(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э7 Э8
Э7 Э8
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э3 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э4 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э2 Э3 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Вопросы и задания к экзамену
1. Концепции изучения исторического процесса.
2. Цивилизационный подход в изучении истории.
3. Теории стадиального развития и локальных цивилизаций.
4. Факторы самобытности российской цивилизации.
5. Образование Древнерусского государства.
6. Развитие институтов политической власти в Древнерусском государстве и эпоху феодальной раздробленности (X – XIII вв.).
7. Особенности процесса объединения русских земель (XIV – начало XVI вв.).
8. Характер Российского государства и альтернативы политического развития страны в XVI – начале XVII вв.
9. Социально-экономическое развитие в X – XVI вв.
10. Специфические черты России при переходе к Новому времени.
11. Особенности социально-экономического развития (XVII – XVIII вв.).
12. Политическое развитие XVII – XVIII вв. Российское самодержавие
13. Особенности социально-экономического развития России XIX в.
14. Своеобразие и характер реформ XIX в. в России.
15. Общественное движение в России XIX в.: поиск оптимальной модели исторического развития.
16. Особенности российской социально-экономической модернизации (начало ХХ в.)
17. Специфика политической модернизации и противоречия формирования гражданского общества в начале ХХ в.
18. Общественно-политическое движение и национальный вопрос в начале ХХ в.
19. Революция 1917 г. и проблема исторических альтернатив развития.
20. Поляризация политических сил и модели общественного развития в условиях Гражданской войны 1918 – 1920 гг.
21. Формирование тоталитарного политического строя в Советской России (1920 – 30-е гг.).
22. Советский союз – путь форсированной модернизации (1920 – 30-е гг.).
23. Социально-экономическое развитие СССР в условиях нарастания кризисных явлений (вторая половина 1940 – 1980-е гг.).
24. Эволюция политической системы СССР во второй половине ХХ в.
25. Национальные отношения второй половины ХХ в. – на путях к распаду СССР.
26. Противоречия политики «перестройки» второй половины 1980-х гг.
27. Формирование новой российской государственности в 1990-е гг.
28. Политические преобразования на рубеже XX - XXI вв.
29. Экономическое развитие России на рубеже XX – XXI вв.
30. Актуальные проблемы современной России.
Задание. Работа с картой и источниками.
Тематика докладов:
1.Цивилизация: истоки и содержание понятия.
2.Структура, типы и динамика цивилизаций.
3.Механизм смены цивилизаций.
4.Локальные и региональные цивилизации.
5.Цивилизация в определении И. Канта, О. Шпенглера, Тойнби.
7.Русский народ: особенности этногенеза.
8.Роль природно-географического фактора в истории России.
9.Современные подходы к проблеме происхождения древнерусского государства.
10.Роль норманнов в русской и английской истории (сравнительный анализ).
11.«Варварские королевства» Европы и Киевская Русь: общее и особенное.
12.Русь и Византия: преемственность традиций.
13.Особенности развития российского феодализма.
14.Культура России в средневековье. Византийское наследие.
15.Новгородская республика: особенности системы политического управления.
16.Ордынская политическая зависимость и процессы централизации в России
17.Монархии в Европе, Азии и России – динамика развития.
18.Геополитическое пространство России.
19.Экономическое и политическое развитие в период образования централизованного государства. Особенности становления в России.
20.Сословия в русской истории.
21.Иван Грозный – тиран или реформатор?
22.Опричнина в оценке отечественных историков.
23.Переписка царя Ивана Грозного и кн. Андрея Курбского (сущность дискуссии о политическом устройстве России).
24.Смута начала XVII в.: альтернативы общественно-политического развития.
25.Специфика складывания абсолютной монархии в России.
26.Петровская «революция» в области культуры и быта.
27.Цена петровской модернизации.
28.Государственный аппарат и его функции в истории Запада и России.
29.Россия и Запад в XVIII в.: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.
30.Общественная мысль в России XVIII в. О состоянии и перспективах развития общества.
31.Конституционализм в истории России (до начала ХХ в.).
32.Промышленная революция в России (специфика экономических, социальных и политических факторов развития).
33.Особенности формирования и политического развития русской буржуазии.
34.Российский либерализм: сущность и своеобразие.
35.«Революции сверху» в России в 1860 – 1870-х гг.
36.Проблема власти в российской политической мысли.
37.Политический терроризм в России XIX века.
38.Особенности российского империализма (рубеж XIX – XX вв.).
39.Кризис политической власти в России в начале ХХ века.
40.Первая российская революция, ее влияние на социально-политическое развитие страны.
41.Образование политических партий в России в начале ХХ века, их программа, тактика.
42.П.А. Столыпин и его программа модернизации страны.
43.Свержение самодержавия. Возможные альтернативы развития России в условиях самодержавия.
44.Борьба за лидерство в большевистском руководстве накануне и после смерти В.И. Ленина. Утверждение личной власти И.В. Сталина.
45.Развитие командно-административной системы управления в СССР в 1930-е гг. Политические репрессии.
46.Сталинский вариант модернизации экономики. Индустриализация. Коллективизация.
47.«Оттепель» Н.С. Хрущева: реформаторские поиски и управляемая десталинизация.
48.Советская страна в середине 60-х–первой половине 80-х годов. Нарастание стагнации и предкризисных явлений в экономической и политической жизни.
49.Цели, основные этапы и итоги перестройки М.С. Горбачева.
50.Становление новой российской государственности в 1990-е гг.
Тематика эссе
1. Теории стадиального развития цивилизации.
2. Локальные цивилизации.
3. Цивилизация в определении А. Тойнби.
4. Структура цивилизации.
5. Витки спирали исторического прогресса.
6. Механизм смены и критерии цивилизации.
7. Роль и значение в развитии России принятия христианства.
8. Элементы христианского вероучения, вошедшие в народное сознание.
9. Язычество и христианство.
10. Скандинавско-русский путь перехода к феодализму.
11. Отчуждение России от западной культуры в период средневековья.
12. Монгольское нашествие и процессы централизации в России.
13. Отличительные черты массового сознания в эпоху Раскола.
14. Теоретические постулаты самодержавия в России.
15. Европеизм в русской истории.
16. Реформы Петра I и их роль в развитии капитализма и модернизации в России.
17. Модернизация Нового времени в России.
18. Своеобразный путь развитие промышленности в России (XVIII в.).
20. Проблема власти в русской политической мысли.
21. Общее и особенное в процессе развития капитализма в России.
22. Возрождение коллективистских идеалов в России XIX веке: социально-экономические и общественно-политические причины.
23. Обвальный кризис российской цивилизации в начале ХХ в.
24. Позиция русской буржуазии в начале XX веке.
25. Особенности революционного процесса в России в начале ХХ в.
26. Духовная жизнь общества российской цивилизации в начале ХХ в.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.