2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Религиоведение_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Религиоведение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 3 зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
100
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
18
18
50
50
Практические
32
32
18
18
50
50
Итого ауд.
64
64
36
36
100
100
Кoнтактная рабoта
64
64
36
36
100
100
Сам. работа
44
44
36
36
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Сабиров И.Т. _________________
 
 
Религиоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о многообразии и единстве форм религиозной жизни, об общих закономерностях эволюции религии; привитии навыков системного анализа конфессиональных феноменов, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "Обществознание".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
расширить общекультурныю эрудицию студентов в области истории религии, ее типов и форм, формируя не только знание традиций и мудрости разных народов, но и уважение к духовной культуре народов мира;
1.4
формирование способностей работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
1.5
обогатить сознание обучающихся информационными и теоретическими сведениями из разных сфер человеческого знания, формирующими мировоззренческие позиции, фокусирующими проблему ценностей, смысла жизни, свободы выбора, реализации свободы совести;
1.6
приобщить обучающихся к гуманистическим ценностям современного мира,обеспечивающих гражданское согласие, умение выстраивать межличностные отношения с религиозными и нерелигиозными людьми на основе уважения и понимания, но с собственной позицией в важнейших мировоззренческих вопросах;
1.7
формирование у обучающихся духовно-нравственных основ развития личности в процессе учебной и внеучебной деятельности на основе знаний Религиоведения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.2.2
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.2.3
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.2.4
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.2.5
История и культура татарского народа
2.2.6
История России новейшего времени
2.2.7
История Татарстана
2.2.8
История философии
2.2.9
Новая история стран Европы и Америки
2.2.10
Теория и методика обучения истории
2.2.11
Культурология
2.2.12
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.13
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.14
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.15
Этнология
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.19
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.20
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.2.21
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.2.22
История России новейшего времени
2.2.23
История Татарстана
2.2.24
История философии
2.2.25
Новая история стран Европы и Америки
2.2.26
Теория и методика обучения истории
2.2.27
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.28
Культурология
2.2.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.2.30
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.31
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.32
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.33
Этнология
2.2.34
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.2.35
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.2.36
История и культура татарского народа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5:      способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 
 
Знать:
 
основные принципы командной работы, понятие толерантности;
 
методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий;
 
технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий;
 
 
Уметь:
 
определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность;
 
использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия;
 
реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности;
 
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий;
 
навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий;
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия религиоведения;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.2
сущность религии и ее значение для человека, общества и культуры в целом;
3.1.3
основные исторические этапы развития религии;
3.1.4
основные религиозные течения современности;
3.1.5
духовно-нравственне основы развития личности в процессе учебной и внеучебной деятельности у учетом религиозных воззрений народов мира;
3.1.6
основы работы в команде;
3.1.7
сущность толерантного восприниятия социальных, культурных и личностных различий народов мира.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать полученные религиоведческие знания в профессиональной деятельности, межличностном общении;
3.2.2
самостоятельно анализировать информацию религиозного содержания.
3.2.3
формировать у обучающихся духовно-нравственные основы развития личности в процессе учебной и внеучебной деятельности на основе знаний Религиоведения.
3.2.4
формировать способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
нормами взаимодействия и сотрудничества с представителями различных конфессий;
3.3.2
навыками формирования у обучающихся духовно-нравственных основ развития личности в процессе учебной и внеучебной деятельности на основе знаний Религиоведения.
3.3.3
навыками работы в команде, на оснве толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различия.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие религии и ее основные компоненты

 
1.1
Религиоведение как научная дисциплина. Понятие религии. Структура

религии /Лек/

Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1

6
ОК-5 ПК-3
2
0
 
1.2
Происхождение религии. Ранние формы религии /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1

4
ОК-5 ПК-3
2
0
 
1.3
Теория религии.Проблемы определения.Основы и предпосылки. /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-5 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 2. Ранние формы религии. Религии древнего мира

 
2.1
Шаманизм, тотемизм /Лек/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1

6
ОК-5 ПК-3
2
0
 
2.2
Политеистические религии Древнего мира /Пр/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-5 ПК-3
2
0
 
2.3
Религии древнего Египта, религии древней Месопотамии /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-5 ПК-3
2
0
 
2.4
Религия древних ариев. Веды. Упанишады. Зороастризм. /Пр/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1

4
ОК-5 ПК-3
2
0
 
2.5
Религии Индии. Индуизм /Пр/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-5 ПК-3
2
0
 
2.6
Джайнизм, сикхизм. Вероучение и культ /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-5 ПК-3
2
0
 
2.7
Конфуцианство.Даосизм. Синто. /Лек/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1

6
ОК-5 ПК-3
2
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Раздел 3. Национальные религии.

Буддизм. Возникновение христианства

 
3.1
Иудаизм /Лек/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э2 Э3

6
ОК-5 ПК-3
2
0
 
3.2
Тора.Священнное писание. /Пр/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э2 Э3

4
ОК-5 ПК-3
2
0
 
3.3
Буддизм /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.4Л3.1

Э2 Э3

4
ОК-5 ПК-3
2
0
 
3.4
Этапы развития,священное писание- Трипитака, ламаизм /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.4Л3.1

Э2 Э3

10
ОК-5 ПК-3
2
0
 
3.5
Возникновение христианства. Раннее христианство /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.4Л3.1

Э2 Э3

8
ОК-5 ПК-3
2
0
 
3.6
Священное писание Библия /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э2 Э3

8
ОК-5 ПК-3
2
0
 
3.7
Иисус Христос - анализ священных текстов. /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-5 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 4. Мировые религии. Христианство

 
4.1
Мировые религии. Христианство /Лек/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э2 Э3

10
ОК-5 ПК-3
3
0
 
4.2
Мировые религии. Христианство /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-5 ПК-3
3
0
 
4.3
Мировые религии. Христианство /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э2 Э3

18
ОК-5 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 5. Мировые религии. Ислам

 
5.1
Мировые религии. Ислам /Лек/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-5 ПК-3
3
0
 
5.2
Мировые религии. Ислам /Ср/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
ОК-5 ПК-3
3
0
 
5.3
Мировые религии. Ислам /Пр/
Л1.1Л2.4Л3.1

Э2 Э3

10
ОК-5 ПК-3
3
0
 
5.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-5 ПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

2 семестр

Вопросы и задания к зачету:

1. Современное религиоведение и его основные разделы.

2. Подходы к определению понятия «религия».

3. Основные элементы религии.

4. Религия в жизни человека и общества: основные функции.

5. Основные типы религиозных объединений и индивидов.

6. Священное слово и священный текст в религии.

7. Классификация религий: основные группы.

8. Основные типы религиозных систем. Атеизм как критика религиозных взглядов на мир.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
9. Иудаизм как национальная религия. Историческое развитие иудаизма.

10. Священные книги иудаизма.

11. Основы вероучения иудаизма. Обряды и праздники в иудаизме.

12. Характеристика буддизм в современном религиоведении. Возникновение буддизма.Гаутама Будда.

13. Священные тексты буддизма.

14. Формирование, распространение и упадок буддизма в Индии.

15. Идеи кармы и перевоплощения в буддизме.

16. Основа буддийского вероучения: четыре благородные истины.

20. Буддийская монашеская община.

21. Практика медитации в буддизме. Обряды и праздники буддистов. Этические основы жизнедеятельности.

22. Распространение буддизма в странах Востока: Шри-Ланка, Китай и Япония.

23. Буддизм Тибета.

24. Знания о религии в Древности и Средневековье.

25. Понимание религии в Новое время.

26. Мифологическая и историческая школы в изучении христианства.

27. Религиозная антропология и христианское учение о человеке.

28.  Истоки и основы христианской религии.

29. Содержание Евангельской истории: основные притчи.

30. Возникновение и становление христианской церкви.

Задание к зачету:

Взять интервью у студентов по вопросу важности знания основ религии в профессиональной деятельности, представить анализ получкенных результатов интервью.

Промежуточная аттестация

3 семестр

Вопросы к экзамену.

1.Методология религиоведения.

2.Основные элементы религии. Структура религиозного сознания.

3.Основные догматы и ритуалы иудаизма.

4.Содержание Торы.

5.Происхождение христианства.

6.Характеристика Ветхого и Нового заветов.

7.Принятие восточной ветви христианства на Руси. Русская православная церковь в истории России.

8.Вероучение и культ православия.

9.Особенности церковной организации, ритуальной практики и вероучения католицизма

10.Специфика протестантской религии. Основные направления протестантизма.

11.Этика католицизма и протестантизма - сравнительный анализ.

12.Ислам: основы мусульманской веры.

13.История создания Корана.

14.Религиозная философия.

15.Религиозные верования и культы доколумбовой Америки.

16.Веды и Упанишады их роль и значение в индуизме.

17.Каким Божествам поклоняются в индуизме. Учение «Бхагавадгиты».

18.Карма. Закон кармы согласно индуизму, джайнизму и буддизму.

19.Шиваизм и вишнуизм.

20.Буддизм, его основные направления.

21.Конфуцианство и культ предков в Китае

22.Дзен-буддизм и Чань-буддизм. Тибетский буддизм.

23.Сущность религиозного опыта.

24.Условия возникновения первобытных религиозных верований.

25.Основные формы первобытных верований. Анимизм, фетишизм, тотемизм.

26.Теизм, деизм и пантеизм.

27.Секты и общины (по-выбору).

28.Языческие культы и верования (по-выбору).

29.Основные черты национальных религий.

30.Иудаизма как национальная религия евреев.

31.Буддизм, христианство и ислам как мировые религии, регионы их наибольшего распространения.

32.Четыре благородных истины и восьмеричный путь.

33.Коран - священная книга мусульман.

34.Структура Библии.

35.Мифология и религия. Архаические формы культов.

36.Зороастризм.

37.Христианский Символ веры.

38.Дохристианские верования в Киевской Руси.

39.Пантеон языческих религий.

40.Особенности светских религий.

41.Основные модели государственно-церковных отношений.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
42.Религиозная мораль как специфический феномен.

43.Особенности современной религиозной карты мира.

44.Нетрадиционная религия, неорелигия, религии "Нового века", секта, культ.

45.Сущность атеизма.

46.Секуляризация и ее причины.

47.Религии Древних цивилизаций.

48.Надконфессиональная религиозная философия.

49.Неоязычество.

50.Шаманизм и ранние религиозные формы.

Задание к экзамену:

Взять интервью у студентов по вопросу важности изучения и применения заний о основных конфессиях мира в профессиональной деятельности, представить анализ полученных результатов интервью.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

2 семестр.

Тематика контрольных работ:

Раздел 1. Понятие религии и ее основные компоненты.

Тематика контрольных работ.

1.Религиоведение как научная дисциплина. Понятие религии. Структура религии.

2.Происхождение религии. Ранние формы религии.

3.Теория религии. Проблемы определения. Основы и предпосылки.

Раздел 2. Ранние формы религии. Религии древнего мира.

Тематика контрольных работ.

1.Шаманизм, тотемизм.

2.Условия возникновения первобытных религиозных верований.

3.Основные формы первобытных верований: анимизм.

4.Основные формы первобытных верований: тотемизм.

5.Основные формы первобытных верований: фетишизм.

6.Теизм.

7.Деизм.

8.Пантеизм.

9.Языческие культы и верования.

10.Пантеон языческих религий.

11.Мифология религии. Архаические формы культов.

12.Шаманизм и ранние религиозные формы

13.Религиозные верования и культы доколумбовой Америки.

14.Религия древних цивилизаций: Древний Египет

15.Религия древних цивилизаций: Шумер.

16.Религия древних цивилизаций: Вавилон.

17.Религия древних цивилизаций: Аккад.

18.Религия древних цивилизаций: Минойская культура.

19.Религия древних цивилизаций: Древняя Греция.

20.Религия древних цивилизаций: Веды.

21.Религия древних цивилизаций: Упанишады.

Раздел 3. Национальные религии. Буддизм. Возникновение христианства.

Тематика контрольных работ.

1.Зороастризм.

2.Конфуцианство и «культ п

3.Характеристика Ветхого и Нового заветов.

Текущй контроль успваемости

3 семестр

Раздел 4. Мировые религии. Христианство.

Тематика контрольных работ.

1.Принятие восточной ветви христианства на Руси.

2.Русская православная церковь в истории России.

3.Вероучение и культ православия.

4.Особенности церковной организации, ритуальной практики и вероучения католицизма.

6.Этика католицизма и протестантизма - сравнительный анализ.

Раздел 5. Мировые религии. Ислам.

Тематика контрольных работ.

1.Ислам: основы мусульманской веры.

2.История создания Корана.

3.Буддизм, христианство и ислам как мировые религии, регионы их наибольшего распространения.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.Коран - священная книга мусульман.

5.Структура Библии.

6.Христианский Символ веры.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Аникин, Д. А. 
Религиоведение: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Д. А. Аникин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 197 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-9289-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433697.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Альбедиль, М. Ф.
Религиоведение. Буддизм: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442147
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Красников, А. Н. 
Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы:  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Красников, Л. М. Гаврилина, Е. С. Элбакян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 141 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-06573-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434237
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Красников, А. Н.
Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие / А. Н. Красников. — М. : Академический Проект, 2007. — 240 c. — ISBN 978-5-8291-0856-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36415.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Москва : Академический Проект, 2007
 
Л2.4
Немировская, Л.З. 
Религиоведение. История религии [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Немировская Л.З.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Российский новый университет, 2010.— 368 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21309.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва: Российский новый университет, 2010
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пелевина, О.В.
Методика преподавания религиоведения [Электронный ресурс] :  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Пелевина О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77291.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-216 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.