(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова
ции
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету:
1.Теории происхождения татарского народа и прародины тюрков.
2.Древние люди на территории Татарстана.
3.Держава Хунну.
5.Тюркский каганат.
6.Великая Болгария.
7.Хазарский каганат.
8.Волжская Болгария: возникновение, территория, население и города.
9.Социально-политическое развитие Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.
10.Экономическое развитие Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.
11.Обычаи и верования волжских болгар.
12.Народные знания в Волжской Болгарии.
13.Просвещение и наука в Волжской Болгарии.
14.Устное народное творчество и литература волжских болгар.
15.Материальная культура домонгольской Болгарии.
16.Внутренняя политика Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.
17.Внешняя политика Волжской Болгарии в X – начале XIII вв.
18.Борьба народов Волжской Болгарии против монгольских завоевателей.
19.Улус Джучи: возникновение, территория, население, города.
20.Социально-политическое развитие Улуса Джучи в XIII – начале XV вв.
21.Хозяйственно-экономическое развитие Улуса Джучи в XIII – начале XV вв. Семинар. 2 часа.
22.Внутренняя политика Улуса Джучи в XIII – начале XV вв.
23.Внешняя политика Улуса Джучи в XIII – начале XV вв.
24.Устное народное творчество и литература в Улусе Джучи.
25.Просвещение и наука в Улусе Джучи.
26.Архитектура и ювелирное дело золотоордынцев.
27.Казанское ханство: возникновение, территория, население, города.
28.Социально-политическое развитие Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.
29.Экономическое развитие Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.
30.Внутренняя политика Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.
31.Внешняя политика Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.
32.Культура Казанского ханства.
Задание: Прочитать роман (Калашников И.К. Жестокий век. – М.: Изд-во Эксмо, 2000. – 537 с.) и определить духовно-нравственное различие номадов Великой степи и жителей оседлых государств.
Вопросы к экзамену:
1.Административно-территориальные преобразования в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.
2.Экономические преобразования в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.
3.Изменение состава населения в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.
4.Политика самодержавия по христианизации и русификации в Казанском крае во второй половине XVI – XVIII вв.
5.Национально-освободительная борьба народов Поволжья и Приуралья во второй половине XVI – XVIII вв.
6.Участие народов Поволжья и Приуралья в крестьянских войнах XVII – XVIII вв.
7.Казанская губерния в начале XIX в.
8.Участие народов Казанского края в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг.
9.Казанский губерния в 20-40-е гг.XIX в.
10.Крестьянские реформы в Казанской губернии в 60-е гг. XIX в.
11.Проведение буржуазных реформ в Казанской губернии в 60-70-е гг. XIX вв.
12.Экономическое развитие Казанской губернии в 60-90-е гг. XIX в.
13.Общественное движение в Казанской губернии в 60-90-е гг. XIX в.
14.Татарское просветительство и джадидизм в XIX в.
15.Культура в Казанской губернии в первой половине XIX в.
16.Культура в Казанской губернии во второй половине XIX в.
17.Казанская губерния в начале XX в.
18.Казанская губерния в годы Первой русской революции.
19.Казанская губерния накануне и годы Первой мировой войны.
20.Казанская губерния от февраля до октября 1917г.
21.Территория Татарстана в годы Гражданской войны.
22.Проекты национально-государственного строительства и образование ТАССР.
23.ТАССР в годы НЭПа.
24.Татарстан в первые годы индустриализации (1925-1928)
25.ТАССР в годы коллективизации.
26.Политические репрессии в ТАССР в 20-30-е XX гг.
27.Татарстан в годы первых пятилеток.
28.Культурные достижения в ТАССР в 20-30-е гг. XX в.
29.Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги татарстанцев.
30.Социально-экономическое развитие ТАССР в 1945-1965 гг.
32.Социально-экономическое развитие ТАССР в 1965-1985 гг.
33.Татарстан в годы суверенитета.
34.Татарстан в XXI в.: настоящее и перспективы.
Задание: подготовить творческий проект на тему: «Евразийская международная торговля в средние века».
Тематика рефератов:
5 семестр
1.Древнейшие государства центральноазиатских номадов.
2.Верования у древних хунну.
3.Военная тактика и дипломатия у хунну.
4.Падение Державы Хунну.
5.Великое переселение народов из Азии: миф или реальность.
6.Держава Аттилы.
7.Ранние тюркские государственные образования в Восточной Европе.
8.“Вечный Тюркский эль”: к вопросу о типе государства.
9.Западный Тюркский каганат: территория и состав населения.
10.Эфталитская война.
11.Аварский каганат и его соседи.
12.Гражданские войны в Тюркском каганате.
13.Великая Болгария: проблемы возникновения и распада.
14.Хазарский каганат: конфедерация или империя.
15.Антихазарские военные союзы в X в.
16.Волжская Болгария: к вопросу о возникновении.
17.Столица Волжской Болгарии: Биляр или Болгар?
18.Налоги и поборы в Волжской Болгарии.
19.Военное дело в домонгольской Болгарии.
20.Волжская Болгария и Монгольская империя.
21.Болгарские земли в составе Улуса Джучи.
22.Города Улуса Джучи.
23.Торговля в Улусе Джучи.
24.Тохтамыш и Тамерлан.
25.Крупнейшие битвы Европы в XIV в.
26.Ханство или вилайет: государство на Средней Волге в XV-XVI вв.
27.Камский торговый путь.
28.Битва за Казань.
29.Архитектура ханской Казани.
30.Народы Среднего Поволжья в событиях середины XVI в.
6 семестр
1.Мишарские и тептярские полки в заграничных походах 1813-1814 гг.
2.Башкирские и уральско-казачьи полки в заграничных походах 1813-1814 гг.
3.Казанское ополчение в 1812-1814 гг.
4.“Бунтарские идеи” в Казанской губернии в начале XIX вв.
5.Казанский университет в первой половине XIX вв.
6.Татарское просветительство в первой половине XIX вв.
7.Бездненское событие и его последствия.
8.Г.Курсави и Х. Файзханов: от религиозного реформаторства к общественным преобразованиям.
9.Ш. Марджани – теолог, историк, реформатор.
10.Земские учреждения в Казанской губернии.
11.Народническое движение в Казанской губернии.
12.Казань татарская в конце XIX в.
13.Архитектурные памятники Казани второй половины XIX в.
14.Отражение русско-японской войны в татарской культуре.
15.Издательское дело татар в начале XX в.
16.Татарские военнопленные в Первой мировой войне.
17.Татарские военские формирования в годы ПМВ.
18.Февралҗские собятия в Казанской губернии.
19.Мусульманские съезды и их значение.
20.Идель-Урал Штат.
21.Интернациональные формирования на территории Нижнего Прикамья в годы гражданской войны.
22.Видные командиры белых и красных в Волго-Камском театре военных действий.
23.Великий голод в Поволжье (1920-1922).
24.Дело Мирсаита Султангалиева.
25.Забытые герои Великой Отечественной войны.
26.Легионы Идель-Урал.
27.Герои-курмашевцы: оценка через десятилетия.
28.Общественные движения и политические организации в Татарстане в конце 80-90-е гг. XX в.
29.Договоры между Татарстаном и Россией и их историческая роль.
30.Татарстан в современном мире.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.