2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв__История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
80
80
80
80
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о развитии исторического процесса на Западе в позднее средневековье (раннее новое время) и его закономерностей, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, опираясь на опыт и знания в проблемах исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
1.4
рассмотрение общеметодологических проблем истории позднего средневековья (раннего нового времени);
1.5
рассмотрение основных этапов формирования исследований позднего средневековья (раннего нового времени) и их специфики;
1.6
выявление исторического своеобразия формирования позднесредневековых наций и государств и их влияние на современность;
1.7
рассмотрение основных тенденций развития средневековых институтов в целом и выявление особенностей средневековых практик в различных культурах;
1.8
анализ меняющегося средневекового сознания в контексте социально-экономических изменений;
1.9
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
1.10
формирование умения применять полученные знания при анализе различных областей общественной жизни и жизненной практики
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Религиоведение
2.1.2
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.3
Археология
2.1.4
Археология Вятско-Камского региона
2.1.5
Противодействие коррупции
2.1.6
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура татарского народа
2.2.2
История России новейшего времени
2.2.3
История Татарстана
2.2.4
История философии
2.2.5
Новая история стран Европы и Америки
2.2.6
Теория и методика обучения истории
2.2.7
Летняя педагогическая практика
2.2.8
Культурология
2.2.9
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.10
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.11
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.13
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.14
История и культура татарского народа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности 
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
навыками разработки программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.3
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.4
теоретико-методологические основы исследований позднесредневекового общества;
3.1.5
специфику предмета, историю его становления и основные этапы формирования;
3.1.6
основные концепции и направления исследований позднего средневековья;
3.1.7
основные направления в зарубежной и отечественной историографии истории раннего нового времени;
3.1.8
хронологические рамки и основные периоды истории раннего нового времени;
3.1.9
особенности формирования собственности и иерархической структуры общества.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.2
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
3.2.3
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.4
выделять и интерпретировать существенные явления и процессы истории позднего средневековья;
3.2.5
анализировать корпус базовых источников по истории раннего нового времени;
3.2.6
анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи;
3.2.7
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.2
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.3
навыками разработки программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.4
навыками научного анализа, использования и обновления знаний по истории позднего средневековья (раннего нового времени).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Раздел 1. Модернизационные процессы в европейской экономике раннего Нового времени.

 
1.1
Основные пути трансформации феодальной системы землевладения и землепользования в раннее Новое время /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-3
4
0
 
1.2
1. Кризис традиционного средневекового общества в конце XV - начале XVI века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3
4
0
 
1.3
Европа накануне раннего нового времени /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 2. Реформация в Европе. Контрреформация и конфессионализация в Европе.

 
2.1
1. Причины, истоки и содержание Реформации как широкого общественного движения /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ПК-3
4
0
 
2.2
1. Происхождение протестантской идеологии и этики в оценках европейской общественной мысли XIX-XX вв. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3
4
0
 
2.3
Общее и особенное в реформационном движении в разных странах Европы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Европейский абсолютизм и модернизация политических структур.

 
3.1
Предпосылки и факторы абсолютизма /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

8
ПК-3
4
0
 
3.2
Понятие абсолютизма. Факторы формирования абсолютизма в европейских странах /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
3.3
Тенденции политического развития европейского общества XVII–XVIII вв. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 4. Международные отношения в Европе и европейский колониализм XVI - первой половины XVII вв.

 
4.1
Изменение характера международных отношений в условиях модернизации европейского общества /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-3
4
0
 
4.2
Основные проблемы международных отношений в Европе в XVI в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
4.3
Тридцатилетняя война (1618–1648) и ее место в складывании «европейского концерта» /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 5. Европейская культура Высокого Возрождения.

 
5.1
Духовное развитие европейского общества в период ранней модернизации: от Возрождения к Реформации /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

8
ПК-3
4
0
 
5.2
1. Идеология раннего нового времени. Распространение гуманизма в XVI в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-3
4
0
 
5.3
Духовное развитие европейского общества в период ранней модернизации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ПК-3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Европейское общество на рубеже раннего Нового времени. Демографическая ситуация в Европе, миграционные процессы, социальные изменения.

2.Типологизация регионов Европы по уровню и направлению социального развития в XVI - XVII веке.

3.Проблема возникновения капиталистических отношений в отечественной историографии.

4.Проблема возникновения капиталистических отношений в зарубежной историографии.

5.Основные тенденции развития аграрных отношений в раннее Новое время (до 1789 г.). Европейская агрикультура XVI – XVIII вв.

6.Развитие городского производства, торговли и финансов в к. XVI-XVII вв. Процессы урбанизации и социальная дифференциация в ранее Новое время.

7.Мануфактурная и фабричная стадии развития капитализма. Начало и характер индустриальной революции во второй половине XVIII века.

8.Понятие модернизации. Ее причины, содержание и направление модернизационных процессов. Пути генезиса капитализма и трансформации феодальных отношений.

9.Колониальная политика европейских держав в Старом и Новом Свете в XVI – XVIII вв. Типы и эволюция колониальных систем в раннее Новое время.

10.Исторические предпосылки Реформации в Европе. Основные доктрины реформационных учений (Лютер, Кальвин, Цвингли).

11.Контрреформация в Западной Европе в XVI – XVII вв. Конфессиональная ситуация в Европе накануне Тридцатилетней войны.

12.Основные проблемы развития международных отношений в западной Европе в XVI веке.

13.Европейский абсолютизм второй половины XVII - XVIII в. Типы абсолютистских режимов, их идеология, национальные особенности.

14.Европа и турецкая экспансия. Основные военные действия. Восток-Запад: характер отношений.

15.Тридцатилетняя война в Европе. Анализ причин и характеристика основных конфликтов и противоречий, блоковая расстановка сил в Европе, основные этапы.

16.Вестфальский мир, его содержание и историческое значение. Формирование Вестфальской системы международных отношений. Общие итоги Тридцатилетней войны.

17.Гуманистическое движение в Европе XIV - XVI вв.: основные направления, периодизация. Влияние гуманизма на идеологическое и культурное развитие.

18.Социальные утопии позднего средневековья.

19. Причины великих географических открытий

20. Начало великих географических открытий

21. Открытия Христофора Колумба

22. Открытие Васко да Гама морского пути в Индию. Колониальные захваты португальцев

23. Первое кругосветное путешествие. Фернан Магеллан

24. Колониальная система в испанских и португальских владениях в XV – первой половине XVII вв.

25. Последствия великих географических открытий

26. Упадок Делийского султаната

27. Религиозные (гугенотские) войны во Франции (1562-1598 гг.)

28. Последствия гугенотских войн и феодальных смут во Франции второй половины XVI в.

29. Франция в период правления Генриха IV Наваррского

30. Мероприятия французского правительства по борьбе с феодальной знатью в первой половине XVII в. и дальнейшая централизация государства

Задание: работа с картой и с историческими источниками

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Социально-политические изменения в европейском обществе Раннего Нового времени.

2.Процессы модернизации и развитие производительных сил в европейском обществе Раннего Нового времени.

3.Влияние ВГО на процесс европейской модернизации в конце XV- начале XVI вв.

4.Доктринальные и этические противоречия католицизма и протестантизма.

5.Немецкий гуманизм и его роль в подготовке Реформации в Германии.

6.Процессы модернизации в германском обществе и формирование общественно- политических предпосылок Реформации.

7.Радикально-бюргерское течение в Реформации и народная реформация Т.Мюнцера.

8.Особенности позднеренесансной культуры в Нидерландах XVI вв.

9.Особенности и основные черты итальянской и французской ренессансной культуры в XVI веке.

10.Типология и национальные особенности абсолютистских режимов в Раннее Новое время (на примере Франции, Испании, Германии, Англии).

11.Становление французского абсолютизма в XVII веке в политике кардиналов Ришелье и Мазарини.

12.Взгляды Ришелье на абсолютную монархию, буржуазию и дворянство в «Политическом завещании».

13.Социальные процессы в английском обществе XVI в.

14.Королевская реформация в Англии: консерватизм и новации.

15.Идеальный государь в представлениях Никколо Макиавелли.

16.Идеи гражданского гуманизма во Флоренции XV в.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
17.Гуманистическая педагогика Эразма Роттердамского.

18.Социально-политические и этические воззрения Эразма Роттердамского.

19.Учение М. Лютера и его социальная сущность.

20.Феномен религиозных войн во Франции в XVI в.

21.Орден иезуитов и Контрреформация.

22. Политические взгляды и деятельность кардинала Ришелье

23. Социальная сущность и историческая роль абсолютной монархии во Франции

24. Гуманизм и реформация в Германии в конце XV – начале XVI в.

25. Крестьянство перед началом войны. Статейное письмо

26. Крестьянская война в Швабии. Программа «двенадцати статей»

27. Крестьянская война во Франконии. Гейльброннская программа

28. Крестьянская война в Тюрингии и Саксонии. Томас Мюнцер

29. Тридцатилетняя война в Европе (1618-1648 гг.)

30. Феодальное государство и право в европейских странах

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Поляк, Г.Б. и др.
Всемирная история: учебник для студентов вузов;/ Поляк Г.Б., Маркова А.Н., Андреева И.А., Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская Н.О., Квасов А.С., Кривцова Н.С., Мурашова Е.М., Носов В.Е., Носова Г.В., Скворцова Е.М., Топалова Ю.И., Черноскулов В.И. - 3-е издание. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 888с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71211.html
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гребенюк А.В.
История мировых цивилизаций в 3 ч. Часть 3. Цивилизации средневековой Европы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Гребенюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07929-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/423997
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Величко, Л.Н.
Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Часть 1. Новая история стран Европы и Америки : Хрестоматия / Л. Н. Величко, И. А. Коробкина, И. В. Крючков, Т. В. Пантюхина. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. . — 308 с. — ISBN 978-5-534-04827-8. —URL: http://www.iprbookshop.ru/69410.html
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
История.ру.– URL:http://www.istoriia.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-211 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.