(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова
ции
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Культура Древнего Ирана. Культура народов Малой и Передней Азии в древности /Пр/
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету (9 семестр):
1.Культуры верхнего палеолита. Формирование основных видов художественного творчества.
2.Культуры эпохи мезолита и неолита
3.Магия и мифология первобытного времени и их роль в процессе формирования и раннего развития художественной культуры
4.Особенности формирования и развития древневосточных культур.
5.Основные сюжеты древнеегипетской мифологии.
6.Религиозные сюжеты в живописи и скульптуре Древнего Египта
7.История древнегреческого театра и литературы.
8.Общие черты религий Древней Греции и Древнего Рима. Религиозные сюжеты в античном искусстве.
9.Своеобразие средневековых культур.
10.Влияние христианства на сложение и развитие средневековой культуры Запад-ной Европы. Библия, ее структура и состав.
11.Литература романского и готического периодов.
12.Особенности исламской культуры средних веков. Коран как основа исламского мировоззрения.
13.Особенности художественной культуры ислама. Архитектура исламского мира.
14.Архитектура дороманского и романского периодов.
16.Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV -XVI веков.
17.Идеи Возрождения в искусстве Италии.
18.Возрождение во Флоренции.
19.Особенности искусства Северного Возрождения.
20.Литература эпохи Возрождения.
21.Архитектура и живопись эпохи Возрождения.
22.Музыкальная культура эпохи Возрождения.
23.XVII век в мировой художественной культуре как самостоятельная фаза ее раз-вития. Ведущее положение Италии, Франции, Голландии, Испании в художественной культуре XVII века.
24.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в литературе.
25.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в музыке.
26.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в театральном искусстве.
27.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в архитектуре.
28.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в живописи.
29.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в литературе и театральном искусстве.
30.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в архитектуре.
31.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в скульптуре и живописи.
32.Идеи Просвещения в западноевропейской живописи и графике XVIII в.
33.Идеи Просвещения в западноевропейской литературе и драматургии XVIII в.
34.Сентиментализм, рококо и классицизм в искусстве XVIII века.
Вопросы к экзамену (10 семестр):
1.Социальная практика и художественная культура XIX века: формы взаимосвязи.
2.Характерные черты западноевропейского искусства XIX в.
3.Живопись романтизма в зарубежном искусстве.
4.Литература романтизма в зарубежном искусстве.
5.Музыка романтизма в зарубежном искусстве.
6.Искусство позднего классицизма и ампира.
7.Реализм в зарубежном искусстве второй половины XIX века.
8.Символизм в зарубежной музыке и литературе.
9.Югенд-стиль в живописи и графике.
10.Югенд-стиль в европейской архитектуре.
11.Особенности развития мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.
12.Поиски художественных форм в конце XIX в. (импрессионизм, символизм, декаданс).
13.Историческое развитие и основные особенности американской культуры.
14.Основные тенденции в развитии культуры ХХ в.
15.Массовая и элитарная культура в США.
16.Соотношение национального и интернационального в европейской культуре XX века.
17.Модернизм и постмодернизм в культуре XX века.
18.Взаимодействие русской и европейской художественных школ в XIX – начале ХХ вв.
19.Советское искусство и идеология: проблемы взаимодействия.
20.Духовный путь русской эмиграции. Н.А.Струве.
21.Русская эмиграция и ее значение в духовно-культурной жизни других народов.
22.Русские культурные ценности за границей.
23.А.С. Пушкин – культурный символ русского зарубежья.
24.Культурная миссия послереволюционной эмиграции как наследие серебряного века.
25.Основные закономерности и тенденции развития мировой культуры на рубеже XX– XXI вв.
26.Россия как тип культуры.
27.Культура XX в. и глобальные проблемы современности.
28.Кризисные явления «техногенной» цивилизации.
29.Первоочередные глобальные проблемы современности. Причины их возникновения, прогноз развития событий, возможные последствия, пути решения.
30.Новые формы культурного развития. Общечеловеческое и национальное в культуре.
Задание: На конкретном примере докажите, что искусство является механизмом трансляции исторической памяти любого события из истории.
Тематика рефератов:
9 семестр
1.Генезис культуры. Зарождение основных форм художественного творчества в первобытный период.
2.Миф как основа художественной культуры Древнего Египта.
3.Эстетические основы и художественные особенности древнегреческой архитектуры.
4.Развитие литературы и театра в искусстве Древней Греции.
5.Эстетические основы и художественные особенности скульптуры Древней Греции и Древнего Рима.
6.Развитие литературы в искусстве Древнего Рима.
7.Афинский акрополь как наивысшее достижение древнегреческого изобразительного искусства.
9.Литература и драматургия Древней Греции.
10.Литература и драматургия Древнего Рима
11.Памятники готической архитектуры во Франции.
12.Памятники готической архитектуры в Германии.
13.Творчество Леонардо да Винчи.
14.Творчество Рафаэля Санти.
15.Творчество Микеланджело Буонарроти.
16.Творчество У. Шекспира.
17.Искусство театра в Западной Европе XVII.
18.Творчество Н. Пуссена.
19.Творчество Рембрандта.
20.Творчество Рубенса.
21.Развитие музыки в западноевропейском искусстве XVIII века.
22.Немецкая литература XVIII века.
23.Творчество В. Гюго.
24.Творчество О. де Бальзака.
25.Музыка эпохи романтизма.
26.Западноевропейская литература эпохи символизма.
27.Особенности арабо-мусульманской художественной культуры средних веков.
28.Основные художественные формы нецерковной литературы Западной Европы средневекового периода.
29.Готический собор как наиболее полное выражение идеологических и эстетических основ средневекового искусства Западной Европы.
30.Возрождение эстетических принципов и художественных приемов античного искусства в архитектуре Италии XV-XVI вв.
31.Влияние гуманистических принципов на западноевропейскую живопись эпохи Ренессанса.
32.Идеи гуманизма в западноевропейской литературе эпохи Возрождения.
33.Идеи Просвещения и их влияние на развитие литературы и театра в Западной Европе XVIII века.
34.Поиск новых средств выразительности в литературе романтизма.
35.Музыка как одно из наивысших достижений искусства европейского романтизма.
10 семестр
1.Романтическое и реалистическое направления литературы первой половины XIX в.
2.Формирование и развитие критического реализма в искусстве XIX века.
3.Критический реализм в литературе XIX века.
4.Славянофилы и западники о судьбах русской культуры.
5.«Серебряный век» русской культуры.
6.Вклад композиторов-модернистов в музыкальное искусство на рубеже XIX-XX вв.
7.Расцвет театрального искусства на рубеже XIX - начала ХХ века.
8.Парижские сезоны С.П. Дягилева.
9.Эстетика символизма и ее отражение в европейском искусстве конца XIX - начала XX вв.
10.Феномен русской интеллигенции.
11.Культура как проблема психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг).
12.Революция как социокультурный феномен.
13.Традиция и новация в культуре.
14.Естественные и искусственные языки культуры.
15.Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
16.Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
17.Идеологические основы и художественные особенности модернизма.
18.Идеологические основы и художественные особенности постмодернизма.
19.Мировые центры культуры и их значение в жизни общества.
20.Вера и знание в истории культуры.
21.Религия в системе культуры.
22.Глобальный экологический кризис: геополитические, научнотехнические и ду-ховно-нравственные его источники.
23.Проблемы интеграции, модернизации и этнокультурной идентичности в глобали-зирующемся мире.
24.Современный Восток и Запад: культурологический аспект взаимоотношений.
25.Уильям Дуглас и его «Трехсотлетняя война».
26.Чарльз Сноу и его теория двух культур
27.Самюэль Хантингтон и его столкновение цивилизаций.
28.Человек и техника в системе культуры.
29.Диалог как условие развития культур.
30.Искусство как форма и феномен культуры.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.