степень доказанности и обоснованности их основных положений;
3.2.6
характеризовать историко-географические предпосылки формирования хозяйства страны в целом и ее важнейших регионов;
3.2.7
объяснять главные особенности отраслевой и территориальной организации хозяйства России и ее регионов на разных этапах ее развития.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.3.2
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
3.3.3
навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач;
3.3.4
навыками сбора и анализа основных источников по истории хозяйства России (картографические, статистические, текстовые и др. материалы);
3.3.5
навыками обработки и презентации экономических и пространственных данных (мультимедиа презентация, аналитический отчет, эссе, картографические произведения и др.);
3.3.6
методами ведения дискуссий об исторических предпосылках формирования современной территориально-отраслевой организации хозяйства страны и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Экономика

Древней Руси.

Феодальная

система хозяйствования.

 
1.1
Экономика Древней Руси.Феодальная

система хозяйствования /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-5
7
0
 
1.2
Экономика Древней Руси.Феодальная

система хозяйствования /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-5
7
0
 
1.3
Экономика Древней Руси.Феодальная

система хозяйствования

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

16
ПК-5
7
0
 
 
Раздел 2. Зарождение капиталистической экономики в Российской империи

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.1
Зарождение капиталистической экономики в Российской империи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ПК-5
7
0
 
2.2
Зарождение капиталистической экономики в Российской империи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ПК-5
7
0
 
2.3
Зарождение капиталистической экономики в Российской империи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

28
ПК-5
7
0
 
 
Раздел 3. Экономика Советского Союза 

 
3.1
Экономика Советского Союза  /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

10
ПК-5
8
0
 
3.2
Экономика Советского Союза  /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

14
ПК-5
8
0
 
3.3
Экономика Советского Союза  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ПК-5
8
0
 
 
Раздел 4. Экономика современной России

 
4.1
Экономика современной России /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
ПК-5
8
0
 
4.2
Экономика современной России /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

18
ПК-5
8
0
 
4.3
Экономика современной России /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

10
ПК-5
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
7 семестр

Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1. Экономическое развитие Русского централизованного государства (вторая

половина XV–XVII вв.)

2. Необходимость нововведений Петра I, направленность его реформ, возможности и средства царя в его политике.

2. Роль Петербурга в реформировании России и привлечение иностранцев к модернизации России.

3. Экономическая политика императриц в XVIII веке. Положение сословий и основа богатства в России.

4. Крестьянское и помещичье хозяйство: сравнительная характеристика и основные черты.

5. Предметы производства и внутренней торговли в России.

6. Структура внешней торговли и импорта России. Основные торговые партнёры Империи в XVIII в.

7. Таможенная политика России как средство поощрения отечественного купечества.

8. Дворянское и купеческое предпринимательство.

9. Крестьянские промыслы и торговля.

10. Основные экономические проблемы России начала XIX века. Империя в условиях торго-вой континентальной блокады 1807 – 1811 гг.

11. Экономическая политика правительства Николая I. Первые акционерные компании в России и закон 6 декабря 1836 г.

12. Акционерное учредительство и биржа в 1837 – 1860 гг.

13. Отмена крепостного права в России и её значение для развития страны. Положение крестьянства.

14. Промышленный рост и техническая революция 1860 – 1880-х гг. в России.

15. Железнодорожное строительство и его влияние на внешнюю торговлю Империи.

16. Появление в России частных коммерческих банков, их характер и поле деятельности.

17. Государственные реформы 1860 – 1870-х гг. Проблемы российского бюджета и финансовой политики самодержавия.

18. Военные расходы, их структура и величина в России второй половины XIX века.

19. Учреждение Крестьянского и Дворянского поземельных банков: цели и деятельность.

20. Рабочий вопрос в России и споры о капитализме и самобытности.

21. Размещение промышленности в России и её отраслевая структура в конце XIX – начале XX веков.

22. Проблема иностранного и «отечественного» в экономическом развитии Империи.

23. Политический и сословный строй России: его влияние на положение промышленности. 24. Рост крупной 

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
промышленности в 1890-х – 1900-х гг. и проблемы промышленного развития России. Кризис 1899 – 1903 гг.

25. Предпринимательские объединения и их влияние на экономическую политику России. Начало XX века.

26. Петербург и Москва: главные центры индустриального развития России. Общее и различное.

27. Урал и Юг – металлургические районы Империи. Особенности их развития и положения. 28. Положение российского машиностроения. Уровень его развития и проблемы к началу XX века.

29. Проблема заграничных заказов для развития отечественной промышленности. 1861 – 1917 гг.

30. Финансирование промышленности в России.

31. Сельскохозяйственный кредит в России: формы, величина, направленность. Конец XIX – начало XX в.

32. Бытовое и производственное положение рабочих на крупных предприятиях России. Предпосылки революции 1905 – 1907 гг.

33. Образование Министерства промышленности и торговли в 1905 г. Его задачи и положение.

34. Указ 9 ноября 1906 г. Цели, ход и итоги аграрной реформы П. А. Столыпина. Проблема общины.

35. Промышленный подъём 1910 – 1913 гг. Рабочее движение. Борьба с синдикатами.

36. Крупная промышленность и банки. Формирование финансово-промышленных групп накануне мировой войны.

37. Русско-германские торгово-экономические отношения 1904 – 1914 гг. «Германское засилье» в экономике России.

38. Казённая и частная промышленность в России. Общее и различное. Проблема казённого предпринимательства.

39. Экономика России в годы мировой войны 1914 – 1918 гг. Состояние оборонной промыш-ленности и кризис её обеспечения.

40. Основные проблемы экономического развития России от времени Петра I до 1917 г.

41. Отношение к собственности в России в условиях войны со стороны общества, партий и беднейших слоёв населения.

42. Положение крупной промышленной буржуазии в условиях революций и анархии 1917 – 1918 гг.

Задание: Дайте характеристику экономическому положению России на рубеже XIX-XX вв.

8 семестр

Вопросы и задание к зачету:

1.Милитаризация экономики (формы, методы) на примере СССР

2.Экономика «военного коммунизма».

3.НЭП как этап возникновения хозяйственной системы СССР.

4.Экономическая жизнь советского государства в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

5.Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы

6.Коллективизация и индустриализация.

7.Экономика государственного социализма в СССР.

8.НТР и ее экономические последствия на примере советской экономики.

9.Советская экономика и крах колониальной системы и его экономические последствия.

10.Экономика СССР  и Европейский союз. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

11.Советская экономика и экономика стран третьего мира.

12.Экономика России и вопросы глобализация экономики.

13.Россия и формирование новых индустриальных обществ.

14.Народное хозяйство СССР в 1964–1985 гг.: реформы и результаты.

15.Раскройте понятие «Либерманизация России».

16.Восстановление отраслевого принципа управления в 1965 году.

17.Фонды экономического стимулирования по реформе А.Н. Косыгина.

18.Динамика доли предприятий в распределении прибылей в ходе реализации реформы 1965 года.

19."Нефтяная игла" начала 1970-х годов.

20.Моносубъектность советской экономики.

21.Оценка капиталовложений в аграрный сектор СССР в период годов.

22.Программы развития сельского хозяйства СССР 1974 и 1982 годов.

23.Программа «поворота» северных и сибирских рек.

24.Динамика зернового импорта СССР до 1990 года.

25.Система продовольственных заказов на предприятиях и в учреждениях СССР в 1970-е 1980-е годы.

26.Раскройте понятия «тепличники», «незаконная трудовая деятельность» и «шефская помощь».

27.Общественные фонды потребления и уровень потребления на душу населения СССР к началу 1980-х годов.

28.Раскройте понятия «закрытые города», «чеки Внешторга» и магазины «Березка».

29.Структура «теневой экономики» в СССР времен «застоя».  

30.Экономический эффект мероприятий Ю.В. Андропова в 1983 году.

31.Основные положения экономической реформы, предложенной Ю.В. Андроповым в 1983 году.

32.Концепция «перестройки», предложенная М.С. Горбачевым в 1985 году.

33.Антиалкогольная кампания М.С. Горбачева.

34.«Нефтяной фактор» в осложнении экономической ситуации в СССР во второй половине 1980-х годов.

35.Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.

36.Экономика «перестройки»: предпосылки, цели и итоги.

37.Экономические реформы Е.Т.Гайдара.

38.Экономический курс России начала XXI века.

Задание: Дайте характеристику экономическим санкциям, примененным к России странами Запада.

 
5.2. Темы письменных работ
7 семестр

Текущий контроль успеваемости

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Тематика рефератов:

1.Экономика древних восточных славян

2.Феодальная раздробленность на Руси

3.Мануфактурное производство и его особенности

4.Первоначальное накопление капитала в России

5.Экономическое развитие Киевской Руси

6.Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности

7.Образование всероссийского рынка

8.Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности

9.Особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства и торговли в период Средневековья

10.Технико-экономические предпосылки, сущность и последствия промышленного переворота

11.Сельские общины как сдерживающий фактор становления рыночной экономики в дореформенной России (1800-1861гг.)

12.Экономическое развитие России в период становления основ капиталистического хозяйства

13.Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.)

14.Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.)

15.Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия

16.Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия

17.Экономика России в годы Первой мировой войны

14.Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.)

15.Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия

16.Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия

17.Экономика России в годы  Первой мировой войны

18.Экономические мероприятия  Советского правительства периода «Военного коммунизма»

19.Советская экономика в годы НЭПа.

20. Экономическая модель «форсированного строительства социализма» в СССР

21.Военная модель развития советской экономики

22. Экономика СССР в условиях послевоенного  восстановления.

23. Интеграция советской экономики с странами Восточной Европы

24. Особенности реформирования экономики в период 2953-1964 гг. Идеалогическое давление на экономику

25. Косыгинские реформы как попытка выхода из потенциального кризиса

26. Экстенсивная модель развития советской экономики в 1970-1980-е гг.

27.Кризис советской экономики и попытки выхода из него в 1985-1991 гг.

28. «Шоковая терапия»: экономические реформы под руководством  Е.Т.Гайдара

29. Дефол российской экономики 1998 г. Причины и следствия.

30. Экономика РФ начала ХХI в.

8 семестр

Тематика контрольных работ:

1.Экономика Советской России в период "военного коммунизма";

2.Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;

3.Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;

4.Социально-экономические последствия Второй мировой войны;

5.Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;

6.Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;

7.Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран -членов СЭВ;

8."Застойный" период в экономике СССР: сущность и особенности

9.Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы "перестройки" (1985-1991гг.);

10.Экономическое развитие России в 90-е годы XX в.;

11.Экономическое развитие современной России: основные направления

12. Теория длинных волн в экономике (Н.Д. Кондратьев).

13.Проблемы формирования и использования человеческого капитала в экономике СССР

14.Государственное регулирование экономики: необходимость, формы, пределы. Основные концепции по проблемам государственного регулирования

15. Проблемы становления рыночной инфраструктуры в России

16. Формирование рынка недвижимости в России

17. Теория денег и законы денежного обращения в условиях российской экономики

18.Денежная политика и ее эффективность: кейнсианская и монетаристская трактовка

19. Инфляционные процессы в России: причины, характеристика, пути преодоления. 41 .Финансовая система как элемент рыночной инфраструктуры

20.Денежно-кредитная политика Центрального банка России на современном этапе

21.Проблемы функционирования коммерческих банков России

22.Небанковские финансовые институты, их место и роль в рыночной экономике. (Страховые компании, пенсионные фонды, взаимные фонды и пр.).

23. Фискальная политика РФ и ее эффективность.

24.Налоговая система России: сущность, характеристика, проблемы.

25.Биржа как инструмент рынка. Развитие отечественной биржевой торговли.

26.Свободные экономические зоны: сущность, возможности.

27. Проблемы открытости национальной экономики в России и интеграционных процессов в мировой экономике.

28. Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности и их влияние на экономику России

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
29.Транснациональный капитал и механизм его функционирования в России

30. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности в России.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств смотри в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Страгис, Ю. П. 
История экономики в 2 ч. Часть 1.: Учебник для вузов / Ю. П. Страгис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04820-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438844
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л1.2
Страгис, Ю. П.
История экономики в 2 ч. Часть 2.: Учебник для вузов / Ю. П. Страгис. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 354 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04822-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441135
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Щербина, Л. В. 
История экономики: учебное пособие / Л. В. Щербина. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1798-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81012.html 
Саратов : Научная книга, 2019
 
Л2.2
Ильин, С.В.
Экономическая история России: учебно-методическое пособие / Ильин С.В.. — Москва : Прометей, 2015. — 316 c. — ISBN 978-5-9906550-4-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58210.html
Москва : Прометей, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-210 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
7.2
2-213  Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.