2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Краеведение в школе_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Краеведение в школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
54
54
54
54
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
Краеведение в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний о теоретической и методической базе исследования местной (локальной) истории, раскрытии особенностей и значения краеведения в социокультурном аспекте, включая выявление и сохранение культурно-исторического наследия, способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в области краеведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся с основами краеведения;
1.4
формирование восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей знания географического, экологического, исторического, литературного, этнокультурного характера, а также знания из других областей наук;
1.5
формирование умений и навыков изучения своей местности и родного края.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История средних веков
2.1.2
История древнего мира
2.1.3
2.1.4
История средних веков
2.1.5
История древнего мира
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.2
Культурология
2.2.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.4
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.5
История мировой культуры
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.8
Культурология
2.2.9
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.10
История мировой культуры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ в области краеведения
 
способы разработки и  реализации культурно-просветительских программ в области краеведения

 
методы разработки и реализации  культурно-просветительских программ в области краеведения

 
 
Уметь:
 
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ в области краеведения
 
разрабатывать культурно-просветительские программы в области краеведения
 
использовать способы разработки и реализации культурно-просветительские программы в области краеведения
 
 
Владеть:
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ в области краеведения
 
навыками разработки  культурно-просветительских программ в области краеведения
 
навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ в области краеведения
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и термины, используемые в историческом краеведении, современную нормативно-правовую базу охраны, защиты и использования культурного наследия (памятников истории и культуры);
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.2
основные этапы истории и историографии исторического краеведения в России и на территории Волго-Камского региона;
3.1.3
актуальные направления историко-краеведческой проблематики;
3.1.4
разнообразие направлений и форм историко-краеведческой работы и музейной деятельности;
3.1.5
основы разработки культурно-просветительских программ  в области краеведения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить краеведческие исследования;
3.2.2
организовывать различные формы краеведческой работы в образовательном пространстве (школа, музей, архив);
3.2.3
работать с историческими источниками и литературой по краеведению;
3.2.4
выделять причины и следствия исторических событий, оценивать их значение и роль в развитии региона и государства;
3.2.5
соотносить событие и время, событие и личность;
3.2.6
свободно и четко излагать краеведческий материал с использованием научной лексики, оперировать понятийным аппаратом по данному курсу;
3.2.7
разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в области краеведения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методикой краеведческой работы в образовательном пространстве (школа, музей, архив);
3.3.2
навыками подготовки экскурсий по краеведческой проблематике;
3.3.3
навыками представлять результаты своей поисковой деятельности в устном и письменном виде, в том числе с помощью современных электронных средств;
3.3.4
навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ в области краеведения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческое краеведение как наука и ее история.

 
1.1
Историческое краеведение как наука /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.3

Э3

2
ПК-14
5
0
 
1.2
Теоретические основы краеведения /Лек/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э3

2
ПК-14
5
0
 
1.3
Общая методология локально-исторических исследований /Лек/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-14
5
0
 
1.4
Основные этапы развития краеведения: опыт и перспективы /Лек/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2 Э3 Э4

2
ПК-14
5
0
 
1.5
Школьное историческое краеведение /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3

2
ПК-14
5
0
 
1.6
Основные источники исторического краеведения /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-14
5
0
 
1.7
Формы изучения края и виды деятельности исторического краеведения /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-14
5
0
 
1.8
Возникновение и развитие исторического краеведения /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-14
5
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.9
Историческое краеведение в Советской России /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-14
5
0
 
1.10
Предмет, источники и методология исторического краеведения /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э3

12
ПК-14
5
0
 
1.11
История исторического краеведения /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-14
5
0
 
1.12
Реконструкция исторического прошлого края /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-14
5
0
 
 
Раздел 2. Организация краеведческой работы в школе

 
2.1
Основные типы уроков по краеведению /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-14
5
0
 
2.2
Формы и методы организации внеклассной краеведческой работы /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-14
5
0
 
2.3
Методика краеведческой работы в школе /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-14
5
0
 
2.4
Методика разработки урока истории по краеведческой тематике /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-14
5
0
 
2.5
Методика разработки внеучебного мероприятия по краеведческой тематике /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-14
5
0
 
2.6
Методика разработки урока истории по краеведческой тематике /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-14
5
0
 
2.7
Методика разработки внеклассного меропрития по краеведческой тематике /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э3

12
ПК-14
5
0
 
2.8
Методика краеведческой работы в школе /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-14
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Вопросы:

1.Становление и развитие исторического краеведения.

2.Археологические памятники по истории Прикамского края.

3.Понятие исторического краеведения.

4.Образовательное и воспитательное значение краеведения.

5.Этнографические материалы по историческому краеведению.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.Истоки исторического краеведения в Прикамье.

7.Устные источники по краеведению.

8.Письменные источники по историческому краеведению.

9.Историческое краеведение в Прикамье во второй половине XIX в.

10.Развитие исторического краеведения в Прикамском крае в советский период.

11.Развитие музейного дела в Прикамском крае.

12.Подвижники краеведения.

13.Легенды и предания Прикамского края.

14.Памятники старины Прикамья.

15.Народные полководцы.

16.Герои гражданской и Великой Отечественной войн.

17.Деятели культуры и искусства.

18.Историки и деятели науки.

19.Краеведы Прикамья.

20.Музейная сеть Прикамья.

21.Музейный комплекс Прикамского края.

22.Памятники выдающимся согражданам.

23.Памятники архитектуры.

24.Памятники местно-областной старины.

25.Методика краеведческой работы в школе.

26.Основные формы внеучебной историко-краеведческой работы.

27.Становления и развитие исторического краеведения в Прикамском крае.

28.Город как социокультурное явление.

29.Церковное краеведение.

30.Региональное изучение культуры.

Задание: Разработать экскурсию для школьников по краеведческой тематике.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.Школьное краеведение как одно из направлений исторического краеведения. Основные типы уроков по краеведению.

2.Формы и методы организации внеклассной краеведческой работы.

3.Истоки исторического краеведения в России. История исторического краеведения в XVIII – начале XX в.

4.Краеведы и краеведение Прикамского края.

5.Советский и современный этапы краеведения: общероссийский и региональный срез.

6.Археологические памятники и население Нижнего Прикамья в каменном веке, энеолите и эпоху бронзы.

7.Краеведы и краеведение Прикамья.

8.Советский и современный этапы краеведения: общероссийский и региональный срез.

9.Археологические памятники и население Прикамья в каменном веке, энеолите и эпоху бронзы.

10.Участие населения Прикамья в восстании Е.И. Пугачева

11.Культура и развитие системы образования в Прикамье в конце XIX – начале XX в.

12.Реколюционный 1917 г. Установление Советской власти в Прикамье.

13.Прикамский край в годы Гражданской войны.

14.Город как социокультурное явление.

15.Историография, источники и методы историко-краеведческого изучения города.

16.Историко-культурная типология города.

17.История фабрик и заводов.

18.Историческая среда города (памятники истории, культуры, природы).

19.История сел и деревень, колхозов и совхозов.

20.Исторические некрополи.

21.Персоналии в контексте местной истории.

22.Пути и способы выявления биографий.

23.Роль генеалогии в краеведении.

24.Региональное изучение культуры (крестьянской, дворянской, купеческой, народных промыслов).

25.Церковное краеведение. Историография, источники, методы исследования.

26.Роль церковных учреждений в жизни края: историческая эволюция.

27.Типология культовых учреждений.

28.Направление исследований: монастырь, храм, часовня, приход и их социокультурные функции.

29.Особенности изучения монастырей как историко-культурных центров.

30.Неправославные конфессии: их значение в жизни края и пути исследования. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09040-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433031 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Репина, Л. П. 
История исторического знания: учебник для бакалавров / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 288 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2343-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/382874
Москва : Издательство Юрайт, 2015
 
Л1.3
Шоган, В. В. 
Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494890
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.4
Савицкая, О. Н. 
Историческое краеведение: история, теория и практика краеведческих исследований на материалах Нижнего Поволжья и Волго-Донского междуречья : учебно-методическое пособие / О. Н. Савицкая, А. В. Липатов. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. — 85 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/44314.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Семенов-Тян-Шанский, В.П. 
Район и страна: / В. П. Семенов-Тян-Шанский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 276 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09074-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427039
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Гусева, В. С.
Регионоведение: учебное пособие / В. С. Гусева. — Саратов : Научная книга, 2012. — 159 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/6331.html
Саратов : Научная книга, 2012
 
Л2.3
Мининок, Я. В. 
Краеведение. Краткий курс лекций для студентов высших учебных заведений : учебно-методическое пособие / Я. В. Мининок. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2019. — 196 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89501.html 
Симферополь : Университет экономики и управления, 2019
 
Л2.4
Сарапулов, А. Н.
Музейная педагогика в дополнительном образовании. В 2 частях. Ч.1: учебное пособие / составители А. Н. Сарапулов, Д. В. Шмуратко. — 2-е изд. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 74 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86368.html 
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018
 
Л2.5
Сарапулов, А. Н.
Музейная педагогика в дополнительном образовании. В 2 частях. Ч.2: учебное пособие / составители А. Н. Сарапулов, Д. В. Шмуратко. — 2-е изд. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86369.html
ермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Отделение краеведения и историко-культурного туризма РГГУ. - URL: http://iai.rsuh.ru/section.html?id=7404
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Э2
Союз краеведов России. - URL: http://www.roskraeved.ru/index.php?page=soyuz-kraevedov-rossii 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.