2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Методика и методология научного исследования по истории и обществознанию_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика и методология научного исследования по истории и обществознанию
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова Ирина Валерьевна _________________
 
 
Методика и методология научного исследования по истории и обществознанию
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в освоении методологии и методики научного исследования, а также приобретение навыков публичной защиты результатов своей научно- исследовательской деятельности и руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история" и "Обществознание".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить знания основ методологии, методов и понятий научного исследования;
1.4
познакомить с теоретическими аспектами организации научной деятельности;
1.5
овладеть навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, методом составления библиографии, методикой и техникой труда исследователя;
1.6
понимать логику предмета исследования, излагать своими словами различные точки зрения, комментировать изученное, связывать идеи, развиваемые в источниках с проблемами сегодняшнего дня;
1.7
воспитание нравственных качеств, привитие этических норм в процессе осуществления научного исследования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Историография всеобщей истории
2.2.3
Историография отечественной истории
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Историография отечественной истории
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Историография всеобщей истории
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
Знать:
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики в области истории и обществознания
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы в области истории и обществознания
 
методику организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования в области истории и обществознания
 
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся в области истории и обществознания
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся  в области истории и обществознания
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся  в области истории и обществознания
 
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся  в области истории и обществознания
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся  в области истории и обществознания по заданным критериям
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся  в области истории и обществознания
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.1
методологию, теоретические основы и технологию научно-исследовательской деятельности;
3.1.2
необходимые сведения в области методологии научного исследования, истории науки, других разделов учебных дисциплин,необходимых для успешного руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
3.1.3
основные представления о методах организации и осуществления научно-исследовательской деятельностью обучающихся;
3.1.4
нормативные требования к оформлению исследовательских работ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими учебно-исследовательской работы;
3.2.2
анализировать результаты научных исследований совместно с обучающимися;
3.2.3
консультировать обучающихся по проведению исследований;
3.2.4
применять нормативные требования к оформлению исследовательских работ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
необходимым профессиональным инструментарием,позволяющим грамотно осуществлять научно-исследовательскую деятельность;
3.3.2
навыками использования технологий научного анализа, использования и обновления знаний по истории и обществознанию;
3.3.3
навыками самостоятельной работы с источниками и литературой;
3.3.4
навыками использования методики и техники труда исследователя;
3.3.5
навыками руководства научно-исследовательской деятельностью различных категорий обучающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности обучающихся

 
1.1
Современный педагог как педагог-исследователь /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-12
3
0
 
1.2
Специфика научного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-12
3
0
 
1.3
Проблема актуальности научного исследования по истории и обществознанию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

8
ПК-12
3
0
 
1.4
Виды исследовательской деятельности обучающихся. Руководство исследовательской деятельностью обучающихся /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-12
3
0
 
1.5
Понятийный аппарат научного исследования. Виды исследовательской деятельности обучающихся /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

6
ПК-12
3
0
 
1.6
Научные революции, парадигмы и сообщества. Традиции и новации в развитии науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

8
ПК-12
3
0
 
1.7
Методологические основы научного исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-12
3
0
 
1.8
Методологические основы научного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

6
ПК-12
3
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.9
Альтернативность как методологическая проблема /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

8
ПК-12
3
0
 
1.10
Методы научного исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-12
3
0
 
1.11
Методы научного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

6
ПК-12
3
0
 
1.12
Проблема междисциплинарности, Возможности применения методов других наук /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

8
ПК-12
3
0
 
 
Раздел 2. Курсовые работы и ВКР в структуре научно-исследовательской деятельности обучающихся

 
2.1
Организация выполнения КР и ВКР /Лек/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3

2
ПК-12
3
0
 
2.2
Организация выполнения КР и ВКР /Пр/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

2
ПК-12
3
0
 
2.3
Организация выполнения КР и ВКР /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-12
3
0
 
2.4
Методические рекомендации по подготовке КР и ВКР /Лек/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3

2
ПК-12
3
0
 
2.5
Требования по написанию введения, основной части и заключения курсовой и выпускной квалификационной работы. /Пр/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-12
3
0
 
2.6
Методические рекомендации по подготовке КР и ВКР /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

6
ПК-12
3
0
 
2.7
Требования к оформлению КР и ВКР /Лек/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-12
3
0
 
2.8
Требования к оформлению списка использованных источников и литературы и приложения. /Пр/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
ПК-12
3
0
 
2.9
Требования к оформлению КР и ВКР /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ПК-12
3
0
 
2.10
Представление и защита КР и ВКР /Лек/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3

2
ПК-12
3
0
 
2.11
Требования к написанию автореферата и защите курсовой и выпускной квалификационной работы. /Пр/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-12
3
0
 
2.12
Представление и защита КР и ВКР /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

6
ПК-12
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1.Понятие методологии. Уровни методологии.

2.Философские учения как основа методологии различных наук о человеке.

3.Научная парадигма.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.Научные революции.

5.Синергетика как новая парадигма.

6.Оосбенности процесса научного познания.

7.Понятие метода научного исследования.

8.Классификация методов познания.

9.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

10.Всеобщие принципы и методы познания.

11.Общенаучные методы познания.

12.Частные и специально-исторические методы познания.

13.Историко-генетический метод.

14.Историко-сравнительный метод.

15.Историко-типологический метод.

16.Историко-системный метод.

17.Метод историко-типологического анализа.

18.Принцип историзма.

19Принцип объективности.

20.Ценностный подход в истории.

21.Ситуационный анализ или ситуационная логика.

22.Проблема единства естественно-научного и гуманитарного знания.

23.Структурализм.

24.Междисциплинарные исследования.

25.Кризис структуралистской методологии.

26.Традиции и новации в развитии науки.

27.Смена парадигм на рубеже XX-XXI вв.

28.Дискурс (рассуждение) в исторической науке.

29.Дискурс (рассуждение) в обществоведческой науке.

30.Ситуация постмодерна и новации в исторической и обществоведческой науке.

31.Характер и требования к содержанию КР и ВКР.

32.Выбор темы КР, ВКР.

33.Научное руководство подготовкой КР и ВКР.

34.Этапы выполнения работы.

35.Структура работы.

36.Структурные части введения.

37.Общие требования к оформлению работы.

38.Приложения.

39.Список использованных источников и литературы.

40.Процедура защиты КР и ВКР.

Задание. На примере выбранной темы исследования обосновать применение методов и принципов исследования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика эссе:

1.Понятие науки: наука как вид познавательной деятельности.

2.Наука как система знаний.

3.Наука как социальный институт.

4.Формирование и развитие классической науки в Новое время.

5.Неклассическая и постнеклассическая наука XX века.

6.Научные революции и их типология.

7.Научная картина мира и ее структура.

8.Этические проблемы современной науки.

9.Возрастание роли социально-гуманитарного знания в современном обществе.

10.Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

11.Истина и правда.

12.Роль мировоззрения исследователя.

13.Современные проблемы научных знаний.

14.Новая парадигма научных разработок.

15.Научное исследование как особый тип деятельности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воронков, Ю. С.
История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 489 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00348-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432785 
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
Л1.2
Неумоева-Колчеданцева, Е.В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Соколова, М. В.
Теория и методология истории. Историческая память: учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437272
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Новиков, А. М. 
Методология научного исследования: учебное пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : Либроком, 2010. — 280 c. — ISBN 978-5-397-00849-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/8500.html
Москва : Либроком, 2010
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Корнилова, И.В.
Курсовые и выпускные квалификационные работы по истории: руководство к выполнению: учебное пособие/ И.В. Корнилова, Т.А. Магсумов, А.А.Уткин. - Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. - 108 с. -  URL: http://files.tatngpi.ru/eios/Kursovye_i_vypusknye_kvalifikatcionnye_raboty_po_istorii_rukovodstvo_k_vypolneniiu_uchebnoe_posobie.pdf
Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ресурсы по истории. - URL: http://kuhttp.cc.ukans.edu/history/
 
Э2
Оформитель библиографических ссылок. - URL: http://snoskainfo.ru/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
7.1
2-209 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.