2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Новая история стран Европы и Америки_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Новая история стран Европы и Америки
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
экзамен 5, 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
72
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
150
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
19 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
38
38
30
30
68
68
Практические
38
38
44
44
82
82
Итого ауд.
76
76
74
74
150
150
Кoнтактная рабoта
76
76
74
74
150
150
Сам. работа
32
32
34
34
66
66
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.ист.наук, доцент, Сабиров Ильшат Талгатович; _________________
 
 
Новая история стран Европы и Америки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о развитии мирового исторического процесса и его закономерностей с XVI в. до начала ХХ в., с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История" и "Обществознание" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие политические, социально-экономические и культурные закономерности развития стран Европы и Америки в новое время;
1.4
овладеть системой теоретических и практических знаний по истории нового времени стран Европы и Америки;
1.5
формировать  умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения;
1.6
формировать умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп;
1.7
формировать знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности на основе изучения исторического развития стран Европы и Америки;
1.8
сформировать специальные научные знания в рамках изучения истории стран Европы и Америки
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
История России XIX века
2.1.3
История средних веков
2.1.4
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.5
Источниковедение истории России
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Общая и социальная психология
2.1.8
Археология
2.1.9
Археология Вятско-Камского края
2.1.10
История древнего мира
2.1.11
История мировых  религий
2.1.12
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.13
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.14
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.15
Концепции современного естествознания
2.1.16
Философия  
2.1.17
Учебная архивная  практика
2.1.18
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.19
Учебная археологическая практика
2.1.20
Источниковедение истории России
2.1.21
Археология
2.1.22
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.23
Археология Вятско-Камского края
2.1.24
Учебная археологическая практика
2.1.25
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.26
Учебная архивная  практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения предмету "обществознание"  
2.2.2
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.2.3
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.4
Этика и эстетика
2.2.5
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.6
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.2.7
Историография всеобщей истории
2.2.8
Историография отечественной истории
2.2.9
История (история России, всеобщая история)
2.2.10
История государственности и права тюркских народов
2.2.11
История мировой культуры
2.2.12
История Татарстана
2.2.13
Культурология
2.2.14
Курсовая работа по обществознанию
2.2.15
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.16
Политология
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Учебная культурно-просветительская  практика
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.22
Аналитическое чтение
2.2.23
Историография отечественной истории
2.2.24
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.25
Производственная педагогическая практика
2.2.26
Историография всеобщей истории
2.2.27
Практикум по аудированию
2.2.28
Производственная преддипломная практика
2.2.29
Учебная музейная  практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
исторические факты, события, явления, процессы, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
3.1.2
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого стран Европы и Америки;
3.1.3
основные закономерности взаимодействия человека и общества, особенности культурного развития стран Европы и Америки, важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
3.1.4
исторические факты, события, явления, процессы, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
3.1.5
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого стран Запада;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.1.6
основные закономерности взаимодействия человека и общества, особенности культурного развития стран Запада, важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
3.1.7
различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения;
3.1.8
необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп стран Европы и Америки;
3.1.9
духовно-нравственные ценности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности;
3.1.10
специальные научные знания в рамках изучения истории стран Европы и Америки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические явления, процессы, факты;
3.2.2
давать на основе конкретного исторического материала объяснения взаимосвязи фактов и событий;
3.2.3
раскрывать взаимосвязь экономических, политических, культурных явлений в истории  стран Европы и Америки в XVII – начале XX века;
3.2.4
выделять главное и второстепенное в политических и социально- экономических причинах возникновения буржуазного национализма, освободительных движений, колониализма;
3.2.5
рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения на основе изучения курса «Новая история стран Европы и Америки»;
3.2.6
находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп стран Европы и Америки;
3.2.7
формировать знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности на основе изучения истории стран Европы и Америки;
3.2.8
формировать специальные научные знания в рамках курса "Новая история стран Европы и Америки"
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками в освоении технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории нового времени;
3.3.2
навыками во владении историческими понятиями и терминами;
3.3.3
навыками систематизации исторической информации на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
3.3.4
навыкамами историографического и источниковедческого анализа;
3.3.5
навыками рассмотрения различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения на основе изучения курса «Новая история стран Европы и Америки»;
3.3.6
навыками нахождения и использования необходимой для взаимодействия с другими членами общества информации о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп стран Европы и Америки;
3.3.7
навыками воспитания духовно-нравственных ценностей личности у обучающихся и формирования модели нравственного поведения в профессиональной деятельности на основе изучения истории стран Европы и Америки;
3.3.8
навыками формирования специальных научных знаний на основе изучения истории стран Европы и Америки
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности периода. Возникновение капиталистических отношений. Великие географические открытия. Реформация. 

 
1.1
Особенности периода. Возникновение капиталистических отношений.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
1.2
Великие географические открытия.  /Пр/
Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
1.3
Реформация.  /Ср/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
 
Раздел 2. Международные отношения XVII - пер. пол. XVIII в.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.1
Международные отношения XVII - пер. пол. XVIII в. /Лек/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
2.2
Международные отношения XVII - пер. пол. XVIII в. /Пр/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
2.3
Международные отношения XVII - пер. пол. XVIII в. /Ср/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
 
Раздел 3. Политическое развитие Стран Европы м Амери-ки в раннее новое время. Просвещение. Великая Французская революция. Наполеон Бонапарт. Война за независимость США. 

 
3.1
Политическое развитие Стран Европы м Америки в раннее новое время. /Пр/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
3.2
Просвещение. /Лек/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
3.3
Великая Французская революция. Наполеон Бонапарт.  /Лек/
Л2.3

Э1 Э2

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
3.4
Великая Французская революция. Наполеон Бонапарт.  /Пр/
Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
3.5
Война за независимость США.  /Пр/
Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
3.6
Война за независимость США.  /Ср/
Л2.3

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
3.7
/Экзамен/
Л2.3

Э1 Э2

36
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
5
0
 
 
Раздел 4. Страны Европы и Америки в 1814-1848 гг.

 
4.1
Страны Европы и Америки в 1814-1848 гг. /Лек/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
4.2
Страны Европы и Америки в 1814-1848 гг. /Пр/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
4.3
Страны Европы и Америки в 1814-1848 гг. /Ср/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
 
Раздел 5.  Страны Европы и Америки во второй пол. XIX-нач. ХХ в.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
5.1
Страны Европы и Америки во второй пол. XIX-нач. ХХ в. /Лек/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
5.2
Страны Европы и Америки во второй пол. XIX-нач. ХХ в. /Пр/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

16
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
5.3
Страны Европы и Америки во второй пол. XIX-нач. ХХ в. /Ср/
Л2.3Л3.1

Э1 Э2

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
 
Раздел 6. Становление индустриальной цивилизации

 
6.1
Становление индустриальной цивилизации /Лек/
Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
6.2
Становление индустриальной цивилизации /Пр/
Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
6.3
Становление индустриальной цивилизации /Ср/
Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
6.4
/Экзамен/
Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

36
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

5 семестр

1.Понятие «новая история». Историческое содержание нового времени, проблемы историографии новой истории.

2.Теория цивилизаций. Сравнительная характеристика локальных цивилизаций.

3.Социально-экономическое развитие Англии ко второй половине XVII в.

4.Предпосылки английской буржуазной революции.

5.Кризис английского абсолютизма накануне английской буржуазной революции.

6.Периодизация и ход Английской революции 1640-1653 гг.

7.Период протектората или буржуазия и новое дворянство у власти в Англии в XVII в.

8.Индепенденты и пресвитериане в Английской буржуазной революции.

9.Аграрный вопрос в Английской революции.

10.Оливер Кромвель – его роль в революции.

11.Англия эпохи Реставрации Стюартов. Государственный переворот 1688-1689 гг.

12.Промышленный переворот в Англии. Чартистское движение.

13.Социально-экономическое развитие Франции во второй половине XVII в.- начале XVIII в.

14.Стабилизация французского абсолютизма при Людовике XIV. Время Людовика XV.

15.Особенности экономического и социально-политического развития Франции в XVIII в.

16.Идеологическая подготовка Великой Французской буржуазной революции (Воль-тер, Монтескье, Руссо, Дидро, Мелье).

17.Франция накануне Революции. Созыв Генеральных штатов.

18.Деятельность учредительного собрания. Конституция 1791 года во Франции.

19.Приход к власти жирондистов. Государственное устройство Франции в период якобинской диктатуры.

20.Термидорианцы у власти. Переворот 18 брюмера VIII года и установление кон-сульской республики.

21.Социальный фундамент диктатуры Наполеона Бонапарта. Конституция VIII года.

22.Конец республики и провозглашение империи. Наполеоновские войны. Кризис и падение империи во Франции.

23.Наполеон Бонапарт: человек, политик, полководец.

24.Положение английских колоний в Северной Америке к середине XVIII в.

25.Обострение борьбы между колониями и метрополией в Северной Америке.

26.Война за независимость в Северной Америке.

27.Конституция США.

28.Европейские государства  второй половины XVI-XVIII века: Нидерланды.

29.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Балканский регион  в составе Османской империи.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
30.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Испания, Португа-лия.

31.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Швеция.

32.Европейский абсолютизм второй половины XVI-XVIII века: Дания

33.Европейский абсолютизм второй половины XVII-XVIII века: Брандербургско-Прусское государство, Держава Австрийских Габсбургов. Венгерское королев-ство.

34.Внутренняя и внешняя политика Англии в конце XVIII-нач. XIX в.

35.Германские государства. Буржуазные реформы в Пруссии в конце XVIII-нач.XIX вв.

36.Монархия Габсбургов в конце XVIII-нач.XIX вв.

37.Италия в конце XVIII-нач. XIX в.

38.Международные отношения во второй половине XVII-нач.XIX вв.

39.Колониальная политика во второй половине XVII-XVIII вв. Складывание коло-ниальной системы капитализма.

40.Государства Латинской Америки в конце XVII-XVIII вв.

Задание. Работа с картой и источниками.

Вопросы и задания к экзамену

6 семестр

1.На пути к глобальному конфликту: международные отношения в конце XIX века.

2.Переход Германии от европейской к мировой политике. Канцлерство Бисмарка, Го-генлоэ и Бюлова.

3.Формирование империалистической идеологии в Германии. Пангерманский союз.

4.Система партий. «Культуркампф» и борьба с социалистическим движением.

5.Экономическое развитие Германии второй половины XIX в. Особенности герман-ского империализма.

6.Внешняя политика правительства Бисмарка.

7.Рабочее и социалистическое движение в Германии. Эйзенахцы и лассальянцы. Гот-ский объединительный съезд. Эрфуртская программа СДПГ.

8.Формирование реформизма в германской социал-демократии. Э.Бернштейн и его про-грамма А.Бебель, Р.Люксембург, К.Каутский о реформизме.

9.Образование Германской империи. Конституция 1871. Опрусачивание Германии.

10.Проблема объединения Италии в 20-60-е гг. XIX в.

11.Объединение Италии. Гарибальди.

12.Революция 1848 года в Италии.

13.Внешняя и колониальная политика Италии в конце XIX в.

14.Особенности социально-экономического развития Италии в последней четверти XIX –начале ХХ в. (Внутренняя и внешняя политика «Правой» в Италии (1861-1876 гг.). Ав-торитарный и имперский курс Ф. Криспи в Италии (1887-1891, 1893-1896).

15.Стабилизация двухпартийной системы в Англии. «Молодые тори». Б.Дизраэли.

16.Парламентские реформы в Англии 1867 и 1884 гг. Реформа местного самоуправления.

17.Положение в Ирландии, обострение ирландского вопроса (требование Гомруля), рас-кол партии либералов (1886 г.).

18.Внутренняя и внешняя политика либеральных и консервативных кабинетов в 70-80-е гг. XIX в. Реформы У. Гладстона.

19.Социально-экономическое развитие Англии в последней трети XIX в., утрата миро-вой промышленной и торговой гегемонии.

20.Региональные особенности социально-экономического развития США в середине XIX в. Причины конфликта между Севером и Югом.

21.Президентские выборы 1860 г. и начало гражданской войны. Создание Южной кон-федерации.

22.Военные действия в первый период гражданской войны (1861 – 1862). У. Грант. Р. Ли

23.Внутренняя и внешняя политика президента А. Линкольна в период войны. Закон о гомстедах.

24.Второй период гражданской войны (1862–1865) и поражение Южной конфедерации.

«Реконструкция» Юга 1865–1877 гг. Решение аграрного и негритянского вопросов. Пре-зидент У. Грант.

25.Стабилизация двухпартийной системы САСШ после Реконструкции. Республиканцы и демократы у власти.

26.Экономическое развитие САСШ в конце XIX в. Причины ускоренных темпов эконо-мического роста.

27.«Новый курс» внешней политики САСШ в конце XIX века.

28.Демократическое движение в САСШ в конце XIX в. Грейнджеры, гринбекеры. Попу-листская партия, маккрейкеры.

29.САСШ: основные направления внешней политики в конце XIX в.

30.Окончание Реконструкции в САСШ, ее историческое значение и основные итоги.

31.Начало Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г. Борьба за республику во Франции 1879-1900 гг. Буланжизм, дело Дрейфуса.

32.Международные отношения после Франко-прусской войны. Образование Тройствен-ного союза.

33.Особенности экономического развития Франции в конце XIXв. Французский импе-риализм.

34.Франко-прусская война. Причины, ход военных действий, условия Франкфуртского мира.

35.Парижская Коммуна 1871 г. Основные направления историографии Коммуны.

36.Колониальная политика Франции в конце XIX в.

37.Особенности экономического и политического развития капиталистических стран в конце XIX в.

38.Колониальная политика европейски держав в конце XIX в. Территориальный раздел мира.

39.Начало борьбы за передел мира. Испано-американская и англо-бурская войны.

40.Сравнительная характеристика государственного развития стран Латинской Америки в конце XIX в.

41.Польша в условия зависимости ведущих европейских держав в конце XIX в.

42.Австро-Венгрия во второй половине XIX – начале XX века. Противоборство сил ин-теграции и дезинтеграции

43.Внутриполитическое развитие Франции в первой половине XIX в. (Реставрация. Июньская революция 1830 г. и ее 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
значение).

44.Революция 1848 года во Франции

45.Внутренняя политика Франции в 1850-1860-е гг.

46.Революции 1820-1823 гг., революции 1830 г., революции 1848 гг. в Европе.

Задание. Работа с картой и источниками.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика контрольных работ:

1.Венский конгресс и его решения.

2.Англия и Франция в 1815-1847 гг.

3.Германия, Италия, Австрийская империя в 1815-1847 гг.

4.Причины и задачи революции 1848-1849 гг. в Европе.

5.Первый период революции 1848 г. во Франции; деятельность Временного правительства.

6.Второй период революции 1848 г. во Франции.

7.Третий период революции 1848 г. во Франции. Причины поражения.

8.Деятельность Франкфуртского парламента в революции 1848 г. в Германии.

9.Революция 1848 г. в Милане, Риме и Венеции.

10.Освободительная война венгерского народа в 1848-1849 гг.

11.Территориальный рост и социально-экономическое развитие США в первой половине XIX в.

12.Внутриполитическое развитие США в первой половине XIX в. «Джексоновская демократия».

13.Аболиционистское движение в США; причины и задачи Гражданской войны.

14.Первый период Гражданской войны в США; революционное законодательство правительства А.Линкольна.

15.Второй период Гражданской войны в США; реконструкция Юга.

16.Пруссия накануне объединения Германии; приход к власти Бисмарка.

17.Войны Бисмарка за объединение Германии.

18.Италия накануне объединения. Роль Пьемонта (Сардинского королевства).

19.Объединение Италии; роль Гарибальди.

20.Программа Парижской Коммуны 1871 г.; влияние теорий прудонизма, бакунизма, бланкизма.

21.Особенности социально-экономического развития США в конце XIX – начале XX в.

22.Особенности социально-экономического развития Германи в конце XIX – начале XX в.

23.Особенности социально-экономического развития Франции в конце XIX – начале XX в.

24.Особенности социально-экономического развития Англии в конце XIX – начале XX в.

25.Особенности внутриполитического развития стран Запада в конце XIX – начале XX в.

26.Буржуазный реформизм в Европе в конце XIX – начале XX в.

27.Буржуазный реформизм в США в начале XX в.

28.Внешняя политика США в конце XIX – начале XX в.

29.Англо-бурский конфликт.

30.Колониальная политика Франции в конце XIX – начале XX в.

31.Политика Германии на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX в.

32.Строительство Багдадской железной дороги – триумф колониальной политики Германии в конце XIX – начале XX в.

33.Положение на Балканах к 70-м гг. XIX в.

34.Ближневосточный кризис 1875-1878 гг. Берлинский конгресс.

35.Балканы от Берлинского конгресса до Первой мировой войны.

36.Создание Тройственного союза.

37.Франко-русское сближение и оформление союза.

38.Создание военного блока "Антанта".

39. Общее и особенное в буржуазной революции в Англии

40. Общее и особенное в буржуазной революции в США

41. Общее и особенное в буржуазной революции в Франции

42. Общее и особенное в Нидерландской буржуазной революции

43.Основные тенденции социально-экономического развития стран Европы

44.Развитие США на рубеже XIX-XX вв.  

45. Основные тенденции развития стран Латинской Америки

46.Социально-политические проблемы развития западного общества на рубеже XIX-XX вв.  

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Родригес, А.М.,Закаурцева, Т.А.,  Пономарев,М.В. 
Новая история стран Европы и Америки : XVI-XIX в. В 3-х ч. Ч. 3.: Учебник для вузов / под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 703 с.           
Москва: ВЛАДОС, 2017
 
Л1.2
Родригес,А.М.,Мельянцев, В. А., Пономарев, М.В.
Новая история стран Европы и Америки : XVI-XIX в. В 3-х ч. Ч. 1.: Учебник для вузов / под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 528 с.
Москва: ВЛАДОС , 2017
 
Л1.3
Родригес, А.М., Мельянцев, В.А., Пономарев,М.В. 
Новая история стран Европы и Америки : XVI-XIX в. В 3-х ч. Ч. 1                                           : Учебник для вузов / под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 528 с.   
Москва: ВЛАДОС, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Королев, А. Г. 
Международные отношения 1870-1918 гг. : Сборник документов / А. Г. Королев ; составитель О. Н. Фрейфельд; под редакцией В. М. Хвостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06140-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441901
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Новая история в документах и материалах: В 2 т. Том 2 — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09323-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427638 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Чикалов, Р. А.
Новая история стран Европы и Северной Америки: Учебник / Р. А. Чикалов, И. Р. Чикалова. — Минск : Вышэйшая школа, 2013. — 686 c. — ISBN 978-985-06-2284-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/20233.html 
Минск : Вышэйшая школа, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Родригес-Фернандес, А. М.
Модернизация христианства в Новое и Новейшее время ::  Учебно-методическое пособие / А. М. Родригес-Фернандес, И. А. Нидерман. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-4263-0606-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79046.html
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источ¬ников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.