2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_История России в региональном измерении_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России в региональном измерении
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 2/6
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
16
16
Практические
18
18
18
18
36
36
Итого ауд.
26
26
26
26
52
52
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
52
52
Сам. работа
46
46
10
10
56
56
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.ист.наук, доцент, Сабиров И.Т. _________________
 
 
История России в региональном измерении
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных знаний истории России в контексте событий региональной истории,раскрытии закономерностей и особенностей региональной истории как части общероссийской исторической науки на основе принципов духовно-нравственного воспитания обучающихся с учетом базовых национальных ценностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
определить специфику российских регионов, раскрыть место и роль России в системе мировых и локальных цивилизаций;
1.4
формировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому, выработать многомерное видение истории;
1.5
формировать у обучающихся гражданско-нравственное, гуманистическое мировоззрение и активную жизненную позицию;
1.6
формировать навыки нахождения, критического анализа и выбора информации, необходимой для определения логики истории развития российских регионов;
1.7
выработать способности осуществления критического анализа тенденций регионального развития на основе системного подхода;
1.8
выработать общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания и формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе развития нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения;
1.9
овладеть методами и приемами становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительностина основе традиционных российских ценностей (индивидуально-личностных, общечеловеческих, национальных, семейных и др.)
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «История России в региональном измерении» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения исторических дисциплин на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика написания исследовательской работы по краеведению
2.2.2
Производственная практика. Научно-исследовательская работа
2.2.3
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.4
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.5
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.10
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
ОПК-4: Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Знает: общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения; документы, регламентирующие содержание базовых национальных ценностей
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
ОПК-4.2: Умеет: создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку
 
ОПК-4.3: Владеет: методами и приемами становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности; способами усвоения подрастающим поколением и претворением в практическое действие и поведение духовных ценностей (индивидуально-личностных, общечеловеческих, национальных, семейных и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы и закономерности исторического развития России;
3.1.2
специфику регионального подхода в изучении истории России;
3.1.3
особенности исторического процесса и место конкретного периода  регионов в истории России;
3.1.4
основы поиска, критического анализа и выбора информации;
3.1.5
условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
3.1.6
общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания;
3.1.7
методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения;
3.1.8
основы формирования нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку;
3.1.9
методы и приемы становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.3
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
3.2.4
применять методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач;
3.2.5
осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
3.2.6
выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определять этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов;
3.2.7
находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации;
3.2.8
создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей и нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности;
3.2.9
применять общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания, методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся;
3.2.10
создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования общенаучных и специально-исторических методов для анализа узловых проблем развития России;
3.3.2
навыками ориентирования в историческом пространстве на основе территориальных изменений российских регионов;
3.3.3
навыками анализа исторических событий и явлений в их временном развитии и характеристиками моделей общественно-политического и социально-экономического развития;
3.3.4
способами осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода;
3.3.5
навыками выявления проблемых ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов;
3.3.6
навыками нахождения, критического анализа и выбора информации;
3.3.7
навыками создания условий и реализации принципов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
3.3.8
навыками использования общих принципов и подходов к реализации процесса воспитания;
3.3.9
методами и приемами формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств, национальных ценностей, нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку и нравственного отношения к окружающей действительности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Формирование и развитие российской цивилизации до начала ХХ в.

 
1.1
Введение в предмет. Теория цивилизаций /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э7 Э8

2
УК-1.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.2
Основные закономерности развития древнерусской цивилизации (VI – XIII вв.). /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э7 Э8

2
УК-1.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.3
Основные закономерности развития древнерусской цивилизации (VI – XIII вв.). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
1
0
 
1.4
Основные закономерности развития древнерусской цивилизации (VI – XIII вв.). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
1
0
 
1.5
Складывание и развитие российской государственности в XIV – начале XVII вв. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э3 Э7 Э8

2
УК-1.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.6
Складывание и развитие российской государственности в XIV – начале XVII вв. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

12
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
1
0
 
1.7
Переход России к Новому времени (XVII – XVIII вв.) /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э4 Э7 Э8

2
УК-1.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.8
Переход России к Новому времени (XVII – XVIII вв.) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

12
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
1
0
 
1.9
Россия в XIX в.: переход к индустриальному обществу /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-1.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.10
Россия в XIX в.: переход к индустриальному обществу /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

12
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 2. Российская цивилизация в условиях ХХ века

 
2.1
Россия в условиях общенационального кризиса (начала ХХ в.) /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э7 Э8

4
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
2.2
Формирование и развитие тоталитарной модели устройства Советского государства в конце 1917 – 1930-е гг. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
2.3
Формирование и развитие тоталитарной модели устройства Советского государства в конце 1917 – 1930-е гг. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.4
Советский союз в условиях послевоенного развития (вторая половина 1940 – 1980-е г /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э2 Э3 Э7 Э8

4
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
2.5
Россия на современном этапе исторического развития: смена модели общественного развития /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
2.6
Россия на современном этапе исторического развития: смена модели общественного развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
2.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

36
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Концепции изучения исторического процесса.

2. Цивилизационный подход в изучении истории.

3. Теории стадиального развития и локальных цивилизаций.

4. Факторы самобытности российской цивилизации.

5. Образование Древнерусского государства.

6. Развитие институтов политической власти  в Древнерусском государстве и эпоху феодальной раздробленности (X – XIII вв.).

7. Особенности процесса объединения русских земель (XIV – начало XVI вв.).

8. Характер Российского государства и альтернативы политического развития страны в XVI –  начале XVII вв.

9. Социально-экономическое развитие в X – XVI вв.

10. Специфические черты России при переходе к Новому времени.

11. Особенности социально-экономического развития (XVII – XVIII вв.).

12. Политическое развитие XVII – XVIII вв. Российское самодержавие

13. Особенности социально-экономического развития России XIX в.

14. Своеобразие и характер реформ XIX в. в России.

15. Общественное движение в России XIX в.: поиск оптимальной модели исторического развития.

16. Особенности российской социально-экономической модернизации (начало ХХ в.)

17. Специфика политической модернизации и противоречия формирования гражданского общества в начале ХХ в.

18. Общественно-политическое движение и национальный вопрос в начале ХХ в.

19. Революция 1917 г. и проблема исторических альтернатив развития.

20. Поляризация политических сил и модели общественного развития в условиях Гражданской войны 1918 – 1920 гг.

21. Формирование тоталитарного политического строя в Советской России (1920 – 30-е гг.).

22. Советский союз – путь форсированной модернизации (1920 – 30-е гг.).

23. Социально-экономическое развитие СССР в условиях нарастания кризисных явлений (вторая половина 1940 – 1980-е гг.).

24. Эволюция политической системы СССР во второй половине ХХ в.

25. Национальные отношения второй половины ХХ в. – на путях к распаду СССР.

26. Противоречия политики «перестройки» второй половины 1980-х гг.

27. Формирование новой российской государственности в 1990-е гг.

28. Политические преобразования на рубеже XX - XXI вв.

29. Экономическое развитие России на рубеже XX – XXI вв.

30. Актуальные проблемы современной России.

Задание. Работа с картой и источниками.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов:

1.Цивилизация: истоки и содержание понятия.

2.Структура, типы и динамика цивилизаций.

3.Механизм смены цивилизаций.

4.Локальные и региональные цивилизации.

5.Цивилизация в определении И. Канта, О. Шпенглера, Тойнби.

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.Концепции цивилизаций, представленные Н. Данилевским, П. Сорокиным, О. Шпенглером и А. Тойнби.

7.Русский народ: особенности этногенеза.

8.Роль природно-географического фактора в истории России.

9.Современные подходы к проблеме происхождения древнерусского государства.

10.Роль норманнов в русской и английской истории (сравнительный анализ).

11.«Варварские королевства» Европы и Киевская Русь: общее и особенное.

12.Русь и Византия: преемственность традиций.

13.Особенности развития российского феодализма.

14.Культура России в средневековье. Византийское наследие.

15.Новгородская республика: особенности системы политического управления.

16.Ордынская политическая зависимость и процессы централизации в России

17.Монархии в Европе, Азии и России – динамика развития.

18.Геополитическое пространство России.

19.Экономическое и политическое развитие в период образования централизованного государства. Особенности становления в России.

20.Сословия в русской истории.

21.Иван Грозный – тиран или реформатор?

22.Опричнина в оценке отечественных историков.

23.Переписка царя Ивана Грозного и кн. Андрея Курбского (сущность дискуссии о политическом устройстве России).

24.Смута начала XVII в.: альтернативы общественно-политического развития.

25.Специфика складывания абсолютной монархии в России.

26.Петровская «революция» в области культуры и быта.

27.Цена петровской модернизации.

28.Государственный аппарат и его функции в истории Запада и России.

29.Россия и Запад в XVIII в.: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.

30.Общественная мысль в России XVIII в. О состоянии и перспективах развития общества.

31.Конституционализм в истории России (до начала ХХ в.).

32.Промышленная революция в России (специфика экономических, социальных и политических факторов развития).

33.Особенности формирования и политического развития русской буржуазии.

34.Российский либерализм: сущность и своеобразие.

35.«Революции сверху» в России в 1860 – 1870-х гг.

36.Проблема власти в российской политической мысли.

37.Политический терроризм в России XIX века.

38.Особенности российского империализма (рубеж XIX – XX вв.).

39.Кризис политической власти в России в начале ХХ века.

40.Первая российская революция, ее влияние на социально-политическое развитие страны.

41.Образование политических партий в России в начале ХХ века, их программа, тактика.

42.П.А. Столыпин и его программа модернизации страны.

43.Свержение самодержавия. Возможные альтернативы развития России в условиях самодержавия.

44.Борьба за лидерство в большевистском руководстве накануне и после смерти В.И. Ленина. Утверждение личной власти И.В. Сталина.

45.Развитие командно-административной системы управления в СССР в 1930-е гг. Политические репрессии.

46.Сталинский вариант модернизации экономики. Индустриализация. Коллективизация.

47.«Оттепель» Н.С. Хрущева: реформаторские поиски и управляемая десталинизация.

48.Советская страна в середине 60-х–первой половине 80-х годов. Нарастание стагнации и предкризисных явлений в экономической и политической жизни.

49.Цели, основные этапы и итоги перестройки М.С. Горбачева.

50.Становление новой российской государственности в 1990-е гг.

Тематика эссе

1. Теории стадиального развития цивилизации.

2. Локальные цивилизации.

3. Цивилизация в определении А. Тойнби.

4. Структура цивилизации.

5. Витки спирали исторического прогресса.

6. Механизм смены и критерии цивилизации.

7. Роль и значение в развитии России принятия христианства.

8. Элементы христианского вероучения, вошедшие в народное сознание.

9. Язычество и христианство.

10. Скандинавско-русский путь перехода к феодализму.

11. Отчуждение России от западной культуры в период средневековья.

12. Монгольское нашествие и процессы централизации в России.

13. Отличительные черты массового сознания в эпоху Раскола.

14. Теоретические постулаты самодержавия в России.

15. Европеизм в русской истории.

16. Реформы Петра I и их роль в развитии капитализма и модернизации в России.

17. Модернизация Нового времени в России.

18. Своеобразный путь развитие промышленности в России (XVIII в.).

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
19. Русское общество и проблема модернизации в России (XVIII – XIX вв.).

20. Проблема власти в русской политической мысли.

21. Общее и особенное в процессе развития капитализма в России.

22. Возрождение коллективистских идеалов в России XIX веке: социально-экономические и общественно-политические причины.

23. Обвальный кризис российской цивилизации в начале ХХ в.

24. Позиция русской буржуазии в начале XX веке.

25. Особенности революционного процесса в России в начале ХХ в.

26. Духовная жизнь общества российской цивилизации в начале ХХ в.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под ред. Мчедлова, М.П.
Российская цивилизация: Российская цивилизация [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ — Электрон. текстовые данные.— Москва: Академический Проект, 2003.— 656 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36540.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва: Академический Проект, 2003
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Толмачева, Р.П.
Цивилизация России: зарождение и развитие: Учебное пособие/ Толмачева, Р.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, 2018.— 402 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85183.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва: Дашков и К, 2018
 
Л2.2
Е. А. Соловьев, В. В. Блохин, Л. А. Новикова 
Актуальные вопросы истории России начала XX века : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Соловьев, В. В. Блохин, Л. А. Новикова ; под редакцией В. М. Козьменко. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07196-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442151
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Калинина, Е.Ю.
История государства и права России в контексте европейской цивилизации: учебное пособие / Е. Ю. Калинина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 111 c. — 978-5-4486-0757-8. — http://www.iprbookshop.ru/83268.html 
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека Руниверс. - Режим доступа: http://www.runivers.ru/lib/alphabet/ 
 
Э2
Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы. - Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/ 
 
Э3
Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
 
Э4
Русские мемуары. Старинные русские мемуары и записки иностранцев о России, дневники, воспоминания. - Режим доступа: http://memoirs.ru/
 
Э5
Сайт классической литературы. Мемуары, публицистика, историческая проза. Исторические сочинения. - Режим доступа: http://az.lib.ru/
 
Э6
Библиотека Беллетрист. Книги по истории. - Режим доступа: http://www.belletrist.ru/index.htm
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

 
стр. 11
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.