(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2 Э4
Примерные вопросы на зачете с оценкой (защите курсовой работы):
1.В чем заключается актуальность темы исследования.
2.Чем обоснован выбор данной темы исследования.
3.Обоснуйте проблематику исследования.
4.Обоснуйте начальную и конечную грань исследования.
5.Какие источники были использованы в процессе исследования.
6.Обоснуйте степень изученности темы.
7.Какие методы исследования были применены в процессе исследования.
8.В чем заключается новизна проведенного исследования.
9.Обоснуйте практическую значимость исследования.
10.Апробация работы.
11.Аргументируйте основные выводы по работе.
12.В чем заключается перспектива выбранной темы исследования?
Примерные темы курсовых работ по истории России:
1.Древняя и средневековая история России в отечественном кинематографе.
2.Отечественная война 1812 г. в источниках личного происхождения.
3.Крестьянский вопрос во внутренней политике России в 1649-1760-е гг.
4.Деятельность по кодификации российского законодательства в 1700-1760-е гг.
5.Идейно-политические взгляды И.Г. Головина.
6.И.С.Аксаков в борьбе против коррупции в 1840-1850-е гг.
7.Социально-правовое положение нотариусов в дореволюционной России (XVIII в. – 1917 г.)
8.Законодательство об «инородцах» в дореволюционной России.
9.Черносотенное движение в Российской империи в началеXX в.
10.Полицейская система России в XIX в.
11.Почетное гражданство в России XIX – начала XX в.: отличия сословных и статусных званий.
12.А.Н.Радищев о Прикамском регионе.
13.Разработка российской конституции Временным правительством в 1917 г.
14.Женский вопрос в теории большевизма в первое десятилетие советской власти
15.Голод в Поволжье в 1921 – 1922 гг.
16.Депортация научной элиты из Советской России в 1922 г.
17.Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
18.Западное направление в ходе Великой Отечественной войны (1942 – начало 1943 гг.)
19.А.А. Громыко – государственный деятель СССР.
20.Чернобыльская катастрофа: социально-экономические и экологические последствия.
21.Организация массового спорта в СССР в 1960-1980-е гг.
23.Взаимоотношения СССР и стран Запада в конце 1940-х – середине 1960-х гг. XIX в.
24.Антиалкогольная политика М. Горбачева
25.Отражение монгольских завоеваний XIIIв. на памятниках НижнегоПрикамья
26.Проблема правящих династий в Аварском и Хазарском каганате.
27.Вопрос о столице домонгольской Болгарии.
28.Языческие традиции народов Среднего Поволжья (на примере марийского населения)
29.Эволюция татарской графики в первой половине XX в.
30.Советская школа в годы Великой Отечественной войны (на материалах Татарской АССР)
31.Комсомол на Всесоюзных ударных комсомольских стройках ХХ в. (на примере «КамАЗа»).
32.Комсомольская организация г. Набережные Челны в 1970-1980-е гг.
33.З.Т. Шарафутдинов – первый ректор Набережночелнинского госпединститута.
34.Развитие транспорта в социалистическом городе (на примере г. Набережные Челны).
35.Социальные проблемы российского общества на рубеже ХХ-XXI вв. (на примере г. Набережные Челны).
Целью практического занятия является:
1) ознакомление с трубованиями "Положения о нормоконтроле научно-исследоваетльских работ обучающихся в ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный педагогический университет". - URL: http://tatngpi.ru/universitet/struktura-ngpu/upravlencheskie-podrazdeleniya/sektor-otsenki-kachestva-obrazovaniya/documents.php?sphrase_id=1406, а также требований к содержанию структурных элементов курсовой работы.
Методические рекомендации по выполнению КР:
Оптимальная структура КР включает в себя следующие разделы:
•оглавление;
•введение;
•основная часть (две, три или четыре главы, допус-кается разделение на параграфы);
•заключение;
•список использованных источников и литературы;
•список сокращений и условных обозначений;
•приложения.
Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы.
На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации);
- полное наименование университета, в том числе сокращенное (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»);
- наименование факультета;
- наименование кафедры;
- вид научно-исследовательской работы обучающегося (курсовая работа (проект));
- наименование темы работы;
- номер (шифр) и название специальности/направления подготовки;
- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись заведующего кафедрой;
- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись руководителя работы;
- фамилия, инициалы и подпись обучающегося, номер группы;
- место и год выполнения работы.
Календарный график выполнения КР.
Цель составления календарного графика работы – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. Календарный график помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите.
Оглавление.
Оглавление работы – перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают. Оглавление включает введение, заголовки всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов) в оглавлении должны повторять заголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в другой формулировке не допускается.
Заголовки, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Введение.
Введение должно содержать оценку современного состояния исследуемой проблемы.
Во введении следует:
- обосновать актуальность выбранной темы;
- охарактеризовать степень разработанности проблемы отечественными и (или) зарубежными исследователями, дать характеристику источников (в зависимости от характера работы);
- определить объект и предмет исследования;
- определить хронологические и географические рамки работы (в зависимости от характера работы);
- сформулировать гипотезу работы (в зависимости от характера работы);
- сформулировать цель и задачи работы;
- перечислить методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;
- показать практическую значимость работы;
- указать базу преддипломной практики (при наличии).
- указать апробацию результатов работы (при наличии);
- указать структуру работы.
Слово «Введение» в тексте записывают в виде заголовка, начиная с прописной буквы, по центру.
Основная часть.
В главах основной части подробно и аргументировано излагается материал исследования, обобщаются результаты работы. Научный текст должен характеризоваться такими качествами, как логичность, точность и однозначность выражений, стремлением к объективности изложения. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения (таблицы, рисунки, схемы и т.п.), либо исключаются. По своему объему основная часть должна составлять от 2/3 до 3/4 всей работы.
Обычным правилом распределения частей работы на разделы является выделение глав и параграфов. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему. Следует избегать разделов работы, состоящих из 1-2 страниц. Содержание глав основной части должно строго соответствовать цели и задачам исследования и полностью их раскрывать.
В целом при написании основной части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1) Заголовки к главам и параграфам должны отражать сущность содержания, быть чёткими, немногословными, грамотно сформулированными и недвусмысленными в своём словесном изложении.
2) Названия глав должны быть отличными от названия темы, названия параграфов не должны повторять название главы.
3) Каждую главу как самостоятельный сюжетный раздел должны завершать выводы, обобщающие изложенный материал и служащие логическим переходом к следующей главе.
4) Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении.
Заключение.
Заключение должно содержать:
- краткие выводы по результатам научно-исследовательской работы;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- рекомендации по конкретному использованию результатов научно-исследовательской работы.
Заключение не должно заменяться обобщением итоговых выводов в конце каждой главы, оно должно содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в работе. Не допускается в заключении использование цитат, количественных данных, сносок на источники и литературу. Объем заключения 2-4 страницы.
Список использованных источников и литературы.
Список использованных источников и литературы включает в себя:
для курсовой работы (проекта) не менее 15 наименований;
Список должен содержать перечень и подробное библиографическое описание только тех источников и литературы, которые использованы при написании курсовой работы.
Как источники, так и использованная литература оформляются отдельным списком по алфавиту. В списке источников могут быть представлены: правовые и нормативные документы (в зависимости от характера работы). Наименования источников располагаются в алфавитном порядке.
В списке литературы должны быть представлены монографические издания отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати (журналов и газет), справочники, энциклопедии, словари (в зависимости от характера работы).
Литература, приведенная в списке, должна включать наиболее важные и значимые работы, посвященные проблематике,
Приложения.
В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: таблицы, рисунки, схемы и т. п. Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом в правом верхнем углу листа пишут прописными буквами: Приложение и указывают его номер. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова «Приложение» над содержанием приложения, сопровождающееся сноской.
Рисунки, таблицы, помещенные в приложении, имеют сквозную нумерацию.
При ссылке на приложение в тексте курсовой работы пишут в скобках смотри приложение и указывают номер приложения, например: (См. приложение 1).
Приложения оформляют как продолжение текстовой части исследования со сквозной нумерацией листов, после списка использованных источников и литературы.
2)КР защищаются перед комиссией в составе не менее трех преподавателей на открытом заседании. На защите присутствуют обучающиеся, которые также принимают участие в ее работе.Для ознакомления с основными положениями работы обучающемуся предоставляется 5-7 минут. После выступления обучающемуся, как члены комиссии, так и присутствующие на защите обучающиеся задают вопросы. Затем отзыв о работе в устной форме дает научный руководитель, со своими мнениями выступают члены комиссии. В заключении дается слово защищающему КР обучающемуся. После выступления всех обучающихся комиссия коллективно принимает решение о выставлении оценки. При определении оценки за КР учитываются оформление работы, вы-ступление и ответы на вопросы обучающегося, отзыв научного руководителя.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Научный руководитель консультирует обучающегося в ходе выполнения исследовательской работы, контролирует ход ее подготовки, но не предлагает готовых решений и выводов. Руководитель несет ответственность за качество рекомендуемой к защите работы.
Методические указания к зачету с оценкой.
Анализ содержания КР должен свидетельствовать о том, что работы содержат реальные результаты исследований, с использованием знаний, полученных как в процессе обучения, так и самостоятельно, проанализированных с применением современных информационных средств и методов исследований, изложенных технически грамотным языком, что подтверждает сформированность профессиональных компетенций.
В ходе исследовательской работы бакалавра рекомендуется апробация основных положений КР в виде публикаций, выступлений на научно-практических конференциях. Участие в работе конференций предполагает умение представить в сжатом виде основные положения своего исследования из-за ограниченного временного регламента, умение сосредотачиваться и, базируясь на полученных знаниях, быстро реагировать при ответах на вопросы и при их формулировании, что является еще одним подтверждением сформированности профессиональных компетенций.
Результаты защиты КР определяются зачетом с оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.