2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
10 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.истор. наук, доцент, Сабиров И.Т. _________________
 
 
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в знакомстве обучающихся с основными теоретическими и практическими подходами к сохранению и использованию объектов историко-культурного наследия на региональном, общероссийском и международном уровнях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
рассматривать историко-культурное наследие как вид современного ресурса регионального и международного развития;
1.4
уметь применять инструменты современного менеджмента в работе с культурными ресурсами;
1.5
владеть экономическими и правовыми основами проектной деятельности в сфере историко-культурного наследия;
1.6
иметь научные представления о способах повышения ценности культурного ресурса путем его интерпретации, управления и продвижения на «рынке наследия» и в сфере исторического туризма;
1.7
формировать навыки грамотного, логичного, аргументированого собственного суждения и оценкок и выстраивания обоснованной стратегии действий в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;
1.8
уметь определить и оценить практические последствия профессиональной деятельности в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;
1.9
выстраивать профессиональную деятельность на основе уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития России и мира
1.10
формировать умения толерантного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции;
1.11
уметь использовать современные образовательные технологии в сфере использования историко-культурного наследия в образовательных и просветительских целях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и культура регионального предпринимательства
2.1.2
Методика написания исследовательской работы по краеведению
2.1.3
Научный дискурс
2.1.4
Организация исследовательской и проектной деятельности по  истории
2.1.5
Политические и государственные деятели Волго-Камского региона
2.1.6
Экологическая история промышленного города
2.1.7
Этногенез народов Среднего Поволжья и Прикамья
2.1.8
Методика практических (полевых) исследований
2.1.9
Современные методы археологических исследований
2.1.10
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.11
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.12
Цифровые образовательные ресурсы по истории
2.1.13
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
2.1.14
История и культура регионального предпринимательства
2.1.15
Методика практических (полевых) исследований
2.1.16
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.3: Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "История России"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативно-правовые основы охраны и использования историко-культурного наследия в современной России;
3.1.2
основы определения и оценивания практических последствий реализации действий в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;
3.1.3
основы проектирования с учетом выбора оптимальных способов решения проектных задач, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений;
3.1.4
историческое наследие и традиции народов Российской Федерции и культурные традиции  народов мира;
3.1.5
основы толерантного и конструктивного взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
3.1.6
современные образовательные технологии необходимые для обеспечения качества использования объектов историко-культурного наследия в просветительских и образовательных целях;
3.1.7
разные модели охраны культурного наследия в зарубежных странах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы;
3.2.2
составлять сметно-финансовые расчеты производства работ;
3.2.3
представлять и использовать информацию об объектах историко-культурного наследия в своей профессиональной деятельности;
3.2.4
грамотно, логично, аргументировано формулировать собственные суждения и оценки,предлагать стратегию действий в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;
3.2.5
определять и оценивать практические последствия реализации действий в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;
3.2.6
демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов истории России и мира;
3.2.7
толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции;
3.2.8
использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества работы с объектами историко-культурного наследия в просветительских и образовательных целях;
3.2.9
разрабатывать туристические маршруты с использованием потенциала историко-культурного наследия Республики Татарстан;
3.2.10
проводить экскурсии по историческим местам и музеям Республики Татарстан
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками владения понятийным аппаратом в сфере историко-культурного наследия;
3.3.2
навыками профессионального мышления, необходимыми для своевременного определения цели, задач своей профессиональной деятельности в области использования объектов  историко-культурного наследия;
3.3.3
навыками грамотного, логичного, аргументированого формулирования собственных суждений и оценок в сфере выработки стратегии, определения и оценки практических последствий профессиональной деятельности в организации охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
3.3.4
навыками проектирования и выбора оптимальных способов решений в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений;
3.3.5
навыками формирования уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов мира,на основе знаний о истории России и мира;
3.3.6
навыками толерантного и конструктивного взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
3.3.7
навыками использования современных образовательных технологий для обеспечения качества работы с объектами историко-культурного наследия в просветительских и образовательных целях.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И  СПЕЦИФИКА ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

 
1.1
Основные теории и подходы к определению понятия историко – культурного наследия /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-5.2 УК-5.3
4
0
 
1.2
Основы российского законодательства в области охраны памятников /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3
4
0
 
1.3
Современная российская законодательная база в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
1.4
Современная практика охраны объектов недвижимого историко-культурного наследия средствами градостроительного планирования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
1.5
Объекты культурного наследия: понятийный аппарат и классификация /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
1.6
Исторические предпосылки формирования системы охраны памятников истории и культуры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 
2.1
Основы региональной политики в сфере сохранения и использования историко-культурного наследия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-5.2 УК-5.3
4
0
 
2.2
Объекты историко-культурного наследия в Республике Татарстан /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
2.3
Государственная система сохранения историко – культурного наследия в Республике Татарстан /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
2.4
Основные направления деятельности общественных организаций в области охраны памятников истории и культуры в Республике Татарстан /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
2.5
Правовые основы охраны и использования объектов культурного наследия в Республике Татарстан /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
2.6
Основные результаты памятникоохранительной деятельности в Республике Татарстан /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

 
3.1
Международный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.2 УК-5.3
4
0
 
3.2
Деятельность по включению объектов Республики Татарстан в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
3.3
Разработка экскурсионного маршрута по объектам Республики Татарстан, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.4
Международная  практика  охраны  и  использования  историко-культурного наследия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

20
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

0
УК-2.3 УК-5.2 УК-5.3 ПК-1.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. История развития правовой и законодательной базы охраны культурного наследия в Российской империи.

2. Особенности развития правовой и законодательной базы охраны культурного наследия в советский период.

3. Развития правовой и законодательной базы охраны культурного наследия на современном этапе.

4. Основной закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

5. Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере сохранения,использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

6. Международные акты, регулирующие сферу охраны, использования и популяризации памятников мирового культурного наследия.

7. Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ».

8. Основные положения об охране и использовании памятников истории и культуры.

9. Порядок проведения общероссийского мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры РФ.

10.Современные основные неэкономические проблемы охраны культурного наследия.

11. Две формы и два направления в охране культурного наследия.

12. Государственная культурная политика в области сохранения культурного наследия в РТ.

13. Основные проблемы сохранения памятников истории и культуры Татарстана.

14. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного и национального культурного природного наследия.

15.Система охраны культурного и природного наследия и роль неправительственных организаций (ИКОМОС, МСОП, ИКОМ и др.).

16. Документы совета Европы по сохранению культурного и природного наследия.

17. Признаки и свойства объектов культурного наследия.

18.Социальная функция памятников.

19. Категория ценностной характеристики культурного наследия.

20.Проблемы изучения памятников как историко-культурного явления.

21. Мониторинг объектов материальной культуры.

22. Международные акты, регулирующие сферу охраны, использования и популяризации памятников мирового культурного наследия.

23. Нормативные материалы по государственной охране,сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (движимые памятники).

24. Нормативные материалы по государственной охране, сохранению,использованию и популяризации объектов культурного наследия(недвижимые памятники).

25. Нормативные документы по технике безопасности при проведении консервационных работ.

26. Нормативные документы по технике безопасности при проведении реставрационных работ.

27.Охрана культурного наследия в странах Европы.

28.Охрана культурного наследия в странах Азии.

29. Охрана культурного наследия в странах Америки.

30. Международная система охраны культурного и природного наследия.

Задание: дать развернутый анализ документам:

Основной закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ»

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика контрольных работ

Вариант 1

1. Общая характеристика менеджмента .

2. Особенности менеджмента в социокультурной сфере.

Вариант 2

1. Культурологические  основания  профессиограммы  современного Менеджера

2. Специфика  современных условий  и  роль  менеджмента  в  управлении, планировании, развитии различных видов деятельности в музеях и органах охраны пятников

Вариант 3.

1. Основы российского законодательства в области охраны памятников

2. Международная  практика  охраны  и  использования  историко-культурного наследия

Кейс-задача

Задания для решения кейс-задачи

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Выявите проблемные вопросы в следующих темах:

Тема 1. Культурное и природное наследие Республики Татарстан.

1.Определите роль объектов культуно-исторического наследия в жизни современного общества.

2.Определите основные формы и методы использования культурно-исторического наследия в РТ.

Тема 2. Охрана объектов культурно-исторического наследия в РТ.

1.Дайте  характеристику культурного наследия в РТ.

2.Дайте характеристику состояния и сохранности культурно-исторического наследия в РТ.

3.Особенности сохранения археологического наследия

Тема 3. Адаптация Международная охрана культурных ценностей

1.Оцените роль решений гаагской конференции в деле охраны мирового культурного наследия .

2. Определите значение документа «пакт Рериха».

3. Определите роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия в мире.

Тема 4. Закон РФ «Об охране объектов культурного наследия» 2002 г.

1.Дайте общую характеристику закону.

2.Оцените систему мер охраны ОКН в РТ.

3.Подзаконные акты и их роль в реализации закона.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сафонов, А. А.  
Музейное дело и охрана памятников: учебник и практикум для вузов / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15046-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/486439
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кулемзин, А. М.
Памятники истории культуры и их охрана: Учебное пособие для вузов / А. М. Кулемзин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 146 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11569-7 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0417-5 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445642 (дата обращения: 26.10.2019).
Москва : Издательство Юрайт,  2019
 
Л2.2
Подосенова,Ю.А.,  Сарапулов, А.Н.
Законодательство по охране памятников истории и культуры (объекты археологии и архитектуры) :: Учебное пособие / составители Ю. А. Подосенова, А. Н. Сарапулов. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 149 c. — ISBN 978-5-85218-992-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86347.html 
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.