Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ирина Валерьевна Корнилова
на соответствующем уровне образования
ции
Э2 Э4 Э6
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э5 Э6 Э7
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э6 Э7
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы и задания к экзамену
1.Предмет и методология курса «Экономика и маркетинг в образовании».
2.Образование как социально-экономическая категория.
3.Образование как отрасль национальной экономики.
4.Роль образования в социально-экономическом развитии общества.
5.Специфика экономических отношений в отрасли образования.
6.Экономика образования как наука и учебная дисциплина.
7.Теория «человеческого капитала» как метод анализа экономики образования.
8.Качество образования: определение понятия, количественные и качественные показатели.
9.Отношения собственности в системе управления образовательными учреждениями.
10.Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.
11.Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений.
12.Внебюджетная деятельность государственных вузов.
13.Совершенствование системы бюджетного финансирования образования.
14.Совершенствование системы управления вуза.
15.Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.
16.Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений.
17.Тип и вид образовательного учреждения.
18.Характерные признаки казенного учреждения.
19.Характерные особенности бюджетных учреждений.
20.Автономные учреждения, преимущества, порядок финансирования.
22.Перечислите и охарактеризуйте приоритетные задачи государственной политики в области образования.
23.Основные принципы, положенные в основу развития российской системы образования.
24.Дать определение основных средств образовательного учреждения.
25.Привести примеры элементов учебно-материальной базы, относящихся к активной части основных фондов.
26.Дать определение оборотных средств образовательного учреждения.
27.Формирование собственных оборотных средств образовательного учреждения.
28.Раскройте структуру учебно-материальной базы Вашего образовательного учреждения.
29.Составляющие элементы оплаты труда педагогических работников.
30.Перечислите работы, за которые выплачиваются доплаты к должностному окладу работникам образовательного учреждения.
31.Маркетинг образовательных услуг.
32.Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг.
33.Особенности российского рынка образовательных услуг.
34.Образовательная услуга как рыночный продукт.
35.Цели, принципы и методы ценообразования в сфере образовательных услуг.
36.Организация работы маркетинговой системы образовательного учреждения.
37.Маркетинговые коммуникации и продвижение образовательных услуг.
38.Основные компоненты процедуры оценки эффективности мероприятий по продвижению образовательных услуг.
39.Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения.
40.Показатели экономической эффективности образования.
41.Возможности и способы повышения эффективности образования.
42.Управление затратами в образовании.
43.Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг.
44.Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.
45.Налогообложение в сфере образования.
46.Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы.
47.Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.
48.Оплата и стимулирование труда в учебных заведениях.
49.Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса.
50.Как устанавливается цена на образовательные услуги.
51.Перечислите средства воздействия комплекса маркетинговых коммуникаций в сфере образования.
52.Дать определение бухгалтерского баланса.
53.Дать определение Плана счетов.
54.Дать определение объекта, предмета и метода бухгалтерского учета.
55.Назовите элементы метода бухгалтерского учета.
56.Дать определение калькуляции.
57.Основные средства и нематериальные активы.
58.Бухгалтерская отчетность.
59.Бюджетная отчетность.
60.Особенности ведения бухгалтерского учета в государственных образовательных учреждениях.
61.Особенности ведения бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях.
62.Бизнес-планирование в сфере образования.
Задания:
1.Рассчитайте размер заработной платы преподавателя вуза, при условии, что преподаватель работает на 1,5 ставки в должности доцента.
2.Рассчитать налоговый социальный вычет на образование.
Примерная тематика рефератов:
1.Предмет и методология курса «Экономика и маркетинг в образовании»
2.Особенности российского рынка образовательных услуг
3.Сегментация рынка образовательных услуг
4.Тенденции развития рынка образовательных услуг в Республике Татарстан
5.Тенденции развития рынка образовательных услуг в г.Набережные Челны
6.Образовательная услуга как рыночный продукт
7.Конкуренция на рынке образовательных услуг
8.Маркетинговая система образовательного учреждения
9.Окружающая среда маркетинга сферы образовательных услуг
10.Особенности ценовой политики на рынке образовательных услуг и ее цели
11.Реклама образовательных услуг
12.Окружающая маркетинговая среда и сегментация рынка образовательных услуг
13.Маркетинговая стратегия развития образовательных услуг
14.Особенности отдельных видов маркетинговых стратегий на рынке образовательных услуг
15.Организация управления маркетингом в сфере образования
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.