2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История и культура татарского народа_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и культура татарского народа
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 6 зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
114
аудиторные занятия
138
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18 1/6
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
34
34
52
52
Практические
36
36
50
50
86
86
Итого ауд.
54
54
84
84
138
138
Кoнтактная рабoта
54
54
84
84
138
138
Сам. работа
54
54
60
60
114
114
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
180
180
288
288
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
История и культура татарского народа
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений по истории и культуре нашего края с древнейших времен до начала XXI столетия в неразрывном контексте с отечественной историей, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история" и "Обществознание" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, способностей организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности, связаные с историей и культурой татарского народа.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выявить на конкретном историческом материале закономерности исторического развития нашего края, в неразрывной связи с историей Отечества в целом;
1.4
рассмотреть историю Татарстана как многонационального края;
1.5
изучить все стороны социально-экономического и общественно-политического духовно-культурного развития в тесном единстве и взаимосвязи;
1.6
воспитать чувства интернационализма, уважения к другим национальностям проживающим на территории Татарстана;
1.7
сформировать патриотизм на героических примерах из истории народов, населявших территорию края;
1.8
проанализировать современное политическое, социально-экономическое, культурное состояние Татарстана с целью прогнозирования возможных тенденций его дальнейшего развития;
1.9
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народы;
1.10
организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Антропология
2.1.2
История России XIX века
2.1.3
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.4
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.5
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.6
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.7
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.8
Религиоведение
2.1.9
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.10
Археология
2.1.11
Археология Вятско-Камского региона
2.1.12
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.13
Противодействие коррупции
2.1.14
Учебная археологическая практика
2.1.15
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.16
Историческая хронология
2.1.17
Антропология
2.1.18
История России XIX века
2.1.19
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.20
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.21
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.22
Религиоведение
2.1.23
Археология
2.1.24
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.25
Противодействие коррупции
2.1.26
Учебная археологическая практика
2.1.27
Вспомогательные исторические дисциплины
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.1.28
Историческая хронология
2.1.29
Археология Вятско-Камского региона
2.1.30
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.31
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культурология
2.2.2
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.3
Производственная  практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.5
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.8
2.2.9
Культурология
2.2.10
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.12
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.13
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.14
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды в области истории и культуры татарского народа
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся в области истории и культуры татарского народа
 
азрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность основных процессов в истории Татарстана XIX по XX вв. на основе изучения всей совокупности фактов, событий и явлений прошлого;
3.1.2
особенности исторического процесса в евразийском пространстве, место Татарстана в общероссийском и мировом исторических процессах;
3.1.3
содержание основных теоретико-методологических подходов к изучению истории Татарстана;
3.1.4
основные типы и виды источников по истории Татарстана XIX по XX вв.;
3.1.5
историографию дискуссионных проблем по истории Татарстана;
3.1.6
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа;
3.1.7
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.3
применять различные методологические подходы к изучению истории Татарстана;
3.2.4
использовать различные приемы и методы критического анализа источников по истории Татарстана;
3.2.5
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды в области истории и культуры татарского народа;
3.2.6
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Татарстана;
3.3.2
навыками использования знаний по истории Татарстана в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности;
3.3.3
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и культуры татарского народа на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.4
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в области истории и культуры татарского народа
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 1.Казанский край в XV-XVII вв.

 
1.1
Казанский край во второй половине XVI – XVII вв /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.2
Казанский край во второй половине XVI – XVII вв. Быт и культура /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
5
0
 
1.3
Казанский край во второй половине XVI – XVII вв /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-3 ПК-7
5
0
 
 
Раздел 2. 2.Казанский край в XVIII веке

 
2.1
Казанский край в XVIII веке /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
2.2
Казанский край в XVIII веке. Быт и культура /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
5
0
 
2.3
Казанский край в XVIII веке /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-3 ПК-7
5
0
 
 
Раздел 3. 3.Казанская губерния в XIX в. - начале ХХ в.

 
3.1
Культура и просвещение в Казанской губернии в первой половине XIX века /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.2
Культура и просвещение в Казанской губернии в первой половине XIX века /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.3
Казанская губерния в пореформенный период  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.4
Казанская губерния в пореформенный период  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.5
Казанская губерния в первой половине XIX века /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.6
Казанская губерния накануне и в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.7
Культура и просвещение в Казанской губернии во второй половине XIX в. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.8
Крестьянское, рабочее и революционно-демократическое движение в Казанской губернии в 70-90-е гг. XIX в.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.9
Крестьянское, рабочее и революционно-демократическое движение в Казанской губернии в 70-90-е гг. XIX в. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.10
Просветительское и джадидисткое движение среди татар /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.11
Татарское просветительство /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.12
Формирование и развитие джадидисткого движения /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
5
0
 
3.13
Просветительское и джадидисткое движение среди татар /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-3 ПК-7
5
0
 
 
Раздел 4. 4.Татарстан в первой половине ХХ в.

 
4.1
Казанская губерния накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.2
Казанская губерния в 1907 - начале 1917 гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.3
Казанская губерния накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.4
Казанская губерния в период революционных событий 1917 г. февраль 1917 - июль 1918 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.5
Казанская губерния в период революционных событий 1917 г. февраль 1917 - июль 1918 гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.6
Казанская губерния в период революционных событий 1917 г. февраль 1917 - июль 1918 гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.7
Татарстан в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1920 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.8
Культурное строительство в Татарстане в 1917-1941 гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.9
Проблема самоопределения татарского народа и ее решение в 1917-1920 гг. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.10
Политические репрессии 1920-1930-х годов в Татарстане /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.11
Татарстан в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1920 гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.12
Татарстан в период экономических, социальных, культурных преобразований 1920-1930-х гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
4.13
Татарстан в период экономических, социальных, культурных преобразований 1920-1930-х гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
6
0
 
 
Раздел 5. 5.Татарстан во второй половине ХХ в.

 
5.1
Татарстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.2
Татарстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.3
Социально-экономическое развитие Татарстана во второй половине 1940-х - 1980-х гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.4
Культурная жизнь Татарстана во второй половине 1940-х - 1980-х гг. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.5
Социально-экономическое развитие Татарстана во второй половине 1940-х - 1980-х гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.6
Татарстан на путях социально-экономического и политического обновления 1985-1996 гг.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.7
Татарстан на путях социально-экономического и политического обновления 1985-1996 гг.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.8
Татарстан на путях социально-экономического и политического обновления 1985-1996 гг.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

36
ПК-3 ПК-7
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Держава Хунну.

2.Тюрки на западе.

3.Тюркский каганат.

4.Великая Болгария.

5.Хазарский каганат.

6.Волжская Болгария: возникновение, территория, население, города.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
7.Социально-политическое устройство Волжской Болгарии в X - начале XIII веков.

8.Экономическое развитие Волжской Болгарии домонгольского периода.

9.Внутренняя политика Волжской Болгарии в X - начале XIII веков.

10.Внешняя политика Волжской Болгарии в X - начале XIII веков.

11.Борьба народов Волжской Болгарии против монгольских завоевателей.

12.Обычаи и верования волжских болгар.

13.Ислам и суфизм Волжской Болгарии.

14.Народные знания, просвещение, наука Волжской Болгарии.

15.Устное народное творчество и литература волжских болгар.

16.Строительное дело, архитектура, ювелирное дело волжских болгар.                                                                                         

17. Территория, население, сельское хозяйство Казанской губернии в первой половине XIX в.

18. Промышленность и торговля Казанской губернии в первой половине XIX в.

19. Казанский край в Отечественной войне 1812 г.

20. Общественно-политическая жизнь в Казанской губернии в первой половине XIX в.

21. Подготовка крестьянской реформы 1861 г.

22. Реализация буржуазных реформ 60-70-х гг. в губернии.

23. Движение крестьян в ответ на крестьянские реформы 1860-х гг.

24. Протест демократическое интеллигенции. "Казанский заговор".

25. Промышленный подъем. Формирование буржуазии и промышленного пролетариата (пореформенный период).

26. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казанской губернии в поре-форменный период.

27.Крестьянские волнения в 70-90-е гг. XIX в.

28.Становление рабочего движения и социал-демократических организаций в

70-90-е гг. XIX в.

29.Казанская губерния в 1900-1905 гг.

30.Казанская губерния  в годы первой российской революции 1905-1907 гг.

31.Экономическое развитие и общественное движение в 1907-1914 гг.

32.Губерния в период первой мировой войны /1914 - февраль 1917 г.

33.Казанский университет и его роль в распространении науки и культуры в крае в первой половине XIX в.

34.Состояние среднего образования. Система татарского образования в крае в первой половине XIX в.

35.Открытие Казанского экономического общества.  Издательское дело. Периодическая пресса (первая половина XIX в.).

36.Татарская литература. Русский театр в Казани (первая половина XIX в.)

37.Архитектура. Живопись. (первая половина XIX в.).

38.Развитие науки в Казани в 60-90-е гг. XIX в.

39.Состояние среднего образования (60-90-е гг. XIX в.).

40.Издательское дело. Периодическая пресса (60-90-е гг. XIX в.).

41.Художественная литература (60-90-е гг. XIX в.).

42.Архитектура. Живопись. Театр. (60-90-е гг. XIX в.).

43.Исторические условия формирования татарского просветительства, его социальная природа.

44.Основные этапы развития просветительского движения среди татар.

45.Религиозные течения в среде татарского населения во второй половине XIX века.

46.Зарождение и развитие джадидисткого движения.

Задание: Прочитать роман (Калашников И.К. Жестокий век. – М.: Изд-во Эксмо, 2000. – 537 с.) и определить духовно-нравственное различие номадов Великой степи и жителей оседлых государств.

Вопросы к  экзамену:

1.Казанская губерния в первой половине XIX в.

2.Казанская губерния накануне и в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

3.Казанская губерния в пореформенный период.

4.Крестьянское, рабочее и революционно-демократическое движение в Казанской губернии в 70-90-е гг. XIX в.

5.Просветительское и джадидисткое движение среди татар.

6.Казанская губерния накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

7.Казанская губерния в 1907 - начале 1917 гг.

8.Культура и просвещение в Казанской губернии в первой половине XIX века.

9.Культура и просвещение в Казанской губернии в 60-90-е годы XIX века.

10.События февральской 1917 г. революции в губернии.

11.В период между февралем и октябрем 1917 г.: борьба политических сил и приход большевиков к власти.

12.Установление и укрепление советской власти на территории губернии октябрь 1917 - июль 1918 гг.

13.Боевые действия на территории Татарстана в 1918 г.

14.Борьба на территории Татарстана против колчаковцев в 1919 г.

15.Мероприятия Советской власти в области хозяйственного строительства в 1918-1920 гг.

16.Февральская революция 1917 г. и начало нового этапа национально-демократического движения среди мусульман внутренней России (всероссийские съезды мусульман, выборы в Милли меджлис).

17.Проект создания штата Идель-Урал. Борьба за организацию "Татаро-Башкирской республики".

18.Образование Татарской АССР.).

19.Татарстан в годы НЭПа (1921-1927 гг.)

20.Курс на индустриализацию народного хозяйства и его осуществление во второй половине 1920-х -1930-х гг.

21.Аграрные преобразования в конце 1920-х - 1930-х гг.: коллективизация сельского хозяйства и ее результаты.

22.Укрепление тоталитарной власти сталинского режима в 1920-1930-х годах: политические репрессии в республике.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
23.Народное хозяйство Татарстана в предвоенные годы (1938-1941 гг.).

24.Культурное строительство в республике в 1917-1941 гг.

25.Народное хозяйство республики в годы Великой Отечественной войны.

26.Фронтовые подвиги уроженцев Татарстана.

27.Татарстан в послевоенное десятилетие (1945-1953 гг.).

28.Социально-экономическое развитие в 1956-1965 гг.

29.Индустриальный рост республики во второй половине 1960-х - 1980-х гг.

30.Развитие науки и культуры в Татарстане в 1940-1980-х гг.

31.Социально-экономическое развитие в 1985-1996 гг.

32.Общественно-политическая жизнь в Татарстане в 1985-1991 гг. этапы суверенизации.

33.Провозглашение суверенитета Татарстана и подъем культуры народов республики в первой половине 1990-х гг.

34.Президентские выборы в Татарстане в 1991 и 1996 гг.: М.Ш.Шаймиев и его стабилизирующая роль.

35.Общественно-политическая жизнь в Татарстане в 1991-1998 гг.

36.Внешнеэкономические связи Татарстана в первой половине 1990-2000-е гг.

37.Культурные связи Татарстана в 1990-2000-е гг.

38.Экономическое состояние в республике на современном этапе и перспективы дальнейшего развития.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

5 семестр

Контрольная работа 1.

Вариант 1:

1.Культура татарского народа XVI столетия.

2.Общественно-политическое значение джадидизма.

Вариант 2:

1.Культурное значение присоединения Казанского ханства к России.

2.Культурное развитие и идеология в Татарстане довоенного периода.

6 семестр, текущий контроль успеваемости

Контрольная работа 2.

Вариант 1:

1.Влияние христианизации на историю и культуру татарского народа.

2.Татарская литература в XIX веке.

Вариант 2:

1.Основные этапы становления татарского театра.

2.Культура Казанского края в XVIII столетии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09040-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433031 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Степанова, Л.Г.
История России: Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428042
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Тюрко-татарский мир. - URL: http://tataroved.ru/institut
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.