2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Организация исследовательской и проектной деятельности по истории_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация исследовательской и проектной деятельности по  истории
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
32
32
32
32
Руководство учебными и производственными практиками
36
36
36
36
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
76
76
76
76
Сам. работа
32
32
32
32
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Организация исследовательской и проектной деятельности по  истории
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической подготовке обучающихся к осуществлению исследовательской и проектной деятельности по истории и возможности ее использования в образовательном процессе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся понятие о проектной деятельности по истории;
1.4
познакомить обучающихся с понятием фундаментальных и прикладных исследований по истории;
1.5
познакомить обучающихся с содержанием и технологиями подготовки заявок на выполнение проектов (грантов)по истории;
1.6
развить у обучающихся полученные ранее навыки и умения организации самостоятельной исследовательской деятельности;
1.7
сформировать у обучающихся умения использовать результаты своей проектной деятельности в преподавании истории, разработке основных и дополнительных образовательных программ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика практических (полевых) исследований
2.1.2
Современные методы археологических исследований
2.1.3
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.4
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.5
Цифровые образовательные ресурсы по истории
2.1.6
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
2.1.7
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.8
Методика практических (полевых) исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.2
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.3
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.4
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях исторического образования
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1: Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта
 
УК-2.2: Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта
 
УК-2.3: Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации;
3.1.2
методы и способы определения проблематики, на решение которой направлен проект, а также отбора его исполнителей;
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.1.3
способы решения конкретных задач, возникающих при реализации проекта и прогнозирования рисков, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений;
3.1.4
технологии и методы публичной презентации своей деятельности, обсуждения хода и результатов проекта;
3.1.5
современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных уровнях исторического образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять основные этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации;
3.2.2
использовать различные методы и способы определения проблематики, на решение которой направлен проект, а также отбора его исполнителей;
3.2.3
определять и решать конкретные задачи, возникающие при реализации проекта и прогнозировать риски, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений;
3.2.4
использовать различные технологии и методы публичной презентации своей деятельности, обсуждения хода и результатов проекта;
3.2.5
применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных уровнях исторического образования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками определения основных этапов работы над проектом с учетом последовательности их реализации;
3.3.2
навыками определения проблематики, на решение которой направлен проект, а также отбора его исполнителей;
3.3.3
навыками решения конкретных задач, возникающих при реализации проекта и прогнозирования рисков, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений;
3.3.4
навыками публичной презентации своей деятельности, обсуждения хода и результатов проекта;
3.3.5
навыками использования современных методик и технологий организации образовательного процесса на различных уровнях исторического образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в изучаемую дисциплину

 
1.1
Понятие проектной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
1.2
Прикладные и фундаментальные исследования по истории /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
 
Раздел 2. Теоретические основы организации проектной деятельности по истории

 
2.1
Определение проблематики проекта, его цели и задач /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
2.2
Подбор исполнителей проекта, планирование этапов его реализации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
2.3
Технологии презентации результатов проектной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
 
Раздел 3. Практические основы организации проектной деятельности по истории

 
3.1
Подготовка индивидуальных и коллективных заявок на научные гранты /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
3.2
Подготовка индивидуальных и коллективных заявок на культурно-просветительские проекты /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
3.3
Подготовка индивидуальных и коллективных заявок на социальные проекты /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.4
Организация проектной деятельности при изучении истории в школе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
3.5
Организация проектной деятельности при изучении истории в школе /РукПр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ПК-1.3 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к экзамену:

1. Методология и метод

2. Классификация научных методов

3. Стратегии исторического исследования

4. Историческое исследование и его виды

5. Этапы исторического исследования

6. Элементы исторического исследования

7. Научные категории, понятия и их разновидности

8. Специфика исторического понятийного аппарата

9. Методы работы с историческими понятиями

10. Методы поиска документальной информации

11. Методы аналитико-синтетической переработки научной информации

12. Выборочное исследование в практике историка

13. Методы формализации сведений исторических источников

14. Специальные методы анализа исторических текстов

15. Устная история как технология сбора информации

16. Организационно-методические проблемы проведения исторического исследования

17. Модели исторических данных

18. Статистические методы систематизации исторической информации

19. Компьютерные модели исторических данных

20. Историко-динамический анализ

21. Типология исторических явлений

22. Историко-сравнительный метод

23. Историко-генетический метод

24. Математико-статистические методы анализа в историческом исследовании

25. Понятие проектная деятельность.

26. Виды и классификация проектов.

27. Оформление проекта: правила и этапы.

28. Общие принципы формирования исследовательской проектной заявки

29. Общие принципы формирования технического задания на выполнение проекта

30. Особенности проектной деятельности по локальной истории.

Задание: подготовка заявки на грант по истории на выбранную тему

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Темы контрольных работ:

Вариант 1.

1. Современные тенденции развития исторического знания

2. Специфика исторического знания

Вариант 2.

1. Анализ заявок на гранты по истории, поданных в РФФИ

2. Анализ заявок на гранты по истории, поданных в Фонд президентских грантов

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Горовая, В. И.
Научно-исследовательская работа: Горовая, В. И.  Научно-исследовательская работа : учебное пособие для вузов / В. И. Горовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14688-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/47905
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Горелов, Н. А.
Методология научных исследований: Горелов, Н. А.  Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03635-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468856 
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фонд "История Отечества". - URL: https://fond.historyrussia.org/konkursy.html
 
Э2
Фонд президентских грантов. – URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/history
 
Э3
Благотворительный фонд Владимира Потанина. – URL: https://www.fondpotanin.ru/
 
Э4
Российский фонд фундаментальных исследований. – URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.