2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Этногенез народов Среднего Поволжья и Прикамья_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Этногенез народов Среднего Поволжья и Прикамья
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
Этногенез народов Среднего Поволжья и Прикамья
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование системы знаний и представлений об особенностях этногенеза, этнической истории, традиционной культуры и проблем современного развития народов с целью взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия, опираясь на опыт и знания этногенеза и этнической истории народов Среднего Поволжья и Прикамья.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с понятийным аппаратом этнологической науки, методологией и методикой работы в этнографическом поле, основными принципами классификации народов мира, этнографическими характеристиками регионов и отдельных народов, включая проблемы этногенеза и этнической истории;
1.4
овладение знаниями о самобытности и многосложности культур народов,населяющих Среднее Поволжье и Прикамье;
1.5
понимание роли этнического фактора в современном мире с целью осмысления и анализа этнических процессов в прошлом и настоящем;
1.6
воспитание у обучающихся этнической толерантности, уважительного отношения к традициям как своего, так и других народов;
1.7
готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
1.8
готовности взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика практических (полевых) исследований
2.1.2
Современные методы археологических исследований
2.1.3
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.4
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.5
Цифровые образовательные ресурсы по истории
2.1.6
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
2.1.7
Методика практических (полевых) исследований
2.1.8
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.2
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.3
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.4
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.8
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "История России"
 
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы становления этносов;
3.1.2
основные понятия этнологии;
3.1.3
основные культурные оосбенности и традиции народов Среднего Поволжья и Прикамья;
3.1.4
основные этапы исторического развития общества;
3.1.5
разнообразие современных образовательных технологий в предметной области "История России"
3.1.6
3.1.7
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться понятиями и специальной терминологией этнологии;
3.2.2
работать с литературой и источниками по этногенезу народов Поволжья;
3.2.3
свободно ориентироваться в представлениях о языковом, антропологическом и конфессиональном составе народов Поволжья, уметь соотнести их друг с другом;
3.2.4
формулировать научное и этически достоверное суждение относительно этно-конфессиональных, этнорасовых и этнокультурных проблем современного Поволжья;
3.2.5
на основе понимания культурных, религиозных особенностей разных народов уважительно относиться к и их традициям и обычаям;
3.2.6
руководствоваться в своей деятельности принципами этнической толерантности, диалога и сотрудничества между представителями разных народов и конфессий;
3.2.7
понимать сущность этнокультурных, расово-антропологических и  религиозных различий этнических сообществ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыки понимания значения этнического фактора в истории Поволжья;
3.3.2
навыки  толерантного восприятия этнических, социальных и культурных различий;
3.3.3
навыками использования в педагогической и культурно-просветительской деятельности знаний по этнической истории и культуре народов Поволжья;
3.3.4
навыками представлять результаты своей поисковой деятельности в устном и письменном виде, в том числе с помощью современных технологий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Этногенез древнейшего пласта населения Волго-Камья

 
1.1
Проблемы этногенеза народов России  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-5.2
3
0
 
1.2
Древнейшие  этнические общности Урало-Алтайского региона   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-5.2
3
0
 
1.3
Древние уральская, финнская и угорская этно-культурные общности   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Этногенез мордовского народа: эрзя и мохша  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
1.5
Формирование марийского народа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
1.6
Происхождение удмуртского народа  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
1.7
Истоки формирования восточных финнов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
1.8
Истоки формирования древних пермян  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
1.9
Участие древних балто-славян и тюрков в этногенезе финно-угорских народов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Тюрко-язычные народы Волго-Камского региона

 
2.1
Древние алтайская и тюркская этнические общности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-5.2
3
0
 
2.2
Проблемы проникновения прототюрок в Волго-Камский регион  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-5.2
3
0
 
2.3
Теории происхождения чувашского народа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Татары как этнос. Татары Поволжья и Приуралья  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
2.5
Теории происхождения татар- мишарей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
2.6
Этно-конфессиональные группы в татарском этносе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
2.7
Происхождение казанских татар /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
2.8
Сибирские, астраханские и ногайские компоненты у казанских татар /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
2.9
Культурное взаимовлияние народов Волго-Камского региона /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.10
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Этнология как наука.

2.Этнос и его признаки.

3.Формы этносов.

4.Типы этнических процессов.

5.Классификация этносов мира.

6.Расово-антропологическая классификация.

7.Этно-лингвистическая классификация.

8.Этническая идентичность.

9.Сущность теории этногенеза Л.Н. Гумилева.

10.Древнейшие и древние этнические общности.

11.Угорская этническая общностью

12.Самодийская этническая общность.

13.Финская этническая общность.

14.Алтайская этническая общность.

15.Этнические основы мордвы: эрзя и мухши.

16.Формирование марийского народа

17.Происхождение удмуртского народа.

18.Формирование чувашского этноса.

19.Татары: структура и расселение.

20.Происхождение казанских татар.

21.Теории формирования татар-мишарей.

22.Татары-кряшены: истоки и становление.

23.Этнокультурное формирование мордвы.

24.Перепись населения России 2002 и 2010 гг.: динамика численности этносов.

25.Демографическая ситуация в современной России

26.Этнос в оценке соседей.

27.Этнические общности Поволжья и Приуралья.

28.Ранние этапы этногенеза финно-угорских народов.

29.Время и пространство в различных культурах.

30.Механизмы и формы предъявления этнической идентичности.

Задание: Подготовить доклад на научно-практическую конференцию по теме: «Этногенез народов Поволжья и Приуралья».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе по прочитанной монографии

Прочитать монографию (Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории/ Посл. С.Б. Лавров. – М.: Рольф, 2001. – 320 с.) и написать эссе на темы (на выбор):

1.Современная этническая картина мира.

2.Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

3.Межэтнические взаимоотношения.

4.Этнические миграции.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Козьмин, В.А.
Этнология (Этнография): Этнология (этнография) : учебник для вузов / В. А. Козьмин [и др.] ; под редакцией В. А. Козьмина, В. С. Бузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00916-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468784
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
Л1.2
Петрухин, В. Я.
История народов России в древности и раннем средневековье:  учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. — 3-е изд., испр. и доп. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438863 (дата обращения: 15.05.2019).
М.:Изд-во Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Александренков, Э. Г. 
Основы этнологии: Основы этнологии : учебное пособие / Э. Г. Александренков, Т. И. Алексеева, С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. — Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2007. — 696 c. — ISBN 978-5-211-05321-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13420.html
Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2007
 
Л2.2
Евсеев, В. А.
Этнология и социальная антропология: учебное пособие для вузов / В. А. Евсеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11545-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476150
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ресурсы по истории. - Режим доступа: http://kuhttp.cc.ukans.edu/history/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э4
Этнография народов России. - URL: http://www.ethnology.ru/lib/links.html
 
Э5
Тюрко-татарский мир. - URL: http://tataroved.ru/institut
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий