2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Научный дискурс_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научный дискурс
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
46
46
46
46
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол. наук, доц., Полькина Г.М. _________________
 
 
Научный дискурс
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся  умений использовать технологии  научного изложения материала изысканий, методологии дискурсивного анализа как способа организации научной педагогической речевой деятельности .
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить использовать приемы, методы и методологию дискурс-анализа научного контента, перевода текстов разных жанров,
1.4
формировать умения профессиональной устной и письменной коммуникации с учетом различных стилей и особенностей дискурса
1.5
обучить методике научного педагогического дискурса
1.6
научить использовать ИКТ технологии в профессиональной педагогической деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика практических (полевых) исследований
2.1.2
Современные методы археологических исследований
2.1.3
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.4
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.5
Философия истории
2.1.6
Цифровые образовательные ресурсы по истории
2.1.7
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
2.1.8
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.9
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
2.1.10
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.11
2.1.12
Методика практических (полевых) исследований
2.1.13
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.14
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.2
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.3
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.4
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.8
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
УК-4.1: Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
УК-4.2: Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.3: Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "История России"
 
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные концепции дискурса и дискурсивного анализа;
3.1.2
приемы, методы и методологию дискурс-анализа научного контента;
3.1.3
ИКТ технологии;
3.1.4
методику научного педагогического дискурса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять дискурсивноый анализ научных текстов;
3.2.2
использовать приемы, методы и методологию дискурс-анализа научного контента, перевода текста, деловой переписки;
3.2.3
применять дискурсивный анализ в контексте темы выпускной квалификационной работы;
3.2.4
применять дискурсивный анализ в контексте научной педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
категориальным аппаратом дискурсивного анализа;
3.3.2
навыками использования дискурсивного анализа в научной педагогической деятельности
3.3.3
навыками профессиональной устной и письменной коммуникации с учетом различных стилей и особенностей дискурса
3.3.4
навыками работы со структурой, содержанием и таксономией научных дискурсов;
3.3.5
навыками делового устного и письменного общения в рамках педагогического взаимодействия
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие научного дискурса. Содержание и компоненты НД

 
1.1
Особенности научного дискурса /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
1.2
Основные жанры научной коммуникации и их особенности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
1.3
Культура научного и профессионального общения. Особенности научного дискурса  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Основные характеристики плана содержания и плана выражения научного дискурса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
1.5
Анализ компонентов НД /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

14
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Особенности плана содержания и плана выражения НД

 
2.1
Морфология и синтаксис научного дискурса /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
2.2
Формы обобщения знаний в НД.

Терминосистемы в НД /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

14
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
2.3
Анализ научных текстов и продуцирование НД

с актуализацией основных компонентов /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 3. Основы дискурсивного анализа научного педагогического текста

 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.1
Особенности композиции, языка, речевые клише устного публичного научного сообщения, тезисов, статьи, магистерской диссертации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Основы дискурсивного анализа.Таксономия

дискурса и связь с языковыми уровнями.  /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Структура научно-педагогического дискурса и инструментарий

дискурсивного анализа /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
3.4
Дискурсивный анализ и продуцирование НД педагогического текста с

актуализацией инструментария дискурсивного

анализа /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

14
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1.Когнитивные компоненты научного дискурса (понятия, схемы, объекты, методы, программы, парадигмы, эпистемы).

2.Лингвистические компоненты научного дискурса (тропы и фигуры речи, терминология, речевые акты, синтаксис,

семантика и прагматика языка).

3.Политические компоненты научного дискурса (запреты и предписания, формы педагогического воздействия,

социального взаимодействия и дисциплины).

4.Соотношение понятий научный дискурс и научный стиль речи.

5.Морфологические особенности научного стиля речи.

6.Синтаксические особенности научного стиля речи.

7.Термины и терминологические системы в научном дискурсе.

8.Общие характеристики содержания научного дискурса (определенность, объективность, логичность содержания,

единицы абстрактного мышления, доминирование письменной формы, монологический характер, логическая

завершенность).

9.Общие характеристики научного дискурса в плане выражения (обобщенность, точность, логичность, безличность

изложения; замкнутость, системность, стандартизация средств выражения).

10.Формы обобщения знаний в научном дискурсе (искусственные языки; ссылки, сноски, примечания; абстрактные

значения слов; терминология).

11.Таксономия научного дискурса.

12.Проблемы научного дискурса в зарубежных лингвофилософских школах.

13.Основные проблемы научного педагогического дискурса.

14.Парадигмы образовательного дискурса в высшей школе (ЗУНовская, когнитивная, прагматическая, гуманистическая,

здравого смысла).

15.Институциональность научного дискурса (специализированность, клишированность, нормированность, стратегии и

тактики, ценности, жанры, хронотоп).

16.Инициирующая, референтная и рецептивная функции научного дискурса.

17.Дискурсивный анализ как исследующий научный текст.

18.Глобальная и локальная структуры научного дискурса.

19.Когезия и когеренция научного дискурса.

20.Пропозиция и макропропозиция в научном дискурсе.

21.Референция и пресуппозиция в научном дискурсе.

22.Экспликатура и импликатура в научном дискурсе.

23.Релевантность интерпретации научного дискурса.

24.Топик и контекст научного дискурса.

25. Фрейминг в научном дискурсе.

Задание: проиллюстрируйте свой ответ примерами из литературы

2.Объясните методику анализа научного педагогического дискурса на примере текста.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для написания делового и личного письма (практическое задание 2):

1. A letter to a conference on new methods of teaching foreign languages .

2. A letter to a conference on new informational technologies.

3. A letter to a famous scientist.

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
4. A letter to a great teacher.

5. A letter to a friend about teaching methods he uses.

6. A letter to a professor about methods of communication.

7. A letter of information enquiry.

8. A letter to the teacher of the future.

Практическое задание 2:

1. Перевод академического текста о методах обучения языкам.

2. Перевод текста педагогической конференции.

3. Анализ речи педагога на английском языке.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Крупченко, А. К.
Английский язык для педагогов: academic english (B1–B2): учебное пособие для вузов / А. К. Крупченко, А. Н. Кузнецов, Е. В. Прилипко ; под общей редакцией А. К. Крупченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 204 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10843-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498955
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Морозкина, Т.В. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59162.html.— ЭБС «IPRbooks»
Когнитивно-прагматический аспект рефлексивного дискурса [Электронный ресурс]: : монография/ Морозкина Т.В.— Электрон. текстовые данные
Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015.— 214 c., 
 
Л2.2
Т. А. Барановская, А. В. Захарова, Т. Б. Поспелова, Ю. А. Суворова
Английский язык для академических целей. English for academic purposes: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. А. Барановская, А. В. Захарова, Т. Б. Поспелова, Ю. А. Суворова ; под редакцией Т. А. Барановской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 198 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7710-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/angliyskiy-yazyk-dlya-akademicheskih-celey-english-for-academic-purposes-433465
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Дигина,  О.Л.
Дискурс в межкультурной коммуникации: [Электронный ресурс]: методические рекомендации/ Дигина О.Л.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2005.— 27 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56403.html.— ЭБС «IPRbooks»
Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2005
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.