2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Методика написания исследовательской работы по краеведению_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика написания исследовательской работы по краеведению
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
46
46
46
46
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
Методика написания исследовательской работы по краеведению
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической подготовке обучающихся к самостоятельному осуществлению научного исследования в области исторического краеведения, способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, в том числе используя индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
отбирать информационные ресурсы и формировать теоретическую базу для осуществления практической деятельности в области истории краеведения;
1.4
самостоятельно освоить и использовать новые методы исследования, работу с источниками и литературой, методы составления библиографии, методику и технику труда историка в области истории и краеведения;
1.5
анализировать результаты научных исследований в области краеведения, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования;
1.6
оформлять научный аппарат исторического исследования и знание основных принципов библиографического описания;
1.7
понимать логику предмета исследования, излагать своими словами различные точки зрения, комментировать изученное, связывать идеи, развиваемые в источниках с проблемами сегодняшнего дня.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России в региональном измерении
2.1.2
Методика практических (полевых) исследований
2.1.3
Современные методы археологических исследований
2.1.4
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.5
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.6
Философия истории
2.1.7
Цифровые образовательные ресурсы по истории
2.1.8
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
2.1.9
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.10
Учебная ознакомительная практика
2.1.11
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.12
Методика практических (полевых) исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.2
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.3
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.4
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументированно формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "История России"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные требования к оформлению научно-справочного материала;
3.1.2
принципы оформления научного сочинения;
3.1.3
основы проектирования научного исследования в рамках реализации конкретной образовательной задачи в сфере краеведения;
3.1.4
разнообразные современные образовательные технологии по разрабатываемой теме в области краеведения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
систематизировать получение в процессе обучения теоретические и практические знания для решения конкретных практических задач;
3.2.2
анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.3
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.4
применять современные образовательные технологии по разрабатываемой теме в области краеведения;
3.2.5
применять методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования технологий научного анализа, использования и обновления знаний по краеведению;
3.3.2
навыками самостоятельной работы с источниками и литературой;
3.3.3
навыками использования методики и техники труда историка;
3.3.4
навыками использования современных образовательных технологий по разрабатываемой теме в области краеведения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы организации научного исследования

 
1.1
Специфика научного исследования в сфере краеведения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.2
Понятийный аппарат научного исследования в сфере краеведения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
1.3
Методологические основы научного исследования в сфере краеведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Работа с библиографическими информационными ресурсами /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.5
Традиции и новации в развитии исторической науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

10
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.6
Виды и особенности научных текстов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

12
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. ВКР в структуре научно-исследовательской деятельности обучающихся

 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.1
Особенности подготовки магистерской диссертации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.2
Алгоритм научного исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
3
0
 
2.3
Организация выполнения исследовательской работы в сфере краеведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации в сфере краеведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.5
Научная статья как завершение исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.6
Требования к оформлению ВКР /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.7
Представление и защита ВКР /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

12
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету:

На основе ВКР, выполненной на предыдущем уровне образования, проанализировать следующие структурные элементы работы:

1.Цель, формы и требования к выполнению ВКР.

2.Характер и требования к содержанию ВКР.

3.Выбор темы выпускной квалификационной работы.

4.Научное руководство подготовкой выпускной квалификационной работы.

5.Основные этапы работы выполнения ВКР.

6.Структура работы. Характер введения.

7.Структурные части введения: актуальность.

8.Структурные части введения: характеристика использованных источников и обзор литературы.

9.Структурные части введения: хронологические рамки

10.Структурные части введения: объект и предмет исследования.

11.Структурные части введения: цель и задачи исследования.

12.Структурные части введения: научная новизна.

13.Структурные части введения: практическая значимость исследования.

14.Структурные части введения: структура исследования.

15.Понятие методологии и метода научного исследования. Классификация методов познания.

16.Всеобщие принципы и методы познания.

17.Общенаучные методы познания.

18.Частные и специально-исторические методы познания.

19.Выполнение основной части работы: общие требования.

20.Язык и стиль речи научной работы.

21.Правила сокращения слов.

22.Характер заключения работы.

23.Общие требования оформления.

24.Оформление таблиц, иллюстраций, приложения.

25.Группировка источников в библиографическом списке.

26.Группировка литературы в библиографическом списке.

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
27.Библиографическое описание источников информации.

28.Библиографические ссылки.

29.Апробация работы.

30.Ключевые фрагменты исследования.

26.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Индивидуальные творческие задания (проекты):

1.Составить актуальность введения ВКР;

2.Составить характеристику источников введения ВКР с  использованием библиографических сносок, оформленных в соответствии с принятыми требованиями;

3.Составить обзор использованной литературы введения ВКР с  использованием библиографических сносок, оформленных в соответствии с принятыми требованиями;

4.Сформулировать хронологические рамки введения ВКР;

5.Сформулировать объект и предмет исследования введения ВКР;

6.Сформулировать цель и задачи введения ВКР;

7.Сформулировать научную новизну введения ВКР;

8.Составить практическую значимость введения ВКР;

9.Составить структуру работы введения ВКР;

10.Разработать методологию исследования введения ВКР;

11.Составить библиографию (список источников и литературы) ВКР.

Подготовка доклада по выбранной исследовательской теме для участия в научной конференции:

1.Актуальность и новизна проблематики.

2.Степень сложности исследуемой проблемы.

3.Способность заинтересовать аудиторию темой доклада.

4.Оригинальность предлагаемых решений.

5.Самостоятельность работы.

6.Степень аргументированности, логика изложения, самостоятель-ность суждений, владение материалом.

7.Личный вклад исследователя в разработку проблемы.

8.Теоретическая и практическая значимость работы.

9.Опора на существующие разработки и исследования в данной области.

10.Свободное владение материалом и умение защищать свою позицию, отвечая на вопросы оппонентов.

11.Корректность полемики.

12.Уровень речевой культуры.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воронков, Ю. С.
История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 489 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00348-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432785 
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
Л1.2
Емельянова, И. Н.
Основы научной деятельности студента. Магистерская диссертация: учебное пособие для вузов / И. Н. Емельянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09444-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494080
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Карандашев, В. Н.
Методология Методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Карандашев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 132 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06897-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442049
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Дрещинский, В. А. 
Методология научных исследований: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. —URL: https://urait.ru/bcode/492409: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Корнилова, И.В.
Курсовые и выпускные квалификационные работы по истории: руководство к выполнению: учебное пособие/ И.В. Корнилова, Т.А. Магсумов, А.А.Уткин. - Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. - 108 с. -  URL: http://files.tatngpi.ru/eios/Kursovye_i_vypusknye_kvalifikatcionnye_raboty_po_istorii_rukovodstvo_k_vypolneniiu_uchebnoe_posobie.pdf
Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Оформитель библиографических ссылок. - URL: http://snoskainfo.ru/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru  
 
Э4
Написание магистерской диссертации с чего начать и основные требования. - URL: https://urait.ru/viewer/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-magisterskaya-dissertaciya-474288#page/116
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.