(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э4 Э7
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
7 семестр
Вопросы к экзамену
1. Предмет изучения экономической теории. Структура и функции экономической
теории.
2. Метод экономической теории. Экономические законы и категории. Связь
экономической теории с экономической политикой.
3. Потребности, блага, ресурсы и их виды.
4. Основная экономическая проблема. Кривая производственных возможностей. Закон
возрастающих альтернативных издержек.
5. Сущность экономической системы и ее основные элементы.
6. Понятие собственности в экономическом и юридическом смысле. Отношения и формы
собственности.
7. Классификация экономических систем. Характеристика основных типов
экономических систем.
8. Характеристика переходной экономики.
9. Понятие рыночной экономики. Условия возникновения и развития рынка. Товарное
производство и разделение труда.
10. Классификация рынков. Инфраструктура рынка. Экономический кругооборот.
11. Сущность конкуренции. Характеристика основных типов рыночных структур.
12. Понятие спроса, его виды и формы. Факторы, влияющие на спрос и объем спроса.
Закон спроса.
13. Предложение и его виды. Факторы, влияющие на предложение и объем предложения.
Закон предложения.
14. Предприятие как основной хозяйствующий субъект рыночной экономики.
Классификация предприятий.
15. Основы теории производства. Процесс производства и производственная функция.
16. Понятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Прибыль и доход предприятия.
17. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции. Максимизация
прибыли и минимизация убытков.
18. Типы фирм в условиях совершенной конкуренции. Предложение фирмы и отрасли.
Поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
19. Поведение предприятия в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация.
Показатели монопольной власти.
20. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции.
21. Поведение предприятия в условиях олигополии.
22. Рынки факторов производства и их особенности.
23. Сущность и особенности рынка труда. Спрос на труд и его предложение. Заработная
плата.
24. Рынок природных ресурсов. Понятие и формирование ренты. Цена природного
ресурса.
8 семестр
Вопросы к экзамену
1. Национальная экономика как предмет изучения макроэкономики.
2. Структура национальной экономики.
3. Основные цели и инструменты макроэкономической политики.
4. Национальное богатство: сущность и структура.
5. Система национальных счетов: характеристика основных макроэкономических показателей.
6. Способы расчета ВВП. Дефлятор ВВП.
7. Понятие макроэкономического равновесия.
8. Виды, условия и модели макроэкономического равновесия.
9. Сущность государственного регулирования экономики. Функции государства в экономике.
10.Цели, объекты и инструменты государственного регулирования экономик.
11.Государственное регулирование экономики в России и пути его совершенствования.
12.Современные деньги и их обращение. Денежная масса. Денежные агрегат.
13.Инфляция. Инфляционные процессы.
14.Денежный рынок. Кредит и процентная ставка.
15.Банки. Банковская система. Государственная денежно-кредитная политика.
16.Финансы и их функции. Государственная финансовая систем.
17.Бюджетная система государства. Налоги и налоговая система.
18.Бюджетно-налоговая политика государства. Кривая Лаффер.
19.Зарождение мирохозяйственных связей и формирование мировой экономики.
20.Основные субъекты и формы международных экономических отношений.
22.Развитие мировой экономики и характеризующих ее процессов.
23.Проблема систематизации стран в мировом хозяйстве.
24.Развитые страны в мировой экономике.
25.Развивающиеся страны мира.
26.Страны с переходной экономикой.
Тематика рефератов:
7 семестр
1. Меркантилизм: теория и практика.
2. Общая характеристика русского меркантилизма.
3. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее место в истории экономического анализа.
4. Трудовая теория стоимости от У. Петти до К. Маркса.
5. Характеристика рыночного хозяйства как основа экономического учения А. Смита
и Д. Рикардо.
6. Марксистская теория прибавочной стоимости и капитала.
7. Маржиналистская революция в экономической науке.
8. Учение А. Маршалла – основа неоклассического направления в экономической
теории.
9. Институционализм: теория и практика.
10. Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую теорию.
11. Монетаризм – главная школа современного неоконсерватизма.
12. Роль экономической теории в жизни общества.
13. Характеристика экономического подхода к социальным процессам и явлениям.
14. Перспективы развития экономической науки.
15. Современные методы исследования экономической реальности.
16. Характеристика различных типов современных экономических систем.
17. Историческое развитие экономических систем.
18. Национальные модели рыночной экономики.
19. Проблема минимизации трансакционных издержек.
20. Принципы функционирования современной рыночной экономики.
21. Возникновение и развитие товарно-денежных отношений.
22. Роль государства в рыночной экономике.
23. Характеристика элементов инфраструктуры современного рынка.
24. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.
25. Развитие малого бизнеса в России.
26. Формы и методы государственной поддержки малых предприятий
27. Приватизационные процессы в России.
28. Опыт проведения приватизации в различных странах.
29. Особенности перехода от административно-командной системы к рыночной.
30. Развитие форм собственности в условиях рынка.
31. Перестройка отношений собственности в России при переходе к рыночной
экономике.
32. Проблема интеграции России в систему международных экономических связей.
33. Проблемы формирования рынков факторов производства в России.
34. Теоретические и практические аспекты анализа спроса и предложения.
35. Эластичность спроса и предложения. Теория и практика.
36. Влияние факторов внешней среды на проблемы формирования рыночных цен.
37. Современное ценообразование в России.
38. Установления рыночного равновесия и его виды.
39. Особенности количественного и сравнительного подходов к анализу полезности.
40. Экономические эффекты и их влияние на рыночное поведение потребителей.
41. Основные концепции теории потребительского выбора.
42. Индивидуум на рынке: потребление и доходы.
43. Антимонопольная политика государства.
44. Издержки и доходы фирм.
45. Конкуренция: сущность, виды и значение для экономики страны.
46. Характеристика видов несовершенной конкуренции: монополия, олигополия,
монополистическая конкуренция.
47. Конкуренция в системе бизнеса. Управление конкурентоспособностью фирмы.
48. Равновесие фирмы и отрасли на рынке совершенной конкуренции.
49. Реформирование естественных монополий.
50. Особенности функционирования современных олигополий.
51. Характеристика предприятия как основного субъекта рынка.
52. Производственный выбор предприятия в условиях краткосрочного и
долгосрочного периодов.
предприятия как условие достижения эффективного способа производства.
54. Особенности классической и кейнсианской моделей макроэкономического
равновесия.
55. Эффективный спрос как основа экономического развития.
56. Государственная инвестиционная политика в России.
57. Кейнсианская модель доходов и расходов. Мультипликатор автономных расходов.
58. Измерения в экономике. Система национальных счетов.
8 семестр
1. Система макроэкономических показателей: структура, исчисление, особенности
динамики в российских условиях.
2. Общественное благосостояние как категория макроэкономики.
3. Национальный доход России: анализ и пути увеличения.
4. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева.
5. Особенности теневой экономики.
6. Современная безработица: причины, виды, социально-экономические
последствия.
7. Инфляция: причины, виды, методы государственного регулирования.
8. Модели экономического роста.
9. Проблемы достижения экономического роста в России.
10. Особенности безработицы и государственная политика занятости в условиях
рыночной экономики.
11. Циклические закономерности развития экономики.
12. Макроэкономические теории конъюнктурных колебаний.
13. Формы и методы стабилизационной политики государства.
Контрольная работа
Вариант 1.
1. Предмет и метод экономической теории.
2. Основные этапы развития экономической мысли
Вариант 2.
1. Основная экономическая проблема и производственные возможности
экономики
2. Сущность и типы экономических систем. Отношения собственности
Вариант 3.
1. Характеристика рыночной системы
2. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения
Вариант 4.
1. Формирование равновесия на рынке
2. Теория потребительского поведения
Вариант 5.
1. Основы теории производства. Производственный выбор
2. Издержки, доходы и прибыли предприятия. Определение оптимального объема производства
Вариант 6.
1. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции
2. Поведение предприятия в условиях несовершенной конкуренции
Вариант 7.
1. Рынки факторов производства
2. Показатели системы национальных счетов
Вариант 8.
1. Модель межотраслевого баланса национальной экономики
2. Классическая модель равновесия на рынке благ
Вариант 9.
1. Кейнсианская модель равновесия на рынке благ
2. Денежное обращение в стране. Равновесие на рынке денег
Вариант 10.
1. Равновесие на рынке благ и денег
2. Безработица: сущность, измерение, методы регулирования
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
етодические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.