2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_История и культура регионального предпринимательства_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и культура регионального предпринимательства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
История и культура регионального предпринимательства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины заключается в знакомстве обучающихся с особенностями развития и духовной жизнью регионального делового сообщества России в дореволюционное время для формирования у них критического, системного мышления, а также внедрения этого материала в образовательный процесс.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с основными этапами развития предпринимательства на примере Камско-Вятского региона;
1.4
выявить особенности и типичные черты, характеризовавшие деловой и социальный облик торгово-предпринимательского сообщества Камско-Вятского края;
1.5
осветить дискуссионные вопросы истории регионального предпринимательства;
1.6
способствовать формированию у обучающихся чувства гражданской ответственности, толерантности, этнической терпимости на примере активной деятельности многонационального делового сообщества Камско-Вятского региона;
1.7
развить полученные ранее обучающимися навыки научно-исследовательской деятельности, умения мыслить самостоятельно и критически;
1.8
показать возможности применения изучаемого материала в образовательном процессе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика практических (полевых) исследований
2.1.2
Современные методы археологических исследований
2.1.3
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.4
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.5
Цифровые образовательные ресурсы по истории
2.1.6
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
2.1.7
Методика практических (полевых) исследований
2.1.8
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.2
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.3
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
2.2.8
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.9
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.1: Знает принципы формирования образовательной среды и образовательного процесса
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.1.1
способы выявления проблемной ситуации, ее критического анализа и решения на примере деятельности в сложных условиях предпринимательского сообщества Камско-Вятского края;
3.1.2
источники и методы поиска необходимой информации, ее критического аналаза при изучении истории и культуры регионального предпринимательства;
3.1.3
технологию использования системного подхода для оценивания рисков и ресурсов на примере биографий ведущих предпринимателей Камско-Вятского края дореволюционного времени;
3.1.4
основные правила культуры мышления, проявляющиеся в грамотном, логичном и аргументированном обосновании собственных оценок и суждений при изучении истории и культуры регионального предпринимательства;
3.1.5
принципы организации образовательного процесса и возможности внедрения в него новых материалов на примере изучения истории и культуры регионального предпринимательства
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять проблемную ситуацию, критически ее анализировать и разрешать на примере деятельности в сложных условиях предпринимательского сообщества Камско-Вятского края;
3.2.2
находить необходимую информацию и критически ее анализировать при изучении истории и культуры регионального предпринимательства;
3.2.3
использовать системный подход для оценивания рисков и ресурсов на примере биографий ведущих предпринимателей Камско-Вятского края дореволюционного времени;
3.2.4
грамотно, логично и аргументированно обосновывать собственные оценоки и суждения при изучении истории и культуры регионального предпринимательства;
3.2.5
организовывать образовательный процесс и внедрять в него новые материалы на примере изучения истории и культуры регионального предпринимательства
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выявления проблемной ситуации, ее критического анализа и решения на примере деятельности в сложных условиях предпринимательского сообщества Камско-Вятского края;
3.3.2
навыками поиска необходимой информации, ее критического аналаза при изучении истории и культуры регионального предпринимательства;
3.3.3
навыками использования системного подхода для оценивания рисков и ресурсов на примере биографий ведущих предпринимателей Камско-Вятского края дореволюционного времени;
3.3.4
навыками грамотного, логичного и аргументированного обоснования собственных оценок и суждений при изучении истории и культуры регионального предпринимательства;
3.3.5
навыками организации образовательного процесса и внедрения в него новых материалов на примере изучения истории и культуры регионального предпринимательства
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История предпринимательства: общероссийский аспект

 
1.1
Истоки российского предпринимательства /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
1.2
Предпринимательство в России: основные виды, особенности, понятие и смысл предпринимательской деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
1.3
Зарождение предпринимательского слоя отечественного общества в традиционном социуме (X–XVII вв.) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3 Э5

14
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
1.4
Предпринимательство — сформировавшаяся целостная социальная система. Торговцы и промышленники в начальный период индустриализации (конец XVIII — первая половина XIX вв.)

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
1.5
Российское предпринимательство

во второй половине XIX в. – 1917 г.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
1.6
Социокультурный облик российского предпринимателя

второй половины XIX в. – 1917 г.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 2. История предпринимательства: региональный аспект

 
2.1
Купечество Камско-Вятского края в средневековый период /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
2.2
Предпринимательское сообщество Камско-Вятского региона в XVIII – начале XX века /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

32
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
2.3
Общественно-политическая деятельность предпринимателей Камско-Вятского края

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
2.4
Благотворительность и меценатство

регионального делового сообщества

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
2.5
Социальный и бытовой портрет регионального предпринимателя второй половины XIX - начала XX в. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
2.6
Зачет по дисциплине /Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-3.2 УК-5.2 ПК-1.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1. Предпринимательство в России: понятие, основные виды, особенно-сти.

2. Изучение истории предпринимательства в российской исторической науке.

3. Истоки российского предпринимательства.

4. Развитие предпринимательства в Древнерусском государстве. Русь и Византия.

5. Развитие предпринимательства в период феодальной раздробленно-сти. Новгород Великий.

6. Становление российского предпринимательства в XVI – XVII вв.

7. Российские предприниматели XVI – XVII вв. Именитые люди Строгановы.

8. Развитие предпринимательства в петровскую эпоху.

9. Купцы и промышленники конца XVII – начала XVIII в. Династия Демидовых.

10. Российское предпринимательство в XVIII – первой половине XIX в. Реформы Екатерины II.

11. Российское купечество второй половины XVIII – первой половины XIX в.: социокультурный облик.

12. Великие реформы 1860 – 1870-х гг. и предприниматели.

13. Развитие российского предпринимательства во второй половине XIX в.

14. Роль и место иностранного капитала в России.

15. Развитие российского предпринимательства в начале XX в.

16. Социокультурный облик российского предпринимателя второй половины XIX в. – 1917 г.

17. Предпринимательские династии второй половины XIX в. – 1917 г.

18. Предприниматели в общественно-политической жизни России XIX в.

19. Политическая деятельность предпринимателей в начале XX в.

20. Благотворительная и меценатская деятельность российских предпринимателей.

21. Купечество в истории русской культуры XVIII – начала XX в.

22. Предприниматели и Русская православная церковь.

23. Основные черты и особенности купеческой бытовой культуры.

24. Региональное предпринимательство в средневековый период.

25. Региональное предпринимательство в XVIII – первой половине XIX в.: общая характеристика.

26. Региональное предпринимательство во второй половине XIX – начале XX в.: общая характеристика.

27. Провинциальное купечество России в XVIII – начале XX в.: социокультурный портрет.

28. Общественно-политическая деятельность регионального купечества в XVIII –  начале XX в.

29. Благотворительная и меценатская деятельность регионального купечества.

30. Особенности бытовой культуры регионального купечества.

Задание: разработка образовательного проекта на тему социо-культурный облик провинциального предпринимателя в дореволюционной России

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Темы контрольных работ:

Вариант 1.

1. Развитие промышленности в Камско-Вятском крае в XVIII – первой половине XIX в.

2. Развитие торгового предпринимательства в Камско-Вятском крае во второй половине XIX – начале XX в.

Вариант 2.

1. Благотворительная деятельность купцов Камско-Вятского края в XIX – начале XX в.

2. Повседневная жизнь купцов Камско-Вятского края в XIX – начале XX в.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иванова Р. М
История российского предпринимательства: Иванова, Р. М.  История российского предпринимательства : учебное пособие для вузов / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 303 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08515-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474781
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чеберко, Е. Ф.
История предпринимательства : Чеберко, Е. Ф.  История предпринимательства : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 123 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08374-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470491
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Креативная экономика. - URL: https://creativeconomy.ru/keywords/istoriya-predprinimatelstva
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
Э4
Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
 
Э5
образовательно-справочный портал. – URL: http://economicus.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.