Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Вопросы к зачёту
1. Предмет изучения экономической теории. Структура и функции экономической теории.
2. Метод экономической теории. Экономические законы и категории. Связь экономической теории с экономической политикой.
3. Потребности, блага, ресурсы и их виды.
4. Основная экономическая проблема. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
5. Сущность экономической системы и ее основные элементы.
6. Понятие собственности в экономическом и юридическом смысле. Отношения и формы собственности.
7. Классификация экономических систем. Характеристика основных типов экономических систем.
8. Характеристика переходной экономики.
9. Понятие рыночной экономики. Условия возникновения и развития рынка. Товарное производство и разделение труда.
10. Классификация рынков. Инфраструктура рынка. Экономический кругооборот.
11. Сущность конкуренции. Характеристика основных типов рыночных структур.
12. Понятие спроса, его виды и формы. Факторы, влияющие на спрос и объем спроса. Закон спроса.
13. Предложение и его виды. Факторы, влияющие на предложение и объем предложения. Закон предложения.
14. Предприятие как основной хозяйствующий субъект рыночной экономики. Классификация предприятий.
15. Основы теории производства. Процесс производства и производственная функция.
16. Понятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Прибыль и доход предприятия.
17. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли и минимизация убытков.
18. Типы фирм в условиях совершенной конкуренции. Предложение фирмы и отрасли. Поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
19. Поведение предприятия в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация. Показатели монопольной власти.
20. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции.
21. Поведение предприятия в условиях олигополии.
23. Сущность и особенности рынка труда. Спрос на труд и его предложение. Заработная плата.
24. Спрос и предложение капитала. Ссудный процент.
25. Рынок природных ресурсов. Понятие и формирование ренты. Цена природного ресурса.
26. Национальная экономика как предмет изучения макроэкономики. Структура национальной экономики. Основные цели и инструменты макроэкономической политики.
27. Национальное богатство: сущность и структура.
28. Система национальных счетов: характеристика основных макроэкономических показателей.
29. Способы расчета ВВП. Дефлятор ВВП.
30. Понятие макроэкономического равновесия. Виды, условия и модели макроэкономического равновесия.
Тематика рефератов:
1. Меркантилизм: теория и практика.
2. Общая характеристика русского меркантилизма.
3. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее место в истории экономического анализа.
4. Трудовая теория стоимости от У. Петти до К. Маркса.
5. Характеристика рыночного хозяйства как основа экономического учения А. Смита
и Д. Рикардо.
6. Марксистская теория прибавочной стоимости и капитала.
7. Маржиналистская революция в экономической науке.
8. Учение А. Маршалла – основа неоклассического направления в экономической
теории.
9. Институционализм: теория и практика.
10. Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую теорию.
11. Монетаризм – главная школа современного неоконсерватизма.
12. Роль экономической теории в жизни общества.
13. Характеристика экономического подхода к социальным процессам и явлениям.
14. Перспективы развития экономической науки.
15. Современные методы исследования экономической реальности.
16. Характеристика различных типов современных экономических систем.
17. Историческое развитие экономических систем.
18. Национальные модели рыночной экономики.
19. Проблема минимизации трансакционных издержек.
20. Принципы функционирования современной рыночной экономики.
21. Возникновение и развитие товарно-денежных отношений.
22. Роль государства в рыночной экономике.
23. Характеристика элементов инфраструктуры современного рынка.
24. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.
25. Развитие малого бизнеса в России.
26. Формы и методы государственной поддержки малых предприятий
27. Приватизационные процессы в России.
28. Опыт проведения приватизации в различных странах.
29. Особенности перехода от административно-командной системы к рыночной.
30. Развитие форм собственности в условиях рынка.
31. Перестройка отношений собственности в России при переходе к рыночной
экономике.
32. Проблема интеграции России в систему международных экономических связей.
33. Проблемы формирования рынков факторов производства в России.
34. Теоретические и практические аспекты анализа спроса и предложения.
35. Эластичность спроса и предложения. Теория и практика.
36. Влияние факторов внешней среды на проблемы формирования рыночных цен.
37. Современное ценообразование в России.
38. Установления рыночного равновесия и его виды.
39. Особенности количественного и сравнительного подходов к анализу полезности.
40. Экономические эффекты и их влияние на рыночное поведение потребителей.
41. Основные концепции теории потребительского выбора.
42. Индивидуум на рынке: потребление и доходы.
43. Антимонопольная политика государства.
44. Издержки и доходы фирм.
45. Конкуренция: сущность, виды и значение для экономики страны.
46. Характеристика видов несовершенной конкуренции: монополия, олигополия,
монополистическая конкуренция.
47. Конкуренция в системе бизнеса. Управление конкурентоспособностью фирмы.
48. Равновесие фирмы и отрасли на рынке совершенной конкуренции.
49. Реформирование естественных монополий.
50. Особенности функционирования современных олигополий.
52. Производственный выбор предприятия в условиях краткосрочного и
долгосрочного периодов.
53. Определение оптимальной комбинации факторов производства и масштабов
предприятия как условие достижения эффективного способа производства.
54. Особенности классической и кейнсианской моделей макроэкономического
равновесия.
55. Эффективный спрос как основа экономического развития.
56. Государственная инвестиционная политика в России.
57. Кейнсианская модель доходов и расходов. Мультипликатор автономных расходов.
58. Измерения в экономике. Система национальных счетов.
59. Система макроэкономических показателей: структура, исчисление, особенности
динамики в российских условиях.
60. Общественное благосостояние как категория макроэкономики.
61. Национальный доход России: анализ и пути увеличения.
62. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева.
63. Особенности теневой экономики.
64. Современная безработица: причины, виды, социально-экономические
последствия.
65. Инфляция: причины, виды, методы государственного регулирования.
66. Модели экономического роста.
67. Проблемы достижения экономического роста в России.
68. Особенности безработицы и государственная политика занятости в условиях
рыночной экономики.
69. Циклические закономерности развития экономики.
70. Макроэкономические теории конъюнктурных колебаний.
71. Формы и методы стабилизационной политики государства.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к занятиям в интерактивной форме.
Интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий.
Для решения образовательных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; дебаты; круглые столы; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция- пресс- конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки и др.); обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); проведение форумов; тренинги; метод кейсов, портфолио; семинар в диалоговом режиме (семинар-диалог); компьютерные симуляции; компьютерное моделирование и практический анализ результатов.
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
I. Подготовка занятия. Преподаватель производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.
II. Вступление. Сообщение темы и цели занятия: участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии; при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное); добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Примерные правила работы в группе: быть активным; уважать мнение участников; быть доброжелательным, пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия, заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента; креативность; уважать правила работы в группе.
III. Основная часть. Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
IV. Выводы (рефлексия). Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: что произвело на вас наибольшее впечатление? что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия? чем вы руководствовались в процессе принятия решения? учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы? как вы оцениваете свои действия и действия группы? если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесооб¬разно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источ¬ников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту ра¬боту целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного материала, который за¬ключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнитель¬ные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочно¬сти своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготов¬ке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше де¬лать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.