(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
как интегративная область
гуманитарного знания
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы и задание к экзамену
1.Историческое краеведение как комплексная дисциплина исторического цикла. Предмет и задачи.
2.Источники и особенности их использования в историко-краеведческих исследованиях: документальные (письменные, графические), вещественные, устные. Данные из смежных отраслей знания (топонимики, лингвистики и др.).
3.Краеведческая библиография.
4.Изучение местной истории во второй половине XVIII – первой половине XIX в.
5.Историческое краеведение во второй половине XIX – начале XX в. Научные общества и учреждения, исследовавшие местную историю
6.Организация и формы краеведения в 1920-е гг. Краеведческие конференции. Периодические издания. Изучение памятников истории и культуры.
7.Основные направления историко-краеведческой проблематики в 1930-1980-е гг.
8.Современные тенденции развития исторического краеведения. Традиционные и специальные направления историко-краеведческих исследований.
9.Роль исторического краеведения в выявлении и сохранении культурного и природного наследия России.
10.Городоведение в контексте историко-краеведческих исследований.
11.Основные направления изучения сословной культуры российской провинции (дворянство, крестьянство, купечество, духовенство, мещанство). Методика исследований.
12.Церковное краеведение. Основные направления исследований.
14.Феномен дворянской усадьбы (типология, особенности социокультурной среды): основные направления изучения.
15.Краеведческие музеи – исследовательские центры местной истории.
16.Краеведение в школе: исторические традиции и современное состояние.
17.Эволюция понятий «памятник истории и культуры», «охрана памятников».
18.Основные тенденции выявления и сохранения памятников древности в XVIII в.
19.Правовая основа и государственная система охраны памятников древности в дореволюционной России.
20.Советские декреты об охране памятников искусства и старины (1917-1927 гг.)
21.Причины, масштабы и последствия массового уничтожения памятников истории и культуры в Советском Союзе.
22.Охрана памятников истории и культуры в период Великой Отечественной войны.
23.Музеефикация памятников архитектуры. Музеи-заповедники. Проблемы сохранения памятников, перспективы развития.
24.Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности; о защите ценностей в случае вооруженного конфликта ("Гаагская конвенция").
25.Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.
26.Современные музеи как центры изучения региональной истории.
27.Современная модель исторического краеведения в школе.
28.Источники и методы изучения истории родного края.
29.Исследователи истории российской провинции.
30.Современные краеведы.
Задание: Представить презентацию культурно-просветительской программы по краеведению (по теме научно-исследовательской работы).
Доклад с презентацией
Темы докладов:
1.Историческое краеведение как комплексная дисциплина.
2.Вклад в изучение окраин Росси русских первопроходцев.
3.В.Н. Татищев и его программа исследования географии, истории этнографии Сибири.
4.М.В. Ломоносов и его программа по изучению российской провинции.
5.Г.Ф. Миллер и его краеведческая деятельность по созданию уникальной коллекции архивных документов Сибири.
6.Академия наук и ее роль в изучении окраин России.
7.Экспедиции АН России в 1768-1774 гг.
8.Деятельность «Вольного экономического общества» в центре и на местах.
9.Основные этапы развития исторического краеведения.
10.Вклад российской интеллигенции в конце XVIII – начале XIX вв. в развитие краеведения.
11.К.Ф. Фукс– краевед-любитель.
12.Академия наук и университеты– центры краеведческой работы.
13.Ссыльные поселенцы и их роль в изучении российских окраин в XIX в.
14.Создание и деятельность Губернских статистических комитетов.
15.Роль и место научных обществ в развитие краеведения в XIX в.
16.Деятельность Общества ареологии, истории и этнографии при Казанском университете.
17.Развитие школьного краеведения во второй половине XIX в.
18.Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX – начале ХХ в.
19.Губернские ученые архивные комитеты и их влияние на становление провинциальной истории.
20.«Губернские ведомости», «Памятные книжки», «Адрес-календари» и другие специализированные краеведческие издания как отражение складывания провинциального исторического краеведения.
21.Церковно-краеведческие учреждения России в XIX в.
22.Казанская губерния – один из центров провинциального краеведения в дореволюционной России.
23.Вятская губерния – один из центров провинциального краеведения в дореволюционной России.
24.Процесс формирования при краеведческих обществах музейных коллекций.
25.20-е годы ХХ в. – «золотое десятилетие» в развитии советского исторического краеведения.
26.Академцентр НКП РСФСР– цент консолидации краеведческой деятельности в России.
27.Деятельность губернских подотделов при отделах народного образования Губсоветов по охране памятников искусства и старины и делам музеев.
28.Создание Центрального бюро краеведения и его отделений на местах. Цели и задачи.
29.Общество изучения Татарстана, его цель и задачи.
30.Н.Н. Фирсов(1864-1933) – историк, краевед и общественный деятель.
31.Н.Ф. Калинин(1888-1959) – историк, археолог, краевед.
32.Первый музейный съезд СССР. Решения и их реализация.
33.Разгром краеведческого движения в 1930-е годы: причины и последствия.
35.Постановление 1937 г. «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах», его суть.
36.Создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и его задачи.
37.Вузовское и школьное краеведение в 1960-80-е годы.
38.Основные тенденции развития исторического краеведения в конце ХХ – начале XXI в.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.