2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Историческая география_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Историческая география
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
80
80
80
80
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Историческая география
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного представления об основных принципах и методах исторической географии как отрасли исторической науки, изучающей характерные черты географической пространственной стороны исторического процесса, показать ее место в системе знаний о взаимодействии человека и природы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение основным понятийным аппаратом исторической географии;
1.4
овладение основами взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках изучения курса "Историческая география";
1.5
на основании изучения разделов исторической географии формирование у обучающихся пространственного мышления, представлений о тесной взаимосвязи и взаимовлиянии географической среды и общества;
1.6
формирование умений поиска и анализа информации по курсу
1.7
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.2
Коммуникативный практикум
2.1.3
2.1.4
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.5
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Образовательное право
2.2.2
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.3
Политология
2.2.4
Всеобщая история государства и права
2.2.5
История государственного управления России
2.2.6
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
2.2.7
История и государства и права России
2.2.8
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.12
Политология
2.2.13
Всеобщая история государства и права
2.2.14
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
История  государства и права России
2.2.17
История государственного управления России
2.2.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовый понятийный аппарат дисциплины;
3.1.2
её историю, основные направления и школы;
3.1.3
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках изучения курса "Историческая география";
3.1.4
связь дисциплины с мировой историей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания к решению конкретных задач, наложить исторические события на карту, определять взаимосвязи географии и истории;
3.2.2
расположить материал отечественной истории в географическом пространстве на основе изучения и сопоставления физической, политической, экономической географии и географии населения России;
3.2.3
взаимодействовать с участниками образовательного процесса в рамках изучения курса "Историческая география"
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть способностью понимать специфику и особенности влияния географического фактора на социально–экономическое, политическое, социокультурное развитие России;
3.3.2
взаимодействовать с участниками образовательного процесса в рамках изучения курса "Историческая география"
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческая география как научная и учебная дисциплина

 
1.1
Предмет и задачи исторической географии /Лек/
Л1.2Л2.1

Э3

2
ПК-6
4
0
 
1.2
История развития географических представлений от античности до средневековья  /Лек/
Л1.2Л2.1

Э3

6
ПК-6
4
0
 
1.3
Зарождение исторической географии как научной дисциплины  /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-6
4
0
 
1.4
Историческая политическая география /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Восточные славяне и их соседи в VIII-X вв.

 
2.1
Историческая география Киевской Руси. Складывание территории Древнерусского государства и населения.Общее и особенное в сравнении с другими народами Европы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-6
4
0
 
2.2
Русские княжества и их соседи до монголо-татарского нашествия (XII – 30-е годы XIII вв.) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-6
4
0
 
2.3
Политическая география: характеристика русских княжеств и земель /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-6
4
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.4
Политическая география Руси

XIII-XIV века /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-6
4
0
 
2.5
Историческая физическая география /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 3. Историческая политическая география в XIV-XIX вв. Образование единого Российского централизованного государства 

 
3.1
География экономики, пути сообщения, города. Население России в XVI-XVII веках /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-6
4
0
 
3.2
Политическая география и административно-государственное деление России в XVI-XVII веках /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-6
4
0
 
3.3
Территория и

население России XVIII

столетия, его размещение и

передвижение, их изменение в

первой половине XIX века /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
4
0
 
3.4
Экономико-географическое

районирование России  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
4
0
 
3.5
Историческая экономическая география  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 4. Историческая география России

периода капитализма

(второй половины XIX – XX вв.)

 
4.1
Изменение территории.

Размещение и движение населения /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

4
ПК-6
4
0
 
4.2
Утверждение господства

крупного промышленного

производства. Общее и

особенное в развитии

промышленности в разных

районах страны /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

4
ПК-6
4
0
 
4.3
Роль железнодорожного

транспорта в экономике страны в целом и различных её регионах /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
4
0
 
4.4
Изменения в административно-территориальном делении

России и её границ /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
4
0
 
4.5
Историческая география промышленности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Объект и предмет исторической географии.

2.Место исторической географии в системе исторических и географических наук.

3.Методы исторической географии и исторической демографии.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.Проблема взаимодействия природы и общества в исторической географии.

5.Географический фактор и развитие общества.

6.Историческая топонимика.

7.Источники для изучения исторической географии, их классификация.

8.Карта как исторический источник, методы ее изучения.

9.Роль географической среды в формировании культур, этносов, хозяйственно-культурных комплексов и государственных образований.

10.Этническая география Древней Руси в IX-XII вв. Соседние народы и государства.

11.Размещение хозяйства, города и пути сообщения Древней Руси.

12.Золотая Орда, ее территория, население, хозяйство, торговые пути.

13.Америка до европейской колонизации. История "открытий" Америки.

14.Демографические и этнические процессы в период Раннего нового времени.

15.Города Западной Европы и Америки в Раннее новое время.

16.Первые колониальные империи эпохи Великих географических открытий.

17.Формирование исторического ядра территории Российского государства в XV - XVII вв.

18.Территориальное деление Российского государства в XVI-XVII вв.

19.География сельского хозяйства и землевладения в Российском государстве в XVI-XVII вв.

20.Города XVI-XVII вв., состав и занятия их населения.

21.Политическая карта Европы и мира к середине XVII века. Образование централизованных государств.

22.Политическая карта Европы и мира к рубежу XVIII в. Изменение геополитического баланса.

23.Зарождение историко-географической специфики регионов России.

24.Территориальный рост и территориальные изменения в составе Российской империи в середине XIX - начале ХХ вв.

25.Население Российской империи в XVIII - первой половине XIX вв.: численность, состав, размещение, миграции.

26.Население Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв.: численность, состав, размещение, миграции.

27.Территориальное распределение промышленного производства и ремесла в России в XVIII - первой половине XIX вв.

28.Изменения в географии промышленного производства России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

29.Дореформенное экономическое районирование России. Пути сообщения, направления внутренней и внешней торговли.

30.Торговля, транспорт и связь России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

31.Политическая карта мира в ХХ веке: завершение территориального раздела мира и начало борьбы за передел сфер влияния. Первые империалистические войны.

32.Историко-географические последствия революции 1917 г. и Гражданской войны 1918-1922 гг.: изменения в составе территории и населения бывшей Российской империи.

33.Формирование и развитие территории СССР в 1922 - 1991 гг.

34.Население СССР в 1922 - 1991 гг.: общие характеристики численности, состава, размещения, миграций.

35.Экономическое районирование СССР и его изменения.

36.Современная территория и границы Российской Федерации.

37.Население Российской Федерации: численность, этнонациональный состав, размещение, миграции.

38.Административно-территориальное деление Российской Федерации, субъекты Российской Федерации.

39.Образование Европейского Союза, проблема расширения на рубеже ХХ-XXI вв.

40.Государства СНГ в мировом сообществе. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Политическая география Европы в XVI - первой половине XVII вв.

2.Типы сельских поселений Европы в XVI - первой половине XVII вв.

3.Города Западной Европы в раннее новое время.

4.Церковная география Европы в XV - XIX вв.

5.География торговли в раннее новое время.

6.Транспорт и пути сообщения в XVI - первой половине XVII вв.

7.Географические представления и открытия в эпоху нового времени.

8.Демография Западной Европы в XVIII - XIX вв.

9.Демографическая карта американского континента в XIX в.

10.География сельского хозяйства Западной Европы в XIX в.

11.География промышленного переворота в Западной Европе и Америке.

12.Политическая карта Европы в XIX в. и факторы, влиявшие на ее изменение.

13.Транспорт и пути сообщения в XIX в.: историко-географический аспект.

14.Политическая география Европы после Второй мировой войны.

15.Этническая карта Европы в конце XX в.: историко-географический аспект.

16.Географический фактор в представлениях российских ученых XVIII - начала ХХ вв.

17.Труды российских ученых в области исторической географии (по выбору).

18.Источники для изучения исторической географии, их классификация.

19.Карта как исторический источник, методы ее изучения.

20.Основные параметры природной среды Восточной Европы и северо-восточной части Евразийского континента (ландшафт, гидрология, почвы, климат, природно-географическая зональность, флора и фауна, ресурсы).

21.Роль географической среды в формировании культур, этносов, хозяйственно-культурных комплексов и государственных образований.

22.Этническая география Древней Руси в IX-XII вв. Соседние народы и государства.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
23.Размещение хозяйства, города и пути сообщения Древней Руси.

24.Золотая Орда, ее территория, население, хозяйство, торговые пути.

25.Земли Северо-Восточной Руси в XIII - XV вв.

26.Формирование исторического ядра территории Российского государства в XV - XVII вв.

27.Население Российского государства в XVI-XVII вв., его размещение и миграции.

28.Территориальное деление Российского государства в XVI-XVII вв.

29.География сельского хозяйства и землевладения в Российском государстве в XVI-XVII вв.

30.География ремесел и производства в Российском государстве в XVI-XVII вв.

31.Города XVI-XVII вв., состав и занятия их населения.

32.Зарождение историко-географической специфики регионов России. География торговли; пути сообщения; пути в Сибирь; пути к заморской торговле.

33.Украина, Белоруссия, Литва в составе Речи Посполитой в XVI - XVII вв.

34.Историческая география Прибалтики в XVI - XVII вв.

35.Территориальный рост и территориальные изменения в составе Российской империи в XVIII - первой половине XIX вв.

36.Территориальный рост и территориальные изменения в составе Российской империи в середине XIX - начале ХХ вв.

37.Население Российской империи в XVIII - первой половине XIX вв.: численность, состав, размещение, миграции.

38.Население Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв.: численность, состав, размещение, миграции.

39.Изменения в размещении и структуре землевладения и сельского хозяйства России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

40.Территориальное распределение промышленного производства и ремесла в России в XVIII - первой половине XIX вв.

41.Изменения в географии промышленного производства России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

42.Дореформенное экономическое районирование России. Пути сообщения, направления внутренней и внешней торговли.

43.Торговля, транспорт и связь России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

44.Историко-географические последствия революции 1917 г. и Гражданской войны 1918-1922 гг.: изменения в составе территории и населения бывшей Российской империи.

45.Формирование и развитие территории СССР в 1922 - 1991 гг.

46.Население СССР в 1922 - 1991 гг.: общие характеристики численности, состава, размещения, миграций.

47.Национальное и административно-территориальное устройство СССР в 20 - начале 30-х гг.

48.Национальное и административно-территориальное устройство СССР в начале 30-х - начале 90-х гг.

49.Территория и население Российской Федерации в составе СССР (1922 - 1991 гг.).

50.Экономическое районирование СССР и его изменения.

51.Размещение сельскохозяйственного производства в СССР в 30 - 80-е гг. ХХ века.

52.Размещение промышленного производства в СССР в 30-50-е гг. ХХ века. Историко-географические последствия первых пятилеток.

53.Размещение промышленного производства в СССР в 50-80-е гг. ХХ века.

54.Города СССР и города России в 1945-1991г г.

55.Транспорт и связь СССР в 1945-1991 гг.

56.Современная территория и границы Российской Федерации.

57.Население Российской Федерации: численность, этнонациональный состав, размещение, миграции.

58.Административно-территориальное деление Российской Федерации, субъекты Российской Федерации.

59.Экономико-географические последствия распада СССР на территории Российской Федерации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Чураков, Д.О.
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09040-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433031
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Иванов, Ю.А. 
Историческая география России: учебное пособие для вузов / Ю. А. Иванов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 93 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11800-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446184 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Барсов, Н. П.
Очерки русской исторической географии. География начальной летописи: очерки / Н. П. Барсов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06149-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441882 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Касьянов, В. В. 
История России: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442352
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Геоинформационные системы. - URL: http://ugi.ru/kartograficheskie_uslugi/
 
Э2
Центр исторической географии и картографии. - URL: http://igh.ru/departments/63?locale=ru 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-209 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.