2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Современные методы археологических исследований_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные методы археологических исследований
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
46
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
46
46
46
46
Кoнтактная рабoта
46
46
46
46
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доц., Нигамаев А.З. _________________
 
 
Современные методы археологических исследований
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в развитии у обучающихся способности оценивать существующие научные проблемы с учетом современных достижений смежных наук, формирование проблемного понимания основных процессов и явлений археологической науки, отработка навыков научно-исследовательской деятельности, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать системное видение узловых проблем исследовательской практики в области современной археологической науки;
1.4
расширить представления и знания магистров о методологических и методических аспектах исследования в археологии, древней и средневековой истории
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура регионального предпринимательства
2.2.2
Методика написания исследовательской работы по краеведению
2.2.3
Научный дискурс
2.2.4
Организация исследовательской и проектной деятельности по  истории
2.2.5
Политические и государственные деятели Волго-Камского региона
2.2.6
Производственная практика. Научно-исследовательская работа
2.2.7
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.8
Экологическая история промышленного города
2.2.9
Этногенез народов Среднего Поволжья и Прикамья
2.2.10
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.11
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.12
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.13
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
История и культура регионального предпринимательства
2.2.17
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.20
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "История России"
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет роль каждого участника в команде
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
УК-3.3: Способен устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.1.1
основные сведения по истории мировых цивилизаций, археологии, включая периодизации, хронологические связи, хронологические рамки исторических процессов;
3.1.2
основные понятия, ключевые закономерности и причинно-следственные связи между фактам, процессами, явлениями истории;
3.1.3
основы методики археологических раскопок;
3.1.4
воспитательный потенциал археологии, истории и обществознания, их роль в развитии творческих способностей обучающихся;
3.1.5
методики археологических исследований, работы с археологическими источниками;
3.1.6
законодательство в области охраны памятников археологии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с историческими источниками и научной литературой, самостоятельно находить и анализировать основные сведения по археологии, давать объективную характеристику исторических процессов и закономерностей;
3.2.2
выполнять элементарные операции при проведении археологических раскопок;
3.2.3
вести археологические раскопки, работать с археологическими источниками;
3.2.4
осуществлять исследовательскую работу в коллективных проектах;
3.2.5
формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования основных положений и методов археологический и исторической науки при решении профессиональных задач;
3.3.2
навыками использования современных методов исторических и междисциплинарных знаний
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика полевых работ

 
1.1
Современные методы полевых исследований /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э12 Э13

2
УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
1.2
Методы разведки

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
1.3
Методы раскопок /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
1.4
Консервация, реставрация и реконструкция археологических памятников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э9

4
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
1.5
Использование технических средств в полевых исследованиях /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э12 Э13

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
1.6
Использование ГИС-технологий и данных дистанционного зондирования (ДДЗ) в археологии

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э9 Э10

4
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
1.7
Применение геофизического оборудования в археологии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
1.8
Современные методы полевых исследований /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

10
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
1.9
Использование технических средств в полевых исследованиях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
 
Раздел 2. Методы лабораторных исследований

 
2.1
Хронологическая система в археологии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э12 Э13

2
УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
2.2
Стратиграфия и относительное датирование в археологии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э5 Э6 Э7 Э10 Э11

2
УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
2.3
Типологический эволюционный ряд /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э7 Э8 Э9 Э12 Э13

4
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.4
Открытые и закрытые археологические комплексы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.5
Научное датирование в археологии и хронологические модели.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.6
Методы определения места производства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э12 Э13

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.7
Метод картографирования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.8
Метод пространственного анализа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.9
Метод стилистического исследования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.10
Спектрографический и металлографический анализ находок /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.11
Трассология в археологии

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э6 Э7 Э8 Э9

2
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.12
Хронологическая система в археологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12

20
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
2.13
Методы определения места производства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

24
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.14
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

36
ПК-1.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Современные методы полевых исследований.

2. Современные методы разведки.

3. Методы раскопок в полевых исследованиях .

4. Консервация археологических объектов.

5. Реставрация археологических находок и памятников.

6. Реконструкция археологических памятников.

7. Использование технических средств в полевых исследованиях.

8. Применение геофизического оборудования в археологии.

9. Археологическая периодизация и археологическая хронология.

10, Археологическая хронология и методы датирования.

11. Относительное датирование в археологии.

12. Стратиграфия культурных напластований.

13. Геологическая характеристика археологических напластований.

14. Типологический эволюционный ряд .

15. Открытые и закрытые археологические комплексы.

16. Научное датирование в археологии и хронологические модели.

17. Методы определения места производства.

18. Методы определения места производства.

19. Метод пространственного анализа.

20. Метод стилистического исследования.

21. Спектрографический анализ находок.

22. Металлографический анализ находок.

23. Трассология в археологии.

24. Хронологическая система в археологии.

25. Методы определения места производства.

26. Радиокарбонный (С14) метод в современной археологии.

27. Калий-аргоновый и трековый методы и их применение.

28. Метод уран-торий и его область применения.

29.Радио-физические методы в разведке.

30. Современные возможности подводной археологии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемоcти

Тематика докладов:

1.Задачи и методы разведки

2.Разведочная документация

3.Аэрофотосъемка и космическое зондирование

4.Геофизическая разведка

5.Культурный слой. Состав. Процессы формирования и развития

6.Раскопки поселения послойно-поквадратным методом

7.Раскопки поселения широкой площадью

8.Раскопки поселения методом перекидной, подвижной траншеи

9.Раскопки поселения фронтально-стратиграфическим методом

10.Раскопки пещер

11.Раскопки стоянок каменного века. Метод “связей”.

12.Раскопки городищ

13.Стратиграфический метод

14.Полевой эксперимент

15.Взятие проб на анализы методами естественных наук

16.Методы замеров (съемка плана, фиксация находок и сооружений).

17.Полевая камералка.

18.Полевая документация.

19.Методика раскопок курганов с земляной насыпью.

20.Палеопочвенные методы исследования при раскопках курганов с земляной насыпью.

21.Методика раскопок курганов с каменной насыпью.

22.Методика раскопок грунтового могильника.

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
23.Правила применения техники при раскопках курганной насыпи.

24.Методика раскопок могилы (простая яма, подбой, катакомба) и расчиски скелета.

25.Первичные антропологические определения.

26.Подсчет количества погребенных и установление положения умершего в погребениях с нарушенным анатомическим порядком скелетов.

27.Методика раскопок культовых сооружений.

28.Методы полевой консервации (консервация дерева, кости, металла, керамики). Консервация раскопа.

29.Методика копирования петроглифов.

30.Применение новейших технических достижений в современной полевой археологии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Скрипкин, А.С.
История отечественной археологии: учебное пособие для вузов / А. С. Скрипкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472204
Москва: Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петров, Н. И.
Археология: учебное пособие / Н. И. Петров. — Санкт-Петербург : Издательство СПбКО, 2008. — 232 c. — ISBN 978-5-903983-03-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/11261.html
Санкт-Петербург : Издательство СПбКО, 2008
 
Л2.2
Головченко, Н. Н.
Древние и средневековые памятники археологии России: учебно-методическое пособие / Н. Н. Головченко. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2019. — 89 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/102722.html
Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека РАН. Научная библиотека ИИМК * Санкт-Петербург *. Режим доступа: http://www.rasl.ru/e_resours/Arxeologia/index.html
 
Э2
Всероссийское научное общество. Архивы. Режим доступа: http://rushistory.org/archives.html
 
Э3
Издания по археологии ИА РАН. Электронные версии. Режим доступа: http://archaeolog.ru/ 
 
Э4
Gbooks: книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, филологии, философии, изданные преимущественно до 1917 года. Режим доступа: http://gbooks.archeologia.ru/
 
Э5
Электронная база данных и библиотека Древнерусские берестяные грамоты. Режим доступа: http://lrc-lib.ru/_gramoty/ 
 
Э6
Библиотека электронных ресурсов «Средневековая Русь». Режим доступа: http://medievalrus.csu.ru/index.shtml
 
Э7
Хронос: всемирная история в интернете. Режим доступа: http://www.hrono.ru/
 
Э8
Электронный справочник научных археологических обществ России. Режим доступа: http://www.snor.ru/ 
 
Э9
Журнал Аntiquity. Электронный ресурс. Режим доступа: http://antiquity.ac.uk/index.html 
 
Э10
Археология.РУ – Открытая библиотека имени В.Е.Еременко. Режим доступа: http://www.archaeology.ru/ 
 
Э11
Новейшие материалы по биоархеологии. Режим доступа: http://www.arch.ox.ac.uk/bioarchaeology.html
 
Э12
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э13
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.