(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.
ции
Древней Руси.
Феодальная
система хозяйствования.
система хозяйствования /Лек/
Э1 Э2
система хозяйствования /Пр/
Э1 Э2
система хозяйствования
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Промежуточная аттестация
Вопросы и задание к зачету:
1. Экономическое развитие Русского централизованного государства (вторая
половина XV–XVII вв.)
2. Необходимость нововведений Петра I, направленность его реформ, возможности и средства царя в его политике.
2. Роль Петербурга в реформировании России и привлечение иностранцев к модернизации России.
3. Экономическая политика императриц в XVIII веке. Положение сословий и основа богатства в России.
4. Крестьянское и помещичье хозяйство: сравнительная характеристика и основные черты.
5. Предметы производства и внутренней торговли в России.
6. Структура внешней торговли и импорта России. Основные торговые партнёры Империи в XVIII в.
7. Таможенная политика России как средство поощрения отечественного купечества.
8. Дворянское и купеческое предпринимательство.
9. Крестьянские промыслы и торговля.
10. Основные экономические проблемы России начала XIX века. Империя в условиях торго-вой континентальной блокады 1807 – 1811 гг.
11. Экономическая политика правительства Николая I. Первые акционерные компании в России и закон 6 декабря 1836 г.
12. Акционерное учредительство и биржа в 1837 – 1860 гг.
13. Отмена крепостного права в России и её значение для развития страны. Положение крестьянства.
14. Промышленный рост и техническая революция 1860 – 1880-х гг. в России.
15. Железнодорожное строительство и его влияние на внешнюю торговлю Империи.
16. Появление в России частных коммерческих банков, их характер и поле деятельности.
17. Государственные реформы 1860 – 1870-х гг. Проблемы российского бюджета и финансовой политики самодержавия.
18. Военные расходы, их структура и величина в России второй половины XIX века.
19. Учреждение Крестьянского и Дворянского поземельных банков: цели и деятельность.
20. Рабочий вопрос в России и споры о капитализме и самобытности.
21. Размещение промышленности в России и её отраслевая структура в конце XIX – начале XX веков.
22. Проблема иностранного и «отечественного» в экономическом развитии Империи.
23. Политический и сословный строй России: его влияние на положение промышленности. 24. Рост крупной
25. Предпринимательские объединения и их влияние на экономическую политику России. Начало XX века.
26. Петербург и Москва: главные центры индустриального развития России. Общее и различное.
27. Урал и Юг – металлургические районы Империи. Особенности их развития и положения. 28. Положение российского машиностроения. Уровень его развития и проблемы к началу XX века.
29. Проблема заграничных заказов для развития отечественной промышленности. 1861 – 1917 гг.
30. Финансирование промышленности в России.
31. Сельскохозяйственный кредит в России: формы, величина, направленность. Конец XIX – начало XX в.
32. Бытовое и производственное положение рабочих на крупных предприятиях России. Предпосылки революции 1905 – 1907 гг.
33. Образование Министерства промышленности и торговли в 1905 г. Его задачи и положение.
34. Указ 9 ноября 1906 г. Цели, ход и итоги аграрной реформы П. А. Столыпина. Проблема общины.
35. Промышленный подъём 1910 – 1913 гг. Рабочее движение. Борьба с синдикатами.
36. Крупная промышленность и банки. Формирование финансово-промышленных групп накануне мировой войны.
37. Русско-германские торгово-экономические отношения 1904 – 1914 гг. «Германское засилье» в экономике России.
38. Казённая и частная промышленность в России. Общее и различное. Проблема казённого предпринимательства.
39. Экономика России в годы мировой войны 1914 – 1918 гг. Состояние оборонной промыш-ленности и кризис её обеспечения.
40. Основные проблемы экономического развития России от времени Петра I до 1917 г.
41. Отношение к собственности в России в условиях войны со стороны общества, партий и беднейших слоёв населения.
42. Положение крупной промышленной буржуазии в условиях революций и анархии 1917 – 1918 гг.
Задание: Дайте характеристику экономическому положению России на рубеже XIX-XX вв.
8 семестр
Вопросы и задание к зачету:
1.Милитаризация экономики (формы, методы) на примере СССР
2.Экономика «военного коммунизма».
3.НЭП как этап возникновения хозяйственной системы СССР.
4.Экономическая жизнь советского государства в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
5.Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы
6.Коллективизация и индустриализация.
7.Экономика государственного социализма в СССР.
8.НТР и ее экономические последствия на примере советской экономики.
9.Советская экономика и крах колониальной системы и его экономические последствия.
10.Экономика СССР и Европейский союз. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
11.Советская экономика и экономика стран третьего мира.
12.Экономика России и вопросы глобализация экономики.
13.Россия и формирование новых индустриальных обществ.
14.Народное хозяйство СССР в 1964–1985 гг.: реформы и результаты.
15.Раскройте понятие «Либерманизация России».
16.Восстановление отраслевого принципа управления в 1965 году.
17.Фонды экономического стимулирования по реформе А.Н. Косыгина.
18.Динамика доли предприятий в распределении прибылей в ходе реализации реформы 1965 года.
19."Нефтяная игла" начала 1970-х годов.
20.Моносубъектность советской экономики.
21.Оценка капиталовложений в аграрный сектор СССР в период годов.
22.Программы развития сельского хозяйства СССР 1974 и 1982 годов.
23.Программа «поворота» северных и сибирских рек.
24.Динамика зернового импорта СССР до 1990 года.
25.Система продовольственных заказов на предприятиях и в учреждениях СССР в 1970-е 1980-е годы.
26.Раскройте понятия «тепличники», «незаконная трудовая деятельность» и «шефская помощь».
27.Общественные фонды потребления и уровень потребления на душу населения СССР к началу 1980-х годов.
28.Раскройте понятия «закрытые города», «чеки Внешторга» и магазины «Березка».
29.Структура «теневой экономики» в СССР времен «застоя».
30.Экономический эффект мероприятий Ю.В. Андропова в 1983 году.
31.Основные положения экономической реформы, предложенной Ю.В. Андроповым в 1983 году.
32.Концепция «перестройки», предложенная М.С. Горбачевым в 1985 году.
33.Антиалкогольная кампания М.С. Горбачева.
34.«Нефтяной фактор» в осложнении экономической ситуации в СССР во второй половине 1980-х годов.
35.Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
36.Экономика «перестройки»: предпосылки, цели и итоги.
37.Экономические реформы Е.Т.Гайдара.
38.Экономический курс России начала XXI века.
Задание: Дайте характеристику экономическим санкциям, примененным к России странами Запада.
Текущий контроль успеваемости
1.Экономика древних восточных славян
2.Феодальная раздробленность на Руси
3.Мануфактурное производство и его особенности
4.Первоначальное накопление капитала в России
5.Экономическое развитие Киевской Руси
6.Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности
7.Образование всероссийского рынка
8.Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности
9.Особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства и торговли в период Средневековья
10.Технико-экономические предпосылки, сущность и последствия промышленного переворота
11.Сельские общины как сдерживающий фактор становления рыночной экономики в дореформенной России (1800-1861гг.)
12.Экономическое развитие России в период становления основ капиталистического хозяйства
13.Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.)
14.Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.)
15.Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия
16.Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия
17.Экономика России в годы Первой мировой войны
14.Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.)
15.Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия
16.Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия
17.Экономика России в годы Первой мировой войны
18.Экономические мероприятия Советского правительства периода «Военного коммунизма»
19.Советская экономика в годы НЭПа.
20. Экономическая модель «форсированного строительства социализма» в СССР
21.Военная модель развития советской экономики
22. Экономика СССР в условиях послевоенного восстановления.
23. Интеграция советской экономики с странами Восточной Европы
24. Особенности реформирования экономики в период 2953-1964 гг. Идеалогическое давление на экономику
25. Косыгинские реформы как попытка выхода из потенциального кризиса
26. Экстенсивная модель развития советской экономики в 1970-1980-е гг.
27.Кризис советской экономики и попытки выхода из него в 1985-1991 гг.
28. «Шоковая терапия»: экономические реформы под руководством Е.Т.Гайдара
29. Дефол российской экономики 1998 г. Причины и следствия.
30. Экономика РФ начала ХХI в.
8 семестр
Тематика контрольных работ:
1.Экономика Советской России в период "военного коммунизма";
2.Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
3.Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;
4.Социально-экономические последствия Второй мировой войны;
5.Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
6.Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
7.Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран -членов СЭВ;
8."Застойный" период в экономике СССР: сущность и особенности
9.Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы "перестройки" (1985-1991гг.);
10.Экономическое развитие России в 90-е годы XX в.;
11.Экономическое развитие современной России: основные направления
12. Теория длинных волн в экономике (Н.Д. Кондратьев).
13.Проблемы формирования и использования человеческого капитала в экономике СССР
14.Государственное регулирование экономики: необходимость, формы, пределы. Основные концепции по проблемам государственного регулирования
15. Проблемы становления рыночной инфраструктуры в России
16. Формирование рынка недвижимости в России
17. Теория денег и законы денежного обращения в условиях российской экономики
18.Денежная политика и ее эффективность: кейнсианская и монетаристская трактовка
19. Инфляционные процессы в России: причины, характеристика, пути преодоления. 41 .Финансовая система как элемент рыночной инфраструктуры
20.Денежно-кредитная политика Центрального банка России на современном этапе
21.Проблемы функционирования коммерческих банков России
22.Небанковские финансовые институты, их место и роль в рыночной экономике. (Страховые компании, пенсионные фонды, взаимные фонды и пр.).
23. Фискальная политика РФ и ее эффективность.
24.Налоговая система России: сущность, характеристика, проблемы.
25.Биржа как инструмент рынка. Развитие отечественной биржевой торговли.
26.Свободные экономические зоны: сущность, возможности.
27. Проблемы открытости национальной экономики в России и интеграционных процессов в мировой экономике.
28. Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности и их влияние на экономику России
30. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности в России.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.