2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История государственности и права тюркских и мусульманских народов_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
100
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
40
40
40
40
Практические
40
40
40
40
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
80
80
80
80
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
История государственности и права тюркских и мусульманских народов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений по истории государственности и права тюркских и мусульманских народов в неразрывном контексте с отечественной историей, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история" и "Обществознание", а также формировании навыков установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
углубить и расширить знания по тюркскому и мусульманскому праву, взаимосвязь правовых конструкций, используемых мусульманскими правоведами;
1.4
повысить правовую и общую культуру, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых юридических наук;
1.5
выявить последовательность, причины эволюции научных положений, идей;
1.6
освоить основные подходы к проблеме изучения правовых учений древности, средневековья, нового и новейшего времени;
1.7
определить общие черты правовых учений, возникших на Западе и Востоке, т.е. того, что объединяет их между собой;
1.8
выработать навые критического мышления и анализа нормативно правовые акты;
1.9
способствовать воспитанию будущих педагогов в духе патриотизма и национальных традиций;
1.10
подготовить к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Политология
2.1.2
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.3
Образовательное право
2.1.4
Антропология
2.1.5
Историческая география
2.1.6
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.7
Коммуникативный практикум
2.1.8
Политология
2.1.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.10
Антропология
2.1.11
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.12
Историческая география
2.1.13
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности исторического процесса в евразийском пространстве, место тюркское и мусульманского права в общероссийском и мировом исторических процессах;
3.1.2
содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению истории тюркского и мусульманского права;
3.1.3
основные типы и виды источников по тюркскому и мусульманскому праву;
3.1.4
историографию дискуссионных проблем по тюркскому и мусульманскому праву;
3.1.5
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.3
применять различные методологические подходы к изучению тюркского и мусульманского права;
3.2.4
использовать различные приемы и методы критического анализа источников по тюркскому и мусульманскому праву;
3.2.5
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по дисциплине тюркское и мусульманское право;
3.3.2
методами использования знаний по тюркскому и мусульманскому праву в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности;
3.3.3
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История государственности и права тюркских народов

 
1.1
Введение в предмет.

Особенности права тюркских народов.Тенгрианство как мировоззрение.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-6
10
0
 
1.2
Введение в предмет.

Особенности права тюркских народов.Тенгрианство как мировоззрение.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-6
10
0
 
1.3
Введение в предмет.

Особенности права тюркских народов.Тенгрианство как мировоззрение.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ПК-6
10
0
 
1.4
Пришлые персоналии в мифологии тюрков   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-6
10
0
 
1.5
Пришлые персоналии в мифологии тюрков   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-6
10
0
 
1.6
Пришлые персоналии в мифологии тюрков   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ПК-6
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.7
Пантеон богов чувашей и башкир /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-6
10
0
 
1.8
Пантеон богов чувашей и башкир /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-6
10
0
 
1.9
Пантеон богов чувашей и башкир /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ПК-6
10
0
 
1.10
Мифология финно-пермских народов /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-6
10
0
 
1.11
Мифология финно-пермских народов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-6
10
0
 
1.12
Мифология финно-пермских народов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

16
ПК-6
10
0
 
 
Раздел 2. История государственности и права мусульманских народов

 
2.1
Особенности мусульманского права. Структура мусульманского права /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-6
10
0
 
2.2
Особенности мусульманского права. Структура мусульманского права /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-6
10
0
 
2.3
Особенности мусульманского права. Структура мусульманского права /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ПК-6
10
0
 
2.4
Различия между понятиями "шариат" и "фикх". История развития мусульманского права /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-6
10
0
 
2.5
Различия между понятиями "шариат" и "фикх". История развития мусульманского права /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-6
10
0
 
2.6
Различия между понятиями "шариат" и "фикх". История развития мусульманского права /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ПК-6
10
0
 
2.7
Мусульманско-правовые школы (мазхабы).Основные источники мусульманского права. Дополнительные источники мусульманского права /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-6
10
0
 
2.8
Мусульманско-правовые школы (мазхабы).Основные источники мусульманского права. Дополнительные источники мусульманского права /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-6
10
0
 
2.9
Мусульманско-правовые школы (мазхабы).Основные источники мусульманского права. Дополнительные источники мусульманского права /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ПК-6
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Реформы Модэ и Лаошаня по государственному устройству.

2.Правовая система в Державе Хунну.

3.Возникновение Тюркского каганата.

4.Устройство государства Мугань каганом.

5.«Вечный Тюркский эль».

6.Право у древних тюрков (по «Чжоу-шу» и «Суй-шу»).

7.Огузские племена в составе Уйгурского каганата.

8.Огузское государство в Приаралье.

9.Начало огузских переселений в Восточную Европу и Малую Азию.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
10.Обычное право у огузов по ибн-Фадлану.

11.К проблеме о типе государства у домонгольских болгар.

12.Основные изменения в государственном устройстве в связи с исламизацией и феодализацией общества.

13.К вопросу о социально-владетельных институтах у домонгольских болгар.

14.Подати, налоги и повинности в Волжской Болгарии X- нач.XIII вв.

15.Возникновение империи Чингисхана.

16.Первая и вторая административно-территориальные реформы в Монгольской империи.

17.Социально-политическое устройство Улуса Джучи.

18.Налоги, подати и повинности в Улусе Джучи.

19.Чагатайская система власти и ее разложение.

20.Строительство государства Тимура.

21.Роль государства Тимура в истории Востока и Великой Степи.

22.Государства тимуридов и их гибель.

23.Сельжуки и ранние османы..

24.Основные направления завоевательных походов османских султанов.

25.Система государственной власти у османов.

26.Реформы султанов Селима и Сулеймана.

27.“Кутатгу билик” как источник права.

28.Памятники права у кипчаков.

29.Элементы обычного права в мусульманских государствах Европы.

30.Государственные и правовые элементы тюрков в российской политической системе.

Задание: Прочитать роман (Калашников И.К. Жестокий век. – М.: Изд-во Эксмо, 2000. – 537 с.) и определить духовно-нравственное различие номадов Великой степи и жителей оседлых государств.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Различия между понятиями "шариат" и "фикх".

2.Особенности структуры мусульманского права.

3.Причины возникновения мусульманско-правовых школ (мазхабов).

4.Коран как главный источник мусульманского права.

5.Сунна как источник мусульманского права.

6.Иджма как источник мусульманского права.

7.Кийас как источник мусульманского права.

8.Дополнительные источники мусульманского права.

9.Особенности ханафитского мазхаба.

10.Особенности шафиитского мазхаба.

11.Особенности маликитского мазхаба.

12.Особенности ханбалитского мазхаба.

13.Особенности шиитских мусульманско-правовых школ.

14.Основные этапы развития мусульманского права.

15.Иджтихад и таклид.

16.Финансовое право как новая отрасль мусульманского права

17.Особенности регулирования частноправовых отношений в мусульманском праве.

18.Мусульманское наследственное право.

19.Судебное право.

20.Концепция мусульманского международного права.

21.Мусульманское деликтное право.

22.Особенности применения мусульманского права в немусульманских странах (на примере любой из стран).

23.Властные нормы (мусульманское государственное право).

24.Мусульманское или исламское право?

25.Адат и шариат.

26.Изучение мусульманского права в Казанском университете.

27.Ясак и шариат в Улусе Джучи.

28.Элементы права в Казанском ханстве.

29.Элементы права в Крымском ханстве.

30.Эволюция обычного права тюркских народов в эпоху средневековья. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Попова, А. В.
История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Попова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-03331-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433701
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Калинина, Е.Ю.
История государства и права России в контексте европейской цивилизации: учебное пособие / Е. Ю. Калинина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 111 c. — 978-5-4486-0757-8. — http://www.iprbookshop.ru/83268.html 
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Томсинов, В.А.
История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) : учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В. А. Томсинов. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Москва : Зерцало-М, 2018. — 128 c. — 978-5-94373-412-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78890.html
Москва: Зерцало-М, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-210 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.