2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Методика организации исследовательской работы по истории и иностранному языку в школе_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика организации исследовательской работы по истории и  иностранному языку в школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
84
84
84
84
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
Методика организации исследовательской работы по истории и  иностранному языку в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической подготовке обучающихся к организации и проведению исследовательской работы в школе, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История" и "Иностранный язык". Внимание акцентируется на оказании конкретной помощи обучающимся в освоении методикой руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать способность осуществлять поиск необходимой информации для достижения задач проекта;
1.4
сформировать способность демонстрировать умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
1.5
сформировать способность уметь осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "История"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
1.6
сформировать способность уметь осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Иностранный язык"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археология
2.1.2
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.3
Археология Вятско-Камского края
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Образовательное право   
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Курсовая работа по истории России
2.2.4
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.5
Историография всеобщей истории
2.2.6
Историография отечественной истории
2.2.7
История государственности и права тюркских народов
2.2.8
История Татарстана
2.2.9
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории
2.2.10
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Историография отечественной истории
2.2.17
История Татарстана
2.2.18
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории
2.2.19
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Историография всеобщей истории
2.2.22
Практикум по аудированию
2.2.23
Практикум по иноязычному чтению
2.2.24
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Иностранный язык" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "История"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта по школьному предмету "История России. Всеобщая история";
3.1.2
возможные ресурсы для достижения цели проекта;
3.1.3
методы отбора содержания обучения для реализации предмета "История"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.1.4
методы отбора содержания обучения для реализации предмета "Иностранный язык"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить необходимую информацию для достижения задач проекта по школьному предмету "История России. Всеобщая история";
3.2.2
использовать возможные ресурсы для достижения цели проекта;
3.2.3
отбирать содержание обучения для реализации предмета "История"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.2.4
отбирать содержание обучения для реализации предмета "Иностранный язык" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска необходимой информации для достижения задач проекта по школьному предмету "История России. Всеобщая история";
3.3.2
навыками поиска возможных ресурсов для достижения цели проекта;
3.3.3
навыками отбора при составлении содержания в ходе процесса обучения для реализации предмета "История"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.3.4
навыками отбора при составлении содержания в ходе процесса обучения для реализации предмета "Иностранный язык" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Общие принципы организации исследовательской работы в школе

 
1.1
Руководство учителем научно-руководство исследовательским проектом

по истории и обществознанию /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
1.2
Условия формирования организационно-управленческой компетентности педагога /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.3
Технологии формировании исследовательской культуры учащихся на уроках обществознания

и истории и во внеурочное время /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

8
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов -руководителей

исследовательской деятельностью школьников /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
1.5
Конкурсы по истории и иностранному языку /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

8
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.6
Проведения конкурсов, проектов среди учащихся /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.7
Типы и виды заданий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
1.8
Оценка работы обучающегося.Критерии оценивания. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.9
Методологические основы научного исследования в условиях школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

8
УК-2.3 УК-2.4 ПК-1.2
3
0
 
1.10
Методы научного исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
1.11
Исторический источник и исторический факт /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.12
Исторический источник и исторический факт /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

10
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.13
Культура и мастерство исследователя /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
1.14
Принципы и методы  исторического исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.15
Принципы и методы лингвистического исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

10
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
1.16
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

0
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Методика подготовки учащихся к организации

исследовательской работы по истории и иностранному языку

 
2.1
Особенности работы с одаренными детьми /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
2.2
Выбор направления и темы научного исследования /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.3
Историографический анализ и

методика его проведения в научной работе /Ср/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

10
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Источниковедческий анализ и методика его

проведения в научной работе.  /Лек/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.5
Оформление научно-справочного аппарата научной работы. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.6
Методика написания основы текста исследовательской работы /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.7
Редактура текста исследовательской работы /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

10
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.8
Требования к оформлению текста научной работы /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
2.9
Требования к оформлению списка использованных источников и литературы и приложения. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.10
Процедура публичного выступления с основными результатами научного исследования обучающегося /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.11
Диагностика и консультирование Организация индивидуальной и групповой работы  /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-2.3 УК-2.4
3
0
 
2.12
Анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий,образовательной среды /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.13

Конкурсы по истории и Конкурсы по иностранному языку. Разновидности и

формы . /Ср/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

10
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
2.14
/Зачёт/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-2.3 УК-2.4 ПК-2.2 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

1.Научные исследования как особая форма познавательной деятельности.

2.Структура и содержание этапов исследовательского процесса.

3.Общие принципы организации исследовательской работы в школе.

4.Руководство учителем научно-руководство исследовательским проектом по истории и иностранному языку.

5.Условия формирования организационно-управленческой компетентности педагога.

6.Конкурсы по истории и иностранному языку.

7.Проведения конкурсов, проектов среди учащихся

8.Классификация научно-исследовательских работ (теоретические исследования, теоретико-экспериментальные исследования, экспериментальные исследования).

9.Типы и виды заданий.

10.Оценка работы обучающегося.Критерии оценивания.

11.Методологические основы научного исследования в условиях школы

12.Методы научного исследования.

13.Исторический источник и исторический факт

14.Культура и мастерство исследователя.

15.Принципы и методы  исторического исследования

16.Методика подготовки учащихся к организации

исследовательской работы по истории и иностранному языку.

17.Особенности работы с одаренными детьми.

18.Выбор темы проекта.

19.Научное руководство подготовкой проекта.

20.Этапы выполнения проекта.

21.Общие требования к оформлению проекта.

22.Представление и защита проекта

23.Выступление на защите (презентации) проекта.

24.Критерии оценки проекта.

25.Подготовка доклада для участия в научной конференции

26.Актуальность и новизна проблематики исследования.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
27.Степень сложности исследуемой проблемы.

28.Способность заинтересовать аудиторию темой доклада.

29.Оригинальность предлагаемых решений.

30.Организация самостоятельной работы обучаемого.  

Задание . На примере выбранной темы исследовательской работы обосновать основные ее структурные элементы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика контрольных работ.

1.  Понятие методологии и метода научного исследования.

2.  Классификация методов познания.

3.  Всеобщие принципы и методы познания.

4.  Общенаучные методы познания.

5.  Частные и специально-исторические методы познания.

6.  Историко-генетический метод.

7.  Историко-сравнительный метод [Сравнительный (критический) метод]

8.  Историко-типологический метод.

9.  Историко-системный метод.

10. Метод историко-типологического анализа.

11. Принцип историзма.

12. Принцип объективности.

13. Ценностный подход в истории.

14. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов -руководителей  исследовательской деятельностью школьников.  

15. Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках обществознания и истории  и во внеурочное время как теоретическая проблема.  

16. Технологии формировании исследовательской культуры учащихся на уроках  обществознания и истории и во внеурочное время.  

17. Руководство учителем научно-исследовательским проектом по иностранному языку.  

18. Руководство учителем научно-исследовательским проектом по истории.  

19. Социальное познание и его специфика.  

20. Научное исследование. Специфика и уровни обществоведческого и исторического  познания.  

20  Источники в общественных науках. Исторический источник и исторический факт.  

21. Принципы и методы лингвистического и исторического исследования.  

22. Содержание и виды заданий по истории и обществознанию, их применение в школе.  

23  Схемы и таблицы, их виды и методика их использования на уроках истории и иностранному языку.  

24. Методика изучения исторических и лингвистических понятий, дедуктивный и индуктивный пути их изучения.  

25. Приемы изучения главных и неглавных исторических и обществоведческих фактов.  

26. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала.  

27. Методические приемы и средства изучения хронологии.  

28. Выбор направления и темы научного исследования.  

29. Основные этапы работы над исследовательской работой по иностранному языку и истории.  

30. Историографический анализ и методика его проведения в научной работе.

31.Степень аргументированности, логика изложения, самостоятельность суждений, владение материалом.

32.Индивидуальное творческое задание.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воронков, Ю. С.
История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 489 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00348-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432785 
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
Л1.2
Неумоева-Колчеданцева, Е.В. 
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шкляр, М.Ф.
Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 8-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 208 c. — ISBN 978-5-394-03956-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110966.html
Дашков и К, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Корнилова, И.В.
Курсовые и выпускные квалификационные работы по истории: руководство к выполнению: учебное пособие/ И.В. Корнилова, Т.А. Магсумов, А.А.Уткин. - Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. - 108 с. -  URL: http://files.tatngpi.ru/eios/Kursovye_i_vypusknye_kvalifikatcionnye_raboty_po_istorii_rukovodstvo_k_vypolneniiu_uchebnoe_posobie.pdf
Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ресурсы по истории. - URL: http://kuhttp.cc.ukans.edu/history/  (дата обращения 28.08.2019)
 
Э2
Оформитель библиографических ссылок. - URL: http://snoskainfo.ru/  (дата обращения 28.08.2019)
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  (дата обращения 28.08.2019)
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru  (дата обращения 28.08.2019)
 
Э5
Исследовательская деятельность в Лицее Высшей школы экономики. - URL: https://school.hse.ru/nis/ (дата обращения 28.08.2019)
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.