2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Экономика и маркетинг в образовании_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономика и маркетинг в образовании
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Галиакберова Альфинур Азатовна _________________
 
 
Экономика и маркетинг в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ирина Валерьевна Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы экономических знаний об отрасли образования и комплекса знаний, умений и навыков в  принятии  экономических, правовых и управленческих решений в системе образования, ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа,  готовностью организовывать,оценивать и исследовать управленческий процесс,применяя результаты научных исследований при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать необходимые теоретические знания в области экономики образования в современный период;
1.4
изучить специфику экономических отношений, особенности экономических категорий и действующих законов в сфере образования;
1.5
формировать теоретические знания и практические навыки по методологии, организации и проведению маркетинговых исследований;
1.6
познакомить с рядом направлений финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
1.7
дать последовательное и логичное изложение основных проблем финансирования образовательных учреждений;
1.8
привить практические навыки по составлению бизнес-плана оказания образовательных услуг
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Технологии электронного образования
2.1.2
Технологии электронного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
ПК-2: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
 
ПК-2.1: Знает: особенности организации образовательного процесса и методов управления образовательной организацией

на соответствующем уровне образования

 
ПК-2.2: Умеет: работать в команде, использовать комплекс методов анализа организационно-управленческой деятельности на соответствующем уровне образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные экономические понятия, особенности экономических отношений в отрасли образования;
3.1.2
актуальные проблемы в сфере образования;
3.1.3
нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования;
3.1.4
особенности российского рынка образования, механизм финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и институциональные условия их функционирования;
3.1.5
основные проблемы и методы управления и финансирования образования;
3.1.6
особенности управления маркетингом в образовании;
3.1.7
результаты экономических и маркетинговых исследований в сфере педагогической деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения научного исследования;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2.2
проводить анализ экономической ситуации в сфере образования;
3.2.3
применять нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования с учетом норм профессиональной этики;
3.2.4
составлять смету образовательного учреждения и подсчитывать размер заработной платы;
3.2.5
использовать систему оценок профессиональной деятельности с педагогической и экономической позиций и соизмерять педагогические результаты с достигаемым экономическим коэффициентом полезного действия;
3.2.6
оценивать эффективность экономических решений в сфере образования;
3.2.7
выявлять, анализировать экономические проблемы и противоречия, возникающие в образовании, предлагать способы их решения;
3.2.8
проектировать стратегии развития и планы образовательного учреждения;
3.2.9
использовать основные методы разработки прогнозов развития образовательных систем;
3.2.10
применять теоретические положения, идеи и методы маркетинга для решения конкретных практических задач;
3.2.11
правильно выполнять сегментацию рынка образовательных услуг;
3.2.12
оценивать привлекательность рынков и уровень деловой активности, трансформировать методы, способы и методики изучения и прогнозирования рынков, ситуационного анализа положения образовательного учреждения в рыночном пространстве применительно к специфическим особенностям и целям использования маркетинга образовательных услуг;
3.2.13
использовать результаты экономических и маркетинговых исследований в сфере педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
кнавыками выявления актуальных проблем в сфере образования с целью выполнения научного исследования;
3.3.2
навыками проводить анализ экономической ситуации в сфере образования;
3.3.3
навыками применения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования с учетом норм профессиональной этики;
3.3.4
культурой мышления и способностью к обобщению, анализу и восприятию информации;
3.3.5
способностью анализировать социально-экономические проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие в будущем, предвидеть последствия мер государственной экономической политики;
3.3.6
навыками профессионального общения и коммуникации по вопросам экономической политики и хозяйственной практики;
3.3.7
навыками использования современного инструментария и технологий маркетинга образовательных услуг
3.3.8
навыками использования результатов экономических и маркетинговых исследований в сфере педагогической деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Экономика в сфере образовании

 
1.1
Экономика образования. Управление финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации. /Лек/
Л1.2Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э2 Э4 Э6

2
УК-1.1 УК-1.2
2
0
 
1.2
Образовательная услуга: понятие, особенности. Рынок образовательных услуг /Пр/
Л1.2Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
1.3
Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования /Ср/
Л1.2Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
1.4
Федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовтаельные стандарты, образовательные программы /Ср/
Л1.2Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
1.5
Внебюджетная деятельность в образовательных организациях. Оплата труда в образовательных организациях /Ср/
Л1.2Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
1.6
Заработная плата и стимулирование труда в образовательных учреждениях /Пр/
Л1.2Л2.2 Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
1.7
Специфика экономических отношений в образовании /Ср/
Л1.2Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
1.8
Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации. /Ср/
Л1.2Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
1.9
Экономические отношения в сфере образования.  /Ср/
Л1.2Л2.3 Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
1.10
Виды государственных (мцниципальных) образовательных учреждений /Ср/
Л1.2Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
1.11
Основные направления деятельности системы образования до 2024 года /Ср/
Л1.2Л2.6 Л2.7

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
 
Раздел 2. Маркетинг в образовании

 
2.1
Маркетинг образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.2
Маркетинговая среда в образовании /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.3
Смета образовательного учреждения. Бухгалтерский и налоговый учет /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.4
Сегментация образовательной услуги /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.5
Субъекты рынка образовательных услуг. Основные функции рынка образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.6
Установление цены на образовательные услуги /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.7
Маркетинговые исследования как инструмент формирования образовательной стратегии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.8
Понятие бизнес-плана /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
2.9
Миссия и философия образовательного учреждения: принципы построения. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Государственный и негосударственный сектора рынка образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
2.10
Концепции восприятия комплекса маркетинга. Образовательная услуга - предмет рыночных отношений. Поведенческая модель потребителя услуг. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.11
Идентификация потоков потребителей. Планирование спроса на образовательные услуги с учетом производственных возможностей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.12
Маркетинговые коммуникации и продвижение образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.13
Брендинг. Стимулирование сбыта образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.14
Имидж образовательного учреждения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.15
Фрагментированность рынка образовательных услуг. Перспективы развития рынка образовательных услуг /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.16
Сегментация рынка образовтаельных услуг. Базовые аспекты принятия решения о сделке. Влияние на принятие решения. Требования к сегменту /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.17
Сегментация потребителей образовательных услуг. Сегментация (декомпозиция) по конкурентам. Сегментация (декомпозиция) по предложению. Сегментация. Резюме /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

5
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1
2
0
 
2.18
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

9
УК-1.1 УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1.Предмет и методология курса «Экономика и маркетинг в образовании».

2.Образование как социально-экономическая категория.

3.Образование как отрасль национальной экономики.

4.Роль образования в социально-экономическом развитии общества.

5.Специфика экономических отношений в отрасли образования.

6.Экономика образования как наука и учебная дисциплина.

7.Теория «человеческого капитала» как метод анализа экономики образования.

8.Качество образования: определение понятия, количественные и качественные показатели.

9.Отношения собственности в системе управления образовательными учреждениями.

10.Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.

11.Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений.

12.Внебюджетная деятельность государственных вузов.

13.Совершенствование системы бюджетного финансирования образования.

14.Совершенствование системы управления вуза.

15.Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.

16.Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений.

17.Тип и вид образовательного учреждения.

18.Характерные признаки казенного учреждения.

19.Характерные особенности бюджетных учреждений.

20.Автономные учреждения, преимущества, порядок финансирования.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
21.Стратегическая цель государственной политики в области образования на период до 2024 г.

22.Перечислите и охарактеризуйте приоритетные задачи государственной политики в области образования.

23.Основные принципы, положенные в основу развития российской системы образования.

24.Дать определение основных средств образовательного учреждения.

25.Привести примеры элементов учебно-материальной базы, относящихся к активной части основных фондов.

26.Дать определение оборотных средств образовательного учреждения.

27.Формирование собственных оборотных средств образовательного учреждения.

28.Раскройте структуру учебно-материальной базы Вашего образовательного учреждения.

29.Составляющие элементы оплаты труда педагогических работников.

30.Перечислите работы, за которые выплачиваются доплаты к должностному окладу работникам образовательного учреждения.

31.Маркетинг образовательных услуг.

32.Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг.

33.Особенности российского рынка образовательных услуг.

34.Образовательная услуга как рыночный продукт.

35.Цели, принципы и методы ценообразования в сфере образовательных услуг.

36.Организация работы маркетинговой системы образовательного учреждения.

37.Маркетинговые коммуникации и продвижение образовательных услуг.

38.Основные компоненты процедуры оценки эффективности мероприятий по продвижению образовательных услуг.

39.Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения.

40.Показатели экономической эффективности образования.

41.Возможности и способы повышения эффективности образования.

42.Управление затратами в образовании.

43.Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг.

44.Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.

45.Налогообложение в сфере образования.

46.Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы.

47.Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.

48.Оплата и стимулирование труда в учебных заведениях.

49.Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса.

50.Как устанавливается цена на образовательные услуги.

51.Перечислите средства воздействия комплекса маркетинговых коммуникаций в сфере образования.

52.Дать определение бухгалтерского баланса.

53.Дать определение Плана счетов.

54.Дать определение объекта, предмета и метода бухгалтерского учета.

55.Назовите элементы метода бухгалтерского учета.

56.Дать определение калькуляции.

57.Основные средства и нематериальные активы.

58.Бухгалтерская отчетность.

59.Бюджетная отчетность.

60.Особенности ведения бухгалтерского учета в государственных образовательных учреждениях.

61.Особенности ведения бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях.

62.Бизнес-планирование в сфере образования.

Задания:

1.Рассчитайте размер заработной платы преподавателя вуза, при условии, что преподаватель работает на 1,5 ставки в должности доцента.

2.Рассчитать налоговый социальный вычет на образование.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов:

1.Предмет и методология курса «Экономика и маркетинг в образовании»

2.Особенности российского рынка образовательных услуг

3.Сегментация рынка образовательных услуг

4.Тенденции развития рынка образовательных услуг в Республике Татарстан

5.Тенденции развития рынка образовательных услуг в г.Набережные Челны

6.Образовательная услуга как рыночный продукт

7.Конкуренция на рынке образовательных услуг

8.Маркетинговая система образовательного учреждения

9.Окружающая среда маркетинга сферы образовательных услуг

10.Особенности ценовой политики на рынке образовательных услуг и ее цели

11.Реклама образовательных услуг

12.Окружающая маркетинговая среда и сегментация рынка образовательных услуг

13.Маркетинговая стратегия развития образовательных услуг

14.Особенности отдельных видов маркетинговых стратегий на рынке образовательных услуг

15.Организация управления маркетингом в сфере образования

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Захарова, И. В.
Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие / И. В. Захарова .— Москва : КНОРУС, 2021 .— 244 с. : ил. — (Серия "Магистратура") .— Рекомендовано УМО 
Москва : КНОРУС, 2021
 
Л1.2
Столяров, В. И.
Экономика образования: учебник / В. И. Столяров, С. Н. Поздняк .— 2-е изд., перераб. и доп .— Москва : КУРС: ИНФРА-М, 2019 .— 384 с. : ил. — Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО .
Москва : КУРС: ИНФРА-М, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Голубков, Е. П.
Маркетинг для професионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 474 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3749-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426253
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Завгородняя, А. В.
Маркетинговое планирование: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06590-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441300
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Айзман, Р. И. 
Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность :: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 214 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11943-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446476
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.4
Москвин, С. Н.
Управление проектами в сфере образования: учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11817-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/457183
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.5
Чернопятов А. М. 
Маркетинг в образовании: учебно-методическое пособие/А. М. Чернопятов. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2018 . -279 с.
Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2018
 
Л2.6
Шемятихина, Л.Ю.
Менеджмент и экономика образования : учебное пособие/ . - Р-н/Д: Феникс, 2016. -  442 с. : ил. - (Серия "Высшее образование"). - Рекомендовано Советом УМО 
Р-н/Д: Феникс, 2016
 
Л2.7
Алиев, И. М. 
Экономика труда: учебник и практикум для вузов / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 486 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11318-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456964
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Энциклопедия маркетинга. - URL: www.marketing.spb.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Закон об образовании в Российской Федерации. - URL: http://base.garant.ru/70291362/
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Э5
Бюджетный кодекс Российской Федерации. - URL: http://base.garant.ru/12112604/
 
Э6
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378/
 
Э7
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342578/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.