2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Философия истории_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философия истории
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Асратян Норайр Мартинович _________________
 
 
Философия истории
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель учебной дисциплины «Философия истории» заключается в получении студентами знаний об основных философских концепциях
1.2
сущности, направленности и движущих силах исторического процесса с целью формирования навыков проведения самостоятельной научно-исследовательской работы.
1.3
Задачи учебной дисциплины:
1.4
формирование у обучающихся наиболее общих представлений о сущности, направленности и движущих силах исторического процесса;
1.5
исследование истории развития философских представлений о сущности, направленности и движущих силах исторического процесса;
1.6
ознакомление обучающихся с основными парадигмами современной философии истории;
1.7
исследование феномена исторического времени;
1.8
формирование понимания специфики исторического знания как области научного исследования;
1.9
формирование понимания основных закономерностей развития истории;
1.10
формирование понимания определяющей роли человеческого(субъективного) фактора в истории;
1.11
формирование способности на практике творчески применять приобретенные знания в профессиональной научно-исследовательской деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
2.1.2
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.3
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.4
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика написания исследовательской работы по краеведению
2.2.2
Научный дискурс
2.2.3
Производственная практика. Научно-исследовательская работа
2.2.4
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.5
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.6
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументированно формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
УК-4.2: Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.3: Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы применения информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения различных задач;
3.1.2
способы ведения деловой переписки, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем;
3.1.3
различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, их риски и преимущества;
3.1.4
как грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных задач;
3.2.2
вести деловую перепискиу учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем;
3.2.3
рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, их риски и преимущества;
3.2.4
грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
принципами использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения различных задач;
3.3.2
способами ведения деловой переписки, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем;
3.3.3
различными вариантами решения проблемной ситуации на основе системного подхода, учитывая их риски и преимущества;
3.3.4
способами грамотно, логично, аргументированно формулировать собственные суждения и оценки
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет, задачи и методология философии истории 

 
1.1
Философия истории в системе философского знания  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.3 УК-1.4
2
0
 
1.2
Методология философии истории /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.3 УК-1.4
2
0
 
1.3
Категории философии истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
1.4
Методология философии истории эпохи Нового времени /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
1.5
Современная методология философии истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
1.6
Время и история в мифологическом сознании, античной и средневековой философии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
1.7
Культурологический подход в исследовании исторического развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
 
Раздел 2. Актуальные проблемы философии истории

 
2.1
Основные парадигмы философии истории и концепции всемирной истории /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.3 УК-1.4
2
0
 
2.2
Смысл истории и роль человека в истории /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.3 УК-1.4
2
0
 
2.3
Природа социально-исторического познания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
2.4
Постклассическая парадигма философии истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.5
Постнеклассическая парадигма философии истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
2.6
Формационный и цивилизционный подходы к истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
2.7
Западноевропейские школы философии истории /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
2.8
Философско-историческая мысль России /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
2.9
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-1.3 УК-1.4 УК-4.2 УК-4.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету с оценкой

1. Философия и её предмет. Структура философского знания и задачи философии.

2. Предмет и задачи философии истории. Основная проблематика философии истории.

3. Категории философии истории.

4. История и историческое время. Особенности восприятия времени в разные исторические эпохи.

5. Методология истории западноевропейской философии Нового времени.

6. Учение Джамбаттисто Вико об историческом процессе.

7. Методология истории философии эпохи Просвещения. Французская школа (Вольтер, Монтескьё, Руссо).

8. Методология истории И. Г. Гердера.

9. Проблема методологии истории в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, Фихте, Г. Гегель).

10. Методология истории в философии Р. Коллингвуда.

11. Методология истории школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр).

12. Кризис в истории во второй половине ХХ века и «постмодернистский вызов».

13. Принципы современной методологи истории. Шесть блоков современного исторического знания.

14. Мифологическое постижение истории.

15. Циклическая модель истории. Идея судьбы в истории. Регрессивное понимание истории.

16. Христианская концепция Всемирной истории. Линейная модель истории.

17. «Идея истории» Августина Аврелия. Учение о двух градах.

18. Постклассическая парадигма философии истории. Значение философии истории Г. Гегеля.

19. Значение материалистического понимания философии истории К. Маркса.

20. Вклад Тейяра де Шардена в развитие философии истории.

21. О. Конт об истории как форме выражения прогресса и порядка.

22. Г. Спенсер и его учение об эволюции социального мира.

23. Философия истории неокантианства (В. Вильденбанд, Г. Риккерт).

24. Ф. Ницше об истории как осуществлении «воли к власти».

25. В. Дильтей о переживании и понимании истории.

26. Культурноисторические типы Н. Я. Данилевского.

27. Философия истории О. Шпенглера.

28. Философия истории А. Тойнби.

29. Культурно-цивилизационные типологии обществ.

30. Философия истории К. Ясперса.

31. Проблема Востока и Запада в контексте философии истории.

32. Ноосферная концепция Всемирной истории и ее перспективы.

33. Проблема сущности и смысла бытия человека в философии.

34. Решение проблемы смысла истории путем определения взаимосвязи природы и общества, движущих сил развития истории и исторического процесса.

35. Смысл и назначение истории в философии Н.А. Бердяева.

36. Смысл и назначение истории в философии А. Тойнби.

37. Смысл и назначение истории в философии К. Поппера.

38. Смысл и назначение истории в философии К. Ясперса.

39. Перспективные направления в процессе современных исследований всемирной истории и их взаимосвязь с ноосферной концепцией всемирной истории.

40. Сравнительный анализ мифологического, религиозного и философского образов истории.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Доклад с презентацией

Тематика докладов

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
1. История глазами историка и философа, сравнительный анализ.

2. Мифологический образ истории.

3. Религиозный образ истории.

4. Философский образ истории.

5. Сравнительный анализ мифологического, религиозного и философского образов истории.

6. Эволюция взглядов на историю как реальность и на историю как науку.

7. Философия истории, ее становление и развитие.

8. Основные идеи, принципы и категории философии истории.

9. Джамбаттисто Вико о возможностях познания прошлого.

10. Дэйвид Юм об истории как науке.

11. Г. Болингброк об изучении и пользе истории.

12. Проблема истории в наследии французского Просвещения.

13. И. Гердер и И. Кант об истории человека и человечества.

14. Концептуальное постижение истории в философии Гегеля.

15. Материалистическое понимание истории в философии марксизма.

16. Тейяр де Шарден и его концепция истории мира.

17. В.И.Вернадский и его концепция ноосферы.

18. «Прогресс и порядок» исходные категории постижения истории в философии Огюста Конта.

19. Герберт Спенсер и его учение об эволюции социального мира.

20. Аксиологическая интерпретация истории в философии В. Виндельбанда и Г.Риккерта.

21. Робин Джордж Коллнгвуд об история как самопознании.

22. Фридрих Ницше об истории как осуществлении воли к власти.

23. Вильгельм Дильтей о переживании и понимании истории.

24. Концепция культурно исторических типов Н. Я. Данилевского.

25. О. Шпенглер об истории как самоисповедывании культур.

26. Арнольд Тойнби и его постижение истории.

27. Ноосферная концепция всемирной истории.

28. Мыслители о смысле и назначении истории: опыт сравнительного анализа.

29. Смысл истории и его исторические модификации.

30. Сущность и смысл человеческого существования и истории человечества.

31. Становление и развитие методологии истории.

32. Методы исторического исследования.

33. Методология современной философии истории.

34. Теоретическая история, ее кризис и пути его преодоления.

35. Сравнительный анализ возможностей истории и философии истории.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гобозов, И. А.  
Философия истории: учебник для вузов / И. А. Гобозов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08967-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470516
Москва : Издательство Юрай, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гегель, Г.  
Философия истории: / Г. Гегель ; переводчик А. М. Воден. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 378 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09834-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475357
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
Л2.2
Сергейчик, Е. М. 
Философия истории: учебник для вузов / Е. М. Сергейчик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11382-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475934
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Библиотека философа. - URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_istorii/29
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-320 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.