2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История мировой культуры_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История мировой культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 10 зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
14 4/6
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
20
20
48
48
Практические
28
28
20
20
48
48
Итого ауд.
56
56
40
40
96
96
Кoнтактная рабoта
56
56
40
40
96
96
Сам. работа
52
52
32
32
84
84
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р соц. наук, профессор, Дырин С.П.;д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
История мировой культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о развитии мирового культурного процесса и его закономерностях, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений;
1.4
познакомить обучающихся с фундаментальными достижениями мировой культуры;
1.5
cформировать способности выявлять культурные потребности различных социальных групп, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.6
выработать умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культурология
2.1.2
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.5
Краеведение в школе
2.1.6
Музееведение
2.1.7
История средних веков
2.1.8
История древнего мира
2.1.9
2.1.10
Культурология
2.1.11
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.12
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.13
Краеведение в школе
2.1.14
Музееведение
2.1.15
История средних веков
2.1.16
История древнего мира
2.1.17
Краеведение в школе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
культурные потребности различных социальных групп
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
направления выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
описывать культурные потребности различных социальных групп
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп
 
определять направления выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп
 
навыками анализа преимуществ и недостатков выявления культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
навыками разработки программы выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
способы разработки и  реализации культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
методы разработки и реализации культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
 
Уметь:
 
проводить отбор содержания культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
разрабатывать культурно-просветительские программы в области истории мировой культуры
 
использовать способы разработки и реализации культурно-просветительские программы в области истории мировой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
навыками разработки культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ в области истории мировой культуры
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
предмет, цели и задачи, положения и теоретические основы, понятийный и категориальный аппарат истории мировой культуры;
3.1.2
методологические принципы анализа истории мировой культуры;
3.1.3
основные явления и достижения в истории мировой культуры;
3.1.4
выдающихся деятелей культуры разных исторических периодов;
3.1.5
сущность и специфические особенности культуры и культурной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
обобщать и систематизировать данные об историко-культурных процессах;
3.2.2
разрабатывать и осуществлять программы по их изменению в контексте социальных трансформаций;
3.2.3
использовать полученные знания для совершенствования социально-культурной среды;
3.2.4
грамотно ориентироваться и давать самостоятельную оценку традициям и новациям в культуре;
3.2.5
разрабатывать культурно-просветительские программы;
3.2.6
использовать полученные знания в педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями развития культуры, спецификой их проявления в различной социальной среде;
3.3.2
навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры;
3.3.3
навыками поиска информации, необходимой для совершенствования процесса социодинамики культуры, инструментариями для разрешения возникающих проблем;
3.3.4
навыками применять полученные знания в педагогической деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в историю мировой культуры

 
1.1
Актуальные проблемы истории мировой культуры.Значение учебной дисциплины в подготовке учителя истории и обществознания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
1.2
Восточная и западная цивилизации /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.3
Культура и цивилизация /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-13 ПК-14
9
0
 
 
Раздел 2. Культура Древнего мира

 
2.1
Специфические особенности древних культур. Формы первобытной культуры /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.2
Первобытная культура /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.3
Культура Древнего Востока.

/Лек/

Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

6
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.4
Культура Древнего Востока и Древнего Египта /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.5
Культура Древней Месопотамии.

Культура Древнего Ирана. Культура народов Малой и Передней Азии в древности /Пр/

Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.6
Культура Древнего Китая и Древней Индии /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.7
Античная культура Периодизация, проблемы и источники изучения. Географическое пространство античной культуры /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.8
Общее и специфичное в культуре Древней Греции и Древнего Рима /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.9
Судьбы культурного наследия античного мира, его значение для европейской художественной культуры /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.10
Культура Древней Греции /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.11
Культура Древнего Рима /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.12
Цивилизации Древнего Востока: формирование восточного типа культуры /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.13
Искусство Древней Греции  /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

8
ПК-13 ПК-14
9
0
 
2.14
Падение Римской империи, кризис античного искусства /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-13 ПК-14
9
0
 
 
Раздел 3. Мировая культура Средневековья и Возрождения

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1
Средневековая европейская художественная культура /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
3.2
Культура Византийского мира /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
3.3
Культура мусульманского Востока /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
3.4
Культура Китая, Индии и Японии в средние века /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
3.5
Культуры, зародившиеся в средневековый период истории. Культура Возрождения и реформация /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14
9
0
 
3.6
Мировая культура средневековья и Возрождения /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-13 ПК-14
9
0
 
 
Раздел 4. Культура Нового времени 

 
4.1
Культура эпохи европейского Просвещения /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
10
0
 
4.2
Идеи Просвещения в европейской художественной культуре /Пр/

4
10
0
 
4.3
Западноевропейская культура XIX в. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
4.4
Важнейшие направления в развитии европейской культуры XIX века /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
4.5
Импрессионизм в искусстве и культуре XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14
10
0
 
4.6
Общий взгляд на культуру человечества XIX века /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14
10
0
 
4.7
Западноевропейская культура XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14
10
0
 
4.8
Великая французская революция и ее влияние на развитие культуры /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14
10
0
 
 
Раздел 5. Культура новейшего времени 

 
5.1
Европейская культура начала ХХ века /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
5.2
Культура ХХ века между двумя мировыми войнами /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.3
Русская эмиграция в Европе /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.4
Русская эмиграция и ее значение в духовно-культурной жизни других народов /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.5
Культура в тоталитарных государствах /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.6
Культура человечества после второй мировой войны и краха тоталитаризма /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.7
Национально-освободительное движение и деколонизация мира, их отражение в культуре /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

2
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.8
Диалог культур Запада и Востока /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.9
Экспансия культуры американизма /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.10
Глобализация культурных процессов /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э4

6
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.11
Перспективы развития культуры в новом столетии /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5.12
/Экзамен/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-13 ПК-14
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету (9 семестр):

1.Культуры верхнего палеолита. Формирование основных видов художественного творчества.

2.Культуры эпохи мезолита и неолита

3.Магия и мифология первобытного времени и их роль в процессе формирования и раннего развития художественной культуры

4.Особенности формирования и развития древневосточных культур.

5.Основные сюжеты древнеегипетской  мифологии.

6.Религиозные сюжеты в живописи и скульптуре Древнего Египта

7.История древнегреческого театра и литературы.

8.Общие черты религий Древней Греции и Древнего Рима. Религиозные сюжеты в античном искусстве.

9.Своеобразие средневековых культур.

10.Влияние христианства на сложение и развитие средневековой культуры Запад-ной Европы. Библия, ее структура и состав.

11.Литература романского и готического периодов.

12.Особенности исламской культуры средних веков. Коран как основа исламского мировоззрения.

13.Особенности художественной культуры ислама. Архитектура исламского мира.

14.Архитектура дороманского и романского периодов.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
15.Архитектура готического периода.

16.Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV -XVI веков.

17.Идеи Возрождения в искусстве Италии.

18.Возрождение во Флоренции.

19.Особенности искусства Северного Возрождения.

20.Литература эпохи Возрождения.

21.Архитектура и живопись эпохи Возрождения.

22.Музыкальная культура эпохи Возрождения.

23.XVII век в мировой художественной культуре как самостоятельная фаза ее раз-вития. Ведущее положение Италии, Франции, Голландии, Испании в художественной культуре XVII века.

24.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в литературе.

25.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в музыке.

26.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в театральном искусстве.

27.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в архитектуре.

28.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в живописи.

29.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в литературе и театральном искусстве.

30.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в архитектуре.

31.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в скульптуре и живописи.

32.Идеи Просвещения в западноевропейской живописи и графике XVIII в.

33.Идеи Просвещения в западноевропейской литературе и драматургии XVIII в.

34.Сентиментализм, рококо и классицизм в искусстве XVIII века.

Вопросы к экзамену (10 семестр):

1.Социальная практика и художественная культура XIX века: формы взаимосвязи.

2.Характерные черты западноевропейского искусства XIX в.

3.Живопись романтизма в зарубежном искусстве.

4.Литература романтизма в зарубежном искусстве.

5.Музыка романтизма в зарубежном искусстве.

6.Искусство позднего классицизма и ампира.

7.Реализм в зарубежном искусстве второй половины XIX века.

8.Символизм в зарубежной музыке и литературе.

9.Югенд-стиль в живописи и графике.

10.Югенд-стиль в европейской архитектуре.

11.Особенности развития мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.

12.Поиски художественных форм в конце XIX в. (импрессионизм, символизм, декаданс).

13.Историческое развитие и основные особенности американской культуры.

14.Основные тенденции в развитии культуры ХХ в.

15.Массовая и элитарная культура в США.

16.Соотношение национального и интернационального в европейской культуре XX века.

17.Модернизм и постмодернизм в культуре XX века.

18.Взаимодействие русской и европейской художественных школ в XIX – начале ХХ вв.

19.Советское искусство и идеология: проблемы взаимодействия.

20.Духовный путь русской эмиграции. Н.А.Струве.

21.Русская эмиграция и ее значение в духовно-культурной жизни других народов.

22.Русские культурные ценности за границей.

23.А.С. Пушкин – культурный символ русского зарубежья.

24.Культурная миссия послереволюционной эмиграции как наследие серебряного века.

25.Основные закономерности и тенденции развития мировой культуры на рубеже XX– XXI вв.

26.Россия как тип культуры.

27.Культура XX в. и глобальные проблемы современности.

28.Кризисные явления «техногенной» цивилизации.

29.Первоочередные глобальные проблемы современности. Причины их возникновения, прогноз развития событий, возможные последствия, пути решения.

30.Новые формы культурного развития. Общечеловеческое и национальное в культуре.

Задание: На конкретном примере докажите, что искусство является механизмом трансляции исторической памяти любого события из истории.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов:

9 семестр

1.Генезис культуры. Зарождение основных форм художественного творчества в первобытный период.

2.Миф как основа художественной культуры Древнего Египта.

3.Эстетические основы и художественные особенности древнегреческой архитектуры.

4.Развитие литературы и театра в искусстве Древней Греции.

5.Эстетические основы и художественные особенности скульптуры Древней Греции и Древнего Рима.

6.Развитие литературы в искусстве Древнего Рима.

7.Афинский акрополь как наивысшее достижение древнегреческого изобразительного искусства.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
8.Наиболее выдающиеся памятники древнеримской архитектуры.

9.Литература и драматургия Древней Греции.

10.Литература и драматургия Древнего Рима

11.Памятники готической архитектуры во Франции.

12.Памятники готической архитектуры в Германии.

13.Творчество Леонардо да Винчи.

14.Творчество Рафаэля Санти.

15.Творчество Микеланджело Буонарроти.

16.Творчество У. Шекспира.

17.Искусство театра в Западной Европе XVII.

18.Творчество Н. Пуссена.

19.Творчество Рембрандта.

20.Творчество Рубенса.

21.Развитие музыки в западноевропейском искусстве XVIII века.

22.Немецкая литература XVIII века.

23.Творчество В. Гюго.

24.Творчество О. де Бальзака.

25.Музыка эпохи романтизма.

26.Западноевропейская литература эпохи символизма.

27.Особенности арабо-мусульманской художественной культуры средних веков.

28.Основные художественные формы нецерковной литературы Западной Европы средневекового периода.

29.Готический собор как наиболее полное выражение идеологических и эстетических основ средневекового искусства Западной Европы.

30.Возрождение эстетических принципов и художественных приемов античного искусства в архитектуре Италии XV-XVI вв.

31.Влияние гуманистических принципов на западноевропейскую живопись эпохи Ренессанса.

32.Идеи гуманизма в западноевропейской литературе эпохи Возрождения.

33.Идеи Просвещения и их влияние на развитие литературы и театра в Западной Европе XVIII века.

34.Поиск новых средств выразительности в литературе романтизма.

35.Музыка как одно из наивысших достижений искусства европейского романтизма.

10 семестр

1.Романтическое  и реалистическое направления литературы первой половины XIX в.

2.Формирование и развитие критического реализма в искусстве XIX века.

3.Критический реализм в литературе XIX века.

4.Славянофилы и западники о судьбах русской культуры.

5.«Серебряный век» русской культуры.

6.Вклад композиторов-модернистов в музыкальное искусство на рубеже XIX-XX вв.

7.Расцвет театрального искусства на рубеже XIX - начала ХХ века.

8.Парижские сезоны С.П. Дягилева.

9.Эстетика символизма и ее отражение в европейском искусстве конца XIX - начала XX вв.

10.Феномен русской интеллигенции.

11.Культура как проблема психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг).

12.Революция как социокультурный феномен.

13.Традиция и новация в культуре.

14.Естественные и искусственные языки культуры.

15.Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

16.Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.

17.Идеологические основы и художественные особенности модернизма.

18.Идеологические основы и художественные особенности постмодернизма.

19.Мировые центры культуры и их значение в жизни общества.

20.Вера и знание в истории культуры.

21.Религия в системе культуры.

22.Глобальный экологический кризис: геополитические, научнотехнические и ду-ховно-нравственные его источники.

23.Проблемы интеграции, модернизации и этнокультурной идентичности в глобали-зирующемся мире.

24.Современный Восток и Запад: культурологический аспект взаимоотношений.

25.Уильям Дуглас и его «Трехсотлетняя война».

26.Чарльз Сноу и его теория двух культур

27.Самюэль Хантингтон и его столкновение цивилизаций.

28.Человек и техника в системе культуры.

29.Диалог как условие развития культур.

30.Искусство как форма и феномен культуры.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05624-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441664 (дата обращения: 25.08.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05623-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437809 (дата обращения: 25.08.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Касьянов, В. В.  
История культуры: учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 436 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07267-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451436
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зайцева, Н.В.
История мировой культуры. Некоторые актуальные проблемы :учебное пособие в форме краткого научного обзора:  / Н. В. Зайцева, А. Г. Ипполитова, Г. М. Ипполитов, Т. В. Филатов. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 81 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75380.html 
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017
 
Л2.2
Константинова, С. В. 
История мировой и отечественной культуры: учебное пособие / С. В. Константинова. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — 978-5-9758-1734-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81010.html
Саратов : Научная книга, 2019
 
Л2.3
Садохин, А.П.
История мировой культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. — Электрон. текстовые данные. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 c. — 978-5-238-01847-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81507.html
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Арзамас-академия. - URL: https://arzamas.academy/
 
Э4
Проект GOOGLE ARTS & CULTURE. - URL: https://artsandculture.google.com/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-210 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.