2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психология воспитания_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология воспитания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Психология воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся профессиональные знания и умения, позволяющие успешно решать задачи воспитания школьников на разных возрастных этапах
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся знания об основных теориях воспитания личности, о психологических особенностях воспитания детей и школьников;
1.4
сформировать у обучающихся представления о методах и средствах воспитания школьников;
1.5
сформировать у обучающихся навыки решения психолого-педагогических задач и ситуаций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и возрастная физиология
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
2.1.3
Введение в профессию
2.1.4
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Общие основы педагогики
2.1.7
Психологическая служба в образовании
2.1.8
Психолого-педагогический практикум
2.1.9
Современные теории обучения и воспитания
2.1.10
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.11
Учебная ознакомительная практика
2.1.12
Физическая культура и спорт
2.1.13
Циклические виды спорта
2.1.14
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиническая психология детей и подростков
2.2.2
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.2.3
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.2.4
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.2.5
Основы дефектологии (с практикумом)
2.2.6
Производственная педагогическая  практика
2.2.7
Психодиагностика (с практикумом)
2.2.8
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.9
Технологии работы с различными категориями детей
2.2.10
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.11
Философия
2.2.12
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.13
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.14
Организационная психология
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.17
Психология общения
2.2.18
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.19
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.20
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Устанавливает позитивные взаимоотношения с обучающимися, создает благоприятный психологический климат в процессе организации совместной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.2: Соотносит виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Объясняет сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Обосновывает применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теории воспитания личности, психологические особенности воспитания детей и школьников
3.1.2
методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся;
3.1.3
возрастные и психологические особенности обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.1.4
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3.2.2
формировать духовно-нравственные ценности личности обучающихся и модели нравственного поведения;
3.2.3
использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности
3.2.4
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками установления позитивных отношений,  благоприятного психологического климата в процессе организации совместной деятельности обучающихся;
3.3.2
навыками формирования духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения;
3.3.3
навыками применения психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические аспекты психологии воспитания

 
1.1
Основные понятия психологии воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1
2
0
 
1.2
Психологические особенности воспитания школьников /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1
2
0
 
1.3
Современные проблемы воспитания школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1
2
0
 
1.4
Особенности воспитания на разных возрастных этапах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1
2
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.5
Теории воспитания личности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-4.1
2
0
 
1.6
Философские учения и психологические теории развития психики и личности /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-4.1
2
0
 
1.7
Психоаналитическая теория личности. Психосоциальная теория развития личности.Поведенческая (бихевиристская) теория личности.Когнитивная теория. Гумманистическая психология. Культурно-историческая теория психического развития /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

26
ОПК-3.1 ОПК-4.1
2
0
 
1.8
Влияние семьи на формирование личности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1
2
0
 
1.9
Роль детского коллектива в воспитании личности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 2. Решение психолого-педагогических задач и ситуаций

 
2.1
Содержание педагогических ситуаций /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-6.1
2
0
 
2.2
Алгоритм решения психолого-педагогических задач и ситуаций /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

15
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-6.1
2
0
 
2.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4

9
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-6.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену:

1. Основные понятия психологии воспитания. Воспитание как компонент социализации человека.

2. Психологические особенности воспитания школьников.

3. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

4. Роль семьи в воспитательном процессе. Объективные и субъективные факторы воспитания.

5. Воспитание как управление развитием личности.

6. Сущность воспитания как взаимодействия субъектов педагогического процесса.

7. Движущие силы воспитательного процесса.

8. Философские основы воспитания.

9. Теории развития личности.

10. Классические концепции воспитания.

11. Современные концепции воспитания.

12. Закономерности и принципы воспитания.

13. Содержание воспитания в общеобразовательной школе.

14. Формирование готовности школьников к социальным отношениям. Становление базовой культуры личности.

15. Виды воспитания. Модели и стили воспитания.

16. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.

17. Воспитание детей средствами фольклора.

18. Воспитательные возможности народных игрушек и игр.

19. Методы и приемы воспитания. Классификации методов воспитания.

20. Формы воспитания.  Игра в воспитательном процессе.

21. Самовоспитание как процесс и результат воспитания. Роль и значение самовоспитания в процессе формирования и развития личности.

22. Коллектив как субъект и объект воспитательного процесса. Понятие «коллектив». Традиции коллективного воспитания.

23. Самоуправление как проявление коллективистских начал в организации воспитательного процесса. Развитие детского самоуправления.

24. Роль детского коллектива в воспитании личности.

25. Эволюция представлений о психосоциальном развитии личности.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
26. Психологические теории формирования моральных установок.

27. Психологические основы воспитания младенцев.

28. Психология воспитания и социализация в дошкольном возрасте.

29. Психологические основы воспитания младших школьников.

30. Психологические основы воспитания подростков.

31. Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте.

32. Психология нравственного воспитания.

33. Психология эстетического воспитания и художественного образования.

34. Психология физического воспитания.

35. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность.

36. Психология социального научения.

37. Психология индоктринации и воспитание личности.

38. Психология гендерных различий в воспитании и обучении.

39. Воспитание в дошкольном возрасте.

40. Воспитание младшего школьника.

41. Воспитание в подростковом возрасте.

42. Воспитание юношества.

43. Теории развития личности.

44. Возникновение и развитие базовых теорий воспитания человека.

45. Я.А.Коменский как основоположник педагогики: обучение, нравственное и религиозное воспитание.

46. Классические концепции воспитания.

47. Современные концепции воспитания.

48. Закономерности и принципы воспитания.

49. Содержание воспитания в общеобразовательной школе.

50. Формирование готовности школьников к социальным отношениям. Становление базовой культуры личности.

51. Виды воспитания.

52. Модели и стили воспитания.

53. Методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.

54. Воспитание детей средствами фольклора.

55. Воспитательные возможности народных игрушек и игр.

56. Культура межнационального общения как общечеловеческая ценность.

57. Развитие культуры межнационального общения.

58. Воспитание толерантности и веротерпимости.

59. Методы и приемы воспитания. Классификации методов воспитания.

60. Формы воспитания.  Игра в воспитательном процессе. Изучение эффективности форм воспитательной работы. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Воспитание как часть педагогического процесса.

2. Сущность, особенности и общие закономерности процесса воспитания.

3. Специфика принципов воспитания.

4. Принципы воспитания в современной отечественной системе воспитания (общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий).

5. Воспитание личности в коллективе.

6. Учение А.С. Макаренко о коллективе.

7. Коллектив и личность.

8. Личностно-социальный подход в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания.

9. Понятие личности.

10. Включенность личности в систему общественных отношений и еѐ проявление в устойчивой системе социально значимых особенностей.

11. Социализация личности как присвоение индивидом социального опыта и активное воспроизводство им системы социальных связей. Соотношение социализации, развития личности и еѐ воспитания.

12. Образование и социализация.

13. Роль собственной активности личности, еѐ жизненной позиции, установок и переживаний в развитии личности; личностное развитие, его несводимость когнитивному развитию  и связь с когнитивным развитием.

14. Цели воспитания.

15. Воспитание личности и воспитание потребностей.

16. Общие методы воспитания. Классификация методов воспитания.

17. Методы формирования сознания.

18. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

19. Методы стимулирования.

20. Прием воспитания как часть общего метода.

21. Средства воспитательного процесса.

22. Воспитание в семье. Содержание семейного воспитания.

23. Семья как субъект педагогического взаимодействия и специфическая  педагогическая система.

24. Типы и стили семейного воспитания.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
25. Методы семейного воспитания. Семья как социокультурная среда формирования личности.

26. Социальные функции семьи.

27. Сотрудничество семьи и школы.

28. Принципы воспитания в семье: принцип полной структуры семьи; принцип личного примера родителей; принцип организации уклада, образа жизни семьи.

29. Условия воспитания в семье. Рациональное удовлетворение потребностей членов семьи.

30. Методы развития в семье дисциплинированности, самостоятельности, трудолюбия. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Симановский, А. Э. 
Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/515796 : учебное пособие для бакалавриата и специалитета
Москва : Издательство Юрайт , 2023, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Цаплина О.В.
Психология воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цаплина О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 182 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72813.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебное пособие для вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Воспитание детей. Психология.  - URL:  психология%20воспитания%20видео&lr=236#/videowiz?filmId=5360616626661571074 
 
Э2
Воспитание детей - Детская Психология - Шалва Амонашвили! Видео урок!  - URL:  психология%20воспитания%20видео&lr=236#/videowiz?filmId=31029146367719071
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать

соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к

экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.