2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Источниковедение истории зарубежных стран_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Источниковедение истории зарубежных стран
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
54
54
54
54
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
Источниковедение истории зарубежных стран
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся соответствующих современному уровню развития исторической науки знаний в области теории и методологии источниковедения, о сохранившихся комплексах исторических источников по зарубежной истории, о различных методиках работы с ними и применения методов источниковедения в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представления об информационном потенциале различных групп и видов источников;
1.4
изучение приемов и методов работы с источниками;
1.5
знакомство с основными этапами и элементами внешней и внутренней характеристики исторического источника;
1.6
формирование умений давать всестороннюю внешнюю и внутреннюю характеристику различных исторических источников и интерпретировать их при изучении конкретных проблем новой и новейшей истории зарубежных стран;
1.7
подготовка широко образованных, критически мыслящих педагогов, умеющих применять знания об исторических источниках на практике в профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Архивоведение
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Курсовая работа по истории России
2.2.5
Историография всеобщей истории
2.2.6
Историография отечественной истории
2.2.7
Экономическая теория
2.2.8
Курсовая работа по всеобщей истории
2.2.9
Курсовая работа по обществознанию
2.2.10
Мировая экономика
2.2.11
Производственная преддипломная практика
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
Архивоведение
2.2.14
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.15
Курсовая работа по истории России
2.2.16
Историография отечественной истории
2.2.17
Экономическая теория
2.2.18
Курсовая работа по всеобщей истории
2.2.19
Курсовая работа по обществознанию
2.2.20
Мировая экономика
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Историография всеобщей истории
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятийно-категориальный аппарат современного источниковедения;
3.1.2
различные системы классификации исторических источников;
3.1.3
особенности и информационный потенциал различных групп и видов исторических источников, приемы и методы работы с ними;
3.1.4
структуру внешней и внутренней критики исторического источника;
3.1.5
методы получения достоверной информации из основных видов письменных источников для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
грамотно давать внешнюю и внутреннюю характеристику исторических источников разных видов;
3.2.2
определять место конкретного исторического источника в той или иной системе классификации источников;
3.2.3
определять информационный потенциал, степень достоверности того или иного исторического документа;
3.2.4
применять различные методы и приемы анализа исторических источников в конкретном исследовании;
3.2.5
осуществлять подборку исторических источников разных видов по конкретной исследовательской тематике;
3.2.6
использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа текстов, верификации и обобщения данных;
3.3.2
навыками применения основных методов источниковедческого анализа для выявления максимально полной и достоверной исторической информации, необходимой на разных стадиях учебной и профессиональной деятельности;
3.3.3
навыками самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, критически оценивать и творчески перерабатывать историческую информацию;
3.3.4
навыками применения полученных знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 1. Общая характеристика источников

 
1.1
Введение в курс.Общая характеристика источников по истории зарубежных стран. Типология исторических источников по истории зарубежных стран /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-11
3
0
 
1.2
Принципы и методы анализа исторического источника /Пр/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

6
ПК-11
3
0
 
1.3
Типология исторических источников по истории зарубежных стран /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-11
3
0
 
1.4
Историческая критика источников /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-11
3
0
 
1.5
Историческая критика источников /Пр/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

6
ПК-11
3
0
 
1.6
Историческая критика источников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-11
3
0
 
 
Раздел 2. 2. Источниковедческий анализ источников

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.1
Источниковедческий анализ материалов официального характера /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-11
3
0
 
2.2
Источниковедческий анализ материалов официального характера /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.3
Источниковедческий анализ материалов официального характера /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.4
Источниковедческий анализ материалов периодической печати /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-11
3
0
 
2.5
Источниковедческий анализ материалов периодической печати /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.6
Источниковедческий анализ материалов периодической печати /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.7
Источниковедческий анализ источников личного происхождения и неофициального назначения /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-11
3
0
 
2.8
Источниковедческий анализ источников личного происхождения и неофициального назначения /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.9
Источниковедческий анализ источников личного происхождения и неофициального назначения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.10
Источниковедческий анализ произведений художественного творчества /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-11
3
0
 
2.11
Источниковедческий анализ произведений художественного творчества /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-11
3
0
 
2.12
Источниковедческий анализ произведений художественного творчества /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.13
Характеристика устных источников /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-11
3
0
 
2.14
Характеристика устных источников /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-11
3
0
 
2.15
Характеристика устных источников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
2.16
Источниковедческий анализ кино-фото-фонодокументов /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-11
3
0
 
2.17
Источниковедческий анализ кино-фото-фонодокументов /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-11
3
0
 
2.18
Источниковедческий анализ кино-фото-фонодокументов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-11
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1.Место источника в процессе исторического познания.

2.Состав и особенности источников нового и новейшего времени.

3.Классификация источников нового и новейшего времени.

4.Архивы как хранилища первоисточников.

5.Акты государственного законодательства.

6.Делопроизводственные материалы.

7.Парламентские документы.

8.Документы органов государственного управления.

9.Судебно-следственные материалы как источник: структура, цели и характер их публикаций.

10.Дипломатическая документация: состав, публикация.

11.Статистика нового и новейшего времени

12.Опросы общественного мнения как источник.

13.Документы политических партий как источник.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
14.Публицистика нового и новейшего времени.

15.Периодическая печать нового и новейшего времени

16.Источники личного происхождения нового и новейшего времени.

17.Произведения искусства как источник по истории нового и новейшего времени.

18.Фоно-, фото- и кинодокументы как источники по истории нового и новейшего времени.

19.Источниковедческий анализ актов государственного законодательства.

20.Источниковедческий анализ парламентских документов.

21.Источниковедческий анализ документов административных органов

22.Источниковедческий анализ судебно-следственных материалов.

23.Источниковедческий анализ дипломатических документов.

24.Источниковедческий анализ материалов статистики.

25.Источниковедческий анализ опросов общественного мнения.

26.Источниковедческий анализ партийных документов.

27.Источниковедческий анализ памфлета.

28.Источниковедческий анализ листовок.

29.Источниковедческий анализ материалов прессы.

30.Источниковедческий анализ журнальной периодики.

31.Источниковедческий анализ воспоминаний и дневников.

32.Источниковедческий анализ эпистолярных документов.

33.Источниковедческий анализ произведений художественного творчества.

34.Источниковедческий анализ кинодокументов.

35.Источниковедческий анализ фотодокументов.

36.Источниковедческий анализ фонодокументов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменные работы не предусмотрены

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пономарев, М. В. 
Источниковедение новой и новейшей истории: учебное пособие / М. В. Пономарев, О. А. Никонов, С. Ю. Рафалюк. — Москва : Прометей, 2012. — 150 c. — ISBN 978-5-4263-0127-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/23993.html
Москва : Прометей, 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Русина, Ю. А.
Методология источниковедения: учебное пособие / Ю. А. Русина. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 204 c. — ISBN 978-5-7996-1466-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68347.html
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Исторические источники по Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки на русском языке. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/modern.htm
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.