Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна
ции
Э4 Э5
Э4 Э5
Обучающийся как субъект учебной деятельности /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания для экзамена
1. Обучение и воспитание как всеобщие формы развития
2. Педагог как субъект педагогической деятельности.
3. Профессиональное самосознание. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя.
4. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
5. Знаково-контекстное обучение. Компетентностный подход в современном образовании.
6. Психолого-педагогические основы этно-культурных феноменов в образовательной среде.
7. Психологические основы «активизирующего» обучения, проблемное обучение.
8. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.
9. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.
10. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
11. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
12. Психологические основы «развивающего» обучения, основные принципы обучения Л.В.Занкова.
13. Понятие, психологические характеристики и структура учебной деятельности.
14. Классификация учебных действий. Психологические основы эффективных педагогических технологий.
15. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.
16. Мотивы учения, их виды. Возрастные особенности мотивов учения. Формирование мотивации учения.
17. Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.
18. Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок. Условия эффективности педагогической оценки.
19. Предмет педагогической деятельности. Задачи педагогической деятельности. Проблемы педагогической деятельности.
20. Принципы, методы исследования педагогической деятельности. Применение методов психолого-педагогических исследований в анализе педагогической деятельности.
21. Изучение педагогической деятельности в процессе становления педагогической психологии. Общепсихологический контекст формирования знаний о педагогической деятельности. Этапы становления знаний о педагогической деятельности.
22. Современное состояние знаний о педагогической деятельности.
23. Концепции педагогического процесса, их психологические основания.
24. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего (по Давыдову В. В.).
25. Современные теории отечественной и зарубежной психологии, как основа теории и практики педагогической деятельности.
26. Понятие педагогической деятельности: формы, характеристики, содержание, мотивы, способности. Структура педагогической деятельности.
27. Психологические основы организации педагогической деятельности.
28. Понятия: «педагогические функции» и «педагогические умения». Основные функции педагогической деятельности. Педагогические умения.
29. Стиль педагогической деятельности.
30. Понятие о продуктивности и уровнях профессионально-педагогической деятельности.
31. Нормативные требования к деятельности учителя (Профессиональный стандарт педагога).
32. Соотношение понятий педагогические компетенции и педагогические способности. Теории педагогических
33. Понятие педагогических компетенций. Различение компетенций и компетентностей. Структура педагогических компетентностей. Современные требования к профессиональным компетентностям учителя.
34. Психология педагогического воздействия. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Общая характеристика взаимодействия.
35. Учебно-педагогическое сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
36. Общение в образовательном процессе. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
37. Коммуникативные компетенции учителя.
38. Методические компетенции. Приемы и техники управления учащимися на уроке.
39. Обучающийся как субъект учебной деятельности.
40. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения в системе образования.
41. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость. Показатели обучаемости.
42. Психологические особенности педагогического коллектива. Структура педагогического коллектива.
43. Сотрудничество педагога со всеми субъектами (участниками) образовательного процесса. Социальные компетенции педагога. Конфликт и психологическая характеристика способов его преодоления.
44. Образовательная среда школы. Структура образовательной среды. Роль педагога в создании образовательной среды школы.
45. Психологический анализ урока как инструмент оценки профессиональных компетенций учителя.
Задание:
Сформулируйте рекомендации учителю, работающему с обучающимся, у которого выявлены такие мотивы учебной деятельности как «избегание неудачи».
Темы письменных сообщений
1. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
2. Основные теории научения.
3. Виды научения у человека.
4. Бихевиористская концепция научения.
5. Ассоциативно-рефлекторная теория научения.
6. Учение как разновидность человеческой деятельности.
7. Основные теории учения в отечественной психологии.
8. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
9. Основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
10. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
11. Основные направления разработки проблемы обучения и развития.
12. Концепция зоны ближайшего развития.
13. Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.
14. Виды, уровни и свойства обучаемости.
15. Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.
16. Сущность учебной деятельности.
17. Основные особенности учебной деятельности.
18. Структура учебной деятельности.
19. Универсальные учебные действия в структуре учебной деятельности.
20. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.
21. Основные возрастные особенности формирования УД.
22. Основные аспекты диагностики учебной деятельности.
23. Мотивация как психологическая категория.
24. Основные источники учебной мотивации.
25. Характеристики и функции учебной мотивации.
26. Типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся.
27. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.
28. Феномен "обученной беспомощности".
29. Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.
30. Проблема соотношения обучения и развития.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.